Открытый урок по Урокам гражданственности Донбасса на тему: Политические партии и общественные организации как способ формирования гражданского общества


-710565-84455000
Урок-игра: «Своя игра»Тема: «Политические партии и общественные организации как способ формирования гражданского общества»
Цель урока:
Образовательная:
Познакомить учеников с содержанием социально-политических категорий «политическая партия» и «общественная организация», «общественные движения»;
Научить объяснять термины: «политическая партия», «общественная организация», «общественные движения».
Развивающая:
Развивать навыки коммуникативной культуры и умения сотрудничества при работе в группе;
Способствовать развитию навыков самостоятельной работы;
Развивать их познавательную активность в овладении обществоведческими знаниями.
Воспитательная:
Воспитывать коллективизм и ответственное отношение к работе;
Воспитывать чувство гордости и уважения к Донецкой Народной Республике;
Воспитывать у учеников чувство патриотизма и любви к Родному краю;
Формировать основы правовой и политической культуры учащихся;
Способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции.
Задачи урока:
Рассмотреть категории «политическая партия», «общественная организация», «общественные движения» для формирования основ политического сознания учащихся;
Продолжить работу над формированием навыков коммуникативной культуры и над умениями сотрудничества при работе в группе;
Продолжить внедрение Концепции патриотического воспитания;
Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Тип урока: комбинированный урок.
Роль и место урока: данный  урок  занимает важное место в ряду  уроков учебной дисциплины «Уроки гражданственности Донбасса». Общественные организации и движения – это один из способов формирования гражданского общества, которое основывается на активной гражданской позиции граждан. Данный урок позволит в игровой форме изучить категории: «политические партии», «общественная организация», «общественные движения» и выявить сильные и слабые стороны этих объединений.
Ожидаемые результаты урока: 
активизация познавательной деятельности учащихся;
интеллектуальное развитие учащихся;
психологическая удовлетворенность ребят уроком;
сформированное у учащихся представление о социально-политических категориях «политические партии», «общественная организация», «общественные движения», а также, способствовать осознанию учениками чувства ответственности и долга перед Родиной.
Основные понятия: «политическая партия», «общественная организация», «общественные движения».
Оборудование:
Мультимедийная доска.
Ход урока:
Организационный этап (1-2 мин.)
Приветствие учителя с учениками;
Проверка присутствия учащихся.
Учитель: Здравствуйте, уважаемые ученики! Демократические преобразования, становление и развитие современного (гражданского) общества в Донецкой Народной Республике предполагает расширение и укрепление общественных структур, важнейшими из которых являются общественные объединения. Именно общественные объединения помогают обществу стать гражданским, а государству – правовым. В процессе демократизации социально-политической жизни общества в Донецкой Народной Республике важную роль наряду с государственными национальными учреждениями играют институты гражданского общества, выступающие неотъемлемой частью формирующейся национальной правозащитной системы.
Учитель: для того, чтобы изучить данную тему мы выбрали формат игры «Своя игра». Вы заранее были разделены на две команды. Итак, капитаны представьте Ваши команды. (Капитаны команд представляют название команды и ее участников).
Учитель: мы познакомились с командами теперь самое время узнать тему урока. Но, в качестве разминки перед основной игрой, некоторые слова в теме были зашифрованыв ребусы. Итак, внимание на экран. Перед вами тема, в которой пропущены три слова, эти три слова зашифрованы в ребусы. Ваша цель разгадать слова и поставить их на место и определить тему урока.
Учитель: отлично, все ребята справились с заданием. Таким образом, тема нашего урока «Политические партии и общественные организации как способ формирования гражданского общества». Работа в тетради (давайте с вами запишем число, классная работа и тему нашего урока).
Учитель: На предыдущих уроках мы говорили с вами о Конституции, о государственном устройстве различных стран. Рассматривали категории «закон» и «правопорядок». Домой вам было задано задание прочитать что такое «политическая партия», повторить, что такое «гражданское общество», и сегодня у вас есть возможность применить свои знания отвечая на вопросы.
Учитель: ознакомимся с правилами игры. Главное и основное правило – это уважать и слушать товарищей и оппонентов. Играть честно, не выкрикивать ответ, у вас есть капитан, который будет озвучивать официальную позицию вашей команды. Все вопросы нашей игры разделены на три блока. В каждом блоке по пять вопросов. После каждого блока вопросов, вам будет дана 1 минута для того, чтобы составить логический ряд и подвести итог блока. Команда выбирает вопрос, если в течение 10 секунд команда не дает ответ, вопрос автоматически переходит к команде соперника. Баллы с команды, которая не ответит, сниматься не будут. Теперь я прошу капитанов команд подойти ко мне для жеребьевки. Капитаны пожмите друг другу руки, а я желаю Вам удачной игры.
