Физическое развитие детей средствами современной хореографии


Методическая разработка
«Физическое развитие детей средствами
современной хореографии»
Введение
Теоретические аспекты и особенности физического развития детей средствами современной хореографии.
Методы физического развития детей. Механизм влияния танцевальных упражнений на развитие детей.
Принципы, формы построения, средства и содержание занятий по современной хореографии
Литература
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи им. Н. И. Сипягина»
Муниципального образования г. Новороссийск
Вдовина Галина Александровна
Введение
Искусство хореографии – явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку.
История становления хореографического искусства - это результат эволюции человеческой культуры, социальных особенностей каждого времени. Направления современной хореографии впитало в себя немного танцевальной культуры Запада (классический , танец модерн, джаз, контемпорари), немного искусства танца Востока (йога, цигун, тай цзи цюань), и в этом слиянии стилей и техник появился красивый, гармоничный, естественный танец-выражение личного «Я». Поэтому особое внимание во время занятий уделяется умению дышать, осознавать своё тело, вес, эмоции. Используются специальные техники, которые учат координировать сознание и тело. В процессе обучения танцу упражнения выстраиваются от простых движений к сложным. Значительная часть уроков посвящена упражнениям в партере (работа с полом), технике расслабления (release techique), растяжкам (стретчинг). Рост, вес и комплектация танцоров не имеет большого значения, потому что основывается на знаниях о возможностях человеческого тела. Для этого танцевального стиля характерны также чередование напряженных натянутых мышц и неожиданного расслабления, внезапные остановки (часто на прямых ногах), падения и подъемы, балансирование. Исполнители будто тяготеют вниз, к полу, но их движения сохраняют лёгкость и выразительность.
Специфика определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. На различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания тела и души человека - средству гармонизации воспитания личности.
Теоретические аспекты и особенности физического развития детей средствами современной хореографии.
Изучение современной хореографии, как и других видов искусства, помогает развить те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций. Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие ребёнка.
Задача, стоящая сегодня перед руководителями детских творческих коллективов заключается в поиске и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития детей (физического, психологического, интеллектуального) более продуктивно, применяя новые технологии.
Несомненно, в процессе занятий современной хореографией происходит гармоничное физическое развитие детей. Естественно, это связано с тем, что существует определенные требования к набору в детские коллективы, и они, в отличие от своих сверстников, получают достаточную двигательную нагрузку. В результате длительных занятий интенсивно развиваются многие физические качества: увеличивается подвижность в суставах, гибкость, сила мышц, выносливость. Однако для успешного освоения сложных прыжков, равновесий, поворотов в танце необходимы дополнительные физические упражнения для целенаправленного развития нужных качеств юного танцовщика. Часто возникает необходимость и в коррекции различных нарушений физического развития. Таким образом, одной из важнейших задач современной хореографии является не только развитие высокого уровня исполнительского мастерства, но и своевременное определение функционального состояния организма, его здоровья и изменений опорно-двигательного аппарата, внесение коррекции в тренировочный процесс и проведение восстановительных мероприятий. В связи с этим, особо актуальным в работе хореографа является овладение им основ многих естественнонаучных дисциплин, таких как возрастная анатомия и физиология, медицина, гигиена детей и подростков.
Занятия современной хореографией развивают музыкальность, гибкость, пластичность и умение владеть своим телом. Кроме того, занятия дают позитивный настрой, помогают наиболее гармонично и комплексно развивать своё тело и лучше ощущать производимые движения. Благодаря этому, развивается тело, преобразуется в сильное и гибкое, улучшается мышечная память. Через формы танцевальных движений, мышечное чувство приводит движения к состоянию, когда мышцы и нервная система способны думать, выбирать и создавать движения самостоятельно, мы их только направляем на выполнение задачи. Многим известно свойство тела под названием "мышечная память". И если, к примеру, мы решили сделать такую двигательную связку под музыку: резкий поворот + прыжок = приземление + подскок с волной, то состояние танцевальности движений само творчески выберит лучшее из мышечной памяти для движения и преобразует в неповторимую прекрасную форму. Выполняя эту связку второй, третий и т.д. раз, все время будет создаваться неповторимость движений, хотя задача одна и та же. Оговорюсь сразу, речь идет не о "шлифовке" конкретных танцевальных движений этими же танцевальными движениями, как это принято в танцевальных направлениях, а о "шлифовке" мышечного чувства состояния танцевальности движений.
