Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по УМК «Гармония» «Уроки истины в сказке Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц»



Методическая разработка
урока литературного чтения
в 4 классе
по УМК «Гармония»


Разработала
учитель высшей категории
начальных классов
МАОУ «СОШ № 7»
Климова Л.М.

г. Гай, 2015 г.


Аннотация к уроку

Проведённый [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] осуществляет в первую очередь задачу формирования навыков анализа художественного произведения, обобщения и систематизации материала. Учитель ставит перед собой задачу – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания: мир прекрасен, познаваем, раним, в том числе и я – ученик – активная часть этого мира. На уроке осуществлена связь универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета через нравственно- этическую ориентацию в формировании личностных УУД. В ходе урока дети учатся ставить цель и планировать, контролировать и оценивать свою работу, проводить анализ, приобретая, таким образом, регулятивные УУД. На [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] применён мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации, дидактический материал для индивидуальной дифференцированной и групповой работы на[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Приобретаемые навыки детей: умение мыслить, ставить вопросы к тексту и выделять проблемы; овладение  навыками диалогической и монологической речи, мышления и речи; формирование у учащихся чувства ответственности за слово, мысль, поступок, правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
Формы организации работы детей: инструктивная, групповая, работа в парах, фронтально-индивидуальная, дифференцированная.
Методы и приёмы работы учителя: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, практический, словесно-наглядный
Дидактическая направленность. Материал к уроку будет использоваться  при обобщении, закреплении и проверке  полученных учащимися знаний, умений и навыков.






Методическая разработка учебного занятия.
Название УМК «Гармония». Предмет Литературное чтение. Класс 4 «б»
Тема урока: «Уроки истины в сказке Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц»
Место и роль урока в изучаемой теме: это 8-й (заключительный) урок в разделе «Самого главного глазами не увидишь», который построен на изучении одного произведения - повести –сказки Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц».
Тип урока: Обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: формирование навыков анализа художественного произведения, обобщения и систематизации материала.
Задачи урока:
Образовательные задачи:
Отрабатывать навыки анализа произведения;
учить мыслить, ставить вопросы к тексту и выделять проблемы;
формировать познавательные УУД через словарную работу, открытие новых понятий.
Развивающие задачи:
Развивать нравственные качества личности, навыки диалогической и монологической речи, мышление и речь;
развивать регулятивные УУД через целеполагание, самооценку;
развивать коммуникативные УУД при работе в парах, группах.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у учащихся чувство ответственности за слово, мысль, поступок, правильное отношение к общечеловеческим ценностям;
формировать личностные УУД на примере общечеловеческих ценностей – добра и зла, верности, дружбы, любви;
воспитывать чувства собственного достоинства; воспитывать чувство коллективизма, интерес к предмету.

Этап урока
Время, мин
Содержание учебного материала
Методы и приёмы работы

ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
ФУУД (формирование универсальных учебных действий)

1. Организационное начало урока (мотивация к учебной деятельности
1 мин
- Ребята, как можно молча подарить хорошее настроение окружающим? -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть от ваших улыбок всем станет теплее. Вот с таким настроением мы начнем сегодняшний урок!
Словесный

Фронтально-
индивидуальная

Создаёт эмоциональный настрой.

Дарят улыбки окружающим

Личностные: создание позитивного настроения

2. Актуализация знаний

3 мин
Звучат первые 2 куплета песни «Маленький принц»
-Ребята, а вы любите смотреть на звездное небо?
-О чем вы думаете, когда смотрите на него?
-А никогда вы не задумывались над тем, что где – то там, далеко, на одной из маленьких бесчисленных астероидов – планет живет Маленький принц, герой сказки, отрывки из которой вы прочитали на предыдущих уроках?
- Для чего он пришел к нам?
Словесно -
наглядный
метод

Индивидуально- фронталь-ная

Предлагает задание


Отвечают на вопросы.
Объясняют значение слова истина с опорой на разные толковые словари:
1. В философии: адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. Объективная и. Стремление к истине.
2. То же, что правда (в 1 знач.). Его слова близки к истине.
Регулятивные:
формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата

3. Формулировка темы и целей урока.

1 мин
Каким синонимом мы можем заменить слово истина? (правда)
- Только ли об одной истине мы здесь узнаем?
Тема на слайде: «Уроки истины в сказке Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

Проблемный метод

Частич-но-
поисковый


Индивидуально- фронтальная

Корректирует формулировку темы и целей урока

Формулируют тему урока, цели

Регулятивные: формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата


4. Работа по теме урока. (Работа с текстом.)

