Разработка на тему Использование проектной деятельности на уроках английского языка в старшей школе
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки
работников образования
Итоговая работа на тему:
«Использование проектной деятельности на уроках английского языка в старшей школе»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
ВБ-2: с 10.03-14.03.2015 г.
« Новые средства обучения английскому языку и оценка его результатов в старшей школе»
Выполнила: Кулага Эллада Михайловна,
учитель английского языка МБОУ СОШ№6 г.о. Самара
Проверил:
Самара 2015
Содержание
Введение
Глава I.
1.1 Метод проектов на уроках иностранного языка
1.2 Преимущества использования проектного метода на уроках иностранного языка
1.3 Виды проектов
Глава II.
2.1 Применение метода проектов на практике
2.2 Разработка проекта “My Family Album”
Заключение
Список литературы
Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.
Мишель де Монтень
Введение
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.
Таким образом, сегодня метод проектов широко используется и на уроках иностранного языка. Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых IT технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
В связи со всем вышеизложенным, нам стало интересно: может ли данный вид деятельности помочь в подготовке к ЕГЭ по английскому языку. Так, мы поставили перед собой цель: изучение влияния метода проектов на формирование речевой компетенции при подготовки к ЕГЭ по английскому языку (на примере старших школьников). Для достижения данной цели нам следует решить следующие задачи:
подобрать и изучить литературу по данному вопросу;
изучить специфику метода проектов на формирование речевой компетенции;
проанализировать влияние данного метода как средства формирования речевой компетенции при подготовки старших школьников к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку;
проверить опытно-практическим путем успешность (продуктивность) данного метода.
Работу можно считать актуальной в связи с тем, что на сегодня подготовка к сдаче ЕГЭ, особенно к устной его части, является приоритетным направлением.
Глава I.
1.1 Метод проектов на уроках иностранного языкаМетод - это дидактическая категория; совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, способ организации процесса познания.
Метод проекта - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. В основе методов проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Педагоги, философы хотели найти пути развития активного самостоятельного мышления ребёнка. Американские педагоги Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Её решение требовало знаний из различных областей. Первоначально метод проектов назывался проблемным. Проблемному методу много внимания уделялось и в отечественной дидактике. Однако у нас проблемный метод не связывался с методом проектов. Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных чётко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учётом различных факторов и условий её решения и реализации результатов. Метод проектов нашёл широкое применение во многих странах мира, так как он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике.
Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять эти знания на практике.
Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
Зачем нужен метод проектов в преподавании английского языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами?
Необходимо говорить о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения английскому языку. Целью обучения во всех типах школ является не система английского языка, а иноязычная речевая деятельность.
Английский язык - элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования английского языка в этой культуре, то есть речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции.
Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы:
1. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы английского языка.
2. Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.
3. Чтобы учащиеся воспринимали английский язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой. Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования английского языка в новой для них культуре.
Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.
Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках английского языка всегда должен присутствовать предмет обсуждения.
Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями.
К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом на английском языке (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в англоязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы.
Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, не только в обучении английскому языку.
Суммируем основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования различных праздников в англо-говорящих странах - St. Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи…);
2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке английского языка;
4. Структурирование содержательной части проекта;
5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для изучающего английский язык.
Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.
При обсуждении на уроках информации по любому проекту учитель английского языка, естественно, должен подсказывать нужную лексику. Все обыгрывается на уроке английского языка, в процессе работы над проектом, если его проблема соответствует изучаемой теме.
1.2 Преимущества использования проектного метода на уроках иностранного языка
Метод использования проектной формы работы приобретает все больше сторонников, так как он направлен на развитие активного мышления ребенка, на развитие его воображения, фантазии, самостоятельности. Выполняя такую работу, у ребенка формируется мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать, а это значит, что появляется желание принять участие в общении. Проект - это хорошая возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них форме. В процессе подготовки проектной работы вся ответственность за нее ложится на ученика как индивида, и как члена проектной проект и какова будет форма его презентации. Проектная работа стимулирует речевую деятельность, так как учащиеся оказываются в ситуации, когда возникает потребность что-то сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделится со сверстниками. Школьники убеждаются, что язык можно использовать как средство общения. Такая работа сближает ребят, активизирует стремление ребят к контакту друг с другом. Всегда выполняя какой-нибудь познавательно - развивающий аспект, нужно помнить и о воспитательном аспекте. Вопросы, связанные с воспитанием находят свое отражение в заданиях, которые требуют от учащихся личностной оценки фактов и событий. Сравнивая свое собственное отношение к общечеловеческим ценностям с отношением к ним зарубежных сверстников, российские школьники учатся лучше понимать их. При знакомстве с образцами культуры англоязычных стран, учащиеся лучше понимают свою родную культуру. Проектная работа дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. Кроме того, школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласится с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Практически все проектные работы направлены на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен. Конечно же, кроме умения говорить и слушать учащиеся должны обладать и другими умениями. Скажем умением работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иностранном тексте), анализировать информацию, делать обобщение, выводы, умение работать со справочным материалом, уметь вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, подкреплять ее аргументами, уметь лаконично излагать мысли. Таким образом, для эффективного и грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка. Такая подготовка учащихся должна проводится учителем постоянно и систематически, а не только перед работой над проектами. Таким образом, мы видим, что при работе над проектом существуют определённые требования:1. Проектные работы должны стимулировать мотивацию ученика, вызывать у него интерес и желание хорошо выполнить задание; 2. Проектную работу нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организовать. Здесь важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную функцию в проекте (тем более, если проект является коллективным). При таком условии речь учащихся будет естественной и убедительной; 3. В проектной работе должны быть заняты все учащиеся; 4. Проектная работа должна проводится в доброжелательной творческой атмосфере и должна вызывать у школьников чувство удовлетворения и радости. Регулярное выполнение такого вида работы придает ребятам чувство уверенности в своих силах, в том, что они могут это выполнить; 5. Выполняя проектную работу, учащиеся должны в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отработанный лексический материал той или иной темы; 6. Учитель должен уделить большое внимание организационным вопросам в подготовке проектов, активизировать самостоятельную деятельность школьников по усвоению новых знаний и умений. Постепенно активная деятельность учителя на уроках, начиная с момента изучения темы, должна перейти в активную самостоятельную деятельность учащихся при защите своих проектов; 7. Учитель должен установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятиях и на заключительных уроках защиты проектов – очень важный фактор, значение которого трудно переоценить; 8. Группы по возможности должны быть поделены равномерно, чтобы в каждой группе были сильные и слабые ученики. Сильные учащиеся помогают слабым; 9. Каждый участник проектной работы совершает речевые действия, обусловленные темой проекта, но за каждым из них остается определенная свобода речевых высказываний; 10. Учитель не навязывает тему проектов (если их несколько). Учащиеся выбирают ее сами и роли и функции в выполнении проектов учащиеся распределяют между собой по их усмотрению, учитывая свои желания, возможности и способности. Как правило, это зависит от особенностей группы и личностных характеристик учащихся, а также от степени владения ими английского языка; 11. Активная помощь учителя на стадиях подготовки проектов и невмешательство его в процессе защиты; 12. Оценивая проекты, учителю следует проявлять такт (особенно, если это касается оценок результатов первых проектов). Отрицательная оценка деятельности ее участников неизбежно приведет к снижению активности в дальнейшем. 1.3 Виды проектов, используемых на уроках иностранного языка
На уроках английского языка используются различные виды проектов:
1. Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию. При выполнении заданий исследовательских проектов участники проекта выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути её решения. Итогом исследовательской работы является обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов.
2. Творческие. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Каждый из задействованных в проекте выполняет ту часть творческого задания, которая соответствует его интересам. Результаты проекта могут быть представлены в форме газеты, сочинения, видеофильма, драматизации и т. д. Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим.
3. Информационные. Этот тип проекта изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Они часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
4. Практико-ориентированные. Такой тип отличает четко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Результатом работы могут быть газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона и т.д. Проект подобного рода требует хорошо продуманную структуру, возможно, даже сценарий всей деятельности его участников, определяющий функции каждого, участие каждого в обработке и оформлении иноязычной информации. Во время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация обсуждения, корректировки, презентации полученных результатов и возможных способов иностранных применения их на практике.
Согласно второму признаку проекты могут быть:
5. Монопроекты. Данные проекты лучше проводить по наиболее сложным темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой. Они требуют четкой структуризации, лучше с поурочным планированием, с четким обозначением конечных целей и задач, а также знаний, умений, приобретаемых учениками в ходе разработки проекта. Заранее обозначается и форма.
6. Межпредметные проекты. Такого рода проекты выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколько предметов, так и решать достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды, исследования творчества писателей, работающих в одном жанре и т.д. Такие проекты требуют четкой координации работы всех учителей-предметников, хорошо проработанные формы промежуточного контроля и итоговой презентации.
По третьему признаку – характеру координации – проекты могут быть:
7. С открытой координацией. В таких проектах координатор (педагог) непосредственно участвует в работе, организуя и направляя её, а также координируя деятельность всех участников.
8. Со скрытой координацией. Учитель не вмешивается в работу над проектом, но, изучая дневники и отчеты учеников, беседуя с членами группы, он внимательно наблюдает за процессом и может выступить в роли советчика или помощника.
По характеристике контактов проекты бывают:
9. Внутренние или региональные (в пределах классов одной школы, школ, округов, города)
10. Международные. Они могут иметь место при школьных обменах. Кроме этого, возможность разрабатывать международные проекты совместно с учащимися разных стран и континентов представляют учителю современные информационные технологии. Такие проекты появились сравнительно недавно и называются телекоммуникационными проектами.
11. Телекоммуникационные. Познавательная совместная творческая или познавательная игровая деятельность учащихся, партнеров, находящихся на значительном расстоянии друг от друга, основанная на компьютерной телекоммуникации и имеющая общую цель-исследование какой-либо проблемы при помощи согласованных методов, способов деятельности, направленных на презентации, кот достижение общего результата.
Глава II.
