Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №94 Конспект урока по природоведению в 5 классе ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ.
Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №94
Конспект урока
по природоведениюв 5 классеПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ И животных.
Учитель биологии,
учитель высшей категории,
учитель-методист
Халимонова Е.Н.
Класс-____ № урока-_______ Дата -_____
Тема: ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ И животных.
Цель:познакомить учащихся с органами цветкового растения (вегетативными и генеративными) и функциями, которые они выполняют; воспитывать внимательное и бережное отношение к растениям.
Оборудование: живые комнатные растения, гербарии растений, фотографии растений.
Базовые понятия: ОРГАНЫ ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ:
ВЕГЕТАТИВНЫЕ (КОРЕНЬ, СТЕБЕЛЬ, ЛИСТ)
ГЕНЕРАТИВНЫЕ(ЦВЕТОК)
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организация класса.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.
А) Дополни предложения:
1.Для жизнедеятельности живых организмов необходима энергия …(энергия)
2.Источником энергии на Земле является …(Солнце)
3.Непосредственно использовать энергию солнечного света и превращать её в энергию питательных веществ, которая доступна всем живым организмам, могут только …(растения)
4.Если бы вдруг на нашей планете исчезли все зелёные растения…(жизнь очень быстро бы прекратилась, как только бы животные съели все органические вещества)
5.В чём же заключается уникальность зелёных растений?
1. Растения – продуценты биомассы-образуют органические вещества: белки, жиры, углеводы.
2. Создают атмосферу Земли.
3.Участвуют в почвообразовании.
4. Формируют ландшафты.
5. Влияют на климат.
IV. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
(Назвать живой организм и основную пищу, которую он употребляет)
-Чем питаются животные?
-Чем питаются растения?
V. Работа над новым материалом
1.Типы питания растений и животных
(Составление сравнительной таблицы)
-Для жизнедеятельности живых организмов необходима энергия.
- Энергия не образуется из ничего и не исчезает никуда.
-Энергия существует в разных формах:
ХИМИЧЕСКАЯ
СВЕТОВАЯ
ТЕПЛОВАЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ
МЕХАНИЧЕСКАЯ
ЗВУКОВАЯ
АТОМНАЯ
-Сколько и какие виды энергии могут использовать живые организмы?
СВЕТОВАЯ ХИМИЧЕСКАЯ
СВЕТОВАЯ ЭНЕРГИЯ - энергия солнечного света доступна только растениям. Для поглощения и использования света растения имеют специальное вещество зелёного цвета- пигмент ХЛОРОФИЛЛ, который находится в хлоропластах.
В процессе фотосинтеза в хлоропластах образуется САХАР, который потом превращается в КРАХМАЛ.
Ночью крахмал снова превращается в сахар, который оттекает из листка по клеткам тканей стебля в запасающие органы, и там снова из сахара образуется крахмал.
Нерастворимый крахмал не может передвигаться по проводящим тканям, он только откладывается про запас. Сахар вместе с водой легко транспортируется из хлоропластов клеток листа в запасающие ткани. При этом в хлоропластах листа освобождается место для новой порции продуктов фотосинтеза (сахара, крахмала), которые образуются на следующий день.
Организмы, которые осуществляют процесс фотосинтеза, называются АВТОТРОФАМИ (тот, который сам питается).
ВСЕ РАСТЕНИЯ – АВТОТРОФЫ.
Особенности автотрофных организмов:
1.Тело растений очень разветвлено и имеет большую поверхность.
2. Для обеспечения большой поверхности растения растут на протяжении всей жизни.
3. Неподвижный способ жизни. Их движения- это изменения положения отдельных органов.
ХИМИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ – энергия пищи.
Животные, грибы, бактерии не могут использовать свет для обеспечения себя энергией.
Они поглощают готовые органические вещества, образованными другими организмами.
Такие организмы называют ГЕТЕРОТРОФАМИ.
