Статья :Требования к современному уроку в условиях применения ФГОС нового поколения
Требования к современному уроку
в условиях внедрения ФГОС нового поколения
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку?
Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремления учащихся, настроение детей;
планирование обратной связи;
В соответствии с новыми стандартами необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Принципы педагогической техники на уроках:
свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Анализ урока на соответствие требованиям ФГОС
ОУ_____________________________________________Класс____________
Предмет_________________________________________________________
Тема урока _______________________________________________________
ФИО учителя _____________________________________________________
Оборудование______________________________________________________
Раздел 1. Целеполагание
Критерии оценки Да Частично Нет
Учитель объявляет цель урока без пояснений и комментариев 1 – 0
Учитель пытается сделать цель урока понятной для ученика (объясняет цель в логике темы, предмета, практического использования знаний) 2 1 0
Учитель пытается сделать цель урока личностно значимой для учеников (при объяснении цели ориентируется на пользу, любознательность, иные личные мотивы детей) 2 1 0
Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками (дети высказывают свои предположения, зачем может быть нужно то, что изучается на уроке) 3 2 0
Задачи, которые решаются на уроке, диагностичны, измеряемы (есть критерии, понятные детям, которые могут быть использованы в процессе само- и взаимооценивания) 3 2 0
Всего по разделу Максимум по разделу 6
Раздел 2. Информационное обеспечение
Критерии оценки Да Частично Нет
Основной источник информации – рассказ учителя, знания преподносятся в монологической модели 1 – 0
Используются только традиционные информационные материалы (учебник, рабочая тетрадь) 1 – 0
Используются наряду с традиционными разнообразные справочные материалы (словари, энциклопедии, справочники, электронные учебные материалы и ресурсы Интернет) 2 1 0
Создаются учебные ситуации, в которых необходимо сравнивать, сопоставлять данные из разных источников 2 1 0
Источником информации становятся личные наблюдения учеников, опыт, эксперимент 2 1 0
Используются материалы разных форматов (текст, таблицы, схемы, графика, видео, аудио) 2 1 0
Целесообразность использования ИКТ 2 1 0
Всего по разделу Максимум по разделу 10
Раздел 3. Организация деятельности учеников
Критерии оценки Да Частично Нет
Учитель дает возможность ученикам пробовать разные варианты выполнения заданий и обсуждает их эффективность 2 1 0
Задания вариативны, ученик имеет возможности выбора темпа, уровня сложности, способов деятельности 2 1 0
Всего по разделу Максимум по разделу 4
Раздел 4. Педагогические технологии
Критерии оценки Да Частично Нет
Урок строится на репродуктивных технологиях и фронтальной работе (рассказ учителя + его воспроизведение – прямое или через выполнение простых заданий) 1 – 0
На уроке используются активные технологии обучения: экспериментальные, исследовательские, игровые, проблемное обучение, работа в группах и парах______________________________ ____________________________________________________________
____________________________________________________________
(подчеркнуть нужное или дописать) 3 2 0
Всего по разделу Максимум по разделу 3
Раздел 5. Оценка деятельности и рефлексия
Критерии оценки Да Частично Нет
Учитель использует только стандартную 5-балльную шкалу оценки 1 – 0
Учитель использует стандартную 5-балльную шкалу оценки и объясняет критерии выставления балла, обсуждает их с учениками 3 1 0
Учитель организует взаимооценку учеников по установленным критериям 3 2 0
Учитель создает возможности для самооценки по установленным критериям 3 2 0
Учитель организует качественную рефлексию учеников (достижение результата, сложность, полезность, взаимодействие и пр.) 3 2 0
Всего по разделу Максимум по разделу 12
Всего за урок по всем разделам Максимум за урок по всем разделам 35
Раздел 6. Выводы и рекомендации
Выводы Рекомендации
Рекомендации по использованию оценочного листа
Оценочный лист не предназначен для полного комплексного анализа урока и оценивает его только с точки зрения соответствия требованиям ФГОС по определенным параметрам: целеполагание, информационное обеспечение, организационные особенности, педагогические технологии, оценка деятельности и рефлексия.
