рабочая программа по немецкому языку. 4 класс. Автор И.Л.Бим (по ФГОС)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Студенокская средняя общеобразовательная школа»
Рыльского района Курской области

Принята на заседании «Утверждаю»
педагогического совета школы Директор школы__________
29 августа 2014 г. Н.С. Доронин
Протокол №1 Приказ по школе
От 29 августа 2014 г.
№ 1-31/1



Рабочая программа

«Немецкий язык»
для 4 класса

(2014-2015 уч. год)




Программу составила
учитель иностранного языка
Мельникова Наталия Ивановна


с. Студенок, 2014 год

Содержание


Пояснительная записка.3
Общая характеристика учебного предмета, курса.4
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане....5
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета6
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса..8
Содержание учебного предмета, курса..13
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.19
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса..39












Пояснительная записка
Изучение иностранного языка в начальной школе начинается со 2 класса, что позволяет использовать сенситивный (особенно чувствительный) период в речевом развитии детей для ознакомления их с новым языковым миром, для развития их речевых способностей, в том числе иноязычных, а также в большей мере использовать воспитательный, развивающий потенциал иностранного языка как учебного предмета.
Рабочая программа предназначена для 2–4 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в том числе к планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
В данной программе нашли отражение тенденции в развитии общего образования на его первой ступени, которые закреплены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и прежде всего следующие:
личностно-ориентированный, деятельностный, продуктивный характер обучения;
значительно больше внимания развитию уже в начальной школе общеучебных умений и универсальных учебных действий.
Именно в начальной школе следует закладывать фундамент для развития разносторонних умений учиться, для формирования и развития мотивации к изучению иностранного языка и в целом к образованию и самообразованию «через всю жизнь».
Представленный курс составлен на основе основополагающих документов современного российского образования: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, нового Федерального базисного учебного плана, примерных программ по немецкому языку для начального общего образования. Это изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям федеральных документов.
Предлагаемый курс также отвечает требованиям Европейских стандартов (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком), в частности требованиям к уровню обученности по предмету. Благодаря этому учащиеся становятся участниками процесса, организуемого Советом Европы по повышению качества общения между европейцами-носителями разных языков и культур. Это позволит им лучше понимать друг друга, свободнее общаться, приведет к более тесному сотрудничеству.
Курс базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно-ориентированный и деятельностный.
Главные цели курса соответствуют зафиксированным в стандарте начального общего образования по иностранному языку. Это формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Особый акцент делается на личностном развитии и воспитании учащихся, развитие готовности к самообразованию, универсальных учебных действий, владение ключевыми компетенциями, а также развитие и воспитание потребности школьников пользоваться немецким языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ.
При создании программы авторами учитывались и психологические особенности данной возрастной группы учащихся. Это нашло отражение в выборе текстов, форме заданий, в большом количестве игровых форм работы, методическом аппарате.