2.1 Применение метода проектов на практике
Использование метода проектов — это наиболее удачная форма контроля, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес. Ученики с удовольствием принимают участие в подготовке каждого нового проекта, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам. Роль учителя заключается в том, что он определяет тему и проблему в соответствии с календарно-тематическим планом рабочей программы. Следует заметить, что дети сами решают, какой вид проекта они будут готовить. Поэтому по завершении той или иной темы в разных классах получаются разные проекты.
В задании №3 КИМ по английскому языку (ЕГЭ 2015) предлагается выбрать одну из трёх фотографий и описать её на основе плана. Время, отведённое на подготовку – 1,5 минуты. Цель данного задания: продуцирование связанных высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика). Таким образом, мы сочли целесообразным предложить учащимся проект по развитию навыков говорения (устной речи) “My Family Album”.
2.2 Разработка проекта “My Family Album”
Категория проекта: творческий, краткосрочный
Возрастная категория учащихся: ученики 11 классов
УМК: Ваулина, Ю.Е., Дули, Дж., Подоляко, О.Е., Эванс, В. «Английский в фокусе» (“Spotlight-11″). — М.: Просвещение, Express Publishing, 2013.
Цель: умение строить монологическое связанное высказывание по картинке с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика )
Задачи:
совершенствовать коммуникативные навыки;
совершенствовать навыки монологического высказывания по предложенной теме;
обобщить и систематизировать полученные знания.
Планируемые результаты: учащиеся делают подборку фотографий и презентуют их, опираясь на план.
Техническое оснащение: компьютер, раздаточный материал, учебник.
Работа над проектом
Первый этап (подготовительный): учащиеся тренируются в употреблении фраз-клише, предназначенных для описания картинок. Важно отметить, что лексический материал отрабатывается на основе структурно-логических схем, что позволяет не только установить словесно-логические связи, но и ускорить процесс запоминания новых лексических единиц.
Второй этап (тренировочный): работа с картинками. Ученикам предлагаются фотографии людей и жизненных ситуаций для описания (картинки для описания подбирает учитель).
И, наконец, третий этап (практический): подготовка и презентация собственных проектов “My Family Album”. Учащиеся делают подборку нескольких фотографий, создавая, таким образом, свой «Семейный альбом» для того чтобы в дальнейшем презентовать его своим друзьям. Фотографии могут быть действительно из семейного альбома или это могут быть фотографии, взятые из интернета или журнала. Затем учащийся презентует фотографии своим одноклассникам и учителю, описывая их (придерживаясь заданного плана описания). Также, слушатели могут расспросить рассказчика о наиболее заинтересовавшей их картинке.
Что касается вопроса оценивания проекта, подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы.Очевидно, что язык – это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом.
Заключение
Выполнение подобных проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Значительно активизируется деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время. Даже слабые учащиеся проявляют интерес к языку во время выполнения творческих заданий. Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания по иностранному языку. При подведении итогов проектной деятельности учителю надо стараться оценить каждый проект и найти в нём что-то интересное.
При работе над проектами у учеников возникают следующие трудности: требуются много слов, которых не было в учебниках, трудно сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий теме, трудно логически связно построить собственный текст так, чтобы его было интересно и понятно слушать. Эти трудности преодолимы при совместной работе учителя и учеников. Конечно, встает вопрос дифференциации оценок, если у всех проекты будут выполнены идеально. Для этого можно делать особый акцент на устной презентации, потому что именно здесь и проявляется самостоятельность, индивидуальность.
Таким образом, применение проектной методики на занятиях английского языка помогает в подготовке к ЕГЭ по английскому языку, учащиеся:
достигают хороших результатов в изучении иностранного языка;
имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках;
понимают необходимость междисциплинарных связей.
Список литературы
1. Бельгибаева, Д.А. Принципы коммуникативного обучения иностранным языкам. // Вестник КАСУ. — 2005. — №2. — С.21–22.2. Владимирова, Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ. — 2002. — №3. — С. 39–41.3. Егоров, О. Коммуникативная функция учебного занятия. // Учитель. — 2001. — №1. — С. 13–15.4. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Пособие для учителей иностр. яз. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.5. Казакова, Е.В. Речевые коммуникативные упражнения на уроках иностранного языка в среднем звене.http://www.openclass.ru/lessons/81294 6. Пассов, Е.И. Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности. — Воронеж, 1980.7. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. — М.: Просвещение, 1988. — 223 с.8. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ. — 1991. — №2. — С. 3–10.9. Теслина, О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка. // ИЯШ. — 2002. — №3. — С. 41–46.10. Ваулина, Ю.Е., Дули, Дж., Подоляко, О.Е., Эванс, В. УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight-9″). — М.: Просвещение, Express Publishing, 2013.
В настоящее время проектная методика широко применяется в современной мировой методике преподавания английского языка, так как она позволяет органично интегрировать знания учащихся из различных областей для решения заданной практической проблемы, стимулируя при этом развитие творческих способностей личности учащегося. Проект вытекает и развивается из конкретной ситуации. Такая ситуация возникает в процессе работы над какой-либо учебной темой.