Критерии выбраны в связи с тем, что именно они являются важными при оценке уровня соответствия урока требованиям ФГОС.
1. Целеполагание
Значимость критерия сопряжена с ролью целеполагания в процессе создания мотивации к обучению.
Критерии оценки Характеристики критериев
Учитель объявляет цель урока Целеполагание осуществляется формально и не является для ученика мотивирующим фактором
Учитель пытается сделать цель урока понятной для ученика Если цель урока понятна ученику, это является мотивацией познавательной деятельности, хотя и недостаточно сильной
Учитель пытается сделать цель урока личностно значимой для учеников Если цель урока принимается на личностном уровне, ученик осознает полезность, значимость, интерес предстоящей работы, это является сильным мотивационным стимулом для его деятельности
Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками Участие учеников в целеполагании обеспечивает высокий уровень осмысленности и принятия цели и, как следствие, высокий уровень учебной мотивации
Цели урока диагностичны, измеряемы Измеримость целей обеспечивает возможность оценки результата с позиций достижения целей, Это важно для ученика, поскольку способствует формированию навыков самоконтроля, самооценки
2. Информационное обеспечение
Значимость критерия обусловлена особенностями познавательной деятельности. Стандарты второго поколения ориентированы на переход от репродуктивной деятельности к активному обучению, которое обеспечивается не только за счет использования определенных педагогических технологий, но и за счет использования различных информационных источников и создания полноценной информационно-образовательной среды обучения.
Критерии оценки Характеристики критериев
На уроке используются традиционные информационные материалы (учебник, рабочая тетрадь) Наличие одного источника информации уменьшает возможности для создания учебных ситуаций, в которых ученику приходится осуществлять самостоятельную познавательную деятельность
На уроке используются справочные материалы (словари, энциклопедии, справочники) Увеличение количества информационных источников позволяет активизировать познавательную деятельность ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать развитие метапредметных умений, связанных со сравнением, сопоставлением, оценкой
На уроке используются электронные учебные материалы и ресурсы Интернет Увеличение количества информационных источников позволяет активизировать познавательную деятельность ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать развитие метапредметных умений, связанных с самостоятельным поиском информации
Источником информации становятся личные наблюдения учеников, опыт, эксперимент Увеличение количества информационных источников позволяет активизировать познавательную деятельность ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать развитие метапредметных умений, связанных с исследовательской деятельностью, организацией эксперимента, формулировкой гипотезы, ее проверкой, обобщением и анализом результатов
На уроке используются материалы разных форматов (текст, графика, видео, аудио) Наличие различных информационных источников не только позволяет стимулировать познавательную деятельность и развитие метапредметных компетентностей, но и дает возможность ученику выбирать типы информации, соответствующие его индивидуальным особенностям
На уроке создаются ситуации, в которых ученики сопоставляют данные, делают обобщение, дают оценку Ориентация на решение метапредметных задач обучения
Целесообразность использования ИКТ Использование ИКТ может быть как формальным, иллюстративным (презентация как сопровождение лекции учителя), так и способствовать организации активной познавательной деятельности
3. Организация деятельности обучающихся
Значимость критерия обусловлена требованиями ФГОС к организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
Критерии оценки Характеристики критериев
Учитель дает подробные инструкции по выполнению заданий или
алгоритмы деятельности, ученики не имеют возможности действовать иначе Жесткая регламентация деятельности учеников на уроке снижает возможности для развития познавательной самостоятельности
Учитель дает возможность ученикам пробовать разные варианты выполнения заданий и обсуждает их результативность Выбор и анализ результативности способов решения познавательных задач способствует формированию различных стратегий познавательной деятельности, а не только действий по образцу
Задания вариативны, ученик имеет возможности выбора по уровню сложности или способам деятельности Вариативность заданий позволяет ориентироваться на личностные результаты обучения, оценивать динамику ученика, его продвижение (обогащение способов деятельности, повышение уровня сложности)
Есть технологическая карта урока В отличие от жестких алгоритмов выполнения конкретных заданий, технологическая карта отражает этапы урока и позволяет ученику двигаться в собственном темпе, фиксируя результаты своего продвижения. Технологическая карта позволяет более четко и результативно организовать самостоятельную работу учеников
4. Педагогические технологии
Значимость критерия обусловлена требованиями ФГОС, связанными с использованием технологий активного обучения.