Общая характеристика курса
Иностранный язык – один из важных учебных предметов в системе
подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Изучение иностранного языка и в том числе немецкого способствует приобщению школьников к культуре другого народа и вместе с тем осознанию себя как носителей культуры и духовных ценностей своего народа и соответственно осознанию своей национальной идентичности. Изучение немецкого языка в начальной школе носит активный, деятельностный характер, и это соответствует возрастным особенностям младшего школьника, для которого активное взаимодействие с окружающим миром является естественной формой познания.
C учётом поставленных учебных, образовательных, воспитательных и развивающих целей изучения предмета «Иностранный язык» в начальной школе формулируются следующие задачи:
формировать у младших школьников отношение к иностранному языку как средству межличностного и межкультурного общения на основе взаимопонимания с теми, кто говорит и пишет на изучаемом языке, а также как средству познавательной деятельности через устное общение, чтение, слушание и письменную речь;
расширять лингвистический кругозор младших школьников; развивать элементарные лингвистические представления , доступные младшим школьникам и необходимые для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
обеспечить коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
развивать эмоциональную сферу детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
развивать личностные качества младшего школьника, его внимание, мышление, память и воображение в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх;
приобщать младших школьников к новому для них социально-коммуникативному опыту за счёт проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
обучать учащихся начальной школы универсальным познавательным стратегиям и способам работы с компонентами учебно-методического комплекта, мультимедийным приложением, учебной информацией в сети Интернет, символико-графической репрезентацией знаний, а также учебному сотрудничеству.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Представленная программа предусматривает изучение немецкого языка в начальной школе (2–4 классы) общеобразовательных учреждений: 68 часов во 2, по 68 ч. 3 и 4 классах (2 часа в неделю, 34 учебные недели во 2 классе, 34 в 3 и 4 ). Всего на изучение немецкого языка в начальной школе отводится 204 учебных часов.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Интегративная цель обучения немецкому языку младших школьников включает развитие у учащихся начальной школы коммуникативной компетенции элементарного уровня в доступных им формах аудирования, говорения, чтения и письма, т. е. в четырёх основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Под элементарной коммуникативной компетенцией понимается способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение на доступном для учащегося начальной школы уровне с носителями немецкого языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения.
Изучение немецкого языка в начальной школе имеет следующие цели:
учебные (формирование коммуникативной компетенции элементарного уровня в устных (аудирование и говорение) и письменных (чтение и письмо) видах речевой деятельности);
образовательные (приобщение учащихся к новому социальному опыту с использованием немецкого языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы, расширение кругозора и развитие межкультурных представлений);
развивающие (развитие интеллектуальных функций и универсальных учебных умений младших школьников, повышение их речевых возможностей, укрепление учебной мотивации в изучении немецкого языка и расширение познавательных интересов);
воспитательные (воспитание нравственных качеств личности младшего школьника, волевой саморегуляции, толерантного отношения и уважения к представителям иных культур, ответственного отношения к учёбе и порученному делу, чувства патриотизма).
Интегративная цель обучения немецкому языку младших школьников включает развитие у учащихся начальной школы коммуникативной компетенции элементарного уровня в доступных им формах аудирования, говорения, чтения и письма, т. е. в четырёх основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Под элементарной коммуникативной компетенцией понимается способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение на доступном для учащегося начальной школы уровне с носителями немецкого языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения.
Изучение немецкого языка в начальной школе имеет следующие цели:
учебные (формирование коммуникативной компетенции элементарного уровня в устных (аудирование и говорение) и письменных (чтение и письмо) видах речевой деятельности);
образовательные (приобщение учащихся к новому социальному опыту с использованием немецкого языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы, расширение кругозора и развитие межкультурных представлений);
развивающие (развитие интеллектуальных функций и универсальных учебных умений младших школьников, повышение их речевых возможностей, укрепление учебной мотивации в изучении немецкого языка и расширение познавательных интересов);
воспитательные (воспитание нравственных качеств личности младшего школьника, волевой саморегуляции, толерантного отношения и уважения к представителям иных культур, ответственного отношения к учёбе и порученному делу, чувства патриотизма).
Интегративная цель обучения немецкому языку младших школьников включает развитие у учащихся начальной школы коммуникативной компетенции элементарного уровня в доступных им формах аудирования, говорения, чтения и письма, т. е. в четырёх основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Под элементарной коммуникативной компетенцией понимается способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение на доступном для учащегося начальной школы уровне с носителями немецкого языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения.
Изучение немецкого языка в начальной школе имеет следующие цели:
учебные (формирование коммуникативной компетенции элементарного уровня в устных (аудирование и говорение) и письменных (чтение и письмо) видах речевой деятельности);
образовательные (приобщение учащихся к новому социальному опыту с использованием немецкого языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы, расширение кругозора и развитие межкультурных представлений);
развивающие (развитие интеллектуальных функций и универсальных учебных умений младших школьников, повышение их речевых возможностей, укрепление учебной мотивации в изучении немецкого языка и расширение познавательных интересов);
воспитательные (воспитание нравственных качеств личности младшего школьника, волевой саморегуляции, толерантного отношения и уважения к представителям иных культур, ответственного отношения к учёбе и порученному делу, чувства патриотизма).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки);
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями обучения;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения на доступном младшим школьникам уровне; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме с учётом возможностей младших школьников;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).
Предметные результаты:
А. В коммуникативной сфере:
языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические);
говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей);
аудирование (понимание на слух речи учителя и других учащихся, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на знакомом учащимся языковом материале);
чтение (воспринимать с пониманием тексты ограниченного объёма, соответствующие изученному тематическому материалу и интересам учащихся с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования);
письмо (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора на образец, письменное заполнение пропусков и форм, подписи под предметами и явлениями, поздравительные открытки, личное письмо ограниченного объёма);
социокультурная осведомлённость (немецкоговорящие страны, литературные персонажи, сказки народов мира, детский фольклор, песни, нормы поведения, правила вежливости и речевой этикет).
Б. В познавательной сфере:
формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звукобуквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические словоформы);
умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказываний по изученной тематике;
перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;
умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;
осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;
перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной культуры, возможность рассказать друзьям о новых знаниях, полученных с помощью иностранного языка, вероятность применения начальных знаний иностранного языка в зарубежных турах с родными.
Г. В эстетической сфере:
знакомство с образцами родной и зарубежной детской литературы, поэзии, фольклора и народного литературного творчества;
формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной и зарубежной детской литературы, стихов, песен и иллюстраций;
развитие эстетической оценки образцов родной и зарубежной детской литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для сравнения.
Д. В трудовой сфере:
умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;
готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ, для повышения эффективности своего учебного труда;
начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.