Методы физического развития детей. Механизм влияния танцевальных упражнений на развитие детей.
Включение тренинга в урок способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка. Если говорить об основном принципе методики тренинга, то он заключается в создании двигательных форм - "приманок", которые посредством мышечного чувства ведут к состоянию танцевальности движений. Танцевальные движения - "приманки" могут быть любые, лишь бы выполняли следующие задачи:
A.Снятие общего напряжения мышц.
B.Снятие конкретных мышечных зажимов в теле (у всех они разные по природе).
C.К способности, при выполнении движения, задействовать столько мышечного напряжения, сколько нужно для задачи движения.
D.К способности пластично переходить от одного танцевального движения к другому. От быстрого к медленному, от медленного к взрывному, от взрывного к мягкому, от мягкого к быстрому и т.д. и т.п., чем больше разнообразие динамики движений (сила, скорость, амплитуда, частота и т.п.), тем лучше, лишь бы не терять самой линии перехода от формы к форме (все одним потоком). При выполнении этих задач, главное приучаться слушать свое мышечное чувство и при лучшем исполнении движения, приучать мышцы запоминать ощущения. Если мышцы будут чувственно помнить лучшее исполнение, то значить и будут скучать за лучшим, а если будут скучать значить будут стремиться и искать это исполнение снова.
Для того чтобы, разобраться в механизме воздействия на организм ребенка в процессе занятий современной хореографией необходимо уточнить следующие понятии как «физическое развитие» детей, «двигательная активность» и другие.
Под физическим развитием понимаются качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнения их взаимоотношений и процессов регуляции.
Нормальное физическое и психическое развитие – основные показатели здоровья детей. В наши дни каждый взрослый и ребёнок знают, что физическое развитие полезно для здоровья. И действительно, невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей можно всё чаще и чаще встретить среди воспитанников детских садов, не говоря о школьниках. Это происходит потому, что современное образование предъявляет очень высокие требования к подрастающему поколению. Всё больше открывается частных школ, детских садов, лицеев, гимназий, где детям даётся большая умственная нагрузка, задаётся много домашних заданий, тем самым снижается двигательная активность детей. Они больше времени проводят за столом, выполняя домашнюю работу и меньше времени отводят на физическую нагрузку. А значит, ребёнок чаще болеет, у него слабо развиты мышцы, все органы и системы функционируют хуже. Всё это является причиной снижения показателей физического развития.
Закономерные возрастные изменения затрагивают все уровни организации организма: биохимический, морфологический, функциональный, психический и т.д. В процессе индивидуального развития организм человека изменяется как единое целое. Его структура и функциональные особенности обусловлены взаимодействием всех органов и систем. Именно поэтому интегральными показателями могут служить рост и изменение формы, пропорций тела, специфическая морфо-функциональная дифференцировка физиологических систем и психических процессов.
Несмотря на неодинаковую скорость созревания различных функций, развитие организма происходит гармонично. Каждый возраст при этом является обязательным условием последующих возрастных изменений и создает необходимые возможности адаптации к действительности. Таким образом, важной особенностью физического развития является не только определение всех его возрастных изменений, но и учета диалектического взаимодействия наследственных, социальных и социально-экологических факторов.
Танцевальная деятельность оказывает существенное влияние на темп и качество физического развития. Известно, что танец благодаря постоянным физическим упражнениям, развивает мышцы, придает гибкость и эластичность корпусу, т.е. является мощным фактором, влияющим на становление детского организма.