Критерии оценки Характеристики критериев
Урок в основном строится на репродуктивных техно-логиях и фронтальной работе (рассказ учителя + его воспроизведение – прямое или через выполнение простых заданий) Такое технологическое решение урока не соответствует требованиям ФГОС, даже если на уроке много времени отводится для самостоятельной работы учеников, но эта работа носит репродуктивный характер (выполнение однотипных заданий без самоконтроля, самопроверки и иных форм активной познавательной деятельности)
На уроке используются активные технологии обучения: эксперимен-тальные, исследователь-ские, игровые, проблемное обучение, работа в группах и парах (подчеркнуть нужное или дописать) Эти технологии активного обучения способствуют формированию тех образовательных результатов, которые предусмотрены ФГОС. Важно при оценке учитывать адекватность используемых технологий возрастным особенностям детей, учебному содержанию, этапу изучения материала
Учитель дает задания, где на предметном содержании формируются метапредметные умения и компетенции (какие) Конечный результат обучения в соответствии с ФГОС – не сами знания, а способы их получения и применения, что обеспечивается формированием метапредметных умений и компетенций – когнитивных, коммуникативных, исследовательских и пр.
На уроке прослеживаются связи с внеурочной деятельностью учеников Урок не является единственной формой образовательной деятельности, он – одна из форм – наряду с внеурочной работой, проектной, исследовательской и творческой деятельностью детей. Хорошо, если урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют и обогащают друг друга.
5. Оценка деятельности и рефлексия
Значимость критерия обусловлена тем, что ФГОС ставят задачу по смещению акцентов с внешней оценки на самооценку, с контроля – на самоконтроль и рефлексию, то есть осмысление познавательного процесса и его результатов. Кроме того, важно постепенно отходить от оценивания «от ошибки» – к формирующему оцениванию, стимулирующему познавательную деятельность через понимание причин успехов и затруднений. Есть также проблемы, связанные с оценкой и фиксацией не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов обучения.
Критерии оценки Характеристики критериев
Учитель использует только стандартную 5-балльную шкалу оценки При таком подходе невозможно реализовать требования ФГОС в области оценки результатов обучения
Учитель использует стандартную 5-балльную шкалу оценки и формулирует критерии выставления балла Этот подход не обеспечивает полноценное выполнение требований ФГОС, но делает более осмысленным сам процесс оценивания, когда ученик понимает, за что выставляется тот или иной балл
Учитель использует формирующее (критериальное) оценивание, критерии обсуждены с учениками и понятны им Понятность, прозрачность критериев оценки и подход к оценке не от подсчета количества ошибок, а от реализованных разнообразных возможностей работает на достижение требований ФГОС в области подходов к оцениванию учебных результатов, позволяя оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты
Учитель организует взаимооценку учеников по установленным критериям Этот подход позволяет решать коммуникативные задачи обучения, делает оценку более прозрачной и способствует объективному восприятию
Учитель создает возможности для самооценки по установленным критериям Решение важнейших задач, связанных с формированием осознанного отношения к собственной познавательной деятельности и формированию ответственности за ее результаты
Учитель организует эмоциональную рефлексию учеников (понравилось/не понравилось, как себя чувствовал на уроке) Эмоциональная рефлексия важна, т.к. позволяет оценивать комфортность образовательного процесса для ученика и оценивать его личностные результаты (уровень уверенности в себе, самооценки и пр.)
Учитель организует качественную рефлексию учеников (достижение результата, сложность, полезность, взаимодействие и пр.) Качественная рефлексия позволяет сделать более осмысленной познавательную деятельность ученика (выбор познавательной стратегии, самооценка результатов – как предметных, так и метапредметных)