презентация по дошкольной педагогике Проектная деятельность в ДОУ


Проектная деятельность Шубина Ольга Геннадьевна Литература по проектной деятельностиВиноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дощкольников. - Волгоград: Учитель, 2009. - 202 с.: ил.Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М.,2010. Пенькова Л.С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.  Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.  Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4. // Дошкольное воспитание. № 1, 2 2007, № 5, 12 2008. // Дошкольное образование. № 8, 12 2008. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 5. 2009 - с. 58. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2009 - с. 69. // Дошкольная педагогика. № 5. 2008, № 5. 2009. // Обруч № 4, 2009. 13. // Ребенок в детском саду. № 3 2003, № 2, 3 2008. //Коллекция увлечений (приложение к журналу «Обруч»): пособие для работников дошкольных учреждений/ Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 80 с. «Проектирование, процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния». (БЭС)Проектная деятельность в ДОУ – это способ организации педагогического процесса, основанный на сотрудничестве педагога и воспитанника, взаимодействии с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Виды проектов:Индивидуальный (например, «Я и моя семья», «Генеалогическое древо» и т.п.)Исследовательский (например, «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье и т.п.) Групповой (например, «Познай себя», «Подводный мир» и т.п.Комплексный (например, «Мир театра», «Город, в котором я живу» и т.п.)Межгрупповой (например, «Математические коллажи», «Времена года» и т.п.) В зависимости от доминирующих методов,используемых в работе над проектом — игровых,творческих, познавательных, можно предложитьследующую типологию и тематику проектов. Игровые:Игра-путешествие в подводное царство2. сюжетно-ролеваяигра «Театр»3. «Строим город будущего»4. Путешествие в древний мир5. Строим сказочный снежный городок Творческие:Осенний (весенний, зимний) вернисаж;2. Музыкальная сказка (по выбору)3. Настольный театр(придумываниесказки, изготовлениеперсонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям)4. «Веселая ярмарка»;5. создание фильмотеки рисованных диафильмов;6. фестиваль искусств «Весенняя капель». Познавательные;1. журнал «Почемучка» 2. «Путешествие в Царство Математики»3. конкурс «Моя родословная»4.«Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц). По продолжительности проекты могут быть:краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2- недели) средней продолжительности (несколько месяцев)долгосрочные (на протяжении всего учебного года) Этапы проекта Деятельность воспитателя Деятельность детей I этап Формирует проблему (цель) (при постановке цели определяется и продукт проекта).2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.3. Формулирует задачу (не жестко) Вхождение в проблему.Вживание в игровую ситуацию.Принятие задачи.Дополнение задач проекта. II этап Помогает в решении задачи.Помогает спланировать деятельность.Организует деятельность. Объединение детей в рабочие группы.Распределение амплуа. III  этап Оказывает практическую помощь (по необходимости).Направляет и контролирует осуществление проекта. Формирование специфических знаний, умений, навыков. IV этап Готовит презентацию Продукт деятельности готовят к презентации.Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности. Этапы:1 этап – Постановка проблемы (цель). 2 этап – Обсуждение проблемы, пути решения задач. 3 этап – Практическая часть: работа с детьми, взаимодействие со специалистами ДОУ, сотрудничество  с родителями и социумом. 4 этап – Презентация проекта (или его продукта). 5 этап – Постановка новой проблемы.      Структура:Тема проекта Название Авторы проекта Участники Вид проекта Срок реализации Проблема Цель Задачи Актуальность проблемы Проектные действия Бюджет проекта Ожидаемый результат.  1 этап – Постановка проблемы (цель). Основные задачи:Вхождение проблемы.Вживание в игровую ситуацию.Принятие задач и целей.Дополнение задач проекта. 2 этап – Обсуждение проблемы, пути решения задач. Основная задача: научить детей разными способами находить решение проблемных задач. Важно научить детей самостоятельно находить и подбирать нужный материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, и тем самым развивать собственную творческую активность. Вопросы:«Сможешь сделать как я?» «Что для этого тебе надо?» (оборудование, материалы) «Расскажи, что будешь делать?»«Где можно взять данные предметы?» «Что надо сделать?» «Как можно это проверить?» «Что получиться, если…?»вопросы, побуждающие к демонстрации и развитию беглости и оригинальности мышления; создание специальных условий для практики межличностного общения и сотрудничества; пополнение уголка новыми материалами и предметами моделирование исследовательской деятельностивзрослым (для развития навыков экспериментирования и активности у пассивных и застенчивых детей). Проблемная ситуация: «Как спасти лягушек от цапли?»Цель: сделать так, чтобы цапля не смогла найти лягушек? Как это сделать?Предложения были разными: накидать в таз каштаны и лягушки смогут спрятаться под ними, сделать лягушкам домики, поселить цаплю подальше от лягушек, сделать пруд непрозрачным, чтобы цапля не видела лягушек и т.д. Дети самостоятельно нашли краски, деревянные палочки в центре экспериментирования и спрятали лягушек. 