Содержание учебного предмета, курса
Основные содержательные линии
В курсе немецкого языка можно выделить следующие содержательные линии:
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
языковые навыки пользования лексическими, грамматическими, фонетическими и орфографическими средствами языка;
социокультурная осведомлённость и умения межкультурного общения;
общеучебные и специальные учебные умения, универсальные учебные действия.
Основной содержательной линией из четырёх перечисленных являются коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения немецким языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции также неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью младших школьников и с овладением учебными умениями. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Иностранный язык». Обучение перечисленным видам речевой деятельности происходит во взаимосвязи. Однако наблюдается некоторое устное опережение, вызванное объективными причинами: овладение письменными формами общения (чтением и письмом), связанное с необходимостью формирования техники чтения и техники письма, происходит более медленно. Поэтому темпы овладения разными видами речевой деятельности уравниваются только к концу обучения в начальной школе.
Предметное содержание речи
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников и включает следующие темы:
Знакомство. С одноклассниками, учителем, персонажем детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета).
Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество. Подарки.
Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы.
Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия. Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать.
Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия на уроках.
Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода.
Страна /страны изучаемого языка и родная страна. Общие сведения: название, столица. Литературные персонажи популярных книг моих сверстников (имена героев книг, черты характера). Небольшие произведения детского фольклора на немецком языке (рифмовки, стихи, песни, сказки).
Некоторые формы речевого и неречевого этикета стран изучаемого языка в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, в магазине).
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
В русле говорения
1. Диалогическая форма
Уметь вести:
этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;
диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него);
диалог-побуждение к действию.
2. Монологическая форма
Уметь пользоваться:
основными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ, характеристика (персонажей).
В русле аудирования
Воспринимать на слух и понимать:
речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке;
небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале.
В русле чтения
Читать с целью извлечения и понимания языковой и тематической информации:
вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.).
В русле письма
Владеть:
техникой письма (графикой, каллиграфией, орфографией);
основами письменной речи: писать с опорой на образец поздравление с праздником, короткое личное письмо.
Языковые средства и навыки пользования ими
Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы немецкого алфавита. Звукобуквенные соответствия. Основные буквосочетания. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи. Все звуки немецкого языка. Нормы произношения звуков немецкого языка (долгота и краткость гласных, оглушение звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными). Дифтонги. Ударение в изолированном слове, фразе. Отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах). Членение предложения на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложений. Интонация перечисления.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объёме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения. Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру немецкоговорящих стран. Интернациональные слова (das Kino, die Fabrik). Начальные представления о способах словообразования: суффиксация (-er, -in, -chen, -lein, -tion, -ist); словосложение (das Lehrbuch); конверсия (das Lesen, die Kдlte).
Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное. Общий и специальный вопросы. Вопросительные слова wer, was, wie, warum, wo, wohin, wann. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Простое предложение с простым глагольным сказуемым (Wir lesen gern.), составным именным сказуемым (Meine Familie ist groЯ.) и составным глагольным сказуемым (Ich lerne Deutsch sprechen.). Безличные предложения (Es ist kalt. Es schneit.). Побудительные предложения (Hilf mir bitte!). Предложения с оборотом Es gibt . Простые распространённые предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочинённые предложения с союзами und, aber.
Грамматические формы изъявительного наклонения: Prдsens, Futur, Prдteritum, Perfekt. Слабые и сильные глаголы. Вспомогательные глаголы haben, sein, werden. Глагол-связка sein. Модальные глаголы kцnnen, wollen, mьssen, sollen. Неопределенная форма глагола (Infinitiv).
Существительные в единственном и множественном числе с определённым/ неопределённым и нулевым артиклем. Склонение существительных.
Прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени, образованные по правилам и исключения.
Местоимения: личные, притяжательные и указательные (ich, du, er, mein, dieser, jener). Отрицательное местоимение kein.
Наречия времени: heute, oft, nie, schnell и др. Наречия, образующие степени сравнения не по правилам: gut, viel, gern.
Количественные числительные (до 100), порядковые числительные (до 30).
Наиболее употребительные предлоги: in, an, auf, hinter, neben, mit, ьber, unter, nach, zwischen, vor.
Социокультурная осведомлённость
В процессе обучения немецкому языку в начальной школе учащиеся знакомятся: с названиями стран изучаемого языка; некоторыми литературными персонажами популярных детских произведений; сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями детского фольклора (стихи, песни) на немецком языке; элементарными формами речевого и неречевого поведения, принятого в странах изучаемого языка.
Специальные учебные умения
Младшие школьники овладевают следующими специальными (предметными) учебными умениями и навыками:
пользоваться двуязычным словарём учебника (в том числе транскрипцией);
пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
вести словарь (словарную тетрадь);
систематизировать слова, например по тематическому принципу;
пользоваться языковой догадкой, например при опознавании интернационализмов;
делать обобщения на основе структурно-функциональных схем простого предложения;
опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например артикли.
Общеучебные умения и универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Иностранный язык» младшие школьники:
совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т.п.);
овладевают более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы; контекст;
совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
учатся совершать самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;
учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).
Общеучебные и специальные учебные умения, а также социокультурная осведомлённость приобретаются учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Поэтому они не выделяются отдельно в тематическом планировании.















Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся

№ урока
п/п
Дата проведения урока
Тема урока
Характеристика деятельности
Планируемые результаты обучения


План
Факт




Мы уже много знаем и умеем. Или? Повторение. (6 часов)

1.


Что мы можем рассказать о наших друзьях?
Понимать на слух небольшие сообщения (приветствие Пикси)
1. Воспринимать на слух и понимать небольшое сообщение.
2. Знать имена некоторых персонажей из учебника 3 класса и рассказывать о них.
3. Знать спряжение глаголов.
4. Составлять рассказ, используя схемы предложений в качестве опор.

2.


Что мы можем рассказать о нас самих?
Уметь спрягать слабые глаголы
1. Выразительно и фонетически правильно читать знакомые рифмовки.
2. Знать спряжение сильных глаголов с корневой гласной «е».
3. Рассказывать о себе и своей семье.

3.


Что мы можем рассказать о начале учебного года?
Рассказывать о себе и своей семье
1. Рассказывать о начале учебного года.
2. Иметь представление об употреблении артиклей перед существительными.
3. Систематизировать знания о начале учебного года в Германии.
4. Воспринимать на слух диалог с опорой на текст и читать его по ролям.

4


Что мы можем рассказать о начале учебного года?
Воспроизводить спряжение сильных глаголов с корневой гласной «е»
1. Рассказывать о начале учебного года.
2. Иметь представление об употреблении артиклей перед существительными.
3. Знать спряжение глаголов.

5


Что мы можем ещё повторить?
Читать диалог по ролям
1. Проверить уровень сформированности знаний, умений и навыков по пройденному материалу

6


Проверяем сами себя
Понимать текст, содержащий отдельные новые слова
Давать свою оценку новому персонажу
1. Работать со словарём.
2. Развивать умения и навыки чтения с полным пониманием текста

Как было летом? (11 часов)

7


Что обычно делают наши немецкие друзья на летних каникулах?
Уметь читать с полным пониманием текст о летних каникулах
1. Знать лексику по теме «Лето».
2. Описывать картинку с изображением летнего пейзажа.
3. Читать с полным пониманием текст, семантизируя новую лексику по контексту и используя перевод слов.
4. Читать небольшие по объёму тексты в группах и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на рисунки

8


Летнее письмо
Чтение текста с пропусками
Письмо с пропусками
1. Использовать лексику по подтеме.
2. Читать прослушанное, проверяя правильность воспринятого на слух и отрабатывая технику чтения.
3. Знать речевой образец с дательным падежом.
4. Рассказывать о занятиях детей летом с опорой на серию рисунков.

9


Есть ли у животных летние каникулы?
Уметь рассказывать о занятиях детей с опорой на рисунки
1. Знать лексику по теме «Животные».
2. Уметь строить монологическое высказывание по теме «Моё любимое животное».
3. Читать текст с полным пониманием и осуществлять поиск информации в тексте.

10


Может погода летом быть плохой?
Отвечать на вопросы
Составлять предложения
Узнавать в тексте и понимать на слух глаголы
1. Знать лексику по теме «Летние каникулы».
2. Рассказывать о каникулах.
3. Воспринимать на слух, читать и петь песенку о дождливой погоде летом.
4. Описывать погоду летом.
5. Иметь представление о Perfekt слабых глаголов со вспомогательным глаголом haben

11


Какая погода была летом?
Уметь употреблять в устной речи прошедшее разговорное время слабых глаголов
1. Уметь образовывать Perfekt слабых глаголов со вспомогательным глаголом haben.

12


Времена года
Уметь делать сообщение по теме
1. Знать песенку о дне рождения.
2. Иметь представление о некоторых страноведческих реалиях, связанных с празднованием дня рождения.
3. Читать приглашение на день рождения, которое принято писать в Германии.
4. Воспринимать на слух небольшой по объёму диалог.
5. Читать диалог по ролям и отвечать на вопросы по его содержанию.
6. Рассказывать о дне рождения Энди.

13


У многих детей летом день рождения.
Воспринимать на слух небольшой по объему диалог; читать его по ролям и отвечать на вопросы по его содержанию
1. Знать изученные песенки.
2. Знать названия цветов, которые цветут в саду весной и летом, овощей и фруктов.

14


День рождения
Знакомство с страноведческими реалиями
1. Знать количественные числительные.
2. Знать названия животных и отгадывать по описанию, о каком животном идёт речь.
3. Уметь выражать просьбу, используя выражение Gib mir bitte!

15


Мы играем и поем
Называть цветы, овощи и фрукты.
1. Знать лексику по теме.
2. Уметь образовывать Perfekt слабых глаголов со вспомогательным глаголом haben.

