Открытый урок по русскому языку 2 класс Предлог -служебная часть речи
Урок русского языка
2 а класс
Учитель: Григоренко Лариса Александровна.
Тема урока: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами. Связь слов в предложении с помощью предлогов.
Цель: 1. Сформировать представление о смысловой (семантической) значимости предлогов, сформулировать представление о предлоге, как отдельном слове. Научить детей правильно произносить и писать предлоги.
2.Развитие речи детей, умения обобщать, сравнивать, сопоставлять.
3.Воспитание умения работать в парах, уважения к ответам товарищей.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Методы и приёмы: индуктивный (умение обобщать), проблемный, частично-поисковый, метод самостоятельной работы.
Оборудование: сказочный герой, предметные картинки, схемы предлогов, таблица «Предлоги»
Ход урока.
1.Орг. момент (психологический настрой)
Будем отвечать активно,Хорошо себя вести,Чтобы гости дорогиеЗахотели вновь прийти!
2.- Я приглашаю вас в необычное путешествие в страну «Русского языка» .Где весело и дружно живут разные части речи. Какие части речи вы уже знаете?(называют)
-Я имя существительное. _____
Я имя прилагательное ______________
Я глагол______________
Я предлог ------------------
- Я уверена, что вы обязательно подружитесь с новой частью речи и узнаете много интересного о ней: Для чего она нужна? Какую роль играет?
- Что необходимо взять с собой в путешествие? (внимание, память, ум, книги, ручки, хорошее настроение)
-Я пригласила Незнайку к нам на урок. Он желает узнать много интересного и нового. И мы ему в этом поможем. Хорошо?
-Незнайка пришёл в гости не с пустыми руками, а с секретным мешочком. Секрет раскроется тогда, когда развяжутся все узелки. Каждый узелок это правильно выполненное задание.
3. Орфографическая минутка (Узелок)
От дома до опу*ки леса я ш*л по у*кой тр*пинке.
У: Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы в словах.
У: Как определить части речи?
Д: Задать вопрос.
У: Определите части речи.
У: А все ли части речи мы определили? К каким словам мы не поставили вопрос? Почему?
Д: Невозможно поставить вопрос.
У: А может быть это не часть речи?
Д: Нет, это часть речи, потому что мы говорим и употребляем в речи.
У: Давайте ещё раз назовём слова, к которым не задали вопросы: ОТ, ДО, ПО.
У: А как они называются?
Д: ПРЕДЛОГИ.
4. Сообщение темы урока. Оформление тетради.
У: Сегодня мы с вами продолжим работу над служебной частью речи ПРЕДЛОГОМ и наша цель выяснить для чего же нужны предлоги, какую роль выполняют предлоги в речи.
Тетрадь с наклоном положу,Ручку правильно держу,Сяду прямо, не согнусь.За работу я возьмусь.
Учитель: Открыли тетради, записали число. Классная работа.
5 .Минутка чистописания (узелок). Какая часть речи повторяется в словах: на берегу, на веревочке, на мосту -на.
– Как пишутся предлоги со словами?
– Надо красиво прописать этот предлог – 1 строчку,
на на на на на на на на на на на на на на на на на на Надо прописать предлог “на” со словами:
2 строчка – на веревочке на берегу на мосту(опасное место выделяем зеленым цветом)
– Что же надо знать о предлогах?
6. Словарная работа (узелок)
– Поможем, ребята нашему гостю?
На доске: (на) м... розе (в) ин.е (с) к...ньками (без) с...лазок (по) гол...леду– Надо вставить пропущенную букву в словах и раскрыть скобки, в скобках записаны предлоги.
– Что надо помнить о предлогах?
К доске 1 ученик: Рядом записать правильно слова. Выделить ударную гласную, подчеркнуть безударную.
– Для чего служат предлоги?
– Перед какой частью речи не бывает предлогов? (Перед глаголами.).
7. Работа над новым материалом. Практическая часть.
«Игра с ручкой»
- Выполняйте мои команды: Положите ручку на книгу, под книгу, за книгу, в книгу, около книги.
Проблемная ситуация: Положите ручку книгу
- Почему вы не знаете, куда надо положить предмет? (не назвали предлог)
Вывод: Каждый предлог имеет своё значение и их нельзя путать. Предлог помогает понять, где находится предмет. Предлогов в русском языке много. (Таблица.)
Работа по рядам:
1 ряд Придумайте предложение с предлогом из
2 ряд Придумайте предложение с предлогом к
3 ряд Придумайте предложение с предлогом через
8.Взаимопроверка. Работа в парах. (узелок)
9.Физминутка
Руки подняли и покачалиЭто деревья в лесу.Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу.В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят.Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложили назад.
10.Закрепление пройденного материала (узелок)
- Проверим, как вы поняли, что каждый предлог имеет своё значение
Посмотрите внимательно на картинки и запишите предложения с предлогами подходящими по смыслу:
Лампа стоит … столе.
Дым идёт … трубы.
Обезьяна сидит … клетке.
Лиса бежит … лесу.
Девочка моется …душем.
Проверка
- Как пишутся предлоги с другими словами? (отдельно)
11.Творческое задание (узелок)
:– Найди ошибки, которые допустил при письме Незнайка(Плакатик с письмом)
Наполянке, утропинки Пробиваются травинки. Сбугорка ручей бежит, А поделкой снег лежит Б. Заходер– О каком времени года говорится?
– Какие же ошибки допустил Незнайка?
– Какое правило надо знать?
Задание: – Выпишите эти слова с предлогами правильно. Подчеркните орфограмму. На поляне, у тропинки, с бугорка, под елкой.
12.Восстановление деформированного предложения.(узелок)
На доске запись: Птичка, ветке, на, сидит.
- Прочитайте слова.
-Можно это назвать предложением? Почему?
-Составьте предложение и запишите.
- Встретился ли вам предлог? Назовите.
- Прочтите это предложение без предлога. Что случилось с предложением? (потерялась связь между словами)
Итог:
13. Воспроизведение опорных знаний:(узелок)
У: С какой частью речи мы работали на уроке? -
- Для чего служит предлог в предложении?
- Как нужно писать предлоги с другими словами?
- Как нужно писать предлоги с другими словами?
- Назовите предлоги, которые вы уже запомнили.
Памятка.
Предлог – это часть речи.
Предлог пишется отдельно от других слов.
Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово.
С глаголом предлога не бывает.
Предлог служит для связи слов в предложении.
-Ребята у нас закончились все узелки. Незнайка многому научился во время нашего путешествия по стране Русского языка. Теперь можно запустить руку в смешочек с секретом и взять себе что-то на память о нашем путешествии.
14.Домашнее задание
С.198 упр.570,правило с.195.
- Прочитайте шутливое стихотворение.
Чудесный выдался денёк,
А я учу уроки…
Я должен твёрдо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
Что значит – « по»?
Что значит – « за»?
И « за», и « по» - предлоги…»
А хорошо бы – ЗА порог
И – мчаться ПО дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
А. Шибаев