Состояние работы по организации индивидуальной работы, направленной на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся.
Состояние работы по организации индивидуальной работы, направленной на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся.
Выступление классного руководителя 9В класса Тутовой Татьяны Викторовны на заседании Совета по профилактики от 12.03.2014 года
Гносеология познавательной деятельности человека обусловлена тем, что человек, как и любое высокоразвитое существо, обладает инстинктом самосохранения, сопровождаемое чувством тревоги и страха исторически являющиеся главной движущей силой к познанию окружающего мира, общества и самого себя. Самообучающая функция организма человека ответственна за накопление опыта обеспечивающего функционирование этого организма. Используя накопленные знания умения и навыки, человек преобразует окружающую его действительность и тем самым расширяет свои жизнеобеспечивающие возможности необходимые для его существования в природе и в обществе. Все дети с рождения обладают способностью и естественной потребностью учиться - самообучаться. Но вопреки этому существующая педагогическая система с устаревшей авторитарной идеологией, методиками и организацией учебного процесса умудряется убить у многих учащихся естественную потребность в образовании.
Естественное образование – это развитие идущее изнутри человека – самообразование - процесс учения.
Главную роль развития учащегося играет его личностная система управления познавательной деятельностью. Для этого
Во-первых, для уменьшения расхождения в оценке знаний учителем и учащимися,даем учащимся нормы оценки знаний усвоенного материала в виде:
Баллом "5" оценивается ответ, показывающий глубокое понимание изученного материала.
Баллом "4" оценивается ответ, показывающий полное понимание учебного материала.
Баллом "3" оценивается ответ, показывающий частичное понимание и частичное незнание учебного материала.
Баллом "2" оценивается ответ, обнаруживающий лишь незначительные знания учебного материала.
Баллом "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание учебного материала.
Причем правильный ответ лишь подразумевается, так как учащийся может, неверно восприняв материал, истолковать его как правильный. Поэтому контроль правильности воспринятого материала и дальнейшее становление учащихся на путь истины оставляем за педагогом. В этом плане возникает вопрос - «Как оценивать выполнение творческих заданий, например решение задачи?» Оценивать надо так же, но выполненные творческие задания нужно проверять во время корректирования знаний и умений определять правильность выполненного задания и по возможности не снижать оценку за не правильно выполненное задание.
Во-вторых, учебный материал (домашнее задание) разбиваем на части, на логические порции в соответствии с этапами формирования понятия (от 3 до 6). Домашнее задание, в виде частей нового учебного материала, записываем перед его объяснением. Практика показывает, что когда материал преподносится в виде конкретных структурных логических блоков, то появляется возможность значительно улучшить усвоение учащимися изучаемого материала при одновременном снижении нагрузки на них. В таком блоке, как правило, выделяется ведущая мысль, которая и показывается учащимся. Разбиение материала на блоки обостряет внимание учащихся во время объяснения нового. Учащиеся легче схватывают основную мысль, работают спокойно, подробно уясняют детали нового материала. Изучение материала блоками значительно упрощает ученикам самооценку своих знаний и умений и делает её конкретной и достоверной. Поскольку за усвоение каждого блока учащиеся будут выставлять себе оценку. Педагог в свою очередь будет видеть, какую порцию учебного материала и как её усвоил каждый учащийся.
Поэтому объяснение нового материала учителем выступает для учащихся пояснением выполнения домашнего задания. Тем самым автоматически стимулируется самообразование учащихся. Усвоение каждой части учебного материала или выполнение каких-то задач учащимися предлагаем оценивать ими по пятибалльной системе, а округленная средняя арифметическая величина этих оценок есть оценка знаний учащегося конкретного учебного материала. Это оценка, на которую учащийся претендует и обязуется её защитить, если ему предоставят такую возможность. Тем самым стимулируем и практически вводим самооценку.
В-третьих, выдвигаются некие санкции.
Например, в случае значительного завышения самооценки, учащемуся предлагается на ближайшем занятии защитить одну-две предыдущие самооценки, или эта оценка в журнал вовсе не выставляется - что ещё более не желательно для учащегося и т.д.