Физическая нагрузка на организм ребенка во время тренировки юных танцовщиков по своей плотности и интенсивности практически равняется нагрузке юных спортсменов. Всем известно о влиянии двигательной активности на здоровье детей. Между суточной двигательной активностью и здоровьем существует тесная взаимосвязь. Дефицит движения вызывает многообразные морфологические и функциональные изменения организма.
Во время приёма в танцевальный коллектив часто приходится встречать нарушение осанки у детей. В таком случае сами занятия современной хореографией являются важным корректирующим фактором телосложения.
Уровень суточной двигательной активности, способствующей нормальному росту, физическому развитию и сохранению и укреплению здоровья, считается нормой и применяется в качестве основного критерия для оптимизации организации танцевальной деятельности учащихся разных возрастно-половых групп.
Особое внимание необходимо уделять к соблюдению гигиеническим факторам организации занятий танцем. К важнейшим гигиеническим факторам, формирующим привычную двигательную активность школьников, занимающихся танцем, относятся:
– благоприятные гигиенические факторы - рациональный суточный режим; правильное чередование труда и отдыха, физической и умственной работы; разнообразие используемых средств и форм физического воспитания; нормальные гигиенические условия окружающей среды; наличие достаточных гигиенических навыков; правильный образ жизни семьи, ранняя диагностика и своевременная коррекция различных нарушений физического развития и здоровья;
– неблагоприятные гигиенические факторы - учебная перегрузка в школе, в студии и дома; нарушение режима дня; отсутствие условий для правильной организации физического воспитания; наличие вредных привычек; неблагоприятный психологический климат в семье и классе, отсутствие должного медицинского контроля за состоянием здоровья занимающихся танцем детей.
Сочетание неблагоприятных социальных, биологических и гигиенических факторов, формирующих привычную двигательную активность детей, приводит к формированию у них очень низкого ее уровня и, как следствие, к увеличению риска различных нарушений функционального развития, возникновению различных хронических заболеваний.
Физическими (двигательными) качествами - называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость.
Быстрота — это способность выполнять двигательные действия и минимальный срок, которая определяется скоростью реакции и частотой многократно повторяющихся действий.
Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается в первую очередь силой и. концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.
Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия и соответствие с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений в окружающей обстановке.
Выносливость — это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.
Физическая подготовка, неотъемлемая часть современной хореографии. Очень тяжело испытывать радость движений танцами, не испытывая нормальной красоты и силы тела. Я лично, придерживаюсь основного принципа физической подготовки, какие свойства мышц хочешь - такую дай им нагрузку. Да, кому-то дано от природы, но кому-то не дано. Поэтому можно усиливать слабые места тренингом. В этой области средств больше чем достаточно. В виду того, что мышцы привыкают к однообразной нагрузке (начинают легко "жить"), я предпочитаю разнообразие. Стараюсь создавать им, время от времени стрессы.
В физической подготовке, с какой стороны не подходи, все равно все задачи будут решаться. Захочешь развить силу - будет формироваться и красота, захочешь красоту - будет сила и т.д. Поэтому на принципах физической подготовки как: разминка, растяжка, силовой тренинг и т.п., останавливаться не буду. Главное, повторюсь: какие мышцы хочешь - такую дай им нагрузку.
Оговорюсь сразу, танцевальной гимнастики в готовой системе пока еще нет (надеюсь что "пока"). Она в процессе созидания, но о ее основной идеи говорить уже можно. Если разбирать основной принцип: движения танцами, это существующие танцевальные направления и системы, которых очень много и все они по-своему прекрасны и многогранны. У каждого танцевального направления есть свой неповторимый стиль ("почерк") и есть школа, которая постоянно совершенствует этот стиль, но и естественно хранит основы движений своего танца. Весь творческий дух танцевальных систем направлен на развитие именно своего танца. Дух соревновательности внутри танцевальных направлений также побуждает к совершенству лучшей формы своего танца. И поэтому каждый танец (как школа движений) по-своему величественен, ведь его совершенствуют лучшие последователи.
