Статья по технологии на тему Гражданское и патриотическое воспитание на уроках технологии


В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье. К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность всѐ более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа . Опыт педагогической деятельности показывает, что в сложных условиях пореформенного периода довольно сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые успешнее развиваются на более благоприятной почве. Причины ясны и понятны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого человека, в том числе и школьника . Воспитание патриотизма и гражданственности всегда занимало в педагогической науке одно из ведущих мест. Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они детям? Можно дать утвердительный ответ: школьникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к месту своего рождения, родной природе, к своей большой и малой Родине. Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданских чувств и общественных отношений.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».В.А.Сухомлинский
Патриотизм – это любовь к Родине, природе, людям, культуре своего народа.
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа.
Гражданственность – это принадлежность к постоянному населению данного государства, наделение совокупностью политических прав и обязанностей. Гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой-либо сфере жизни в том виде, в котором она существует в данный исторический момент. Гражданское поведение предполагает сформированность определенных черт личности: активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности и т.п. Цель патриотического воспитания – прививать любовь к Отечеству, гордость за его культуру, а гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию . Педагоги должны учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе использовать наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Нужно формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогать им, осознать себя неотъемлемой частью малой родины .Гражданско-патриотическое воспитание всегда направлено на организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся; использование важнейшей социальной функции общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования здоровой, нравственной личности; формирование общественно необходимых и личностно значимых качеств; формирование правильного, основанного на общечеловеческих ценностях отношения к окружающему миру, природе, науке, культуре.
Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. На уроках технологии мы знакомимся с детьми с декоративно-прикладным творчеством нашего народа.
Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций. За последние годы определился круг мероприятий, в которых учащиеся принимают участие. Это множество дней: «Здоровье, Матери, Учителя, защитников Отечества, Конституции, Победы».    К этим Дням - праздникам мы с ребятами тщательно готовимся, участвуем в праздничных мероприятиях, изготавливаем поздравительные открытки, говорим о значении каждого дня. Патриотизм и гражданственность – это не слова, это действия и на уроках, при изучении сельскохозяйственных тем, мы работаем, чтобы затем воспользоваться результатами своего труда. На уроках сельскохозяйственного труда мы начинаем говорить об экологических проблемах села, страны и всего мира .Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Здесь можно рассказать о лучших работниках, которые жили и живут в селе. На примерах показать, как важно с маленького участка земли получить хороший урожай. Почему надо содержать свой дом, двор в чистоте и порядке. Если ребенок поймет это, то данное качество с ним останется навсегда.
Ученики активно работают не только на уроках, но и во внеурочное время. Они участвуют в акциях: чистый двор, обелиск, место, где я отдыхаю (парк, река).Эффективным методом реализации целей патриотического воспитания является проведение школьных мероприятий. Подобные мероприятия мобилизуют творческие способности педагога, учащихся, позволяют им углубиться в историю и понять глубинную суть известных праздников, уходящих своими корнями в глубокую древность, приобщиться к национальной культуре. Изучение традиций русской народной культуры реализуется через уроки кулинарии. В 5 классе, при изучении темы «бутерброды», дети знакомятся с правилами нарезки хлеба. И здесь, при изучении этой темы, можно рассказать детям о тех далёких военных временах, когда в 1941 году начался голод в Ленинграде. При изучении темы «ручные стежки и строчки», девочки знакомятся с декоративно-прикладным творчеством нашего народа. Жостово и гжель, Павловский Посад и хохлома, Дымковские и Филимоновские игрушки - это всё история нашего народа, история его творчества. Они рассматривают образцы, учатся создавать свои изделия и при этом узнают о мастерах разных эпох. Нужно сказать о том, что многие изделия нашли своё место в музеях нашей страны и всего мира, а это формирует в них чувство гордости за людей труда. Важно, чтобы дети поняли, что результаты и их труда могут занять достойное место. В центре внимания данных уроков - семейный уклад, обряды, обычаи, история родного края, страны. Эта тема перекликается с предметом ИЗО, который я так же преподаю .Каждый год в нашем поселке традиционно проходит праздник «Масленица». На  празднике звучат песни, представление ярмарочных скоморохов, угощение блинами и горячим чаем - всё это, под руководством взрослых готовят дети. Главным в этом празднике именно подготовка его. Дети учат песни наших предков, делают костюмы и одновременно лучше узнают историю, обычаи своей страны. Дети учатся любить её. А во время праздника хороводы, игры способствуют объединению. Мы знаем, когда народ един, он не победим. И задача нас – взрослых – учить этому подрастающее поколение. Будем надеяться, что светлые и славные традиции школы еще долгие годы будут способствовать укреплению гражданско-патриотических качеств учащихся и являться предметом гордости и уважения как учителей, так и учеников.
Главное, чтобы в сердце каждого поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками. По мнению ученых народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно-образованной личности. На близком и понятном материале дети должны усваивать музыкально-поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи - весь комплекс духовных ценностей. Творческий патриотизм необходимо воспитывать с детства. Как любое другое чувство он обретается самостоятельно и переживается индивидуально. При отборе краеведческих сведений для уроков технологии следует придерживаться правил:
1.События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся.
2.Факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными.
3.Предоставить учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту.
4.Вызывать интерес к познанию родных мест, к ремёслам и промыслам народов, содействовать формированию патриотических чувств.
 Так, на уроках технологии, для обеспечения качества практических работ  предусмотрено выполнение поисковых, тренировочных упражнений. Посещение школьного музея народного быта, промыслов и ремесел, музеев  народной культуры города и области, экскурсий. Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к наследию и традициям народа своей страны и других стран обеспечивается созерцанием и обсуждением художественных образов культуры, а также активным включением в доступную художественно-прикладную деятельность на уроках.
Труд- основа жизни любого народа, его нравственности, представлений о добре и зле, красивом и безобразном, должном и недолжном. Мотивацией труда пронизаны народные обряды и обычаи, фольклор- песни, пословицы, поговорки, сказки и загадки.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения по предмету «Технология» обеспечивают формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Поэтому очень важно вести предмет «Технология» в школе, опираясь на вековой опыт, в том числе на народную героику, народные ценности.  Воспитывать уважение к традициям и историческому прошлому своей страны. Роль учителя технологии в организации системной, личностно-ориентированной деятельности по освоению историко-культурного наследия бесценна. Воспитание патриотизма у современных школьников, формирование чувства любви к Родине, гордости за свой край, уважение традиций предков – эта проблема сейчас остро стоит перед образовательными учреждениями.