Рабочая программа учебной практики Физико-химический анализ

Министерство сельского хозяйства и продовольствия ЛНР
ОСП Славяносербский техникум Луганского национального аграрного университета










Рабочая программа учебной практики
ФИЗИКО–ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

по специальности 20.02.01 «Рациональное использование
природохозяйственных комплексов»
















2016 Автор: Дементьева О.А. преподаватель ІІ категории ОСП Славяносербский техникум ЛНАУ

Рецензенты: Ильинова И.С. преподаватель ІІ категории ОСП Славяносербский техникум ЛНАУ



Программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта СПО ЛНР по профессии/специальности среднего профессионального образования 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйсвенных комплексов».




Рассмотрена и одобрена цикловой комиссией гидромелиоративных и экологических дисциплин.
Протокол заседания предметной цикловой комиссии
№ _________ от «___» __________________ 2016 г.




Председатель комиссии И.В. Шаповал
Заместитель директора
по учебной работе С.В. Визир
1. Цель учебной практики
Цель учебной практики «Физико-химические методы анализа веществ»: формирование у студентов понимания принципов, условий применимости и ограничений в использовании физико-химических методов качественного, количественного и структурного анализа биологически значимых химических соединений в биологических пробах и умение адекватно выбирать необходимые подходы для решения конкретных задач в химическом анализе.
2. Задачи учебной практики

Задачами учебной практики являются:
- обучить студентов технике современных физико-химических методов анализа в химии, методам оценки и выбора методов анализа, адекватных поставленной задаче;
- привить навыки оценки и статистической обработки данных, полученных в ходе химического анализа;
- обучить рациональному и эффективному использованию информационных технологий в решении задач химии;
- ознакомиться и соблюдать правила техники безопасности в лаборатории, при работе с измерительными приборами и вспомогательным оборудованием;
- ознакомиться с устройством и соблюдением правил работы с измерительными приборами.
3. Место учебной практики

Учебная практика входит в раздел учебной программы направления подготовки «Рациональное использование природохозяйсвенных комплексов».Являясь результатом практического применения знаний по дисциплинам: «Общая химия», «Аналитическая химия», «Естественно-научная картина мира» и др.
4. Формы проведения учебной практики

Форма проведения учебной практики – лабораторная.
5. Место и время проведения учебной практики

Учебную практику студенты проходят в лаборатории учебного корпуса, агрохимические лаборатории предприятий сельского хозяйства, физико-химические лаборатории предприятий, занятых контролем за загрязнением окружающей среды. Работа каждого студента строится в соответствии с тематическим планом практики, составленным с учетом индивидуальных особенностей базы практики.
В соответствии с учебным планом продолжительность учебной практики составляет 120 часов.

6. Компетенции студента, формируемые в результате прохождения учебной практики

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие общекультурных компетенций:
способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы ;
способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования ;
способность логически верно строить устную и письменную речь;
готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией.
общепрофессиональных:
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности. способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения ;
специальных компетенций: владение навыками химического эксперимента, основными синтетическими и аналитическими методами получения и исследования химических веществ.

В результате прохождения практики студент должен:

знать:
современные приборы и оборудование используемые в химических лабораториях, основные методы и методики выполнения анализов;
технику безопасности при работе в химической лаборатории.

уметь:
описать методы и методики анализа, применяемые на современном этапе;
выполнять требования техники безопасности при работе в лаборатории.

владеть:
навыками работы в химической лаборатории.


7. Структура и содержание учебной практики

Распределение времени

Тема

Количество часов
Самостоятельная
работа


Всего
На занятиях


1. Техника безопасности в лаборатории при проведении учебной практики.

6
6
-

2.Классификация физико-химических методов в определении элементов и веществ.
24
12
12

3. Основные метрологические характеристики физико-химических методов для обработки результатов.
24
12
12

4. Графическое изображение результатов измерения:

18
6
12

5. Приборы І уровня. Их строение и использование для определения загрязнения окружающей среды.

40
24
16

6. Приборы ІІ уровня.

40
24
16

7. Приборы ІІІ уровня.