Наряду со снижением оценки очень важно поощрять учащихся, в особенности "слабых", отмечая их успехи перед классом-аудиторией. Когда учащегося поддерживают, ободряют, говорят: «Мы в тебя верим, ты способный, ты мыслящий, талантливый, ты сильный, ты сможешь преодолеть себя, ты сможешь себя заставить, ты добьешься …, ты будешь лучшим», тем самым программируем его эффективную дальнейшую учебную деятельность. Естественно создаваемый сценарий взращивания победителя должен систематически развивать способности и упорство этого учащегося в преодолении учебных и жизненных трудностей.
При этом педагог должен следить за равномерной частотой защиты учащимися самооценок и чаще приглашать защищать свою оценку тех учащихся, которые по недобросовестности имели случаи значительного завышения самооценки. Ряду добросовестных учащихся можно предоставить полное доверие в этом вопросе и как показывает практика, это полностью оправдывается. Причём добросовестность учащихся не зависит от их успеваемости, это могут быть и отличники и слабоуспевающие.
Такие мероприятия позволяют поддерживать самооценки учащихся, а для учителя обратную связь на достаточно высоко достоверном уровне.
Для того чтобы у учащихся не было пробелов в знаниях и умениях, для этого у каждого учащегося на каждом занятии в журнале должна стоять его опосредованная самооценка за конкретное понятие. Если в какой-то клетке журнала оценки нет, или стоит весьма низкая оценка, то это является сигналом педагогу и учащемуся о конкретных пробелах в знаниях или умениях данного учащегося.
Поскольку самооценка знаний, умений производится на каждом уроке, то выдвигается стимул для учащихся по ликвидации прогулов, а значит и пробелов в знаниях. А именно: за четверть, за полугодие (семестр) учащиеся выставляют себе округленную оценку, состоящую из суммы всех баллов, делённую на число учебных занятий в четверти или полугодии (семестре) по данному предмету. В этом случае сами учащиеся просчитывают свою итоговую оценку и прилагают максимум усилий, чтобы ликвидировать допущенные пробелы в знаниях и умениях и стараются не допускать прогулы на данные предметы даже по уважительным причинам. Просят принять зачёт по пропущенному материалу с целью, чтобы не было пробелов в знаниях, и чтобы итоговая оценка была высокой.
В традиционной системе обучения, когда учитель ведёт опрос, проверяет знания, то естественно, своё не знание ученик старается спрятать, скрыть. В нашей технологии учебного процесса ученик старается сам ликвидировать своё не знание, свои ошибки. Задаёт вопросы учителю, спрашивает у учащихся, то есть сам проявляет инициативу. Учащиеся понимают, страшна не сама ошибка, а её припрятанность, которая может проявится на итоговом контроле. Ошибки естественны в учебном процессе это средство обучения. На ошибках учится всё человечество. Поэтому сами ученики стараются уточнить, понять, выяснить либо с помощью одноклассников, либо с помощью учителя то, что им не далось в самостоятельной домашней работе скрывать пробелы в знаниях и умениях им просто не выгодно. Тем более, что в будущем им предстоит отчитываться либо на тематической, либо на итоговой проверке знаний и умений.
Тщательно выверенные на большом учебном материале данные практической педагогической работы в этой системе учения показали, что активное включение ученика в анализ и оценку своей учебной деятельности формируют у него добросовестное отношение к самообучению к достоверности выставления самооценки своих знаний и умений. Систематическая самооценка знаний и умений имеет большое воспитательное значение для учащихся, воспитывает у них такие важнейшие личностные качества, как самокритичность и требовательность к себе, дисциплинирует их, воспитывает у них волю, характер, настойчивость и упорство в достижении цели, побуждает систематически готовиться к каждому уроку, выполнять своевременно и добросовестно задания. У учащихся начинает эффективно функционировать двуединая система управления внутри одной личности это контролирующая и исполнительная система являющиеся одновременно формированием механизма самосознания самоконтроля и самооценки. Самоконтроль учащихся придаёт им самоуверенность в своих силах. Наличие навыков самоконтроля говорит о высоком уровне самостоятельности.
