Профессиональное просвещение младших школьников как предмет психолого-педагогического исследования.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснопольская СШ»
Профессиональное просвещение младших школьников как предмет психолого-педагогического исследования.
Учитель начальных классов:
Капитонова И.Н.
2015 год.
Введение
 О множестве профессий школьники  практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий  начинается в начальной школе.
Работа по профориентации в начальной школе очень специфична. Особенность заключается в том, что в 1 – 4 классах не ставится цели подвести детей к выбору определённой профессии. Главное – развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей развитие школьника, важно расширить его представление о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов,  конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого и необходимо на уроках окружающего мира знакомить младших школьников с миром профессий с помощью различных методов и форм.
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях накоплен достаточно большой опыт применения различных форм и методов профессионального просвещения школьников, так как много ведущих специалистов, педагогов, профессоров, таких как Е.А. Климов, А.И. Кочетов, С.Н. Чистякова, И.Д. Чернышенко, О.Ю. Елькина и т.д., которые занимались и занимаются по данной проблеме.В данном контексте, как никогда, становится актуальной целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации с учениками младшей школы. Профессиональная ориентация  - это система научно обоснованных психолого-педагогических мероприятий, которые направлены на подготовку к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества. [24 с.43-47].
Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах. В практике учителей начальной школы профессиональное просвещение имеет, как правило, эпизодический характер. Если для старшеклассников существует множество методических разработок с использованием различных профориентационных методов и приемов, то для младшего звена таких разработок явно недостаточно.
Настоящие методические рекомендации Чистяковой С.Н «Основы профориентации школьников» [30 с.112] и Щегорцева В.А «Организация профориентационной и профконсультационной работы» [31] направлены на оказание помощи в организации и проведении профориентационной работы в начальном звене и так же их можно использовать на уроках окружающего мира. Методические рекомендации содержат образцы проведения профориентационных занятий и экскурсий с учетом возрастных особенностей учащихся начальных классов. В ходе занятий и экскурсий используются различные методы и приемы, позволяющие школьникам стать активными субъектами в процессе знакомства с миром профессий и труда.
К сожалению, не смотря на всю важность проблемы, очень часто профориентационной работе с младшими школьниками уделяется мало внимания, формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически.
Профессиональное просвещение младших школьников как предмет психолого-педагогического исследования.
Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Вопросы профориентации и ее научного обоснования в нашей педагогике особенно актуализировались с середины 60-х гг. XX в. Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие специальные исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников (А.Е. Голоншток, Е.А. Климов, П.П. Костенков, А.Д. Сазонов, В.Ф. Сахаров, С.Н. Чистякова и др.). [13 с.150, 25 с. 43 - 47, 30 с.112]В качестве основных задач профессиональной ориентации были выделены задачи обеспечения первичного выбора профессии и задача профессионального отбора и подбора. Это способствовало акцентированию внимания на изучении психологических механизмов профессионального выбора, на разработке методологии и методики профессиональной и психологической диагностики. Развитие теоретических основ профессиональной ориентации осуществлялось по нескольким направлениям.
Для отечественной теоретической профориентации характерно практическое отсутствие целостных концепций профессиональной ориентации и широкое использование достижений психологической науки, релевантных задачам профориентации. Специальные разработки проблем профессиональной ориентации носят характер сегментарных концепций. В качестве методологической основы этих концепций используются работы Л.Выготского, А.Леонтьева, Б.Теплова, С.Рубинштейна, К.Платонова, Б.Ананьева.