Рассматривая танцевальные направления с точки зрения многообразия форм движений, не трудно заметить одну суть. Каждое танцевальное направление живет в своей стильной форме танцевальных движений. Если смотреть на танцы с точки зрения развития координации движений человека, то можно заметить такую суть. Танцы развивают слаженность движений, их ритмичность и пластику. Производная от этого: красота, грациозность исполняемых движений и свойственная им динамика.
Повышение функциональных возможностей системы возможно только при условии постепенного повышения нагрузок. Между используемых нагрузками должен быть определенный оптимальный интервал. При его укорочении повторная нагрузка будет приходиться на неполное восстановление – при сохранении такого режима это чревато перенапряжением и переутомлением; если интервал превышает оптимальное время, то повторная нагрузка будет приходиться не на фазу суперкомпенсации с повышенной работоспособностью организма, а на период возвращения его к исходному состоянию, что исключает повышение функциональных возможностей организма.На определенном этапе восстановления энергетики и работоспособности, их величина оказывается выше исходного значения, что и определяется как суперкомпенсация. И.А. Аршавский определяет это явление следующим образом: «Двигаясь, организм и восполняет израсходованное, стараясь не просто «добрать» недостающее, а вернуться к исходному состоянию, и обязательно накопить больше, чем истратил. Это процесс индукции избыточного анаболизма, то, что в экономике – «расширенное воспроизводство».
В организации нагрузок для формирования учащегося следует исходить из подбора средних по значениям нагрузок, дающих реакцию активации. А формирование пакета нагрузок и их характеристик должно соответствовать как минимум двум условиям:
1. Отражать общее, суммарное влияние всех факторов нагрузки, воздействующих в данный период времени на организм (движение, психическое, биологическое, термическое, социальное и др.) и особенности вызываемого ими последствия;
2. Учитывать текущее состояние организма и соответствовать ему. При этом по мере роста функциональных возможностей организма, внешние нагрузки должны последовательно возрастать.
Одним из основных принципов хореографического образования является постепенность, систематичность и последовательность наращивания развивающих - тренирующих воздействий. Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у учащихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.
Важно выбрать оптимальную нагрузку, понимая под этим ту минимальную величину интенсивности, которая вызывает приспособительные перестройки в организме. Более интенсивное воздействие ведет либо к перенапряжению, либо при чрезмерных требованиях к превышению физиологических возможностей, к срыву нормальной деятельности организма. Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе обучения танцу является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха между нагрузками произойдет реадаптация – возврат к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успеет восстановиться. Систематическое повторение нагрузок на фоне недовосстановления приведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ресурсов. Вначале это будет происходить в физиологических пределах, а затем может привести к перетренированности и более глубоким патологическим явлениям. Оптимальным будет такой промежуток времени между нагрузками, который потребуется для появления фазы сверхвосстановления (суперкомпенсации). При воспитании физических качеств не во всех случаях целесообразно пользоваться только оптимальными интервалами отдыха. В зависимости от ряда обстоятельств в определенные моменты бывают полезными и ординарные и укороченные «жесткие» интервалы.
Способы и средства восстановления юного танцовщика после тренировочных нагрузок обусловлены главным образом плотностью, периодом и задачей тренировки, характером и продолжительностью, возрастом и уровнем подготовленности тренирующегося. Режим коррекционной деятельности целиком обусловлен состоянием здоровья занимающихся, характером и тяжестью нарушений здоровья, степенью потери тренированности.
Таким образом, специфическим для реализации принципа системного чередования нагрузки и отдыха в процессе обучения танцу является построение четкой системы и последовательности воздействий с учетом «следовых» явлений. Этим определяются такие методические пути реализации принципа как:
– рациональная повторность заданий;
– рациональное чередование нагрузок и отдыха;
– повторность и вариативность заданий и нагрузок.
