Программа курса Юный исследователь

Муниципальное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско – юношеский центр»


Утверждаю
______________________
Директор ДЮЦ
Старцева В.Л.
«___»_______________2013г.
дата утверждения на
педагогическом совете ДЮЦ





Образовательная программа дополнительного образования детей:
«Юный исследователь»
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 7-10 лет
Срок реализации программы – 1 год
Программа разработана в 2013 году.









Фамилия: Паничкина
Имя: Елена
Отчество: Олеговна
Должность: педагог дополнительного образования









г. Троицк

1. Пояснительная записка.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Программа организации внеурочной деятельности “Юный исследователь” предназначена для работы с детьми 1,2,3 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, ссузах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
В Письме Минобразования России «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» определено содержание воспитания: включение обучающихся в разнообразную соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельности, направленную на формирование у них коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.
Актуальность программы «Юный исследователь» обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, поиска информации ее обработка и оценка
Программа отражает:
принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность)
дифференцированное обучение;
владение методами контроля.
Эффективным для развития ученика является такое введения нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческого потенциала. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, найти информацию ее обработать и оценить, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
Ожидаемые результаты освоения программы:
включение всех учащихся класса в исследовательскую работу,
выполнение мини-исследований,
участие школьников в мини-конференциях (в конце каждого года проводится презентация проектов с приглашением родителей),
умение использовать при подготовке к другим предметам вновь приобретённые знания и навыки;
умение работать с различными источниками информации, что положительно сказывается на результатах техники чтении
Способы проверки результатов освоения программы проводится в форме презентации исследовательских работ учащихся, где отражается деятельность воспитанников.
Целью образовательной программы является формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях, а также стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
обучение проведению учебных исследований младших школьников;

развитие творческой исследовательской активности детей;

стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам -

ознакомление с научной картиной мира;

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Отличительные особенности программы «Юный исследователь» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению создавать исследовательские проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Организационные условия реализации программы.
Форма организации занятий – групповая.
Состав группы – постоянный.
Режим занятий в каждой группе – 1 раз в неделю по 1 часу, в соответствии с Уставом МУ ДОД «ДЮЦ».
Количество обучающихся в каждой группе – до 15 человек в соответствии с Уставом МУ ДОД «ДЮЦ».
Количество учебных часов на год – 102 часа.
Срок реализации программы – 1 год.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-10 лет. Дети этого возраста способны на среднем уровне выполнять предлагаемые задания.
Программой предусмотрены методы исследовательский и проблемно-поисковый, что способствует достижению высоких результатов.
Формы организации обучения по коллективу детей – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия - игра, конкурсы, презентации. Занятия в каждой группе проводятся через 45 минут после окончания основных учебных занятий.
Практическая значимость
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
- расширяется кругозор в предметных областях;
- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,
- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
- наилучшим образом развиваются творческие способности;
- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.


Ожидаемые результаты освоения программы
включение всех учащихся класса в исследовательскую работу,
выполнение мини-исследований,
участие школьников в мини-конференциях (в конце каждого года проводится презентация проектов с приглашением родителей),
умение использовать при подготовке к другим предметам вновь приобретённые знания и навыки;
умение работать с различными источниками информации, что положительно сказывается на результатах техники чтении
Способы проверки результатов освоения программы проводится в форме презентации исследовательских работ учащихся, где отражается деятельность воспитанников.

Учебно – тематический план для 1 класса


занятия
Перечень тем
Количество часов



всего
из них




теория
практика

1
Вводное занятие.
1
1
-

2
Кто я? Моя семья
1
-
1

3
Чем я люблю заниматься. Хобби
1
1
-

4
Выбор темы проекта
1
1
-

5
Как собирать материал
1
-
1

6
Этапы работы
1
-
1

7
Проблема
1
1
-

8
Решение проблемы
1
-
1

9
Гипотеза. Предположение
1
1
-

10
Играем в предположение
1
-
1

11
Цель проекта
1
-
1

12
Задача проекта
1
-
1

13
Выбор нужной информации
1
1
-

14
Интересные люди – твои помощники
1
-
1

15
Продукт проекта
1
-
1

16
Виды продукта. Макет
1
-
1

17
Повторение пройденных проектных понятий
1
-
1

18
Как правильно составить визитку к проекту
1
-
1

19
Мини-сообщение
1
-
1

20
Выступление перед знакомой аудиторией
1
-
1

21
Играем в ученых
1
-
1

22
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы по теме проекта
1
-
1

23
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией
1
-
1

24
Играем в ученых: мобильные телефоны. Это интересно
1
-
1

25
Играем в ученых: поилка для цветов. Это интересно
1

1

26
Чему ты научился. Тест
1
-
1

27
Памятка для учащегося - проектанта
1
-
1

28
Впечатления от работы над проектом
1
-
1

29
Итоговое занятие
1
-
1

30
Советы на лето.
1
-
1



Учебно – тематический план для 2 класса


занятия
Перечень тем
Количество часов



всего
из них




теория
практика

1
Круг твоих интересов. Хобби.
1
1
-

2
Выбор темы проекта.
1
-
1

3
Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарем.
1
1
-

4
Выбор помощников в работе над проектом.
1
1
-

5
Этап. Этапы работы над проектом.
1
-
1

6
Актуальность темы проекта. Знакомство с понятием «актуальность»
1
-
1

7
Проблема. Решение проблемы
1
-
1

8
Выработка гипотезы-предположения
1
-
1

9
Цель проекта
1
-
1

10
Задача проекта
1
-
1

11
Сбор информации для проекта
1
-
1

12
Знакомство с интересными людьми. Интервью.
1
-
1

13
Обработка значимой информации.
1
-
1

14
Что такое продукт проекта?
1
-
1

15
Играем в ученых. Это интересно.
1
-
1

16
Тест. Что такое тестирование.
1
-
1

17
Отбор информации для мини-сообщения.
1
-
1

18
Презентация. Знакомство с понятием «презентация»
1
-
1

19
Значимость компьютера в создании презентации.
1
-
1

20-21
Первые шаги составления презентации на компьютере
2
-
2

22-23
Совмещение текста выступления с показом презентации
2
-
2

24
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы по теме проекта
1
-
1

25-26
Составление титульного листа доклада
2
1
1

27-28
Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»
2
1
1

29
Памятка жюри конкурса
1
-
1

30
Итоговое занятие
1
-
1



Учебно – тематический план для 3 класса


занятия
Перечень тем
Количество часов



всего
из них




теория
практика

1
Круг твоих интересов. Хобби. Этапы работы над проектом
1
1
-

2
Выбор темы проекта. Подбор материала.
1
-
1

3
Предположение. Гипотеза. Решение задачи.
1
1
-

4-5
Требование к паспорту проекта. Составление паспорта проекта.
2
1
1

6-7
Требование к составлению анкет для проекта
2
1
1

8
Постер. Требование к созданию постера
1
-
1

9-10
Создание мини-постера
1
1
2

11-12-13
Изучение и освоение возможностей программы МРР
3
-
3

14-15-16
Программа МРР. Анимация, настройка анимации
3
-
3

17-18-19
Программа МРР. Дизайн
1
-
1

20-21
Фотография на слайдах
2
-
2

22-23
Требования к компьютерной презентацией
2
-
2

24-25
Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой МРР
2
-
2

26-27-28
Составление презентации по заданному тексту
3
-
3

29
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе
1
-
1

30
Итоговое занятие
1
-
1





7















Содержание дополнительной образовательной программы
для 1 класса (1 год обучения)

тема
теория
практика

1
2
3

Вводное занятие.
Занятие №1
Программа вводного инструктажа.
Правила поведения на занятиях.
Правила работы с дидактическим материалом, бережное отношение к нему.
Инструктажи «Безопасная организация и содержание рабочего места»,
Ознакомление детей с программой «Юный исследователь».
Участие в играх на сплочение коллектива.

Диагностика знаний и умений на начало учебного года. Моя семья.
Занятие № 2

Внимательно прослушав рассказ учителя об изображении генеалогического древа семьи, дети рисуют генеалогическое древо своей семьи.

Хобби.
Занятие № 3
Понятие о хобби. Определение круга интересов каждого учащегося.
Выполнение условий игр:
«Хобби мальчиков», «хобби девочек», выполнение заданий: найти по картинкам хобби Светы, Гали и Коли.

Выбор темы проекта
Занятие № 4
Краткое содержание твоего сообщения. Тема проекта: понятие, определение понятия «проект», «тема проекта»
По отрывкам из текста угадать темы проекта ровесников.

Как собирать материал
Занятие № 5

Познакомиться с понятиями «этап», «помощник»
Участие в игре: «зеленая тропинка»

Этапы работы
Занятие № 6
Повторить понятие «проект», «этап», «этапы проекта»
Работа по картинкам: найти на рисунке слонов и лошадок, раскрасить их разными карандашами.
Нарисовать столько геометрических фигур, сколько имеется помощников для работы над проектом.

Проблема
Занятие № 7
Познакомиться с понятиями «проблема», «решение проблемы», «проблема в моем проекте»
Работа по картинкам: сломанные игрушки, решить проблему Коли и Тани.

Решение проблемы
Занятие № 8
Повторить понятие «проблема», «решение проблемы»
Работа по картинкам: расставить цифры в том порядке, в котором ты будешь решать проблему

Гипотеза. Предположение
Занятие № 9
Познакомиться с понятиями «гипотеза», «предположение», уметь объяснять значение этих слов. Уметь защищать свою точку зрения.
Подумать как головастик превращается в лягушку. Высказать гипотезу, обсудить с ребятами.

Играем в предположения
Занятие № 10
Повторить понятие «предположение»
Работа с текстом, прочитать. Ответить на вопросы, продолжить мысль., нарисовать ситуацию, описанную в тексте

Цель проекта
Занятие № 11
Познакомиться с понятиями «цель», «цель проекта»
Работа с текстом, работа с картинками

Задача проекта
Занятие № 12
Повторить понятия «цель», «цель проекта»
Работа с текстом: помочь Игнату определить задачу к его проекту. Сформулировать задачи своего проекта.

Выбор нужной информации
Занятие № 13
Познакомиться с понятиями «информация», «основная мысль». «выбор информации»
Работа с картинками

Интересные люди – твои помощники
Занятие № 14
Повторить понятия «информация», «основная мысль»
Выполнение заданий по карточкам, составление предмета из его фрагментов (мозаика), из большого количества предметов выбрать один по описанию, проследить связь предметов по запутанным линиям: «Китайская ваза», «Соедини букву с цифрой», «Отыщи звезду», «Ящерица», «Зайчата», «Девчата», «Поросята».

Продукт проекта
Занятие № 15
Повторить понятия «информация», «основная мысль»
Работа в группах по выполнению задания по карточкам, с целью определения смысловых ошибок, составление рассказа: «Несуразные картинки», «Бедняк, арифметика, тоска». Обсуждение рассказов, выявление интересных сюжетов.

Виды продукта. Макет
Занятие № 16
Познакомиться с понятием «макет»
Научиться составлять план работы при работе над макетом

Повторение пройденного
Занятие № 17
Повторить понятия «информация», «основная мысль», «выбор информации», «макет»
Выполнение творческого задания (макета).

Как правильно составить визитку к проекту
Занятие № 18
Познакомиться с понятием «визитка»
Научиться составлять план изготовления визитки. Творческое занятие по изготовлению визитки

Мини-сообщение
Занятие № 19
Познакомиться с понятием «мини-сообщение»
Научиться составлять план сообщения, работа с картинками

Выступление перед знакомой аудиторией
Занятие № 20

Практическое занятие: каждый из учащихся выступает с сообщением (5-7 минут)

Играем в ученых
Занятие № 21

Практическое занятие: окрашивание цветка в различные цвета, проведение опыта, обсуждение результатов опыта

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы по теме проекта
Занятие № 22

Практическое занятие: разгадать советы от мудрого дельфина. Разгадать ребусы. Выбрать из списка, что пригодится для подготовки при ответах на вопросы.

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией
Занятие № 23

Практическое занятие: выступление перед учащимися другого класса с сообщением. Обсуждение результатов.

Играем в ученых: мобильные телефоны. Это интересно
Занятие № 24

Практическое занятие: изготовление «мобильных» телефонов из пластикового стаканчика. Обсуждение результатов опыта.

Играем в ученых: поилка для цветов. Это интересно
Занятие № 25

Практическое занятие: изготовление поилки для цветов (работа в группах). Обсуждение результатов опыта.

Чему ты научился. Тест
Занятие № 26

Практическое занятие: выполнение теста по итогам работы.

Памятка для учащегося – проектанта
Занятие № 27

Практическое занятие: технология составления проекта. Этапы работы над проектом. Работа в группах.

Впечатления от работы над проектом
Занятие № 28

Выполнение задания по «100» клеточной таблице (счет). Внимательно прослушав 10 слов, дети записывают их по памяти.
Выполнение задания: «Найди отличия», «Сколько здесь жуков». Выполнение творческого задания (рисунка).

Итоговое аттестационное занятие.
Занятие № 29

Выполнение игровых заданий в командах на проверку знаний и умений, полученных за год.

Советы на лето.
Занятие № 30

Выполнение игровых заданий в командах на проверку знаний и умений, полученных за год.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
(1 год обучения)

Тема, название и номер занятий
Формы занятий
Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса
Дидактический материал
Формы подведения итогов

Вводное занятие.
Занятие № 1
Комбинированное занятие.
Рассказ, беседа, игра, инструктаж.
Инструктаж вводный, инструктаж «Безопасная организация и соде-ржание рабочего места». Мяч.


Диагностика знаний и умений на начало учебного года. Моя семья.
Занятие № 2
Занятие проверки знаний и умений на начало учебного года.
Объяснение, показ выполнения последовательности заданий, педагогическое наблюдение и анализ деятельности детей.
Карточки: генеалогическое дерево. Бумага, картон, фломастеры


Хобби.
Занятие № 3
Комбинированное занятие, занятие – игра.
Рассказ, Объяснение, показ выполнения последовательности заданий, метод поощрения, игровой метод.
Карточки: «хобби мальчиков», «хобби девочек», выполнение заданий: найти по картинкам хобби Светы, Гали и Коли.


Выбор темы проекта
Занятие № 4
Комбинированное занятие, занятие – игра.
Рассказ, Объяснение, показ выполнения последовательности заданий, метод поощрения, игровой метод.
Текст с отрывками из произведений.


Как собирать материал
Занятие № 5

Занятие усвоения новых знаний, прак-тическое занятие.
Метод направленного мышления, метод художественного конструирования, метод поощрения, творческое задание.
Выставка рисунков.


Этапы работы
Занятие № 6
Комбинированное занятие, практическое знание.

Метод мозгового штурма, объяснение, метод поощрения, индиви-дуальная помощь.
Карточки с заданиями – кроссвордами.


Проблема
Занятие № 7
Занятие усвоения новых знаний, практическое занятие.
Показ выполнения последовательности задания, наблюдение за работой детей, объяснение и исправления ошибок и недочетов, метод поощрения.
Карточки с набором картинок: сломанные игрушки.


Решение проблемы
Занятие № 8
Занятие усвоения новых знаний и овладения умениями, практическое занятие.
Объяснение, упражнение, метод направленного мышления, выполнение задания с использованием схем, раздаточного материала, графический диктант.
Работа по картинкам: расставить цифры в том порядке, в котором ты будешь решать проблему


Гипотеза. Предположение
Занятие № 9
Комбинированное занятие, занятие – игра.
Объяснение, упражнение, метод направленного мышления, выполнение задания с использованием раздаточного материала.
Плакат с картинкой: как головастик превращается в лягушку.


Играем в предположения
Занятие № 10
Занятие усвоения новых знаний и овладения умениями, практическое занятие.
Метод направленного мышления, метод художественного конструирования, метод поощрения, творческое задание.
Текст, бумага, фломастеры


Цель проекта
Занятие № 11
Комбинированное занятие.
Рассказ, беседа, игра, инструктаж.
Текст, картинки


Задача проекта
Занятие № 12
Занятие проверки знаний и умений на начало учебного года.
Объяснение, показ выполнения последовательности заданий, педагогическое наблюдение и анализ деятельности детей.
Текст, картинки.


Выбор нужной информации
Занятие № 13
Комбинированное занятие, занятие – игра.
Рассказ, Объяснение, показ выполнения последовательности заданий, метод поощрения, игровой метод.
Картинки


Интересные люди – твои помощники
Занятие № 14
Комбинированное занятие, занятие – игра.
Рассказ, Объяснение, показ выполнения последовательности заданий, метод поощрения, игровой метод.
Выполнение заданий по карточкам, составление предмета из его фрагментов (мозаика), из большого количества предметов выбрать один по описанию.


Продукт проекта
Занятие № 15
Занятие усвоения новых знаний, прак-тическое занятие.
Метод направленного мышления, метод художественного конструирования, метод поощрения, творческое задание.
Работа в группах по выполнению задания по карточкам, с целью определения смысловых ошибок, выявление интересных сюжетов.


Виды продукта. Макет
Занятие № 16
Комбинированное занятие, практическое знание.

Метод мозгового штурма, объяснение, метод поощрения, индиви-дуальная помощь.
Макет домика, дидактические карточки с планом работы.


Повторение пройденного
Занятие № 17
Занятие усвоения новых знаний, практическое занятие.
Показ выполнения последовательности задания, наблюдение за работой детей, объяснение и исправления ошибок и недочетов, метод поощрения.
Картон, клей, ножницы, проектор.


Как правильно составить визитку к проекту
Занятие № 18
Занятие усвоения новых знаний и овладения умениями, практическое занятие.
Объяснение, упражнение, метод направленного мышления, выполнение задания с использованием схем, раздаточного материала, графический диктант.
Картон, клей, ножницы, проектор.


Мини-сообщение
Занятие № 19
Комбинированное занятие, занятие – игра.
Объяснение, упражнение, метод направленного мышления, выполнение задания с использованием раздаточного материала.
Картинки


Выступление перед знакомой аудиторией
Занятие № 20
Занятие усвоения новых знаний и овладения умениями, практическое занятие.
Метод направленного мышления, метод художественного конструирования, метод поощрения, творческое задание.
Проектор


Играем в ученых
Занятие № 21
Комбинированное занятие.
Рассказ, беседа, игра, инструктаж.
Проектор


Подготовка ответов на предполагаемые вопросы по теме проекта
Занятие № 22
Занятие проверки знаний и умений на начало учебного года.
Объяснение, показ выполнения последовательности заданий, педагогическое наблюдение и анализ деятельности детей.
Проектор


Пробное выступление перед незнакомой аудиторией
Занятие № 23
Комбинированное занятие, занятие – игра.
Рассказ, Объяснение, показ выполнения последовательности заданий, метод поощрения, игровой метод.
Проектор


Играем в ученых: мобильные телефоны. Это интересно
Занятие № 24
Комбинированное занятие, занятие – игра.
Рассказ, Объяснение, показ выполнения последовательности заданий, метод поощрения, игровой метод.
Пластиковые стаканчики, клей, ножницы, проектор


Играем в ученых: поилка для цветов. Это интересно
Занятие № 25
Занятие усвоения новых знаний, прак-тическое занятие.
Метод направленного мышления, метод художественного конструирования, метод поощрения, творческое задание.
Пластиковые бутылки, горшочек с цветком, клей, ножницы, проектор


Чему ты научился. Тест
Занятие № 26
Комбинированное занятие, практическое знание.

Метод мозгового штурма, объяснение, метод поощрения, индиви-дуальная помощь.
Задания-тесты


Памятка для учащегося – проектанта
Занятие № 27
Занятие усвоения новых знаний, практическое занятие.
Показ выполнения последовательности задания, наблюдение за работой детей, объяснение и исправления ошибок и недочетов, метод поощрения.
Проектор, карточки с заданием


Впечатления от работы над проектом
Занятие № 28
Занятие усвоения новых знаний и овладения умениями, практическое занятие.
Объяснение, упражнение, метод направленного мышления, выполнение задания с использованием схем, раздаточного материала, графический диктант.
Проектор, карточки с заданием


Итоговое аттестационное занятие.
Занятие № 29
Комбинированное занятие, занятие – игра.
Объяснение, упражнение, метод направленного мышления, выполнение задания с использованием раздаточного материала.
Проектор, карточки с заданием


Советы на лето.
Занятие № 30
Занятие усвоения новых знаний и овладения умениями, практическое занятие.
Метод направленного мышления, метод художественного конструирования, метод поощрения, творческое задание.
Проектор, карточки с заданием






Методическое обеспечение

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы предполагают наличие кабинета начальных классов, компьютера и интерактивной доски. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: ручка шариковая, простой карандаш, линейка, угольник, тетрадь, книги.

Список литературы

Нормативные документы:
1.Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования. («Дополнительное образование» № 3. 2008 год стр 4-7)
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. «Проектирование образовательной программы в учреждениях дополнительного образования детей». (Приложение к журналу «Внешкольник № 5 2000г.»)
3. Санитарные требования к проектированию и содержанию внешкольных детских учреждений. (Методические указания.) Утверждены Минздравом РСФСР 8 июля 1976г.
4. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно – методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003г., для использования в практической работе.

Литература:
1.Айзенк. Г.Ю. Проверьте свои способности. «Лань», «Союз». Санкт – Петербург. 1996 год.
2. Асанов. Л. Занимательная математика. Серия: «Занимательные уроки». Книга для детей и родителей. Москва, 2002 год.
3. Асанин. С. Смекалка для малышей. Пособие для начальной школы. «Омега». Москва, 1996 год.
4. Аскогенская. Т.Ю., Бонк. И.А., Матюгин. И.Ю. Тактильная память. «Эйдос». 1993 год.
5. Барташников А.А., Барташникова. И.А. Учись мыслить. «Фолио». Харьков, 1998 год.
6. Большая книжка загадок. ЭГМОНТ Россия Л.Т.Д. Москва, 2001 год.
7. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. «АСТ-ПРЕСС». Москва, 1999 год.
8. Волошина. В. Праздник числа. Издательство «Знание». Москва, 1993 год.
9. Волкова. С.И., Столярова Н.К. Тетрадь с математическими заданиями № 1,2,3. «Просвещение». Москва, 1993 год.
10. Волина. В. Игра дело серьезное. Дидактика Плюс Зенит. Санкт – Петербург, 1999 год.
11. Волина В. 1000 игр с буквами и словами. «АСТ-ПРЕСС». Москва, 1996 год.
12. Гик Е.Я. занимательные математические игры. Издательство «Знание». Москва, 1987 год.
13. Гордкова Т.В., Елкина Н.В. «Детские кроссворды», «Академия Холдинг» 2001 год.
14. Докучаева 14. Докучаева Н.Н. Головоломки своими руками. Кристалл. Санкт – Петербург, 1997 год.
15. Журнал «Завуч начальной школы» №1 2003 год. Программа развития творческих способностей детей.
16.калугин М.А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. «Академия». Ярославль.
17. Кириченко И.Н. Новые головоломки для детей и взрослых. ИКФ «Сталкер» 1997 год.
18. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Зрительная память. «Эйдос». Москва, 1993 год.
19. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Запоминание лиц и имен. «Эйдос». Москва, 1993 год.
20. Никитин Б.Л. Ступеньки творчества. «Просвещение». Москва, 1991 год.
21. 500 задач на сообразительность. «АСТ-ПРЕСС». Москва, 1998 год.
22. Райан С. Умные игры с карандашом и бумагой. «АСТ-ПРЕСС». Москва, 1998 год.
23. Сборник веселых задачек и головоломок. ЭГМОНТ Россия Л.Т.Д. Москва, 2001 год.
24. Симановский А.Э. Развитие пространственного мышления ребенка. Айрис – пресс. Рольф. Москва, 2000 год.
25. Табарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: русский язык. «Академия развития». Ярославль, 1998 год.
26. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. «Академия Холдинг». Ярославль, 2001 год.
27. Тонких А.П., Кравцова Т.П.логические игры и задачи на уроках математики. «Академия развития». Ярославль, 1997 год.
28. Яровой А.Б. Смекалочка. «Феникс». Ростов – на – Дону, 2000 год.