40
24
16

8. Вычисление данных наблюдений, написание и защита отчета.
24
12
12

Всего:
216
120
96


Подготовительные работы.
1.Техника безопасности в лаборатории при проведении учебной практики.
Ознакомление с рабочей программой практики. Инструктаж по технике безопасности. Обращение с реактивами. Подготовка необходимого оборудования, инвентарного и дополнительного оборудования. Противопожарные мероприятия. Первая помощь при ожогах и порезах.
2. Классификация физико-химических методов в определении элементов и веществ.
1. Классификация физико-химических методов.
2. Особенности методов. Абсолютная и относительная чувствительность методов.
3. Понятие про тип методов:
а) универсальные;
б) специальные;
в) прямые и посредственные.
4. Типы физико-химических лабораторий в зависимости от их назначения, и их характеристика.
3. Основные метрологические характеристики физико-химических методов для обработки результатов.
1. Задания метрологического обеспечения методов анализа.
2. Классификация ошибок. Обработка результатов.
3. Систематическая и случайная, абсолютная и относительная ошибки. Среднее арифметическое, дисперсия, стандартное отклонение.
4. Отображение и достоверность результатов.
4. Графическое изображение результатов измерения:
а) Построение калибровочных графиков.
б) Построение диаграмм.
в) Построение и анализ таблиц.
5. Приборы І уровня. Их строение и использование для определения загрязнения окружающей среды.
1. Определение токсичности воды «Биотокс»
2. Дозиметрическая аппаратура. Дозиметр «Белла». Дозиметр «ДП-5». Определение уровня радиоактивного фону и радиоактивного загрязнения.
3. Газоанализатор «УГ-2»
4. Нитрометр «Эбик/Морион»
Подготовка к работе электродов. Определение количества нитратов в продуктах питания.
6. Приборы ІІ уровня
1. Колориметр фотоэлектрический КФК.
2. Фотоэлектрический колориметр ФЕК-56М.
Количественный анализ наличия железа в питьевой воде.
3. Нефелометр НФМ.
4. Флюорометр ЕФ-3МА.
5. Рефрактометр УРФ-22.
7. Приборы ІІІ уровня
1. Спектрофотометры:
«Сатурн»
«AAS-1»
«С-112»
Определение количества тяжелых металлов в различных почвах.
2. Газовые и жидкостные хроматографы.
Газовый хроматограф « Цвет-500М».
8. Оформление отчета по практике
Обобщение данных измерений, наблюдений и исследований.
Оформление калибровочных графиков. Вычисление данных наблюдений, написание и защита отчета.


8. Формы промежуточной аттестации (по итогам учебной практики)
В последний день практики студент должен представить для защиты отчет о прохождении практики, выполненный в соответствии с требованиями.
Зачет по учебной практике проводится сразу после ее прохождения. По итогам практики на основании отчета и собеседования со студентом выставляется оценка.
При подведении результатов практики принимаются во внимание:
- соответствие результатов практики программе практики и индивидуальному заданию;
- инициативность, творческая активность и самостоятельность студента;
- своевременность выполнения календарного плана прохождения практики и сдачи отчета;
- полнота и качество оформления отчета;
- качество защиты отчета на итоговой конференции.
К зачету допускаются студенты, представившие заполненный дневник и правильно выполнившие все задания в соответствии с планом практики (как базовые, так и для самостоятельной проработки), оформленные в виде отчета. Отчет должен содержать:
- требования к охране труда, техника безопасности, противопожарное оборудование. Инструкция по технике безопасности;
- способы подготовки химической посуды к эксперименту или анализу. Моющие составы и смеси;
- основные приемы и методы работы в лаборатории;
- методы и методики исследования;
- приборное обеспечение лаборатории.
По окончании учебной практики проводится защита отчетов.





РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основные источники


1. Физико-химические методы анализа. Практическое руководство. Под ред. В.Б. Алесковского. – Л.: Химия, 1988. – 374 с.
2. Ляликов Ю.С. Физико-химические методы анализа.-М.: Издательство Химия, 1974. -535 с.
3. Скоробагатый Я.П. Физико-химический метод анализа. – Л.: Каменяр, 1993. – 164 с.
4. Дорохина Е.Н., Прохорова Г.В. Физико-химические методы анализа. – М.: Высшая школа, 1991. – 255 с.

Дополнительные источники

1. Русим Г.Г. Физико-химические методы анализа в агрохимии. – М.: ВО Агропромиздат, 1990. – 303 с.

2. Пилипенко А.Т., Пятницкий И.В. Аналитическая химия: В 2 т.-М.: Химия, 1990. Т. 1-2.
3.Юинг Г.В. Инструментальные методы химического анализа. –М.: Мир,1989

4. Ляликова Ю.С. Физико-химические методы анализа. – Л.: Издательство «Химия», 1964

5. Безопасность труда в химической промышленности [Теxt]: учеб. пособие для вузов / под ред. Л. К. Марининой. - 2-е изд, стер. - М. : Академия, 2007. – 525 с. (Высшее профессиональное образование).

6. Кусакина, Н.А. и др. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа / Н.А. Кусакина, Т.И. Бокова, Г.П. Юсупова / Изд-во: НГАУ, 2010 – 118 с.
7. Гуськова, В.П. и др. Аналитическая химия. Физико-химические методы анализа / В.П. Гуськова, Л.С. Сизова, Н.В. Юнникова, Г.Г. Мельченко/ Изд-во: КемТИПП, 2007. – 96

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет

1. Каталог книг по химическим технологиям и производствам: http://www.engineer-oht.ru,http://www.twirpx.com/files/chidnustry/chemistry_tech

2. XuMuK.ru http://www.xumuk.ru/ - «Химическая энциклопедия».

3. Естественнонаучный порталhttp://en.edu.ru/ - портал является составной частью федерального портала «Российское образование». Содержит ресурсы и ссылки на ресурсы по естественнонаучным дисциплинам (физика, химия, биология и математика).

4. Популярная библиотека химических элементовhttp://n-t.ru/ri/ps/ - история открытия, распространение в природе, роль в жизнедеятельности растений и человека, свойства и применение.

5. Электронная библиотека по химии http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/



































13PAGE 145315


13PAGE 141115


13PAGE 145315














Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315