Ученик, получающий неудовлетворительную оценку в традиционном обучении, воспринимает это как наказание, а всякое наказание не оказывает положительного воздействия на учебную деятельность и взаимоотношения с учителем. Выставление себе самому не удовлетворительной оценки не является для ученика формой наказания, а выступает лишь сигналом для учителя о своей не достаточно успешной учебной работе на данном этапе и предполагает продолжение сотрудничества с педагогом по данной теме.
Во время учебного процесса проводящегося на основе демократической идеологии сотрудничества автоматически создаётся спокойная обстановка, доброжелательности и взаимопомощи, появляется чувство коллективизма являющиеся слагаемыми эффективности обучения. Обратная связь на основе самооценок знаний и умений, учащихся по материалу курса, пройденному за определенный отрезок времени позволяют, как самим учащимся систематически следить за своей подготовкой, так и педагогу позволяет своевременно оказывать помощь учащимся.
Данная технология создаёт у учащихся мотивацию систематически повышать качество своего образования, в результате практически внедряется в жизнь концепция непрерывного образования. Чем чаще тот или иной ученик участвует в самооценке различных видов заданий, тем лучше он усваивает программный материал. Учащиеся раскованны, не чувствуют никакого страха в ожидании вызова, поскольку независимы от оценочного произвола учителя, они знают что ту оценку которую себе поставили её уверено защитят, поэтому работают активно и с удовольствием, внимание педагога доброжелательно сосредоточено на исправлении ошибок и промахов учеников, на стимулировании их удач, в усвоении учебного материала. На таком занятии сотрудничества, учащиеся овладевают саморегуляцией своей учебной деятельности у всех всё получается, все всё понимают рождается чувство успеха в учении.
Когда успех становится в некоторой степени устойчивым, постоянным в той или иной мере, начинается своего рода «цепная реакция», высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности учащихся в силу вполне естественного стремления избегания неудачи, у них меняется уровень самооценки, самоуважения, степень внутреннего и внешнего признания их достижений даже самых незначительных. Заметно улучшилась дисциплина, на занятиях прекратилась болтливость бывших так называемых «слабых» повысилась внимание, сосредоточенность учащихся.
Естественно полагать, что предложенный способ включения ученика в процесс анализа и оценки собственной работы не означает исключение из этого процесса педагога. У педагога всегда остаётся возможность регулировать величину как текущих, так и итоговых оценок. Но педагогическая оценка при этом условии поступает к учащимся не извне, они сами активно участвуют в процессе самооценки. Успех в труде учащихся – показатель успешности учительского труда, основа становления личности учащегося, это его внутренний комфорт, его радостный настрой, основа взаимопонимания между педагогом и учащимися, основа положительной мотивации к учению. Появляется желание у учащихся решать все более и более трудные учебные задачи.
Именно на это и настроена наша организация учебного процесса. За счёт повышения КПД учебного процесса учебная программа предмета усваивается учащимися гораздо быстрее. Поэтому появляется дополнительное время на последующее повторение, обобщение, решение творческих задач и конечно на корректирование знаний и умений учащихся.
Результат введения данной идеологии и организации обучения превосходит все ожидания её эффективности. Педагогу как бы открывается третий глаз, он видит гораздо больше в реальной картине познавательного процесса учащихся и открывающихся конкретных проблем более высокого порядка для его педагогической деятельности. Наряду с высоким качеством формирования знаний, умений и навыков, автоматически формируются у учащихся организационная, коммуникативная, волевая и мотивационная компоненты. Происходит самопроизвольный переход от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции самообучения. Практически создаётся отход ориентации образования от усредненного ученика к индивидуализированному подходу к каждому учащемуся. Тем самым, создаётся абсолютно бесконфликтная высокоэффективная организация учебного процесса, достигающая благоприятное соотношение между коммуникативной деятельностью учащегося и педагога, обеспечивающая эффективность деятельности каждого учащегося, что является главным при определении объема и качества, решаемых на уроках учебно-воспитательных задач.
