Разработка Музыкально-дидактические игры на экологическую тему
Музыкально-дидактические игры
на экологическую тему
Автор: Музыкальный руководитель:
Медведева М.А.
Самара, 2017г.Формирование экологических знаний у дошкольников через музыкально-дидактические игры.
Экологическое воспитание - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания.
Музыкальное воспитание детей также имеет не маловажное значение, и не только для развития музыкального, но и общего развития ребенка. У ребенка формируются способности ценить красоту не только в музыке, но и в окружающей жизни.
Одним из средств формирования экологической и музыкальной культуры ребенка является музыкально- дидактическая игра. Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для формирования творческой личности. Известный советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра- это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире».
Ценность музыкально- дидактических игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребенка интерес, желание участвовать. При этом развиваются необходимые навыки музыкальной деятельности: звуковысотное восприятие, чувство ритма, чувство лада, темпа. Совершенствуются память и музыкальный вкус. Формируются такие черты характера, как творческая активность, внимание, инициативность, самостоятельность.
Воспитывая у ребенка творческую активность, мы опираемся на жизненный опыт детей, на его представления об окружающей природе, на явления, происходящие в ней, а игра увлекает ребенка, ведет его в свой мир, учит правильно воспринимать окружающий мир.
Цель: формирование экологических знаний у дошкольников через музыкально-дидактические игры.
Ходят капельки по кругу
(Экологические игры-превращения)
Задачи:
Развивать у детей воображение, фантазию;
Способность идентифицировать себя с капельками дождя.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям представить, что она мама- тучка, а все дети- капельки дождя и под музыку выполнять те действия, которые она будет озвучивать (Звучит музыка, напоминающая дождь):
Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало. Собрались они вместе и потекли маленькими, весёлыми ручейками (дети берутся за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (дети соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют, хорошо им вместе. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).
Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (дети присели, а затем стали подниматься на носочки и вытягивать руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме-тучке (дети поочередно подбегают к педагогу).
После проведения игры, педагог уточняет, понравилось ли детям быть в роли капелек дождя и почему, когда засветило солнышко, они вернулись к маме-тучке.
На лесной опушке
Задача:
Закреплять знания детей о том, как нужно вести себя в лесу.
Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни.
Ход игры:
Под музыку и стихотворное сопровождение дети выполняют различные движения:
Нам пора и поразмяться.Предлагаем прогуляться.Темным лесом, сочным лугомМы шагаем друг за другом.(Выполняют обычную ходьбу)Чтоб цветочки не помять,Ноги нужно поднимать!(Ходьба с высоко поднятыми коленями)По тропинкам мы бежим,Не мешаем, не шумим.(Бег змейкой друг за другом)На полянке бабочкамВесело летать.(Махи руками одновременно с бегом) Мы слегка присядем, Будем наблюдать.(Приседания)Прыгают лягушкиНа лесной опушке.(Прыжки из положения приседа)Очень их боятсяКомары и мушки.Чтобы ветки не ломать,Будем тихо мы шагать.(Ходьба спокойным шагом)С лесом в дружбе мы живем,Лесу песенки поем.(Остановка на месте)Потянулись, подышали,В группу дружно пошагали.
Кто вышел погулять?
Задача:
Учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом.
Расширять представления детей о многообразии животного мира.
Ход игры:
Дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация).
После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.
Что ты, ёж?
Задача:
Развивать координацию (движение и слово).
Учиться выполнять боковой приставной шаг, сужать и расширять круг.
Закреплять представление о еже как о лесном жители.
Ход игры:
Дети выполняют движения, стоя в кругу, произнося чётко текст.
Что ты ёж такой колючий? (2 приставных шага с «незнайкой»)
Это я на всякий случай. (4 раза грозят пальчиком)
Ведь в лесу мои соседи (сужение круга, 4 шага)
Лисы, волки да медведи. (расширение круга, 4 шага)
Зайчики и лошадки
Задача:
Усвоить и воспроизвести ритм зайца и лошадки на музыкальных инструментах и в движении.
Расширять знания о диких и домашних животных.
Ход игры:
Дети сидят на ковре по кругу, у одной группы ложки, у другой – бубны.
1-я группа детей исполняет ритм зайца на бубнах,
2-я группа исполняет ритм лошадки на ложках. (отдельно и в чередовании)
(в старшем дошкольном возрасте передают ритм в движении с одновременной игрой на музыкальных инструментах)
1-я группа исполняет на инструментах,
2-я группа изображает ритм в движении.
Утята
Задача:
Освоить равномерный ритм на барабане и глиссандо на металлофоне;
Выполнять ритмизацию текста с движением.
Закреплять представление детей о домашних птицах.
Ход игры:
1) дети выполняют ритмизацию текста с хлопками, затем с движением.
2) добавляются барабан и металлофон, задания распределяются между группами детей.
Вышли с мамой налегке (шаг ( 1,2,3,4 ) + игра на барабане)
Малые ребята.
И поплыли по реке («плывут» + глиссандо на металлофоне)
Жёлтые утята.
Волк
Задача:
Передать ритм, изменяя движения.
Закреплять знания детей о разнообразии животного мира.
Ход игры: Читать текст в ритме, сопровождая движением.
Через речку, через мост (1и2и3и4 приставной шаг с пружинкой)
Серый грозный волк идёт. (1и2и3и4)
Страшный волк - волчи-ще, (1и2и3,4 выбрасывание пальцев рук вперёд, раскрывая кулачки)
Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. (1,2,3,4 хлопка)
Острые зубищи, (1и2и3и 4 выбрасывание пальцев рук вперёд,
раскрывая кулачки)
Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. (1,2,3,4 хлопка)
День и ночь
Задача:
Различать контрастную музыку и передавать это в движении.
Развивать умение определять смену времени суток.
Закреплять понятия времени суток (ночь, день)
Ход игры:
Дети двигаются поскоками врассыпную (день). Смена музыки – садятся на корточки (ночь).
Птичий концерт.
Задачи: 1. Учить детей различать высоту звука.2. Расширять представления детей о многообразии птиц родного края, о их голосахМатериал. Музыкальный инструмент для подыгрывания (металлофон, фортепиано).
Ход игры: Дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты.
Дети садятся полукругом. Ведущий или воспитатель поет, а дети отвечают.
На березовой верхушкеЦелый день поет кукушка.Дети. Ку-ку, ку-ку, ку-ку! А синица целый деньПоет громко:Дети. Тень- тень-тень, тень-тень-тень!Вторит дятел им: тук-тук-тук,Долбя клювом старый сук.Дети. Тук-тук-тук!Шаловливые сосульки.
Задачи: 1. Развивать у детей чувство ритма.2. Расширять представления об окружающей природе и явлениях происходящих в ней.Материал. Карточки с изображением ритмического рисунка.Ход игры:
Дети делятся на три-четыре команды по пять-шесть человек в каждой, им раздаются карточки с ритмическим рисунком. Сначала дети поют песню «Шаловливые сосульки» с движением:Шаловливые сосульки Дети поют стоя.Сели на карниз. Садятся на стулья.Шаловливые сосульки Поют сидя, голова прямо.Посмотрели вниз. Наклоняют голову.Посмотрели, чем заняться? Пожимают плечами.Стали каплями кидаться. Взмахивают кистями рук
Кап-кап-кап, кап-кап-кап. Одновременно на сильную долю такта.Кап-кап-кап, кап-кап-кап. Взмахивают кистями рук по очереди.
Целый день идет трезвон: Дили-дили-дили-дон!
После пения каждая группа прохлопывает тот ритмический рисунок, который изображен на карточке:Восьмые длительности - произносить «капа-капа…» и медленно опускать руки, шевеля пальцами.Четверти - хлопать в ладоши и произносить «кап-кап…»Половинные длительности- хлопать ладонями по коленям и произносить «хлюп…хлюп…».