Различные аспекты профессиональной ориентации рассматриваются в работах Е. Климова, И.Назимова, М.Климовой, С.Крягжде, И.Кона, В.Шадрикова, Р.Титмы, Е.Головахи. Практически все работы выполнены на основе понимания профориентации как содействия первичному выбору профессии, и рассматривают проблемы профессиональной адаптации молодежи. Если внимание западной профессиональной ориентации великая депрессия 30-х годов акцентировала на проблемах профессиональной ориентации взрослого незанятого населения, то для отечественной науки профессиональная переориентация, выбор профессионального пути в зрелом возрасте, особенности профессиональной деятельности в условиях негарантированной занятости и безработицы становятся актуальными только в последние годы. Изменение социально-экономического фона и расширение спектра практических задач приводит к необходимости разработки новых специфических концепций, подходов к профориентации, учитывая, что психологическая теория уже не в состоянии обеспечить теоретическую основу решения этих новых задач. Формирование рыночных отношений в сфере труда открывают новый этап в теоретическом осмыслении и практической реализации профориентационной работы. К сожалению перечень работ, отражающих новые социально-экономические реалии в анализе проблем профессиональной ориентации весьма ограничен и носит характер определения проблемного пространства, изучения объектов профориентационного воздействия. Характеризуя состояние профессиональной ориентации в России в 90-х годах, И.Назимов определяет его как кризисное. Не последнюю роль в этом играет отсутствие единой концептуальной основы, монополизм психологического знания, несистемный подход к организации профориентационной работы.
Несмотря на обширную методологическую и методическую базу профориентации можно ставить вопрос об отставании теоретико-методологических разработок проблем профориентации от запросов практики. Важнейшей задачей методологического обеспечения профориентации является модернизация основных принципов этой работы и понимание профориентации как социального института, обеспечивающего не только процесс профессиональной адаптации, но и осуществляющего широкую социализацию индивида и регуляцию его социального и профессионального поведения.
Как представляется, проблема профессиональной ориентации должна рассматриваться в рамках более общей проблемы социальной адаптации, что требует приложения социологических концепций к анализу развития системы профессиональной ориентации.
Современная теория профессионального самоопределения, разработанная известными исследователями в области профессиональной ориентации (Е.А. Климов, С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников и др.) определяет ряд факторов, влияющих на профессиональный выбор школьников. К ним относят:
осознание значимости общественно-полезного труда;
умение ориентироваться на рынке труда и профессий;
учет потребностей, ценностей, идеалов, интересов и склонностей личности;
наличие знаний, умений, навыков, а так же способностей и свойств реагирования в определенных ситуациях (темпераментальных свойств) в сочетании с чертами характера и поведения личности. [13, 30, 23 с. 92-96]
Очевидно, что система учебно-воспитательной работы обладает значительным потенциалом в создании условий, когда выделенные факторы способствуют научно-обоснованному выбору такой сферы деятельности человека, которая в значительной степени обеспечит его самореализацию. А поскольку ее субъектом является педагог, то профессиональное самоопределение, как процесс освоения определенной системы ценностей может осуществляться под его непосредственным руководством.
Формирование готовности реализации своих возможностей на рынке труда выступает, как один из элементов общей системы воспитания и подготовки учащихся к труду. В основных направлениях нравственного, трудового, физического воспитания, так или иначе, находят свое отражение задачи связанные с воспитанием общественной активности школьника. В педагогической науке общественная активность определяется, как свойство личности, включающее осознание значимости общественной деятельности, готовность и желание участвовать в ней, умение действовать, проявляя ответственность, инициативу, самостоятельность. С этих позиций общественная активность может рассматриваться как некоторый значимый элемент готовности школьника к реализации своих возможностей в подготовке к профессиональному образованию и построении траектории его получения. С другой стороны, общественная активность может рассматриваться как некоторый показатель, характеризующий нравственный смысл достижения успеха. Проявления ответственности, инициативы, самостоятельности на фоне осознания значимости выбираемой профессиональной деятельности для общества, государства, своих близких и лично для себя характеризует наличие общественно – ценных мотивов и ориентиров в построении профессиональной карьеры молодого человека. А поскольку ведущий строй мотивов характеризует нравственную направленность личности, то перспективное видение успеха в ходе осуществления образовательной деятельности может рассматриваться как содержательный аспект некоторого нравственного идеала, заключенного в этом успехе. Тогда и профессиональная карьера, совершается в соответствии с существующим нравственным образцом. В ней также отражено отношение личности к труду, обществу, к себе. Процесс формирования нравственных идеалов, особенно в старшем школьном возрасте, приобретает особый смысл и характер в связи с ярким проявлением потребности в самоопределении. Она выражается, по мнению исследователей, в стремлении найти себя, определить свои возможности, познать свою сущность и, в конце концов, найти свое место в жизни. [12 с.3]
Таким образом, современное представление педагогической сущности профессиональной ориентации связано с характеристикой его важнейших компонентов: профессионального самоопределения и создания предпосылок построения профессиональной карьеры. Эти компоненты выступают, с одной стороны, как особенности, характеризующие направление и содержание воспитательной работы в старших классах. В рамках этих особенностей строятся задачи и содержание профессиональной ориентации, направленные на формирование активной позиции школьника в профессиональном самоопределении и построения профессиональной карьеры в будущем.