В описанной технологии учебного процесса наглядно проявляется ведущая тенденция развития образования, заключающаяся в том, что усвоение программного материала из цели обучения становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития учащегося, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.
Причины неуспеваемости учащихся: слабое развитие интеллекта, особенности высшей нервной системы, отсутствие познавательных интересов и низкая мотивация на обучение, пробелы в знаниях, не развиты навыки учебного труда, отрицательное влияние внешкольной среды (семьи, сверстников), недостатки воспитательного влияния педколлектива и класса.
Необходимо создать характеристику неуспевающего учащегося, выяснить причины, наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте учащийся, преподаватель, родители.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, ею определяется результативность, эффективность обучения.
Контроль знаний учащихся открывает большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания учащихся позволяет лучше изучить учеников, их индивидуальные особенности.
Наиболее точно и качественно оценивать знания учащихся позволяет разнообразие видов и форм контроля.
Как ни в каком другом учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование; для оценивания практических навыков – практическую работу.
Все чаще на уроках информатики используются такие нетрадиционные формы контроля как рефераты, конкурсные проекты, дидактические игры.
В качестве итогового контроля может служить проект, отражающий как теоретические знания учащихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами.
Наличие компьютерного класса позволяет дифференцировать и индивидуализировать контроль знаний. Формы контроля результатов обучения можно разделить на два типа: “машинный” и “безмашинный”.
Среди безмашинных средств, проверки наиболее распространены в практике работы школы устный опрос учащихся, проверка тетрадей с домашним заданием, диктант, самостоятельная и контрольная работы.Использование компьютера позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление. Ученики более охотно отвечают компьютеру, и если компьютер ставит им “двойку”, то горят желанием как можно скорее ее исправить. Учителю не нужно призывать учащихся к порядку и вниманию. Ученик знает, что если он отвлечется, то не успеет решить пример или выполнить задание.
Традиционные способы Безмашинные способы контроля Смешанные способы Машинные способы контроля
-устный опрос
-устная самостоятельная работа
-выступление с сообщением
- устный зачет
- блиц-опрос -диктант
-самостоятельная работа
-контрольная работа
-зачет
-тест
-экзамен
-олимпиада -практическая работа
-лабораторная работа
Нетрадиционные способы -исследовательская работа
-творческая работа
-реферат
-сочинение
-соревнования (конкурсы, турниры, КВН)
- конференция
- аукцион Устный опрос
На уроках информатики контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.
При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:
выяснения готовности класса к изучению нового материала,
определения сформированности понятий,
проверки домашних заданий,
поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,
при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.
Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.
В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами которой являются:
обращение с вопросом ко всему классу,
конструирование ответа,
рецензирование ответа,
оценка ответа и ее обоснование,
постановка вопросов ученику самими учащимися,
взаимопроверка,
самопроверка.
Письменный контроль
Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.
Диктант
Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового.
Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися.
Возможны различные варианты диктантов. На уроках информатики наиболее используем компьютерный диктант, который позволяет проверить знания и умения одновременно.
Зачет
Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.
Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.
Зачет - это одна из основных форм контроля в старших классах.
Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы ученик мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем.
Самостоятельная работа
Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.
Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, онапроводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.
Компьютер - идеальное средство для контроля тренировочных стадий учебного процесса, т. к. компьютер замыкает на себя большую часть контрольных функций и реакций на ошибки ученика: они в значительной степени оказываются частным делом ученика. Учитель быстрее выявляет пробелы в знаниях, а ученик быстрее реагирует на свои ошибки и устраняет их.
Контрольная работа
Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.
С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.
Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.
Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.
Практическая работа
Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.
Лабораторная работа
Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с компьютерами.
Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя.
Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест.
Тест
Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.
Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.
Различают следующие виды тестов.
Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.
Избирательные тесты могут быть различными:
1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.
2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.
3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).
Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.
Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.
Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.
Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.
Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех учащихся.
Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:
1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.
2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.
3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.
4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.
5.Активизирует мышление школьников.
6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.
Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.
Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
Кроссворд
Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25.
Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.
Викторина
Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.
Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.
Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем.