ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК О ВЫДАЮЩЕМСЯ РУССКОМ ХУДОЖНИКЕ-БАТАЛИСТЕ В.В.ВЕРЕЩАГИНЕ


ХУДОЖНИК ВОЙНЫ
В жизни этого великого художника есть две даты, навсегда определившие его место в истории искусства России. День, когда юный гардемарин решился отказаться от флотской карьеры в пользу живописи и день гибели его на броненосце «Петропавловск» 31 марта 1904 г. Между этими вехами его судьбы история русского искусства помнит многие шедевры, созданные художником-баталистом В.В.Верещагиным .«Нужно не бояться жертвовать своей кровью,-писал художник,- иначе картины мои будут не то".
Начало.
В академической мастерской А.Т.Маркова Верещагин проучился лишь два года. За эскиз "Избиение женихов Пенелопы» он получил малую серебряную медаль.Но..яростно изрезав ножницами картину, бросил курс и уехал в Париж,
обозвав «чепухой» основы академического образования. И Ecole des beaux-arts, курса художника Жерома, тоже его не устроила - он формировался в 1860-е годы под сильным влиянием шестидесятников и в его личности, убеждениях осталось многое от них– своемыслие, борьба с готовыми правилами, казёнщи-
ной, устаревшей эстетикой. Он всегда склонялся к дерзкой эскападе, вражде к серому, верил в образование и прогресс. Вернувшись в Россию, он едет поКавказу, чтобы "на свободе, просторе, интересных предметах учиться",совер-
шенствует мастерство колориста.
Под пулями в Туркестане.
Его томили грандиозные замыслы: показать настоящее лицо войны. Он ве-
рил, что влияние великого искусства поможет людям избавиться от предрассуд-
ков и заблуждений. В 1867 в звании прапорщика он прибыл в распоряжение туркестанского генерал-губернатора К.П.Кауфмана. Художник представлял войну в духе традиционных батальных картин.Но увиденное потрясло его:люд-ские страдания, жестокость с обеих сторон, - все это навсегда врезалось в па-
мять, означая невозможность оставаться в рамках официальной баталистики.
После боёв 2 мая 1868 года под Самаркандом, он содрогнулся перед их жут-
кими последствиями. Когда русские оставили город для продолжения борьбы сэмиром, войска Шахрисабзского ханства в восемьдесят раз большие, атаковали оставшийся гарнизон.Верещагин, сменив кисть на ружье, умело организовал
оборону крепости в городе. С поразительной смелостью он участвовал в защите цитадели, водил солдат в кровавые схватки. В одном из боёв пуля расщепила ружье художника, другая - ранила в голову, третья пробила ногу. За доблесть он был удостоен Георгиевского креста, чем гордился и всегда носил его. Ужасы
битв, страдания и гибель людей, зверства врагов, - все это оставило неизглади-
мый след в его сознании, закалив характер. После Туркестана он считал себя
обязанным сказать всю правду о войне. Зимой 1868 года в Петербурге им от-крывается выставка с природными коллекциями из Средней Азии, первыми
рисунками и картинами. Выставка имела большой успех, о художнике заговорила пресса. Для осмысления собранного материала, живописец в начале 1871 года поселился в Мюнхене.Сюжетами лучших картин стали эпизоды войны в Туркестане и сцены быта азиатских народов второй половины XIX в.В этих полотнах с неподкупной правдой передан героизм русских солдат, варвар-
ство и дикость обычаев Бухарского эмирата.
Знаменитый коллекционер Павел Третьяков, посетив Мюнхен, был потрясён
работами художника и пожелал их купить. Но Верещагин сначала хотел пока-
зать полотна широкой публике, чтобы проверить свои идеи.Такая выставка картин художника открылась в 1873 году в Лондоне. Необычные по содержа-
нию, мощные и выразительные по форме, они рвали с салонно-академическим искусством.Чопорная английская публика была потрясена.В прессе наперебой публиковались похвальные отзывы, статьи. В начале 1874 года Верещагин представил картины в Петербурге. Малообеспеченную публику бесплатно пускали несколько дней в неделю. Выставка также вызвала оживленные отклики у передовых деятелей русской культуры. В своих полотнах художник выступил против захватнических войн, обличая тех, по чьей вине зря гибли люди. Антивоенный характер произведений – результат глубоких раздумий и наблюдений Верещагина, внёсшего в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре ещё не было. Героями картин он сделал солдат, простых русских людей.