3 этап – Практическая часть: работа с детьми, взаимодействие со специалистамиДОУ, сотрудничество с родителями исоциумом. Основная задача: как сделать, чтобы ребенок старшего дошкольного возраста смог самостоятельно пройти через все структурные компоненты проектной деятельности. методы и приемы: разработка карточек–символов, подсказывающих способы деятельности детей; презентация ребенком своей деятельности; помощь старших братьев и сестер, родителейиспользование дневниковых записей с графическим описанием опытов. Проект: «Волшебный мир бумаги». Цель: узнать, правда ли что бумага «растет»? Как делают бумагу? Задачи: выявить связь между деревом и бумагой, схематично изобразить процесс изготовления бумаги научиться самостоятельно проводить опыты с бумагой, используя ее свойство расправляться при намокании, различную плотность, то, что уменьшение площади бумажного листа влияет на ее выносливость. М. - узнал из детской энциклопедии и рассказал всем детям о китайце Цань-Лунь, который придумал процесс изготовления бумаги из внутренней части тутового дерева. О современном изготовлении бумаги детям рассказал папа Н. и принес интересные фотографии станков, на которых её делают. Детей больше всего удивило то, что бумагу делают из дерева, и поразило огромное количество выпускаемой бумаги. Сколько же нужно вырубить деревьев, чтобы бумаги хватило на всех? Но наука не стоит на месте и для охраны лесов ученые придумали использовать синтетические материалы, макулатуру, хлопчатобумажную ткань. Результатом этого исследования стало стихотворение- физкультминутка, сочиненное детьми совместно с воспитателем: Лесорубы дерево срубили, На станке на части разделили, Чурбачки на щепки порубили, И в растворе долго их варили. А потом всю жидкость отжимают, Валиком утюжат, сушат, гладят. Так выходит чистый лист бумаги Для журнала, книги и тетради. (Дети выполняют имитационные движения.) Затем были опыты: «Вся ли бумага намокает, одинакова быстро?», «Бумажные цветы», «Лист-силач», «Мостик». Детям понравилось экспериментировать с бумагой,многие показывали фокусы-опыты дома, друзьям. Я листок бумажный-Маленький, отважный! Ты рисуй на мне, пиши, Другу фокус покажи. Если я в воде намокну, То расправлюсь ловко, Будто в озере кувшинки Расцвели на зорьке. (Бумажные цветы) Хоть не сильный я сейчас, но сложи гармошкой, И смогу я выдержать и собаку с кошкой. (Лист-силач) И мостом я через пропасть лечь сейчас сумею, Только ты сложи меня и «Камаз» проедет. (Мостик)  4 этап – Презентация проекта (или его продукта). Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога. Проект «Домашние истории»;Разработчик: Савина Л. А. воспитатель, 2 квалификационная категория;Образовательная  область: коммуникация (речевое развитие) детей старшего дошкольного возраста.Области интеграции: социализация,  познание (развитие элементарных естественнонаучных представлений, развитие представлений о человеке в истории и культуре);Вид проекта: практико-ориентированный;Цель проекта: создание разноплановых условий, способствующих развитию речевой культуры дошкольников; Задачи проекта:формирование знаний детей о развитии труда человека;формирование знаний детей об образе жизни человека в древности,  об условиях изменения быта;формирование единого детско-взрослого коллектива;обогащение словарного запаса детей;совершенствование связной речи детей;развитие познавательных процессов дошкольников;развитие мелкой моторики рук;воспитание интереса к истории русского народа, малых народов Севера, народов мира;развитие творчества участников проекта. Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.Возраст дошкольников участников проекта: 5-6 лет;Продолжительность проекта: сентябрь -декабрь;Основные формы реализации проекта: игровые занятия, работа с родителями, работа с познавательной литературой, составление альбома, рисование, экскурсии, изготовление макетов, составление рассказов, сочинений;Этапы реализации проекта: организационный – 1 неделя сентября, основной – сентябрь – ноябрь, итоговый- 1 неделя декабря;Обеспечение: познавательная литература (словари, справочники, энциклопедии), картины, открытки, альбомы и журналы и т.д.; Предполагаемый результат:       Воспитанник:Компетенции:- дети хорошо знают образ жизни человека в древности;- хорошо знакомы с условиями изменения быта людей;- имеют представления о материалах, из которых изготавливают здания;- владеют знаниями о строительных профессиях, о строительном материале;- владеют элементарными навыками продуктивной деятельности;- владеют расширенным словарным запасом, навыками связной речи;- знают способы изготовления различных макетов, умеют применить их на практике.Коммуникативные навыки:- дети получают удовольствие о совместной деятельности со взрослыми;- возникает желание доискиваться до сути происходящего;- испытывают чувство гордости за самостоятельно и совместно со взрослым изготовленный продукт деятельности;- имеют адекватную самооценку;Предпосылки научной деятельности:- имеют устойчивый интерес к работе с научной и художественной литературой;- возникает стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым;- способны свободно вступать в общение с людьми;Педагог: - 1 квалификационная категория, повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; Родитель:- активный и заинтересованный участник педагогического процесса. Продукт проектной деятельности:-уголок макетов в группе «За забором»,-уголок познавательной литературы, -выставка детских работ, -материалы экскурсий; -книга детских сочинений и историй «О чем молчат дома...»;Презентация проекта: представление на итоговом проектном дне: форма проведения – занятие презентация «Мы архитекторы» Спасибо за внимание!