16


Повторение



17


Контрольная работа №1
Изученный грамматический, лексический материал
1. Проверить уровень сформированности знаний, умений и навыков по пройденному материалу

А что нового в школе? (13 часов)

18


У наших немецких друзей новый кабинет
Уметь образовывать количественные числительные до 100

1. Описывать классную комнату, используя лексику по теме.
2. Воспринимать на слух условия несложных арифметических задач и решать их.

19


У наших немецких друзей новый кабинет
использовать числительные в речи, практическое применение, решение задач
1. Иметь представление об образовании количественных числительных до 100 и уметь использовать их в речи.
2. Описывать классную комнату, используя лексику по теме.
3. Воспринимать на слух условия несложных арифметических задач и решать их.

20


Что мы делаем в классной комнате?
Уметь беседовать о летних каникулах, употребляя прошедшее разговорное время
1. Знать рифмовки о школе.
2. Читать текст с пропусками и рассказывать о том, что делают ученики в классе, осуществляя перенос на себя.
3. Решать примеры и задачи в пределах 30, считать до 100.
4. Беседовать о летних каникулах, употребляя Perfekt.
5. Воспринимать на слух и читать небольшой по объёму текст.

21


Что мы делаем в классной комнате?
Рассказывать о том, что учащиеся делают в классе
1. Знать названия дней недели.
2. Использовать названия учебных предметов.
3. Воспринимать на слух небольшой диалог с опорой на текст.
4. Иметь представление об образовании порядковых числительных, употреблять их в речи


22


У Сабины и Свена новое расписание уроков
Знать слова, обозначающие предметы.
Уметь составить расписание уроков





1. Знать изученный языковой материал, тренироваться в его употреблении.
2. Использовать в речи порядковые числительные.
3. Воспринимать на слух высказывания немецких детей о любимых школьных предметах, формулировать подобные высказывания.
4. Читать под фонограмму описание погоды осенью.


23



Какие любимые предметы у наших друзей?
Уметь воспринимать на слух высказывания немецких детей о любимых школьных предметах и сами формулировать подобные высказывания
1. Воспринимать на слух небольшой по объёму диалог-расспрос (типа интервью).
2. Читать диалог по ролям.
3. Отвечать на вопросы.
4. Читать письмо о подготовке к Рождеству и отвечать на вопросы по его содержанию.


24


Немецкие друзья готовятся к рождеству
Употребление прошедшего разговорного времени слабых и сильных глаголов со вспомогательным глаголом haben
1. Употреблять Perfekt слабых глаголов с haben.
2. Иметь представление об образовании Perfekt некоторых сильных глаголов.


25


Немецкие друзья готовятся к рождеству
Уметь читать письмо Свена о подготовке к рождеству и отвечать на вопросы

1. Уметь писать поздравления по случаю Рождества, Нового года, опираясь на тексты-образцы.


26



Мы играем и поем
Уметь описывать рисунки с изображением осеннего и зимнего пейзажей и рождественские открытки. Уметь написать рождественскую открытку
1. Знать изученные рифмовки.
2. Находить подписи к рисункам.
3. Описывать рисунки с изображением осеннего и зимнего пейзажей, рождественские открытки.


27


Мы готовимся к празднику Рождества
Читать и понимать текст песни «Winterlied»
Задавать и отвечать на вопросы к рисункам
1. Распрашивать и отвечать на вопросы к рисункам.
2. Беседовать о подготовке к празднику с опорой на рисунки.
3. Знать лексику по теме «Одежда».


28


Что бы вы ещё хотели повторить?
Изученный грамматический материал
1. Распрашивать и отвечать на вопросы к рисункам.
2. Беседовать о подготовке к празднику с опорой на рисунки.
3. Знать лексику по теме «Одежда».

29


Контрольная работа № 2
Изученный грамматический, лексический материал
. Проверить уровень сформированности знаний, умений и навыков по пройденному материалу


30


Расписание уроков.
Уметь рассказать о расписании уроков в школе. Понимать содержание текста, отвечать на вопросы.