3мин
-Но для начала вспомним, откуда появился Маленький принц?
-Где он жил?
-Как ему жилось на своей планете?
- А чем он там еще занимался?
- Как вы думаете, необходим этот призыв нам, для нашей планеты?
- Итак, это первая истина, открытая нам Маленьким принцем.
-А как решал экологические проблемы на своей планете маленький принц, с чем он боролся на ней? ( Боролся с баобабами)
-Назовите лексическое значение слова баобаб.
-Чем так грозили его планете баобабы?
Частич-но-
поисковый

Индивидуально -фронтальная
















Дифференцированный подход

Ставит задачи, направляет на самостоятельный поиск их решения.
Осуществляют выборочное чтение и определяют по словарю лексическое значение слов:
-«Долгое время у него было лишь одно развлечение: любоваться закатом. На его маленькой планете ему было надо просто передвинуть стул на несколько шагов, чтобы снова увидеть закат солнца. Однажды ему было так грустно, что он любовался закатом 43 раза!»
«Приводил свою планету в порядок. Он так и говорил: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
-Если планета маленькая, а баобабов очень много, они разорвут ее на клочки.
Познавательные: смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели




Регулятивные: понимать смысл инструкции учителя; выполнять действия в опоре на заданный ориентир;




Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

5.Погружение в проблему.


2 мин
- Ребята, как вы думаете, только ли о баобабах говорит нам здесь писатель.
- Закройте глаза. Представьте, что вы – это маленькая планета. И на ней появились баобабы, которые хотят заполонить вашу планету, ваш мир, ваши чувства, мысли. С какими из них вы бы стали бороться?
Проблемный метод

Фронтально- индивидуаль-
ная


Самостоятельная работа


Помогает учащимся сделать вывод: Баобабы – символ зла, всего плохого и дурного, что мешает жить человеку. Экзюпери говорит нам, что если вовремя не распознать в себе ростки дурного, за это можно потом дорого заплатить.
С закрытыми глазами представляют, какие пороки мешают человеку жить, дружить, быть счастливым.

Рассказывают о своих открытиях, называя основные человеческие пороки: злость, зависть, чревоугодие, жадность, жестокость, вредные привычки.

Чтобы нести в себе свет и добро, душа обязана трудиться. Как? (Экология души)
Личностные: возникновение личного, эмоционального отношения к изучаемому; определение общечеловеческих ценностей.

Регулятивные: уметь понимать и принимать поставленную задачу

6.1 Творческое применение и добывание новых знаний в новой ситуации.
5 мин
- И вот цветок появился! Прочитайте диалог между Маленьким принцем и розой, только появившейся на свет. Передайте характер цветка.
- Прочитайте слова, которые относятся к характеру Розы. Принца. Какие слова оказались лишними? Посмотрите, пожалуйста, на слайд и проверьте себя.
-Чем же закончились отношения Розы и Маленького принца?
·Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте его.
- Ребята, а почему он почувствовал себя несчастным?
Частично-поисковый
Практический
Самостоятельная работа
Работа в парах

Организует групповую работу и проводит инструктаж




На столах карточки со словами: кокетлива, привязан, капризна, заботлив, обидчива, терпелив, горда, обижен, нескромная, несчастный, виноватый, храбрый, весёлый , злой)

Составление сравнительной характеристики героев.
РОЗА ПРИНЦ

КОКЕТЛИВА ПРИВЯЗАН
КАПРИЗНА ЗАБОТЛИВ
ОБИДЧИВА ТЕРПЕЛИВ
ГОРДА ОБИЖЕН
НЕСКРОМНАЯ НЕСЧАСТНЫЙ
ХРАБРЫЙ ВИНОВАТЫЙ

«Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным»
Коммуникативные: умение слушать и понимать других
Регулятивные: уметь понимать и принимать поставленную задачу
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
Личностные: возникновение личного, эмоционального отношения к изучаемому

6.2.Работа с послови-цей
3мин
- Как вы думаете, понял ли Маленький принц, что Роза любит его и все ее капризы – лишь уловки для того, чтобы привлечь к себе внимание?
–Какие слова самого принца говорят об этом?
И еще он признался:
Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам.!... Но я был слишком молод, я еще не умел любить.
- Здесь звучит русская пословица, произнесенная на французский лад. Прочитайте ее в тексте.

