Разработка урока по обществознанию на темуСоциальные отношения, 10 класс


Тема урока "Социальная структура и социальные отношения". 11-й класс
Бычкова Светлана Анатольевна, учитель истории и обществознания
Разделы: История и обществознание

Информационная карта урока
Учебный модуль. Социальное развитие.
Урок №1-2/5 Тип урока: Открытие нового знания.
Тема урока: Социальная структура и социальные отношения.
Учебник: Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 382 с.
Целеполагание для ученика Целеполагание для учителя
Познавательные:
1) знать особенности социальной дифференциации на примере современных классов и страт;
2) приводить примеры о важности социальных лифтов в социальной мобильности из жизни, школьных предметов;
3) сделать анализ социальных отношений в нашем обществе с целью оценки возможных последствий для современной семьи Предметные:
1) расширить знания учащихся о социальной дифференциации на примере современных классов и страт;
2) углубить знания о важности социальных лифтов в вертикальной социальной мобильности;
3) оценить изменения социальных отношений в современном обществе и семье
Регулятивные:
1) умение извлекать нужную информацию из различных источников и представлять её в виде схемы, таблиц и т.д.;
2) уметь показывать и определять отличительные признаки классов и страт, социальной дифференциации и т.д. Развивающие:
1) развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний;
2) отработать приёмы сравнения и анализа;
3) развивать умение вести диалог
Коммуникативные: уметь работать в группе  
Личностные: сформировать свою позицию о необходимости образования как современном социальном лифте Воспитательные: сформировать стойкое убеждение о необходимости образования как современном социальном лифте
Опорные понятия, термины: социальная дифференциация, люмпены, социальные отношения, семья Новые понятия, термины: социальная структура общества, социальная группа, социальные институты, статус, стратификация, социальные лифты мобильности, маргиналВариант №1
Домашнее задание: написать развёрнутый план “Социальная структура и социальные отношения”.
Вариант №2
Написать эссе:
1) “Семья – это кристалл общества”. (В. Гюго)
2) “Современному человеку образование необходимо”.
Информационная карта урока учителя
Этапы урока Деятельность ученика Ресурсы учителя
I. Организационно- мотивационный момент 1) определяют тему урока;
2) анализируют свои знания по теме;
3) формулируют собственные цели урока (что хотели бы узнать по теме) Схема № 1 “Социальная система общества. Социальная стратификация”
Схема № 2 “Социальная структура общества”
II. Фиксирование индивидуального затруднения Определяют соотношение имеющихся знаний по теме и информации, необходимой для выполнения целей урока Создание проблемной ситуации. Вопрос: “Социальная дифференциация в современном мире неизбежна?”
III. Построение выхода из затруднения 1) определяют логическую цепь рассуждений;
2) находят достоверную информацию;
3) структурируют свои знания по теме;
4) знакомятся с листом самооценивания;
5) составляют план, опираясь на пункты учебника:
Особенности социальной дифференциации
Особенности и отличия классов и страт
Социальная мобильность
“Социальные” лифты”
Особенности современной семьи
Тенденции в развитии социальных отношений
Характеристика люмпенов и маргиналов
Изменение социальных отношений в нашем обществе 1-й алгоритм раскрытия социального развития страны, общества
2-й алгоритм анализа статистических данных
3-й алгоритм работы с дополнительными источниками информации.
Лист самооцениванияIV. Реализация нового материала и первичное закрепление
1) знакомство с особенностями социальной дифференциации Самостоятельная работа:
1) читают учебник (п.1);
2) отвечают на вопросы:
а) что такое социальная дифференциация?
б) какие виды социальной дифференциации существуют?
в) в чём вы видите положительные и отрицательные черты социальной дифференциации?
3) читают текст 1 “Принадлежность к группе” и отвечают на вопросы к нему Учебник п. 1
Текст 1 “Принадлежность к группе”
Схема № 3 “Я-концепция – целостный образ собственного “я”
2) изучение особенностей и отличий классов и страт 1) читают учебник (п.2);
2) работают с текстом 2 “Классы и страты” и отвечают на вопросы к тексту;
3) делают вывод, что такое классы;
4) делают вывод, что такое страта;
5) составляют схемы: “Социальная структура американского общества” (текст 3 “Социальная структура американского общества”); “Социальная стратификация советского общества 80-х гг.” (учебник)
6) раскрывают различия страт и классов Учебник п.2
Текст 2 “Классы и страты”
Текст 3 “Социальная структура американского общества”
3) рассказ учителя о социальной мобильности 1) вместе с учителем формулируют, что такое социальная мобильность, записывают в тетрадь;
2) приводят примеры горизонтальной и вертикальной мобильности Учебник п.3
4) знакомство с “социальными лифтами” 1) читают учебник (п.4);
2) “мозговой штурм”, работают в парах:
а) работают со схемой № 4 “Социальные лифты” и приводят примеры социальных лифтов
б) дополняют схему № 4 “Социальные лифты
в) называют новые каналы социальной мобильности (дополнительные социальные лифты: СМИ, партийная и общественная деятельность, заключение брака с представителями высшего класса, спорт) и приводят примерыг) работают в парах с таблицей “Мобильность героев сказок”
3) делают выводы
Таблица “Социальная мобильность героев сказок”
Хар-ка исходного социального статуса Вид социальной мобильности Хар-ка изменённого социального статуса Личностные черты и качества; социальные лифты, способствующие данной мобильности
Учебник п.4
 
 
Схема № 4 “Социальные лифты”
(П. Сорокин)
 
5) изучение особенностей современной семьи 1) читают учебник (п.5);
2) составляют устный рассказ по заданному началу: “Семья в современном мире остаётся высшей ценностью потому, что…” Учебник п.5
6) изучение тенденций в развитии социальных отношений 1) читают учебник (п.6);
2) смотрят видеоролик “Имущественное неравенство в США”;
3) отвечают на вопрос “Почему неизбежны социальные конфликты в современном обществе?” Учебник п.6
Видеоролик “Имущественное неравенство в США”
7) определение характеристики люмпенов и маргиналов 1) читают учебник (п.7);
2) знакомятся с текстом 4 “Маргиналы” и отвечают на вопросы к нему;
3) доказывают, что маргиналы и люмпены – это социальные группы Учебник п.7
Текст 4
“Маргиналы”
8) рассказ учителя об изменениях социальных отношений в нашем обществе 1) слушают;
2) записывают, потом озвучивают основные изменения в современном российском обществе;
3) приводят свои примеры изменений в современном российском обществе, опираясь на материалы СМИ, статистические данные, дополнительные источники информации 1-ый aлгоритм2-й aлгоритм3-й aлгоритмV. Включение в систему знаний 1) беседа;
2) ответ на проблемный вопрос: “Социальная дифференциация в современном мире неизбежна?” Новые понятия, термины
VI. Рефлексия 1) заполняют лист самооценивания;
2) взаимная оценка работы на уроке Тесты
Лист самооценивания4-й алгоритм написания развёрнутого плана по обществознанию по предложенной теме
VII. Домашнее задание Вариант 1: развёрнутый план “Социальная структура и социальные отношения”.
Вариант 2: эссе
1) Семья – это кристалл общества. (В. Гюго)
2) Современному человеку образование необходимо
Приложение
My-shop.ru: 311 руб. купитьЛабиринт: 401 руб. купить© ИД «Первое сентября», 2003–2015
Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок» Эл. почта: festival@1september.ru     Телефон: