Что обозначает имя существительное
Конспект урока
Учитель: Рыбникова Наталья Викторовна
Город, район: Тюменцевский район, с.Тюменцево
Образовательное учреждение: МБОУ Тюменцевская СОШ
Предмет (или должность): русский язык
Класс: 5 класс
Тема урока: Что обозначает имя существительное.
Характеристика класса: 5 класс - общеобразовательный класс. В классе 18 учеников, дети подобраны примерно одного возраста, у ребят класса сформирована учебная мотивация. 11% учащихся учатся на «отлично», 56% - на «4» и «5». Учащиеся работоспособны, на уроке свободно высказываются, к заданиям подходят творчески. Предмет преподается на базовом уровне. Психологический микроклимат в классе положительный.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, слайдовая презентация, учебники и опорные конспекты на столах учащихся, рабочие тетради.
Цель урока: создать условия для достижения образовательных результатов:
Личностных (осознание ответственности за произнесенное, формирование навыков развернутого анализа, формирование ответственного отношения к учебной деятельности)
Метапредметных (умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, умение работать с логическими знаками и символами. )
Предметных (повторение и объяснение нового материала об имени существительном, о его морфологических признаках (род, число, падеж), о синтаксической роли; умение доказывать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, определять постоянные и непостоянные признаки существительных, составлять предложения по картине с использованием существительных).
через организацию групповой работы на уроке.
Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная работа, игровой практикум, создание проблемной ситуации, коллективная рефлексия, работа в малых группах по заданиям (у каждой группы свое задание), тренировочные упражнения, учебное исследование, практическая работа, составление схемы (кластера), индивидуальная работа по карточкам, лингвистическая разминка, отгадывание кроссворда, лингвистический анализ текста, учебный диалог, организация взаимопроверки, дискуссионное обсуждение поставленных учащимися вопросов и проблем, учебное сотрудничество.
Методы: словесный, практический, частично-поисковый, учебно-исследовательский, наблюдение, информационно-обобщающий, стимулирующее оценивание, ассоциативный, иллюстративный, рефлексивной деятельности, конкретизации целей обучения, открытого обсуждения новых знаний, решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников.
Технология: элементы технологии развивающего, критического, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Организационный момент (мотивационный настрой)
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для подготовки учащихся к продуктивной работе, сформировать положительный эмоциональный настрой.
Метод: словесный.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Планируемы результаты: личностные, предметные,
метапредметные
Отвечают на приветствие учителя, играют в игру. Приветствует учащихся, проводит игру «В нашем классе все друзья» (мотивационный настрой на работу) ПРИЛОЖЕНИЕ Личностные: формирование положительного эмоционального настроя на урок.
2. Лингвистическая разминка
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь участвовать в учебном диалоге; строить речевые высказывания; формулировать и аргументировать собственное мнение; определять пропущенную орфограмму и применять правило правописания данной орфограммы, выполнять работу самостоятельно.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для повторения и закрепления пройденного материала через лингвистическую работу с художественным текстом, умение участвовать в учебном диалоге; строить речевые высказывания; формулировать и аргументировать собственное мнение.
Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная практическая работа тренировочное упражнение.
Методы: словесный, практический, конкретизации целей обучения.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Планируемы результаты: личностные, предметные,
метапредметные
Списывают четверостишье, вставляют пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, подчеркивают все встречающиеся орфограммы. Включает на слайдовой презентации строфу из стихотворения А.Фета.
(ПРИЛОЖЕНИЕ)
Личностные: формирование ответственного отношения к учебной деятельности.
Метапредметные: формирование навыков работы с текстом, объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений.
Предметные: умение опознавать изученные орфограммы, повторяют изученные правила, развивают орфографическую зоркость.
3. Изучение нового учебного материала.
Формулирование темы урока.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь самостоятельно формулировать тему урока, строить понятные речевые высказывания, аргументировать собственное мнение.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для самостоятельного формулирования темы урока.
Целеполагание.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь самостоятельно выделять и формулировать цель урока.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для организации деятельности обучающихся для самостоятельного формулирования цели урока; мотивировать учащихся к определению цели урока.
Организация самостоятельных выводов.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь строить понятные речевые высказывания, формулировать выводы, аргументировать собственное мнение; уметь действовать с учетом выделенных ориентиров; принимать и сохранять учебную задачу при выполнении задания.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для организации деятельности обучающихся по формулированию самостоятельных выводов.
Знакомство с новыми понятиями.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; дополнять и расширять имеющиеся знания об именах существительных.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для организации учебной деятельности обучающихся на восприятие, осознание, первичное обобщение новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, создание проблемной ситуации, коллективная рефлексия, работа в малых группах по заданиям (у каждой группы свое задание), учебное исследование, практическая работа, составление схемы (кластера), лингвистический анализ текста, учебный диалог, дискуссионное обсуждение поставленных учащимися вопросов и проблем, учебное сотрудничество.
Методы: словесный, практический, частично-поисковый, учебно-исследовательский, наблюдение, информационно-обобщающий, ассоциативный, иллюстративный, конкретизации целей обучения, открытого обсуждения новых знаний, решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников.
Методы поощрения: похвала, одобрение, стимулирующее оценивание
Деятельность учащихся Деятельность учителя Планируемы результаты: личностные, предметные,
метапредметные
Отвечают на проблемные вопросы учителя, определяют тему урока, формулируют цель и осуществляют планирование деятельности на урок Задает проблемные вопросы для определения темы урока, целеполагания и планирования, вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог:
- Внимательно посмотрите на слова, из которых состоит строфа. Что вы можете о них сказать? (большая часть имена существительные)
- Значит сегодня на уроке мы с вами будем говорить о …
( именах существительных)
- Сформулируем тему урока (учащиеся формулируют тему)
- Какой следующий наш шаг на уроке? (составить план урока) Именно он поможет достичь этой цели (учащиеся устно составляют план урока, а один из учащихся записывает его пункты на доске)
- Что же вы уже знаете про имя существительное, что изучали в начальной школе? (ответы учащихся) - Что поможет нам в изучении нового по этой теме? (учебник) Личностные: содействие развитию личности учащихся через самореализацию и социализацию, создание условия для нравственного развития учащихся, осознание ответственности за произнесенное, формирование навыков развернутого анализа, формирование ответственного отношения к учебной деятельности.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, умение проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности, формирование навыков учебного сотрудничества в ходе групповой работы, содействие развитию навыков ознакомительного, изучающего чтения лингвистического текста, организация деятельности на этапе закрепления теоретического материала. Предметные: формирование умений определять имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризовать его морфологические признаки и синтаксическую роль, тренироваться в составлении плана к лингвистическому тексту в форме вопросов, составление схем для опорных конспектов, работа над обогащением словаря с различными группами имен существительных.
Делятся на группы, получают свое задание. Работают в группах, Читают лингвистический текст и подбирают материал, заполняя лепестки для составления кластера. Формулируют выводы по своему заданию.
Организует групповую работу учащихся (по 6 человек в группе) для обогащения их личного опыта и дает задание для групп. Организует работу с теоретическим материалом о грамматическом значении имени существительного.
- Для того, чтобы эффективней и лучше поработать с нашим помощником, разделимся на 3 группы
Каждая группа получает свое задание.
Группа № 1 – находит материал о том, что обозначает имя существительное
Группа № 2 – находит материал про грамматические признаки
Группа № 3– находит материал про синтаксическую роль.
Каждая группа подбирает по своим темам примеры и заполняет лепесточки, которые лежат у вас на столах. Работаем с материалом учебника (параграф 87, стр. 229-230) Представляют результаты работы группы: представители групп выходят к доске, и, размещая свои лепестки с материалом и примерами, рассказывают, о чем узнали при работе с учебником.
Схему кластера учащиеся фиксируют в опорные конспекты. Предлагает учащимся показать свои работы классу, координирует деятельность по заполнению кластера «Имя существительное»
(ПРИЛОЖЕНИЕ)
Закрепление учебного материала
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь применять полученные знания при выполнении практических и тренировочных заданий, работать в сменном составе группы, осуществлять взаимо – и самоконтроль деятельности, принимать участие в учебном диалоге; формулировать и аргументировать собственную точку зрения; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для совместной познавательной деятельности, предоставить обучающимся тренировочные и практические задания для проверки усвоенного материала, выявить «проблемные» места при изучении нового материала, способствовать развитию умения аргументировать своё мнение и созданию ситуации успеха.
Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, игровой практикум, коллективная рефлексия, работа в малых группах по заданиям (у каждой группы свое задание), тренировочные упражнения, практическая работа, индивидуальная работа по карточкам, отгадывание кроссворда, учебный диалог, организация взаимопроверки, дискуссионное обсуждение поставленных учащимися вопросов и проблем, учебное сотрудничество.
