Эссе Смех сквозь слезы (Фаина Раневская в фильме Человек в футляре по мотивам рассказа А.П. Чехова)


ЭссеСмех сквозь слезы 
(Фаина Раневская в фильме «Человек в футляре» по мотивам рассказа А.П. Чехова)
Мне попадались люди, не любящие Чехова,но это были люди, не любящие никого, кроме самих себя.Ф.Раневская
В искусстве есть такие люди, к которым невозможно относиться равнодушно. Они, безусловно, привлекают внимание. Их можно любить или не любить, но не заметить невозможно. О них создаются легенды и при жизни, и после. К ним, конечно же, относится Фаина Георгиевна Раневская. Ее  120-летие в этом году таганрожцы  отмечали второй раз. Действительно, в паспорте у Фаины Георгиевны стоит 1896 год, а в церковных записях о рождении – 1895. В  Таганроге, родном городе великой актрисы, установлен бронзовый памятник,  названа улица,  установлена мемориальная доска, обещают открыть еще и музей.Многие журналисты сошлись во мнение, что Фаина Раневская -  «одна из величайших русских актрис двадцатого века» и «королева второго плана». Первая же роль в "Пышке" Михаила Ромма принесла актрисе не только любовь зрителей, но и внимание режиссеров. Но парадокс! Это были второстепенные персонажи, но именно они запоминались зрителю, ради них зритель шёл смотреть кино.А Фаина Георгиевна  была талантлива во всём, за что бы ни принималась. Они не заканчивала никаких театральных училищ, но блистательно  играла на сцене и в кино, чудесно пела, аккомпанируя себе и на гитаре, и на рояле. Прекрасно писала и даже рисовала красками! Хотя свои мемуары и чудесные пейзажи порвала, считая, что «писать о себе хорошо – неприлично. Значит, надо молчать».Но зрители  помнят гениально сыгранные роли, помнят и знаменитые изречения Раневской, ставшие крылатыми. Одно из них:  «Я никогда не была красавицей, но я всегда была чертовски мила!» Именно так говорит жена инспектора ,  не оставившая меня равнодушной,  в фильме «Человек в футляре», снятом в 1939 году по одноименному рассказу Антона Павловича Чехова.Произведения Антона Павловича Чехова - находка для кино. Первый фильм по рассказу Чехова снят через 2 года после рождения кинематографа в 1909 году. Всего по произведениям писателя снято 245 фильмов.Ф.Г. Раневскую и А.П. Чехова объединяет не только родной город Таганрог, но и  экранизации чеховских рассказов «Драма», «Свадьба», «Человек в футляре». Нужно заметить, что всю жизнь Фаина Раневская восхищалась А.П. Чеховым и его произведениями, и даже взяла сценических псевдоним «Раневская» из пьесы «Вишневый сад».Фильм и литературное произведение, конечно же, сильно отличаются друг от друга. Много расхождений  с книжным сюжетом и в фильме Исидора Марковича Анненского «Человек в футляре». Но режиссер полностью поддерживает тему, раскрытую А.П. Чеховым,  тему футляра.Очень странное определение – человек в футляре – но  точно отражающее сущность человека. Попробуем представить себе этот образ: человек, запертый в свою  маленькую неуютную темную коробочку. Но самое ужасное, что он не желает высвободиться из этих стен, потому что ему так хорошо и спокойно. Чехов изобразил человека, далекого от реального мира, у которого есть свой «правильный» мир.У каждого читателя свое видение литературного произведения, а у режиссеров тем более. Иссидор Маркович Анненский показал нам совершенно других героев. У Беликова появились воинственные черты лица, непримиримый характер и  принципиальная позиция.. Если в рассказе он  только «отравлял» мирную  жизнь людей и держал в страхе весь город, то в фильме — это опасный человек, приносящий серьезные проблемы. Стоит вспомнить всего лишь незначительный эпизод в начале фильма, когда на педсовете учителя выставляли отметки, позволяющие перевести ученика в следующий класс, и единственная двойка по поведению, требуемая Беликовым, помешала ученику учиться дальше. Беликов в ребяческом хихиканье на чтении «Отче наш» смог увидеть «политический заговор».Новое решение режиссера – показать городское общество. В рассказе это общество только упоминается, а в фильме мы видим отдельные характеры, самый яркий из которых сыграла Ф.Г. Раневская - образ жены инспектора. В этом  второстепенном персонаже - всё самое характерное для чеховского творчества: речь, интонация, ирония. Как  правдив образ, воплощенный великой актрисой! Достаточно вспомнить эпизод, когда Беликов приходит в дом инспектора с жалобой на то, что Коваленко и его сестра катаются на велосипеде. В это время героиня Раневской «музицирует» с папиросой во рту, и ей очень мешает пьяная  болтовня мужа, которому она бросает: "Опять нализался!? Козёл!", но увидев Беликова, героиня меняется, как чеховский хамелеон, и уже муж не «козел», а «ангел»: "Я пойду в детскую, Ангел мой". Именно такая женщина, по мнению режиссера, способна была затеять любовную интригу: женить Беликова на Вареньке.И драмы, и комедии,  и трагедии были подвластны гениальной Фаине Георгиевне! Даже ее мимолетное появление в кадре  дороже зрителю, чем главные роли других актеров.  Может быть, поэтому фигура Беликова в фильме менее значима, чем фигура жены инспектора, о которой в рассказе сказано, что она вместе в директоршей и другими дамами «похорошели, точно вдруг увидели цель в жизни».Удивителен дар Фаины Раневской, как и чеховских рассказов, вызывать смех сквозь слезы, отдавать зрителем свои любовь и талант.