Ильиных Л.М. «Развитие исследовательских способностей школьников.»
Начальная школа 2007, №7
Савенков А.И. «Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы»
Савенков А.И. «Методика организации игр-исследований с младшими школьниками»
Савенков А.И. «Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской деятельности»
Савенков А.И. «Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы»
Одаренный ребенок. 2003, №2
Шереметьева М.А. «Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников»
Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.

Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2008.

Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.

5.А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.















Приложение 1
1. Составление плана работы
Организация исследования включает в себя следующие этапы.
1.Подумать самостоятельно:
-Что я об этом знаю?
-Какие мысли я могу высказать про это?
-Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
2.Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Записать важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
3.Спросить у других людей. Записать интересную информацию, полученную от других людей.
6. Понаблюдать. Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделать фотографии.

2. Выбор методов
Актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. При проведении детьми учебных исследований очень важны в образовательном плане такие методы, как наблюдение и эксперимент.
МЕТОД в науке - это способ познания, исследования в какой-либо области. Приступая к исследовательской деятельности, необходимо иметь четкие представления о методах исследования:
анализ
синтез
аналогия
измерение
наблюдение
эксперимент моделирование
классификация

В эмпирических методах познания (сбор, первичная обработка научных фактов) используются такие способы и приемы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение. В эмпирическо-теоретических методах применяются: аналогия, классификация, анализ, индукция, дедукция. Теоретические методы исследований связаны с методом восхождения от абстрактного к конкретному, моделированием, экспериментом.

3. Изучение литературы
Поиск источников новой информации вызван потребностью проведения собственного исследования. Это дает возможность приобщить ребенка, на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей, к работе с самыми разными источниками. В настоящее время издается большое количество прекрасно иллюстрированных детских энциклопедий, справочников. Они посвящены различной тематике, имеют краткие и доступные детям информативные тексты. Но следует учитывать, что в книге мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл настоящего исследования - добыть знания самостоятельно. Поэтому необходимо помочь начинающим исследователям провести наблюдения, организовать эксперименты, обработать информацию.

Собранные сведения анализируются и обобщаются. для ребенка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной идеи, попытка дать определение некоторым основным понятиям по своей мыслительной сложности ничем не отличаются от работы настоящего ученого. Иным является лишь степень "новизны" самих фактов. Дети, благодаря объективно существующему у них уровню "наивной креативности" (Т. Рибо, Л.С. Выготский и др.), легко справляются с этими задачами. Они не отягощены "грузом определений классиков", поэтому на вопрос о том, что это, отвечают легко. Уточнить, конкретизировать определение ребенка всегда можно, а вот научить его смело высказывать свою точку зрения - очень важная задача.








Приложение 2
Подготовка текста доклада и средств наглядного представления.
Итогом исследовательской работы является ее защита на конференции. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. И здесь не обойтись без деликатной помощи взрослого.

