Осетия мой край родной


Осетинская музыкальная культура Музыкальные инструменты Осетии Музыкальные инструментыСтрунно-щипковые:Дыуадастанон (осет. дыууадæстæнон фæндыр) — двенадцатиструнная арфа,Дала-фандыр (осет. дала фæндыр) — двух- или трёхструнный щипковый инструмент;Струнно-смычковые:Кисын-фандыр (осет. хъисын фæндыр) — двух или трёхструнная скрипка,Кырнаг-фандыр (осет. хъырнæг фæндыр) — двухдековый инструмент, род виолончели;Духовые:Уадындз (осет. уадындз) — свирель,Казын-уадындз (осет. хъæзын уадындз) — камышовая флейта,Лалым-уадындз (осет. лалым уадындз) — волынка,Удавдз (осет. удæвдз) — тростевой,Фидиуаг (осет. фидиуæг) — инстумент из бычьего рога;Ударные:Карцганаг (осет. къæрцгæнæг) — трещотки,Гумсаг (осет. гуымсæг) — барабан,Дала (осет. дала) — бубен;Пневматические:Ирон-кандзал-фандыр (осет. ирон хъандзал фæндыр) — диатоническая и хроматическая гармоники, с середины XIX века получившие в Осетии широкую популярность. Осетинские народные танцыСимд нартов (осет. нæртон симд) — старинный осетинский двухъярусный танец сейчас массовый танецЗилга – круговой быстрый танецХонга – девичий танец Наиболее известные музыкальные деятели ОсетииГазданов, Булат Гаппоевич — композитор, гармонист;Хаханов, Дудар Соломонович — композитор;Плиев, Христофор Сосланович — композитор;Кокойты, Татаркан Ясонович — композитор;Габараев, Илья Гаврилович — композитор;Цорионти, Резван Каурбекович — композитор;Дударова, Вероника Борисовна — дирижёр;Гергиев, Валерий Абисалович — дирижёр;Сохиев, Туган Таймуразович — дирижёр;Гергиева, Лариса Абисаловна — пианистка;Дзаттиаты, Анисим Антонович — композитор, хормейстер;Цаллагова, Эмилия Максимовна — оперная певица (сопрано);Бацазов, Юрий Азмадиевич — оперный певец (бас);Мукагов, Пётр Николаевич — оперный певец (тенор);Билаонова, Долорес-Луиза Николаевна — оперная певица (сопрано);Баллаев, Владимир Давидович - актёр театра и эстрадный певец. Осетинские песни разнообразны по содержанию и жанрам, по манере исполнения и средствам выразительности: трудовые и обрядовые (охотничьи, врачевальные, похоронные причитания, «Цоппай» — песни с пляской вокруг поражённого молнией и др.), бытовые (свадебные, колыбельные, застольные, шуточные, плясовые, детские и др.). Особо популярны песни о героях, погибших в неравной борьбе, и нартовские сказания (из национального эпоса «Нарты»). Для большинства песен (за исключением детских, колыбельных, лирич. и эпич. сказаний) характерна сольно-хоровая традиция исполнения, при которой солист или солисты поочерёдно поют осн. мелодию, тогда как остальные участники (независимо от их количества) ведут менее самостоятельную мелодию на гласных звуках. Возгласы, вставные фразы переходят из песни в песню. Партия солиста — эмоционально насыщенный, патетически взволнованный, мелодически развитый речитатив широкого звукового диапазона, отличающийся свободной метроритмич. организацией, варьируемой от строфы к строфе. Нартовские сказания и песни балладного типа (их общее название — кадаг) исполняются сказителем соло под собственный аккомпанемент на струнно-щипковом инструменте дыуадастаноне или смычковом кисын-фандыре.