Библиографический список
Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе./ Бесова М.А. – Ярославль, Академия Холдинг, 2002.- 237 с.
Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя./ Богданова О.С. – М.: Просвещение, 1985. -176 с.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013
Витковская Н.С., Джола Н.Д., Щербо А.Б. Формирование культуры поведения младших школьников: пособие для учителя/ Витковская Н.С. – К.:Радянська школа, 1988. – 143 с.
Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2005.
Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учебное пособие/ Дарвиш О. Б. – М.: Владос-пресс, 2004. – 263 с.
Землянская Е.Н. Мир труда и профессий: Сборник дидактических материалов для начальной школы./ Землянская Е.Н. – М.:ИОСО РАО, 2000. – 123 с.
Зеер, Э. Ф. Основы профориентологии / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова.- М.: Высшая школа, 2005. -159 с.
Киреев В.И. Социально-профессиональная ориентация учащейся молодежи. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1978. - 144 с.
Климов Е.А. Как выбирать профессию./ Климов Е.А. - М.: Просвещение, 1986. – 187 с.
Копытов, А.Д. Формирование профессиональных интересов учащихся школ и ПТУ [Текст]/А.Д. Копытов. – Томск, 1993. – 80 с.
Кочетов, А.И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников. – М., 2006. – 160 с.
Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: пособие для учителя./ Минскин Е.М. – М.: просвещение, 1985. – 192 с.
Мухина, М. В. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников / М. В. Мухина.- Сочи, 2011.-38с.
Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.
Попова, Е. В. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников: методические рекомендации / Е. В. Попова, В. А. Творожникова.- Сыктывкар.: ГАУ РК «РИЦОКО», 2011.-66с.
Прошицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии/Школа и производство. Прошицкая Е.Н. – 1993. - №4.
Пряжников Н.С. Деловая игра как средство активизации учащихся в профессиональном самоопределении //Вопросы психологии, 1987, N4. С.92-99.
Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1995. - 240 с.
Пряжников Н. С. Оценка эффективности профессионального самоопределения //Школа и производство, 1997, N2. С.92-96.
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М., 2005.
Сазонов А.Д. Исследование проблем профессиональной ориентации //Советская педагогика, 1983, N10. С.43-47.
Троицкая Н.Б. Нестандартные уроки и творческие занятия: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 144 с.
Тамбовкина Т.В. Мир профессий // Начальная школа. – 1999. -№ 21. – С. 12-13
Тихоненко А.В. Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач // Начальная школа.- 2001.- №8.- С.76-83.
Яковлева, С. Путешествие в Страну профессий / С. Яковлева // Научная школа.- 1998.-№ 29.-С.8–9.
Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников: Учебное пособие. /Под ред. В.А.Сластенина. М.: Просвещение, 1983. - 112 с.
Щегорцев В.А. Организация профориентационной и профконсультационной работы. – М., 1998.
Щекин Г.В. Организация и психология управления персоналом: Учеб.-метод.пособие. – К.: МАУП, 2002. – 832 с.: ил. – Библиогр.: с.752-759.
Энциклопедия игр и развлечений: Книга для детей и взрослых. – М.: АСТПРЕСС, 1999. – 464
Экономика и право: словарь-справочник. М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.
Ярута, Т. В.  Подпрограмма "Профессиональное самоопределение учащихся" [Текст] / Ярута Т. В., Антоненко А. А., Гайнутдинова Н. Г. // Завуч. Управление современной школой. - 2006. - № 6. - С. 53-63. - Прил.: с. 60-62.