Методы: словесный, практический, информационно-обобщающий, стимулирующее оценивание, иллюстративный, рефлексивной деятельности, поисковый, формирование познавательного интереса, опора на жизненный опыт, заинтересованность в результате коллективной работы, беседа, поиск контактов и сотрудничества, организация взаимо и самопроверки.
Методы поощрения: похвала, оценивание
Рефлексия
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь действовать с учетом выделенных ориентиров; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создание условий для осознания обучающимися своей учебной деятельности, взаомо и самооценки, результативности своей деятельности и деятельности класса.
Методы: самооценка, взаимооценка.
Методы поощрения: стимулирующее оценивание
Деятельность учащихся Деятельность учителя Планируемы результаты: личностные, предметные,
метапредметные
Письменно выполняют индивидуальные задания. Задания под (*) выполняют сильные учащиеся. Учитель раздает каждому учащемуся карточку с заданием (в группе получается по 2 карточки с одинаковым заданием).
ПРИЛОЖЕНИЕ Личностные:
формирование ответственного отношения к учебной деятельности, содействие развитию личности учащихся через самореализацию и социализацию, создание условия для нравственного развития учащихся, осознание ответственности за произнесенное слово.
Метапредметные:
владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки,
смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. умение работать с логическими знаками и символами.
Предметные: формирование умений определять имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризовать его морфологические признаки и синтаксическую роль, устанавливать, какой частью речи являются приведённые в текстах слова, определять род, склонение и падеж имён существительных, составлять предложения по картине рассказывать (на основе изученного ранее) об имени существительном как части речи в форме научного описания, доказывать, что данное слово является именем существительным, умение опознавать изученные орфограммы, повторяют изученные правила, развивают орфографическую зоркость.
Объединяются в новые группы по номерам карточек и в своей группе обсуждают свои выполненные задания и готовятся их рассказать остальным группам. После выполнения заданий, предлагает объединиться в новые группы по номерам карточек. Показывают и рассказывают, как выполнили задания в своих группах. (сами распределяют количество ребят, которые будут «защищать» работу своей группы) Показывает задание карточки на интерактивной доске, слайдах. Участвуют в игре «Кто больше?», выполняют задание учителя: на картинке находят имена существительные и записывают с ними предложения. Позже, называя существительные, определяют, какая группа лучше справилась с заданием.
Проводит игру «Кто больше?» (ПРИЛОЖЕНИЕ): показывает картинку на слайдах. Дает задание группе: записать как можно больше существительных, которые есть на картинке. Составить с ними предложения.
Через некоторое время проверяет выполнение задания. Отвечают на вопросы учителя.
Один из учащихся отмечает знаком выполненные пункты плана. Подводит итог урока, через проблемные вопросы:
- Чем занимались сегодня на уроке?
- Удалось ли нам достичь нашей цели выполнить план работы? Устно заполняют клетки кроссворда, читают хором ключевое слово. Предлагает учащимся вопросы для закрепления и повторения в виде творческого задания (решение кроссворда).
- Давайте проверим, как вы усвоили материал. В этом нам поможет кроссворд. (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Учитель читает вопросы кроссворда, размещенном на интерактивной доске.
- Так как мы усвоили данную тему? Отвечают на вопросы учителя и определяют свое «местонахождение» (состояние) на уроке.
Пишут на доске буквы «Т» или «И»
Задает вопросы по рефлексии урока:
1. Для меня урок был…
2. На уроке чувствовал себя….
3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…
- Наши любимые буквы: «Т» или «И» (Трудно или Интересно). 4. Задание на дом
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь применять полученные знания при определении уровня выполнения практического задания домашней работы,
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для познавательной деятельности, предоставить обучающимся теоретическое и практическое задания для проверки усвоенного материала, мотивировать учащихся к творческой деятельности, содействовать развитию умения анализировать свою деятельность на уроке через разноуровневое домашнее задание
Формы организации учебной деятельности: практическая и творческая работа, лингвистический анализ текста.
Методы: словесный, практический, информационно-обобщающий.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Планируемы результаты: личностные, предметные,
метапредметные
Записывают задания, задают вопросы учителю. Берут карточки для творческой работы Проводит инструктаж по выполнению домашней работы, комментирует задания (Задает общее и выборочное задание.)
Общее: выучить правило в учебнике (параграф 87) и схему в опорном конспекте.