Иссле-довательский






Практический

Индивидуально –фронталь-ная

Помогает определить следующий урок истины:«Надо было судить не по словам, а по делам.»

Отвечают на вопросы.
Читают текст,
находят необходимые ответы в тексте:
«И еще он признался:
Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам.!... Но я был слишком молод, я еще не умел любить.»



-«Суди о человеке не по его словам, а по его делам»
Личностные: познавательный интерес к способам решения новой задачи

Регулятивные: выполнять учебные действия под руководством учителя


Познавательные: смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели


6.3.Инсценирование сцены прощания Розы и принца.
Анализ предложенной ситуации.
3 мин
-Итак, Маленький принц решил покинуть свою красавицу Розу. Давайте посмотрим сцену прощания, которую подготовили нам ребята.
- Итак, принц попадает на землю и что же там он видит? В чем разочаровывается?
- Чем огорчила Маленького принца встреча с розами на Земле? Прав ли он был?
- И что же увидел Маленький принц на земле, отчего так разочаровался?
-Давайте прочитаем об этом
Практический (инсценирование)


Словесный
проблемный
Дифференцированная




Фронтально-
индивидуальная
Предлагает задание, инструктируя уч-ся.




Задаёт вопрос, предлагает задание.
Подготовленные заранее учащиеся показывают сценку из сказки (Сцена прощания Розы и Маленького принца)

Отвечают на вопросы, зачитвают орывки

(Он видит там множество таких роз)

Познавательные:
Инсценировка отрывка из произведения.
Коммуникативные: умение слушать и понимать друг друга, работать в команде
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем


6.4.Уроки мудрости Лиса.
4 мин
- Достаю розу. Я принесла на урок вам сегодня подарок. Это цветок. Какой? Правильно, роза. Их много на этой земле. Можем мы сказать, что таких цветов миллионы на нашей земле?
- А как можно сделать его единственным для вас? - Кто открыл эту истину Маленькому принцу ?
– Почему в русских сказках героиня – лиса, а у Экзюпери – Лис? Символом чего является Лис? –Какие же секреты, истины открывает Маленькому принцу мудрый Лис? Как называются эти мудрые изречения
Проблемный метод

Фронтально-
индивидуальная

Создаёт положительно эмоционально-настроенную ситуацию в классе. Меняет привычный ход урока с помощью нетипичного объекта (показа живой розы)
Размышляют, рассуждают.
- Ухаживать, заботиться, разговаривать с ним, доверять ему все свои мысли, или по – другому – как? Приручить.

-Лиса в русских сказках – хитрая, коварная. Лис – напротив, символ мудрости. Лис щедро поделился с Маленьким принцем своими секретами, своей мудростью.


-Афоризмы.
Личностные: создание позитивного настроения

Регулятив
ные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем

6.5. Работа с афоризма-ми
5 мин

Дайте определение слова афоризм.
Можем мы сказать, что афоризм и пословица – это слова – синонимы?
Давайте прочитаем эти афоризмы по мере их появления в тексте.
- Какой из этих афоризмом является, на ваш взгляд, самым важным?
- А как Мудрый Лис объясняет значение этого слова Маленькому принцу? Найдите отрывок, где Маленький принц задает Лису этот вопрос и Лис отвечает ему.
– А можно ли увидеть эти узы? Как объясняет это Лис? Что значит создать узы?
-Смотрите, ребята, вдалеке от Розы Маленький принц понимает как она, оказывается, ему дорога! Он начинает понимать, что его роза – не одна из миллионов роз, а единственная!


-И когда он еще раз пришел посмотреть на розы, растущие в саду, он говорит совсем уже другие слова! Прочитайте их.

Словес-ный
практический
Фронтально-
индивидуаль-
ная

Предлагает задание.

















Подводит обучающихся к выводу

Дают определение ( по словарю)
«Афоризм - Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение» То есть это не просто выразительная мысль, а мысль, которая позволяет сделать для себя какие – то выводы.

