План самообразования по теме Системно-деятельностный подход как средство формирования метапредметных УУД при изучении биологии.


МАОУ Карасульская
средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
______________
« »________20__ г.

План по самообразованию
учителя Завьяловой Марии Леонидовны
по теме:
Системно-деятельностный подход как средство формирования
метапредметных УУД при изучении биологии.
на 2015-2016 учебный год.
2015-
Тема по самообразованию: Системно-деятельностный подход как средство формирования метапредметных УУД при изучении биологии.
Цель: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Задачи:
Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий.
Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
Совершенствование видов и форм диагностики и контроля.
Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов, создание научной базы у учащихся выпускных классов для успешного продолжения образования.
Основные формы и методы работы
Выступления.
Открытые уроки
Публикации
Прогнозируемый результат:
Повышение качества преподавания предмета.
Разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
Доклады, выступления на заседаниях РМО, участие в конкурсах и конференциях.
Реализация данной темы рассчитана на 3 года с 2015 по 2018 уч. годы
1 этап реализации плана (2015-2016 учебный год)
Содержание работы Сроки Отметка о выполнении Выход на результат
1 Проконсультироваться с методистом по вопросам организации работы по теме самообразования Май 15г 2 Провести анализ своих профессиональных затруднений. 31.08.15-30.09.15 3 Составить план работы. 31.09.15 4 Изучить опыт работы
Романовой В.Б., учителя физики МАОУ Карасульской СОШ
Ширковой и.в., учителя биологии и географии Черемшанской СОШ.
Королёвой М.С., учителя биологии и химии МАОУ Тоболовской СОШ
Черепановой С.И, учителя биологии МАОУ Стрехнинской СОШ.
Курдояковой Е.Н., учителя биологии и химии Ваньковской ООШ 2015 5 Посетить уроки учителей школы, занимающихся данной проблемой:
Малютиной Н.Н., 10 б класс
Волосянко В.В., 11б класс
Юровой С.Н., 8 а класс В течении года 6 Систематизировать материалы научно-методического журнала «Биология в школе» за последние 3 года по данной теме. Май-декабрь 2015 г 7 Изучить методическую литературу по теме самообразования:
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе. http://festival.1september.ru/articles/527236/Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27. Сентябрь 2015-апрель 2016 8 Обновить дидактические средства обучения с учетом избранной темы:
Дидактические карты лабораторных и практических работ для профильных (агро-технологических) классов.
Логико-структурные схемы по фотосинтезу, биосинтеза белка, метаболизму и энергетическому обмену, истории развития жизни на Земле.
Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика, свиного цепня, бычьего солитёра, человеческой аскариды.
Создать банк заданий по подготовке к олимпиадам по биологии и экологии теоретического и практического этапов. В течении года 9 Провести входную диагностику ЗУН учащихся с учетом темы по самообразованию:
Тематические тесты для каждой параллели.
10 Разработать уроки в своих классах по теме самообразования:
Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны. Меры профилактики базедовой болезни в Тюменской области, 8 класс.
Обобщающий урок-проект «Многообразие и охрана живой природы», 5 класс. 31.03.16
30.05.16 11 Выступление на педагогическом марафоне Декабрь 2015 12 Размещение материалов на личном сайте 2 этап реализации плана (2016-2017 учебный год)
Содержание работы Сроки Отметка о выполнении Выход на результат
1 Корректировка плана работы 2 Участие в работе РМО:
- посещение уроков лучших учителей района:
Ширковой и.в., учителя биологии и географии Черемшанской СОШ.
Королёвой М.С., учителя биологии и химии МАОУ Тоболовской СОШ.
Черепановой С.И, учителя биологии МАОУ Стрехнинской СОШ.
Курдояковой Е.Н., учителя биологии и химии Ваньковской ООШ.
- выступление «Системно-деятельностный подход при изучении биологии». По плану отдела образования 3 Изучить методической литературы по теме самообразования:
Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
Дозморова Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов//Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2010
Малыгина Л. Е. Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы и перспективы [Текст] / Л. Е. Малыгина, А. В. Малыгина // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 12-15. 4 Диагностика в динамике за 2 года:
а) ЗУН учащихся:
-промежуточный контроль
б) диагностика уровня удовлетворенности учащихся учебным процессом 5 Проведение открытых уроков по теме самообразования в рамках школы:
Охраняемые растения и животные Тюменской области и Ишимского района (РК), 5 класс.
Выступление на семинаре по теме «Формирование метапредметных результатов при работе с живыми объектами на уроке биологии». Май 2017
Октябрь 2017 6 Внеурочная работа по предмет:
Участие к областном конкурсе «ЮННАТ».
Участие во всероссийской олимпиаде школьников по экологии и биологии (школьный этап).
Участие во всероссийской олимпиаде школьников по экологии и биологии (муниципальный этап).
Участие во всероссийской олимпиаде школьников по экологии и биологии (региональный этап).
Участие в олимпиаде по основам наук (УРФО).
Участие в конкурсе «ЧИП».
Участие в областной олимпиаде «Юный эколог».
Кружок «Юный эколог» (5-11 классы). 2016-2017 7 Выступить с сообщением «Работа с текстами на уроках биологии как средство формирования метапредметных действий» По графику 8 Размещение материалов на личном сайте 3 этап реализации плана (2018-2019 учебный год)
Содержание работы Сроки Отметка о выполнении Выход на результат
1 Корректировка плана работы. Сентябрь 2018 2 Изучение опыта работы учителей региона: (через индивидуальные посещения, публикации в периодической печати, через различные сайты и т.д.) 3 Изучение методической, психолого-педагогической литературы:
Боголюбов В. И. Инновационные технологии в педагогике // Школьные технологии. 2005. – № 1. – С. 39-58.
Хуторской A.B. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 с.
Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. (А.Г. Асмолов, Г.В. Володарская и др.) под ред. А.Г. Асмолова-М.: Просвещение, 2011. –159 с. В течение года 4 Выступление на педагогическом совете: «Системно-деятельностный подход как средство формирования метапредметных УУД при изучении биологии».
Октябрь 2018 5 Проведение открытых уроков по теме самообразования в рамках школы:
5 класс (ФГОС)
6класс (ФГОС)
7 класс (ФГОС) В течение года 6 Диагностика в динамике за 3 года:
а) ЗУН учащихся:
-итоговый контроль
б) диагностика уровня удовлетворенности учащихся учебным процессом 7 Творческий отчет по результатам работы над темой 8 Размещение материалов на личном сайте