Урок литературы Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» 5 класс


Тема: Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
5 класс
Цель: изучить былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник», развивать навыки чтения и восприятия идейно – художественного своеобразия в сюжете; воспитание патриотического чувства.
Задачи: 1) закрепить основные понятия, выделить сюжетную композицию, раскрыть тему, идею, художественные особенности былины;
2) развивать умения анализировать, речь устную и письменную;
3) воспитывать любовь к художественному слову.
Оборудование: картина В.М. Васнецова «Три богатыря», иллюстрации к былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» художников П.П. Соколова _Скаля, В.М. Канашевича, Г. Буреева, детские рисунки к былине.
Подлинную историю трудового народа
нельзя знать, не зная устного народного творчества.
Ход урока:
Оргмомент.
Целеполагание.
Построить сюжетную линию, раскрыть тему, идею былины, художественное своеобразие произведения, образ Ильи Муромца – любимого народного героя.
Проверка домашнего задания
Вопросы:
- Что называется былиной?
- Какие виды былин вы знаете?
- Герои былин?
- Назовите элементы композиции былины?
- Литературные термины.
- Как исполнялись былины?
Индивидуальное задание:
Сжатый пересказ 1-2 былин.
Выразительное чтение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
1). Беседа по прочитанному произведению.
– К какому виду былин относится былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». По каким признакам вы это определили?
2) В ходе беседы (разбора) выделить композиционные части былины, составить план, заполнить таблицу, удобную для работы над темой, композицией и идеей былины.
- Какие подвиги совершил Илья Муромец по дороге в Киев? О чём рассказывает былина? Каковы её основные темы?
- Какой враг страшнее - силушка под Черниговом или Соловей Разбойник? Докажите свою точку зрения, используя текст былины и свои познания в истории (класс делится на 2 группы)
Так выразительно и лаконично
Былина создаёт образ врага,
несущего русской земле опасность, гибель, разорение и печаль.
Как былина воспроизводит бой Ильи Муромца с вражеским полчищем?
Всего три строки передают
великое богатырство Ильи Муромца. Сколько раз былина изображает
Соловья Разбойника?
Как называется былина? Почему Илья Муромец привозит в Киев Соловья Разбойника, а не побеждённого полководца из- под Чернигова?
Где Логово Соловья Разбойника?
Желательно привести приблизительную схему поездки Ильи Муромца в Киев – град.
- Какой же враг страшнее и опаснее и почему? Внешний или внутренний враг?
Соловей Разбойник злодействует не на окраине, не на границе русского государства, а в самом центре его, не встречая сопротивления. Учёные высказывают мнение, что былина отражает события X –X|| веков: набеги половцев, кочевников, а Соловей Разбойник – это удельный князь, не желающий объединяться. Поэтому князь Владимир не мог не прийти на помощь Чернигову, хотя и знал об осаде города, о чём говорит богатырю при встрече. Смысл второго подвига Ильи Муромца имеет государственное значение: богатырь – устроитель государства, уничтожает преграду между стольным Киев – градом и городами северо – восточной Руси, объединяет Русь.
Основные идеи былины:
Кульминационный эпизод в былине. Какое значение ему придавал народ?
Почему Илья Муромец стремился в Киев – град? Почти сто строк былина посвятила приезду Ильи Муромца в Киев и его разговору с князем Владимиром. Почему?

стиха план композиция тема идея
1-5 Выезд Ильи
Муромца из Мурома в Киев зачин 6 -50 Победа надсилушкой великой
под Черниговом и
выбор пути развитие подвиг 1.Идея
защиты
родной
земли
50-85 Встреча на прямоезжей дорожке с Соловьём Разбойником и пленение его. действия подвига
богатыря 2.Идея
единства
русской
земли
86-180 Приезд в Киев и диалог с Князем
Владимиром кульминация Апофеоз,
прославление
Ильи Муромца 1+ 2
181 -190 Казнь Соловья Разбойника развязка Вывод: Основная идея – призыв к единству Русской земли, так как для Ильи Муромца служить Князю Владимиру значит служить родине, защищать её от врагов… Поэтому он сдержанно ведёт себя в палатах княжеских, не отвечает на оскорбления.
Чтение наизусть эпизода встречи Ильи Муромца и князя Владимира по ролям учащимися 5 класса.
6. Работа с текстом в группах
Какие средства использует былина для изображения могущества богатыря и силы его врагов? Найдите в тексте гиперболы, повторы, постоянные эпитеты.
Как описывается Соловей Разбойник?
Черты каких эпох можно обнаружить в этом образе?
На что указывает отчество Соловья Разбойника? (Обратить на мифологическое начало).
Вывод: Какими предстают былинный богатырь и его враги, какими художественными средствами созданы его образы?
Образы Ильи Муромца и Соловья Разбойника в иллюстрациях и рисунках.
Оформление рассуждения в хронологическую таблицу.
Мифологический – образ Соловья Разбойника.
Х – Х|| века – набеги кочевников, бой под Черниговом.
Х||| – ХV – татаро – монгольское нашествие
(Отчество Соловья -Разбойника – Одихмантьев сын, В.Я. Пропп, Ю.И.Юдин считают, что враги Чернигова не татары, но их описание сходно с изображением татаро – монгольских полчищ)
ХV| – ХV|| века – как называет былина Илью Муромца? Старый казак. Именно в эти века формируется казачество, а в ХV11 веке оно стало играть видную роль в народных восстаниях. Это символ независимости, воинственности.
Действие былины происходит в Киеве или по дороге в Киев (в учебнике прочитать об эпическом времени)
Рефлексия. Эссе «Илья Муромец – любимый народный герой».
Авторский стул.
Подведение итогов урока. Комментирование оценок. Творческие и индивидуальные задания.
Д/ З. Подготовиться к сочинению по картине «Три богатыря»
В.М. Васнецова.