«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
– Что значит приручить?
В словаре Ожегова это слово объясняют так:
« ПРИРУЧИТЬ- Приучить к человеку, сделать ручным, послушным»
В прямом смысле «приручить» означает «укротить дикое животное», «сделать его ручным».
«Приручить» – создать узы (так говорил Лис)
Называют самые главные мудрые советы Лиса.
«Узнать можно только те вещи, которые приручишь»;
«Слова только мешают понимать друг друга»
« Я узнаю цену счастью!»
«Нужно соблюдать обряды!»
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»;
«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»
Коммуникатив-ные: формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные: смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели


Познавательные: проводить сравнение, сопоставление, понимать выводы, сделанные на основе сравнения
Личностные: возникновение личного, эмоционального отношения к изучаемому


6.6.Чтение отрывка наизусть



2 мин
-Прочитаем наизусть монолог Маленького принца.
-Теперь Маленький принц знает, что его роза – единственная, потому что он ее «приручил». Она одна дороже ему всех роз на свете, потому что только ей он отдал частицу сердца, частичку себя. Он приручил её и теперь за нее в ответе.

Практический
Дифференцированная
Формулирует задание
Заранее подготовленный учащийся наизусть читает монолог Маленького принца
Познавательные:
Формирование монологической речи, развитие памяти.

7. Включение в систему знаний и повторе-ние.
6мин
Вы узнали уже лучше наших главных персонажей Лиса, Розу и Маленького Принца. Давайте их охарактеризуем с помощью составления «Синквейна».
– Итак, ребята, Маленький принц подсказывает вам, что нужно сделать для того, чтобы вот эта роза, которую я вам сейчас принесла в класс, стала единственной в мире!
- Я хочу подарить вам эту розу и хочу, чтобы вы ее полюбили всей душой, и она стала для вас единственной в мире. То есть хочу, чтобы вы ее полюбили и приручили.
- Но что мы должны помнить очень важное, когда приручаем кого – нибудь?
– За кого в ответе Маленький принц? (За Розу, за планету...).
– Почему? -А вы за кого в ответе?
Практи-ческий
Проблемный
Группо-вая
Предлагает задание для работы в группах


Делятся на группы по 5 человек, выбирают командира. Командир способ жеребьёвки выбирает тему для составления «Синквейна» (Лис, Роза, Принц)
Выполняют работу в группах по составлению «Синквейна».

Командиры зачитывают составленные строки.







( Что мы всегда в ответе за тех, кого приручили)


(Без него они погибнут!)

( Родителей, друзей,
домашних животных и теперь за эту розу)

Личностные: занимать активную познавательную позицию;


Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату



Коммуникатив-ные: формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

8. Домашнее задание
1 мин
я предлагаю на нашем звездном небе взять любую звезду (Приложение2), на которой написан афоризм и написать маленькое сочинение – размышление, заголовком которого станет этот афоризм.
Проблемный
Дифференцированный подход

Предлагает разноуровневое домашнее задание
Выбирают задание.
Регулятивные: уметь понимать и принимать поставленную задачу


9. Рефлексия
6мин
– Нужны ли нам в нашем XXI веке уроки истины, которые мы узнали в сказке « Маленький принц»?
– Что же оказывается по-настоящему ценным на Земле? (Любовь, дружба, верность)
- Расставаясь с любимыми, вы будете помнить, что в ответе за всех, кого приручили,
- Вот и пришло время расстаться со сказкой А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». И сегодня, выйдя на улицу вечером, взгляните на звездное небо, улыбнитесь и мысленно обратитесь к Маленькому принцу, который непременно слышит вас со своей крохотной планеты. А слова свои никому не говорите. Пусть это будет вашей тайной- только вашей( вас и Маленького принца)
Послушайте, как сказал об этом Маленький принц:
« Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!»
Словесный
проблемный
Фронтально-
индивидуаль-
ная
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся

Звучит песня «Маленький принц» (сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева).


Раздаёт учащимся «звёзды» за работу на уроке. (Приложение3)

1.Формулируют конечный результат своей работы на уроке

2. заполняют листы самооценки



Личностные:
умение формулировать и определять основные человеческие ценности.
Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: способность к самоанализу и самооценке

Личностные: способность к самоанализу и самооценке












Муниципальное автономное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№7»
Г.Гая Оренбургской области
Климова Лариса Михайловна




¦ђ Заголовок 1¦ђ Заголовок 2¦ђ Заголовок 3¦ђ Заголовок 4¦ђ Заголовок 5¦ђ Заголовок 6¦ђ Заголовок 7¦ђ Заголовок 8¦ђ Заголовок 915