Из принципа адаптированного сбалансирования динамики нагрузок вытекает три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов обучения танцу.
1. Суммарная нагрузка, используемая в процессе обучения, должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье. Данное положение предусматривает систематический контроль за эффектом нагрузок.
2. По мере адаптации к применяемой нагрузке, т.е. перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки. Чем выше достигнутый уровень подготовленности, тем значительнее увеличение параметров нагрузки.
3. Использование суммарных нагрузок в процессе обучения танцу предполагает на отдельных этапах в системе занятий или временное снижение ее, или стабилизацию, или временное увеличение.
Успешное и длительное совершенствование физических качеств указанным путем невозможно без обеспечения известной меры прочности их основы и поэтапного закрепления достигнутых сдвигов. Здесь мы сталкиваемся с диалектическим единством таких противоречивых тенденций, как изменчивость в целях совершенствования, сохранность и стабильность достигнутого для обеспечения надежности двигательного навыка в его использовании. В умении правильно разрешить это противоречие и заключается мастерство хореографа.
Принципы, формы построения, средства и содержание занятий по современной хореографии.
В работе с детьми разных возрастных групп, равно как и при подборе упражнений, эти особенности необходимо учитывать. Так для детей 6-8 лет достаточно эффективны простые общеразвивающие упражнения. Необходимо максимально разнообразить упражнения, использовать различные исходные положения, скорость и амплитуду движения, и т.д. основная задача в занятиях с детьми этого возраста - это сформировать возможно большее количество простейших двигательных навыков.
Для детей 9-10 лет применяют те же упражнения, но в усложнённом варианте. Для детей и подростков от 11 до 14 лет нужно предполагать упражнения на координацию с постепенно возрастающей сложностью, используя трюковые и акробатические элементы.
Общая физическая подготовка для занятий современной хореографии способствует овладению разнообразными двигательными умениями и навыками. Процесс восприятия учащимися программного материала, связанного с формированием двигательных навыков, условно можно разделить на три этапа:
стадия начального уяснения;
стадия детализация – освоения;
стадия закрепления и совершенствования двигательного действия – усвоения.
Разучивание упражнений обеспечивается комплексом методом и приёмов техники исполнения упражнений, ощущения движений, фиксации положений и др. Для достижения результативности исполнения движений, от учащихся требуется большее число повторений. Исправление ошибок и неточностей должно быть последовательным. Необходимо следить за тем, чтобы приобретаемые навыки не превращались в динамические стереотипы. Это важно ещё и потому, что с возрастом, в соответствии и с изменениями размеров тела, изменяется и техника движений. Сгибание и разгибание конечностей, амплитуда движений, частота повторений, должны воздействовать на те, или иные группы мышц. По мере освоения комплекса, отдельные упражнения могут выполняться с нарастающей интенсивностью и с большим количеством повторений.
Занятия с учащимися могут проводиться в группе, либо в индивидуальном порядке. Например, на 1 год обучения, в группе начальной подготовки, рекомендуется использовать 4-6 часов в неделю.
Урок состоит из 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть продолжительностью 8-10 минут используется для функционального вырабатывания организма, разогрева, растягивания мышц, увеличения их эластичности, психологического настроя на предстоящую деятельность. Тут используются разнообразные, простые в координационном отношении упражнения. Комплекс упражнений для первой части урока определяется его задачами и содержанием.
Основная часть урока продолжается от 20 до 30 минут, может решать несколько взаимосвязанных задач совершенствование техники, развитие физических качеств, решение воспитательных задач и т.д. эта часть урока базируется на следующих положениях:
Техническая подготовка осуществляется в первой трети основной части урока, когда организм ученика находится в состоянии оптимальной готовности к восприятию новых и оценке знакомых ему пластических элементов.