ГЕТЕРОТРОФЫ:
РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ
ВСЕЯДНЫЕ
ХИЩЫЕ
ПАРАЗИТЫ
Особенности гетеротрофных организмов:
1.Тело животных имеет небольшую поверхность.
2. Животные имеют ограниченный рост.
3. Для поиска пищи гетеротрофы вынуждены активно передвигаться.
VI.Закрепление изученного материала.
А) Тесты:
1. Растения сами для себя образуют органические вещества:
а) в зелёном листе;
б) в древесине;
в) В молодом корне;
2.Процесс образования растениями органических веществ с использованием солнечной энергии называется:
а) фотосинтезом;
б) хемосинтезом;
в) перевариванием;
3. Белки, жиры, углеводы -это:
а) органические вещества;
б) неорганические вещества;
в) витамины;
4. Зелёный пигмент в клетках листа –это:
а) хлорофилл;
б) крахмал;
в) глюкоза;
5. Расщеплённые питательные вещества поступают в кровь через стенки:
а) желудка;
б) пищевода;
в) кишечника;
6. Животные могут употреблять:
а) растения;
б) животные;
в) и растения, и животные;
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
А) Тесты:
1. Растения сами для себя образуют органические вещества:
а) в зелёном листе;
б) в древесине;
в) В молодом корне;
2.Процесс образования растениями органических веществ с использованием солнечной энергии называется:
а) фотосинтезом;
б) хемосинтезом;
в) перевариванием;
3. Белки, жиры, углеводы -это:
а) органические вещества;
б) неорганические вещества;
в) витамины;
4. Зелёный пигмент в клетках листа –это:
а) хлорофилл;
б) крахмал;
в) глюкоза;
5. Расщеплённые питательные вещества поступают в кровь через стенки:
а) желудка;
б) пищевода;
в) кишечника;
6. Животные могут употреблять:
а) растения;
б) животные;
в) и растения, и животные;
Б) Заполнить таблицу:
растительноядные плотоядные всеядные
Волк, лось, олень, кабан, заяц, лев, медведь, лисица, ласточка, корова, колорадский жук.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
Б) Заполнить таблицу:
растительноядные плотоядные всеядные
лось волк кабан
олень лев медведь
заяц лисица ласточка
корова колорадский жук В) Укажите правильные ответы:
1. Растительная еда малокалорийная.
2.Фотосинтез характерен только растениям.
3. Из ротовой полости измельчённая пища попадает в желудок.
4. Вороны способны питаться мёртвой едой.
5. Санитарами леса являются олени, зайцы…
6. Хлорофилл содержится только в листе.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
В) Укажите правильные ответы:
+1. Растительная еда малокалорийная.
+2.Фотосинтез характерен только растениям.
-3. Из ротовой полости измельчённая пища попадает в желудок.
+4. Вороны способны питаться мёртвой едой.
-5. Санитарами леса являются олени, зайцы…
-6. Хлорофилл содержится только в листе.
В) Установите соответствие:
Тип питания Характеристика Примеры организмов
1)Хищники а) Сами образуют органические вещества IКонь
2)Всеядные б) Питаются растительной пищей II Воробей
3)Растительноядные в) Питаются животной пищей IIIЛеопард
4)Фотосинтезирующие г)) Питаются и растительной, и животной пищей IV Липа
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
В) Установите соответствие:
Тип питания Характеристика Примеры организмов
1)Хищники а) Сами образуют органические вещества I Конь
2)Всеядные б) Питаются растительной пищей II Воробей
3)Растительноядные в) Питаются животной пищей III Леопард
4)Фотосинтезирующие г) Питаются и растительной, и животной пищей IV Липа
VII.Итог урока
VIII.Домашнее задание
Стр.25-29,
-Как вы считаете, как питаются грибы?
-Докажите правильность утверждения: «Всё живое на планете использует для своей жизнедеятельности видоизменённую солнечную энергию»