Выборочное: выполнить письменно в учебнике упражнение 676 или творческое задание (на карточке) ПРИЛОЖЕНИЕ Личностные: формирование ответственного отношения к учебной деятельности.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
Предметные: определение уровня усвоения учебного материала при выборе домашнего задания.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мотивационный настрой
Игра «В нашем классе все друзья» (сопровождается движениями)
- В нашем классе все друзья: я, ты, он, она (хором)
- Подмигни соседу слева, подмигни соседу справа (действия)
- В нашем классе все друзья: я, ты, он, она (хором)
- Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа (действия)
- В нашем классе все друзья: я, ты, он, она (хором)
Лингвистическая разминка
Задание: спишите, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Подчеркните все встречающиеся орфограммы.
Ш…пот ро…кое дыхан…е
Трели с…л…в…я
С…р….бро и к…лыхан…е
Сонн…го руч…я.
(А. Фет)
Работа с новым материалом (лепестки на кластер)
Имя существительное обозначает предмет.
Имя существительное относится к мужскому, женскому или среднему роду.
Имена существительные имеют три склонения.
Имя существительное изменяется по падежам.
Имена существительные изменяются по числам (единственное или множественное)
Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение, обстоятельство.
Закрепление материала
Задание 1.
Карточка № 1
Задание: Списать словосочетания, вставить пропущенные буквы и указать грамматические признаки имен существительных.
Уд…вительное р…стение, оп…лит огнем, р…спустят(?)ся на ч…рных ветках, з…леные л…сточ(?)ки, позже всех д…рев(?)ев, ч…рнее в поле, св…рнут(?)ся в труб…чки, в дубов…й рощ…, не оп…дают всю зиму, кормят(?)ся ж…лудями, л…тучая мыш(?), м…лодые ду…ки, т…желые ж…луди, прор...сли в…сной.
*Составить с 5 словосочетаниями сложные предложения
Карточка № 2
Задание: Выписать из текста имена существительные и указать их грамматические признаки.
Как там птицы спят в гнезде,
В темноте и тесноте?
Их раскачивает ветер
На огромной высоте!
Закрываются крылом:
Сыро в воздухе ночном.
Ленинградская погода
Им опять грозит дождем.
Дверь открыть бы на балкон:
Жалко галок и ворон.
Эй, слетайтесь к нам под крышу
От дождя со всех сторон.
Карточка № 3
Задание: Распределите слова по соответствующим столбикам, вставляя пропущенные буквы, и у существительных укажите грамматические признаки.
Книга, ч…тающий, слыш…ть, б…жать, син…ва, бег(к), подр…стающее, читанный, стол, д…ревянный, ход(т)ьба, уютный, тиш…на, смотр…т, б…готня, сем(ь), крас…та, в…селый, узн…вать, дер…во, л….сной, взмах, иногда, добр…та, мален(ь)кий, руч(?)ка, т….желый, вос(ь)мой, ход(т), отр…стить, ист…рический.
*Составить с 5 словами сложные предложения
2473325136525
Задание 2. Игра «Кто больше?»
Подведение итога урока (Кроссворд)
Раздел науки о языке, изучающий части речи.
Падеж прямого дополнения.
Член предложения, чаще всего выраженный существительным.
Падеж, обозначающий орудие действия.
Количество предметов у существительного.
Изменение существительных по падежам.
Так называется один из грамматических признаков имени существительного, а так же это - основная общность людей первобытного общества, представляющая союз больших семей, находящихся в родственных отношениях.
1м о р ф О л о г и я 2в и н и Т е л ь н ы й 3п о д Л е ж а щ е е 4т в о р И т е л ь н ы й 5Ч и с л о
6с к л о Н е н и е
7р О д Задание на дом (творческое задание)
Задание: Спишите, вставьте подходящие по смыслу имена существительные, укажите их грамматические признаки и синтаксическую роль в предложении. Продолжите текст 5-7 предложениями, сохраняя основную мысль.
Лес
______уже сбросил ________. Наступили _______ пасмурные, тихие, без ______. В такой ______идешь по лесной ________. Кругом тихо. Не слышно даже _____ __________. Только иногда раздается ______ падающих _________. На голых_______ повисли ________ от ночного _______. Приятно идти по мягкому ________ из ________. Вдруг среди _______ мелькнет пестрый _________. Это - ________. Она жива, но едва дышит. _________ решают взять ее к себе ________, потому что …..