Методическая разработка на экологическую тему

" Давайте будем беречь планету! "
Цель: обучать правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи негативного отношения к ней.
Задача:
Обучающая: познакомить детей с с экологическими проблемами, которые возникают по вине человека, с охраной деятельностью людей;
Развивающая: развивать способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем; развивать способности к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде; развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы; формировать убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем;
Воспитывающая: воспитание ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности.
Ведущий:
Из недр земли вдруг вырвался
И прозвучал над нивами, лесами
Тяжёлый вздох. В нём всё:
Тоска и боль, Любови пламя.
Д: Ты слышал?
Ведущий: Девушка сказала.
Д: Ты слышишь, кто-то нас зовёт?!
Кому-то страшно, жутко, больно!
М: Ну ладно причитать, уже довольно!
Ведущий: Её вдруг парень оборвал.
М:
Не человек на помощь звал,
То мать-земля от горечи вздыхает.
Д: Земля жива?!
Ведущий: Девчонка восклицает.
Д: Да как же! В ней живого нет крупицы.
 Жив человек, животные и птицы,
 Да даже червь, букашка, рыба:
 Но как землица может быть живой?
 Что говоришь? Ты дружишь с головой?
Ведущий: К стволу берёзы парень прислонился.
М: Иди, садись!
Ведущий:
Девчонку он позвал
 И не научно, ну попросту словами,
 Как понимал, про землю рассказал,
М:
 Вот, скажем, осень:
 Дождь идёт.
 Гляди, землица наша пьёт,
 Зимою спит, весной встаёт,
 И всё кругом уже цветёт.
Д: (Перебивая)
 Я поняла. А реки - кровь,
 А гумус - кожный её покров -
 Дрожит от взрывов как от страха,
 А лес-тайга - земле рубаха.
 Прости, ведь я не думала тогда,
 Что матушка-земля жива!
 И думаю, не все и люди знают,
 Что мать свою родную обижают.
 Мы любим лишь себя и уважаем,
 И дом свой, и квартиру прибираем.
 У нас-то чисто, а земли не жалко,
 Земля отныне - как большая свалка.
 Вместе: Что завтра будет? - Нас земля спросила.
 И нас с ::. защитить себя просила.
 Мы призовём все страны, и тебя, Россия,
 Ведь вместе же великая мы сила!

Включается страшная музыка, "Экологическая катастрофа"

Вот, во что может превратиться наша Земля.

Видео(любое видео о загрязнении планеты)
Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

Сценка охотники на привале

Говорят подготовленные дети:
Что вы есть без природы? Без воздуха? Воды, пения птиц? Аромата лугов, шелеста листьев? Всё это щедро даёт людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждёт от вас бережного, доброго отношения к себе. Однако вы уже многое успели загубить навсегда.
Учитель:
- Нелетающая птица дронт уже никогда не будет жить на Земле. Люди её полностью истребили.
- В результате деятельности человека в реках Европы - Сене, Дунае, Рейне, Волге - нельзя купаться.
- Люди не задумываясь, без надобности рвут мать-и-мачеху, бросая её тут же, а ведь это лекарственная трава от кашля.
- И никто не хочет задуматься над тем, что ландыш зацветает только через 10 лет после того, как семечко упало в землю. Мальчик или девочка, поступившие в 1-й класс, успевают закончить школу. Срывать ландыши можно только весной и только в лечебных целях: из него делают капли для людей от сердечных заболеваний.
- В Амуре столько минеральных удобрений, что кожа детей после купания покрывается сыпью.
- Сегодня каждому пятому виду зверей, каждому четвёртому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опасность.
- 25 тысяч видов растений Планеты на грани полного уничтожения.
- За последние 60 лет на Планете исчезли 77 видов животных и несколько видов растений, 26 видов птиц.
- Умирающая земля, мёртвые реки, озёра, леса, моря, длинная очередь растений, животных, птиц, записанных в Красную Книгу.
- Представьте и подумайте, как мы должны относится к природе, ко всему живому на Планете? (ответы детей)
Человек! Ты творец природы! И жизнь на земле - великое, чудо! Человек - ты часть Вселенной! Часть живого на Земле! Наша первая потребность, наша первая человеческая функция - творить гармонию, единство, сохранить целостность природы!
Наша планета - человеческий дом.
 Ну, как ей жить под дымным колпаком,
 Где сточная канава - океан,
 Где вся природа поймана в капкан,
 Где места нет ни аисту, ни льву,
 Где стонут травы: больше не могу!
 Вот она летит, маленькая, какая!
 Вот она грустит, в думы свои вникая,
 Вот она плывёт! Всё ещё людям верит!
 Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит!
 Вот она плывёт сквозь грозовую полночь,
 Всех людей зовёт, просит прийти на помощь,
 Просит прийти на помощь! (2 раза)
Сценка «богатыри»
Добрыня Никитич (глядя из-под ладони): Эх, полюшко-поле... Ни живо ни мертво ты стоишь, будто после побоища...
Илья Муромец: Тут что-то написано: Налево пойдешь - на химзавод попадешь... Направо пойдешь - в запретной зоне пропадешь..., прямо пойдешь - на бездорожье костей не соберешь... Ну и заехали мы!
Алеша Попович: Глядите, туча черная над полем стелется - не к добру это! Неужели силы темные на Русь напасть хотят? Защитим, братцы, землю-матушку!
Добрыня Никитич: Погоди, не горячись, Алеша! То не туча ворогов застит небо. А дым тепловой станции.
Илья Муромец: А скажи-ка, Добрыня Никитич, отчего мертво поле это?
Добрыня Никитич: Оттого, что много лет шла на этом поле битва. И звалась эта битва - битва за урожай. Всю-то ее, землю-матушку, пестицидами и нитратами замучили, а теперь вот и атомом, радиацией...
Алеша Попович: Это что же! Зря, значит, мы, богатыри, поля эти у врагов отбирали, кровушкой своей поливали?
Илья Муромец: Нет, не зря, Алеша, а ну-ка, поворачивайте своих лошадей, поедем в Министерство охраны окружающей среды, вече соберем! Видать, опять наше время пришло - богатырское!

Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, т.к. они разлагаются 2 года, то консервные банки и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу - они разложатся только через 90 лет, алюминиевая банка из под колы, разложится только через 500 лет, об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.
- Прости, Земля, прости, прости, прости:
 Мы люди так тебя обидели,
 Груз совести за это нам нести:
 На многое смотрели: и не видели.
 Завещано беречь нам этот мир -
 Такой неповторимый на рассвете.
 Он с детства очень дорог нам и мил,
 За будущее мира мы в ответе.

Для дружбы, для улыбок
 И для встреч
 В наследство получили мы планету.
 Нам этот мир завещано беречь
 И землю удивительную эту.
Взгляни на глобус-шар земной
Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки:
Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!

Ученица:
Грустит глубокая река
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Останови олень свой бег,
Будь Человеком, человек,
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!

Ты человек, любя природу, хоть иногда её жалей,
В увеселительных походах не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века ты оценить её спеши,
Она наш давний, добрый лекарь, она – союзница души.
Не жги её напропалую и не исчерпывай до дна,
И помни истину простую нас много, а она одна.
Все хором:
Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету,
Во всей Вселенной она одна,
Что будет делать без нас она!




тренинг
В Новосибирске проходила научная конференция экологов, где были ученые из разных стран мира. Присутствующих заинтересовало выступление японского ученого профессора Ли. Он рассказал о том, что приборы зафиксировали импульсы, похожие на стоны, крики о помощи нашей планеты.
Это стоны и просьба спасти ее. Наша обязанность не только быть услышанными, но и сделать все необходимое для того, чтобы спасти, сохранить нашу Землю живой!
Сегодня на нашем занятии я предлагаю каждому из вас на какое-то мгновение представить себя частичкой нашей планеты. Кто-то представит себя солнышком, а кто-то тайгой, кто-то ручейком, а кто-то птичкой. А может быть, кому-то захочется побывать капелькой росы или дождя. А может быть, животным или рыбкой, цветком или жучком
От своего имени (образа, в котором вы будете) можете высказать претензии к человечеству.
- А сейчас, мы будем передавать свечу друг другу. Когда свеча находится в ваших руках, кто-то с закрытыми глазами, а кто-то, может быть, глядя на свечу, представит себя кем-то из перечисленных мною образов.
Учитель: Ребята. Я уже говорила в начале занятия о том, что планета Земля живая, она принимает на себя через космическое пространство и положительное, и отрицательное, все наши мысли, все наши помыслы. Чем чище будут наши мысли, чем добрее наши поступки – тем здоровее и счастливее будет наша планета.
Давайте же, подняв руки ладонями вверх, мысленно отправим на энергетическом уровне слова любви и признательности нашей планете, космосу.
Учитель: Спасибо всем за работу. Наше занятие закончилось, всем крепкого здоровья, хорошего настроения, удачи (можно в конце урока раздать анкеты на рефлексию). Ритуал прощания.
Хор. Песня «Аист на крыше»

Заголовок 215