Разработка урока по истории 9 класс Все для фронта, все для победы!
Урок в 9 классе по истории России
Тема: «Все для фронта, все для победы!»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
О – раскрыть роль тыла в подготовке победы над врагом; раскрыть вклад тувинского народа в дело победы над врагом;
Р – развитие умений работать с видеофрагментами, умений найти ответы на проблемные вопросы;
В – воспитание патриотизма, веры в могущество и силу советского народа.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, работа в парах, групповая, коллективная.
Основные понятия: тыл, эвакуация.
Оборудование: ПК, мультипроектор, кинофрагмент, аудиофрагмент.
План урока:
Эвакуация
Тыл в годы войны
Вклад тувинского народа в дело победы над врагом
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся друг с другом. Я вам передам свою позитивную энергию, а вы передадите ее по цепочке друг другу для того чтобы нам на уроке работалось хорошо (через ладони).
II. Актуализация полученных знаний на прошлом уроке.
- Перед тем как приступить к изучению новой темы, давайте окунемся в атмосферу начала ВОВ. (все слушают песню «Священная война»)
- Все вспомнили, как начиналась война, с какой даты. Должны ли мы знать и помнить эту дату?
- Посмотрите, пожалуйста, на схему. (На схеме показаны линии фронта к началу войны и оккупационные территории, а территория тыла обозначена вопросительным знаком) Какая территория обозначена вопросительным знаком? Думаем.
- На ваших столах отрывок из текста выступления И.В.Сталина по радио «Все силы – на разгром врага!» прозвучавшего 3 июля 1941 года. О чем тут говорится? На что в основном заостряет свое внимание И.В.Сталин?
- И так. Кто догадался, о чем мы будем с вами говорить сегодня? И пожалуйста, сформулируйте цель нашего урока.
III. Изучение нового материала.
- Молодцы ребята. Сегодняшняя наша тема «Все для фронта, все для победы!». (учитель показывает учащимся плакат). Именно под таким девизом самоотверженно работали советские люди долгих четыре года. Что означают эти слова? Ответ на этот вопрос вы должны дать после изучения новой темы. Мы с вами поговорим о роли тыла в подготовке победы над врагом, не только о роли тыла, но и нашего тувинского народа.
- А теперь посмотрите на карту. (Карта «Основные направления советской эвакуации»). А теперь откройте учебники на стр.218 (учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России ХХ век»), внимательно прочитайте и ответьте на вопросы:
1.Где предстояло развернуться новым промышленным районам и почему? (на востоке, в Сибири, за Уралом, районы, где не велись военные действия)
2. Что же такое, по-вашему, значит эвакуация?
На раздаточных материалах приведены несколько определений понятия «эвакуация». Учащиеся сами выбирают то определение, которое наиболее близкое и понятное им и записывают в тетрадях.
3.С какими трудностями столкнулись советские люди в первый период эвакуации? (фронт был рядом, брали только ценное, огромные масштабы эвакуации, некоторыми людьми эвакуация воспринималась как бегство)
- Но это было лишь начало. Необходимо было в кратчайшие сроки организовать работу тыла, чтобы обеспечить армию всем необходимым для борьбы с врагом.
- Какое слово вам непонятно из только что сказанного? Слово тыл вам знакомо?
Тыл – территория воюющей страны вместе с ее населением, лежащая за линией фронта.
- Посмотрите на кинофрагмент «Советский тыл в годы войны». Обратите внимание на цифры которые будут названы (лучше запишите их). И ответьте на следующие вопросы:
1.Какие сложности возникли в работе тыловых районов?
2. С какими трудностями столкнулись советские люди? (женский и детский труд под открытым небом, в тяжелых условиях, не хватало сырья, приходилось не доедать)
3. Несмотря на трудности, какие успехи были достигнуты? К середине 1942 года наша промышленность стала производить военной продукции больше, чем Германия с ее завоеванными территориями.
Как пример учитель демонстрирует слайд, на котором демонстрируется реактивная установка «Катюша».
- Какое орудие показано на слайде?
- Это реактивные установки «Катюша». Они наводили ужас на немецких солдат. О чем это говорит? Это говорит о том, что многие образцы военной техники превосходили по боевым параметрам немецкую технику. В чем причины таких успехов? Как вы думаете? (патриотический подъем советского народа, их неимоверные усилия, стремление к победе)
- Правильно, ребята. Это был великий подвиг тружеников тыла, в основном женщин и детей, стариков и таких учеников как вы в то время.
- Теперь давайте немного отдохнем и проведем физминутку. (Учитель начинает хлопать одними пальцами, затем двумя пальцами, и так до тех пор пока все не начнут хлопать руками. По мере добавления пальца рук учитель говорит: «Давайте представим, если бы в этой войне за победу боролись одни только солдаты, то какая сила бы у нас была? (хлопает одними пальцами рук), а если ими руководят умелые, смелые военные руководители, полководцы (хлопают двумя пальцами), если им помогают труженики тыла (хлопают тремя пальцами рук) и т.д.
- Как мы знаем, наша Тува, наш тувинский народ тоже не останется в стороне. Об этом событии свою презентацию представит вам ваша одноклассница Кыргыс Сайжана. Ученица рассказывает о своих земляках, которые тоже внесли свой вклад в победу, отдавая свой скот в помощь фронту.
- Кто мне скажет, какую юбилейную дату мы отмечаем в этом году? Конечно же, 70-летие победы в ВОВ в связи, с чем проводятся очень много мероприятий, посвященных этому юбилею. Для чего они проводятся? Для того чтобы мы знали, а самое главное мы помнили о том, какой ценой была достигнута победа.
IV. Закрепление.
- А для того, чтобы запомнить все, о чем мы говорили на нашем уроке, мы выполним несколько заданий. (Желательно чтобы учитель использовал раздаточный материал с заданиями по форме ОГЭ)
Рефлексия. (работа в парах)
Учитель раздает учащимся бумажные шляпы с шестью разными цветами.
1.Те учащиеся, которым достались красные шляпы, ответьте, пожалуйста «Как вам понравился наш урок?»
2. Те учащиеся, которым достались белые шляпы, перечислите факты из нашего урока.
3. Те учащиеся, которым достались желтые шляпы, перечислите достоинства, положительные результаты нашего урока.
4. Те учащиеся, которым достались зеленые шляпы «Как мы можем использовать полученные знания на нашем уроке в будущем?»
5. Тем, кому достались черные шляпы «Что вам не понравилось на нашем уроке?»
6. Тем, кому достались синие шляпы «Что вы еще хотите узнать на следующем уроке?»
Вывод:
- «Все для фронта, все для победы!» Что же означают эти слова? (единство всех действий, все для разгрома врага) Единство фронта и тыла стали одной из важнейших предпосылок коренного перелома в ходе войны, в дальнейшем и победы в ВОВ.
Домашнее задание.
Учитель предлагает выбрать домашнее задание учащимся самим. Или выбрать создание презентации о партизанской войне в тылу врага, или выучить наизусть или пересказать произведение периода ВОВ.
Выставление оценок.