При решении программных задач рекомендуется использовать волевые качества, ставка делается на технику исполнения, скорость выполнения движений, силу и ловкость.
В начале основной части урока целесообразно применять метод расчленённого сложного упражнения на относительно самостоятельные элементы (метод расчленённого упражнения применяется для изучения, совершенствования, закрепления и исправления отдельных элементов).
Наибольшая нагрузка в уроке приходится на 2 блок основной части, с постепенным снижением к финалу.
Заключительная часть урока продолжительностью 3-5 минут, предназначена для постепенной нормализации двигательной активности учащихся и восстановления дыхания.
Педагогический процесс должен преследовать две важнейшие цели: во-первых, учащиеся должны освоить как можно больший программный материал и, во-вторых, освоить его хорошо. Упражнения для первого года обучения должны быть простыми, но включать в себя определённую трудность для исполнителя. Доступная выполнимость упражнения - залог успеха первых уроков. Если же учащиеся быстро и правильно выполняют учебное задание, то в следующих уроках можно предложить более сложное по технике исполнения (изменение темпа, амплитуды движений), благодаря этому педагог может держать учащихся в состоянии мобилизационной активности. Если такое состояние будет сохраняться в течение каждого урока, то у учащихся формируется психологическая ориентация на продуктивную работу. Лёгкие упражнения расхолаживают интерес учащихся к занятиям, что в результате скажется на качестве последующей подготовки. Излишне сложные упражнения способны подорвать веру исполнителя в свои возможности. В этом случае степень активности учащихся на уроках также будет снижаться. Главной задачей педагога является необходимость научить детей сознательному подходу к каждому движению, сохранить у детей первоначальный, живой интерес к упражнениям, эмоциональность восприятия, и в тоже время вызвать у них желание настойчиво над ними трудиться.
Удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, современные танцы способствуют гармоническому развитию личности. В результате можно прийти к заключению, что занятия современной хореографией эффективны как в гармонизации физического развития, так и в формировании физических качеств, необходимых для успешного овладения детьми, занимающихся в системе дополнительного образования.
Литература
Барышникова Т. Основы хореографии. – М., 2001. – 272 с.
Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). – М.: ИЦ «Академия», 2002. – С. 393-398.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. – М., 1966. – 349 с.
Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. – М.: «Академия», 2002
Васильев О.С. Этнофитнес и культура движения // Современные эстрадные танцы, № 1 (13), 2003. – С 42-43.
Габриелова Е.В. О хореографической разминке в гимнастике // Гимнастика. Выпуск I, 1975.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. –444 с.
Иваницкая И.Н. Двигательная активность и здоровье детей. – М.: Медицина, 1987. – с. 27-29.
Иваницкий М.Ф. Анатомия человека с основами динамической и спортивной морфологии. – М., 1985.
Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. – Л., 1986.
Лукьянова Е. Дыхание в хореографии. – М., 1979.
Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976.
Фомин Н.А. Физиологические основы физического воспитания. – М., 1981. – с. 44-45.
Диниц, Е. В. Джазовые танцы / Е. В. Диниц. - Москва: АСТ, 2010.
Ивлева, Л. Д. Джазовый танец / Л. Д. Ивлева. – Челябинск: ЧГАКИ, 2006. – 104 с.
Никитин, В. Ю. Модерн-джаз танец. Методика преподавания / В. Ю. Никитин. – Москва : ВЦХТ, 2002. – 210 с.
Никитин, В. Ю. Стретчинг в профессиональном обучении современному танцу / В. Ю. Никитин. – Москва: ВЦХТ, 2002. – 210 с.
Васенина, Е. Российский современный танец. Диалоги / Е. Васенина. – Москва, 2005. – 264 с.
Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Продолжение обучения. – М.: - ВЦХТ - 2001. – 154с.
Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Начало обучения. – М.: ВЦХТ - 1998. – 150с.