Но художник испытал и горечь - реакционные круги клеветали на него, называя творчество порочным, пораженческим. Его обвиняли во лжи,представ-
ляя смутьяном, нигилистом, дезертиром с флота и беглым рисовальщиком
Академии художеств. Тяжело переживая ложные обвинения и травлю, Вереща-
гин сжег три свои прекрасные картины: "Забытый", "Окружили–преследуют" и "Вошли", вызвавшие особенные нападки властей. Эти картины представлялись открытым вызовом традициям баталистики. Гонения заставили Верещагина в 1874 уехать в путешествие по Индии, в котором он, несмотря на испытания, создаёт свои лучшие полотна о стране. Правительство отказалось ему помогать и лишь П. М. Третьяков купил большую и лучшую часть его работ.
На горящих Балканах.
    Вспыхнувшая в 1877 году русско-турецкая война снова позвала художника на защиту справедливого дела. Разделяя борьбу славян против турецкого ига, художник участвует во многих боях, а в одном из них он едва не погиб.
Верещагин был верен себе – картины Балканской серии смело и правдиво вос-
производили будни войны, эпизоды сражений: тяжелые бои, переходы русской
армии в горах, сцены зверств турок. В конце войны он отказался от награды
золотым оружием,считая, что «нельзя оценить всю "мишуру" славы человечес-
кой». Художник осветил и обратную сторону войны: показал карьеризм, жесто-
кость, преступность планов царского командования, обрекавшего солдат на бессмысленную гибель. Особенно впечатляющими были картины событий под Шипкой и Плевной. А картина «Побеждённые», представлявшая необозримое поле, усеянное трупами солдат, стала прямым обвинением царскому командо- ванию, когда в боях под Телишем приказы "высочайших особ" погубили почти целый полк егерей.. Балканские события изменили взгляды Верещагина на войну - он стал пацифистом: всякая война представлялась ему "отвратительным наростом варварства на цивилизации".Ища пути усиления воздействия своего искусства, он создал на новой выставке мощный эмоциональный эффект: картины демонстрировались в залах без яркого света, на чёрных стенах призвуках музыки.. "Верещагин не только гениальный художник, но и гениальный
человек, переживший ужас человеческой бойни"- сказал позже П.М.Третьяков. 
В 1880 году выставку этих полотен в Петербурге за первые сорок дней посетило около двухсот тысяч человек. Успех превзошел все ожидания. Однако нервное напряжение в работе над Балканской серией ,её показ, отозвалось ду-
шевной опустошенностью. Художник уезжает в Сирию и Палестину, надеясь там найти внутренний покой, но напрасно - созданные им картины на библей-
ские мотивы показались современникам святотатством – таким непривычным был подход художника. Вернувшись в Россию, он увлекается стариной, изучает древнерусское зодчество, пишет картины, объединенные названием "Наполеон I в России", представляющие основные эпизоды русской кампании. В этой серии Верещагин выступает во многом в новом для себя качестве не только как баталист, но и как историк, психолог.
Гибель в бою
К началу русско-японской войны художнику шёл 62-й год. Обласканный почестями и славой он мог остаться дома. Но всё же он пошёл в действующую армию - делать наброски будущих картин.  По злой иронии судьбы, за год до этого Верещагин в побывал в Японии, с любовью к Стране восходящего солнца написал цикл японских картин. Но в дни войны, не колеблясь, встал за Россию.
Роковым утром 31 марта 1904 года Верещагин стоял на борту броненосца с неизменным этюдником в руках. Лидер эскадры вышел в море, чтобы дать бой врагу, но маневрируя, наскочил на японскую мину.  В 9.43 в носовой части «Петропавловска» раздался оглушительный взрыв, потом сдетонировал боезапас. Броненосец стал погружаться в воду и, после взрыва котлов, разломившись, ушёл на дно. Удалось спасти всего 80 человек, но ни адмирала Макарова, ни Верещагина среди них не оказалось. Так, на боевом посту погиб великий русский художник-баталист.
М.Андреев.