К основным видам творческой деятельности младших школьников относятся следующие виды работ:
информационно-реферативные;
натуралистические и описательные;
исследовательские.

Все указанные виды творческой деятельности выполняются как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук. Перечисленные виды творческой деятельности школьников имеют общие элементы. Это, прежде всего передача литературных данных. В случае реферативных работ это является основным содержанием работы, в случае остальных выступает в качестве литературного обзора.

Требования к работе
Работа не более 10 печатных листов.
Вводная часть - 1 лист. В этой части необходимо ответить на вопрос: Почему я выбрал эту тему?
Основная часть - 8 листов. Она в свою очередь может тоже состоять из нескольких частей, в которых излагается собранный материал.
Заключение - 1 лист. Это вывод. Что хотел узнать, что узнал, дальнейшие планы по работе над данной темой.
Титульный лист и лист со списком литераторы обязательны, но в счет не входят. Возможно приложение (анкетирование, фотографии, рисунки и др.)

Проведение школьной научно - практической конференции «Первые шаги в науку»

Основная цель конференции "Первые шаги в науку" - стать первым опытом представления собственной исследовательской работы, т. е. на данном этапе важна не столько интеллектуальная насыщенность представленного материала, сколько демонстрация уровня освоения методов поисково-исследовательской деятельности, что в дальнейшем поможет облегчить вхождение детей в более сложный этап исследовательской деятельности.
Структура выступления на конференции:

- обоснование выбранной темы, короткое пояснение, в чем заключается научный интерес автора;

- характеристика задач, которые должны быть решены в работе, пути их выполнения;

- краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описание процессов или
явлений, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы;

- собственные выводы по результатам исследования, сопоставление их с теоретическим материалом;

- регламент выступления до 7 минут.

Во время выступления желательно использовать презентацию. Затем ученик, выступающий с исследовательской работой, отвечает на вопросы жюри.
Весьма важный вопрос - оценка работы младших школьников, мы считаем, что поощрён должен быть каждый ребёнок, участвующий в проекте, независимо от его лидерских качеств. Ведь в разных проектах разные дети проявляются по-разному. Необходимо определять несколько номинаций для награждения детей, чтобы победителем был каждый ребенок, и интерес к творчеству у детей не иссякал.








Приложение 3


Приёмы работы по организации исследования
Особую сложность для младших школьников вызывают работы, направленные на изучение теоретических тем, когда требуется серьезная работа с текстовой информацией. Для обучения умению систематизировать информацию можно предложить определенный алгоритм систематизации. Вопросы, содержащиеся в предложенной ниже схеме, могут служить специфическими ключами к поиску и систематизации информации. Например, алгоритм сбора материала по темам из зоологии может выглядеть так:
место обитания;
зоогеография;
классификация (тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид); этология животного (поведение);
экологическая ниша;
влияние деятельности человека.
Практически так же, с небольшими изменениями может выглядеть алгоритм сбора информации по темам из ботаники.
Несколько иной будет общая схема изучения таких направлений, как "Жизнь замечательных людей":
общая характеристика личности выдающегося человека; где и когда родился;
обстановка, в которой рос (семья, ближайшее окружение); первые серьезные работы;
основные достижения и результаты деятельности; основные работы о нем;
отношение современников;
значение в наше время.

Данные выше алгоритмы, формальны, как и всякое обобщение. Каждая конкретная тема содержит в себе то, что требует дополнительных специальных вопросов, т.е. определенной доработки алгоритма.
Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, необходимо разбудить у него желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. младший школьник должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим.
Организация и проведение конференции "Первые шаги в науку" направлены на то, чтобы разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества.
Таким образом, исследовательская деятельность это одним из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к обучению в среднем звене. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех этапов исследовательской культуры школьника:

* Анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; доказательство.

* Умение составлять анкеты и проводить анкетирование среди взрослых и среди сверстников


15