2.Работа над темой урока:
№ Категории Баллы
1. Понятия, термины 5 10 15 20 30 Понятия и термины из новой темы и из предыдущих тем.
2. События в истории 5 10 15 20 30 События из истории России и родного края.
3. Всякая всячина 5 10 15 20 30 Вопросы с предыдущих тем, на повторение.
Понятия, термины:
 Объединенная группа людей, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления(Политическая партия).
Работа в тетради (ученики записывают термин).
Неправительственное, негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей (Общественная организация).
Работа в тетради (ученики записывают термин).
Тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах (Общественное движение).
Работа в тетради (ученики записывают термин).
Разновидность боевых действий, в которых ключевым объектом воздействия является информация, хранящаяся или циркулирующая в управляющих, разведывательных, боевых и прочих системах противника (Информационная война).
Права, образующие основу правового статуса личности (Права человека).
Учитель: а, теперь когда в первом блоке «Понятия, термины» вы ответили на вопросы, мы открыли следующие категории «Политическая партия», «Общественное движение», «Общественная организация», «Информационная война» и «Права человека» Теперь задание каждой команде. Вам в течение одной минуты необходимо эти термины объединить в один логический ряд. Минута пошла.
Учитель: все ребята молодцы. Теперь переходим ко второму блоку «События в истории». В этом блоке зашифрованы исторические события, в которых присутствуют проявления прав человека, гражданского общества и исторический контекст становления политических партий и организаций.
События в истории:
Данное событие проходило 2 ноября 2014 года, в нем приняли участие два общественных движения: «Донецкая Республика» и «Свободный Донбасс». О каком событии идет речь? (Выборы в Народный совет Донецкой Народной Республике первого созыва).
Данная общественная организация 25 января 2015 года в Донецке провела Учредительную конференцию Главной целью общественной организации является вовлечение молодежи в процесс построения государства. О какой общественной организации ДНР идет речь? («Молодая Республика». Руководитель ОО «Молодая республика» Сергей Кондрыкинский).
Какому событию в истории Донецкой Народной Республике посвящено фото (инаугурация Александра Владимировича Захарченко (глава ДНР) 4 ноября 2014 г.).
Донецкую Народную Республику порой сравнивают с государственным образованием, о создание которого было провозглашено 11 февраля 1918г. на четвертом областном съезде Советов рабочих депутатов Донецкого и Криворожского бассейнов в Харькове просуществовало это государственное образование до 1920 г. (Донецко-Криворожская Республика).
Какое событие изображено на фотографии? (11 мая 2014 г., Референдум о самоопределении).
Учитель: все ребята молодцы. Теперь, когда в этом блоке все вопросы открыты, я предлагаю Вам подвести итог блока, составив логический ряд.
Учитель: теперь переходим к вопросам третьего блока «Всякая всячина». В этом блоке зашифрованы вопросы, с предыдущих тем, т.е вопросы на повторение.
Всякая всячина:
Исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание и др. (этнос).
Внимание, фото вопрос. Что изображено на картинке (Свято-Преображенский кафедральный собор).
Гербы каких государствах изображены на картинках (ДНР, Россия, Китай, СССР).
О какой выдающийся личности идет речь? Советский и российский эстрадный певец (баритон), музыкально-общественный деятель, педагог. Депутат Государственной думы РФ II—VI созывов (Иосиф Давыдович Кобзон, родился в городе Часов Яр, Донецкой области 11 сентября 1937 г.).
Назовите символическое значение каждого цвета флага Донецкой Народной Республике.
Учитель: все ребята молодцы. Теперь, когда в этом блоке все вопросы открыты, я предлагаю Вам подвести итог блока, составив логический ряд.
Учитель: все ребята молодцы, а теперь пока подводятся итоги нашей игры, я предлагаю каждой команде составить свой синквейн. Команда «Армата» составляет синквейн к слову «политическая партия», а команда «Патриоты» к слову «общественная организация».
3.Подведение итогов:
(Оглашение результатов игры).
Учитель: В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса возрождения традиционных ценностей, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально- политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой. И в этот момент на политическую арену выходят общественные организации и политически партии, готовые отстаивать интересы простых граждан. Основная цель любой общественной организации это:
формирование у молодежи патриотических чувств;
стремление к интеллектуальному, духовному и физическому развитию;
формирование кадрового потенциала.
Учитель: спасибо всем за внимание!