У меня дома Что там? (11 часов)


Расписание уроков.
Уметь рассказать о расписании уроков в школе. Понимать содержание текста, отвечать на вопросы.


31


Сабина рассказывает о своем доме.
Уметь расспрашивать о том, кто где живет
Составлять по аналогии сложные слова
1. Семантизировать новые слова по контексту.
2. Расспрашивать о том, кто где живёт.
3. Воспринимать на слух и читать под фонограмму рассказ о доме, отвечать на вопросы по тексту.
4. Иметь представление об элементах словообразования.


32


Дом Сабины
Уметь читать текст с полным пониманием
1. Использовать лексику предыдущего урока, знать изученную рифмовку.
2. Отвечать на вопросы о доме, с опорой на рисунки.
3. Читать в группах тексты и искать новые слова в словаре, передавать содержание текстов друг другу.
4. Находить в тексте интернациональные слова.
5. Отвечать на вопросы о своём доме, квартире.


33


Где живут Свен и Кевин?
Уметь читать в группах тексты, находить новые слова в словаре
1. Знать изученные рифмовки.
2. Употреблять лексику по теме «В квартире».
3. Воспринимать на слух, читать небольшой по объёму текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на рисунок.
4. Иметь представление об употреблении существительных в дательном падеже после предлогов.


34



Где живут Свен и Кевин?
Уметь пересказывать содержание текста.
1. Употреблять лексику по теме «В квартире».
2. Воспринимать на слух текст, фиксировать по опорам значимую информацию.
3. Описывать комнату.
4. Воспринимать на слух телефонный разговор.


35


В квартире. Где что стоит?
Уметь воспринимать на слух небольшой текст, отвечая на вопросы с опорой на рисунок
1. Употреблять существительные после предлогов в Д.п. при ответе на вопрос «где?».
2. Описывать комнату.



36


Сабина рисует свою детскую комнату
Уметь отвечать на вопрос WO?
1. Знать рифмованный материал предыдущих уроков.
2. Понимать диалог на слух и читать его по ролям.
3. Читать небольшой текст с полным пониманием прочитанного.
4. Иметь представление об употреблении отрицательного местоимения kein перед существительными, употреблять его в речи.


37



Марлиз в гостях у Сандры
Уметь употреблять отрицательное местоимение kein перед существительными
1. Знать изученные песенки и рифмовки параграфа.
2. Систематизировать лексику по теме «Квартира».
3. Писать письмо по образцу.

38


Мы играем и поем
Знать, как образуются сложные слова.

1. Знать изученные песенки и рифмовки параграфа.
2. Систематизировать лексику по теме «Квартира».
3. Рассказывать о себе (адрес, дом, квартира, любимое место в квартире).


39


Мы играем и поем
Воспроизводить рифмованный материал раздела


1. Знать изученные песенки и рифмовки параграфа.
2. Систематизировать лексику по теме «Квартира».
3. Воспринимать на слух небольшой текст и показывать на плане Москвы те места, о которых идёт речь в тексте.


40


Контрольная работа № 3
Изученный грамматический, лексический материал
1. Проверить уровень сформированности знаний, умений и навыков по пройденному материалу


41


Проверяем себя
Уметь читать и понимать основное содержание текста
1. Работать со словарём.
2. Развивать умения и навыки чтения с полным пониманием текста.


Свободное время. Что мы делаем? (11 часов)

42



Что делают наши друзья в выходные дни?


Уметь употреблять в речи РО, обозначающие направленность действия


1. Знать изученную лексику по теме «Свободное время», использовать новые лексические единицы в различных речевых ситуациях.
2. Соотносить изученную лексику с временами года.


43


А как проводят выходные дни домашние животные?
Уметь отвечать на вопрос «Was macht ihr am Wochenende?» с опорой на образец
1. Использовать изученную лексику в различных речевых ситуациях.
2. Воспринимать на слух рифмовку и читать прослушанное, проверяя правильность восприятия на слух и опираясь на страноведческий комментарий.
3. Иметь представление о новом речевом образце, обозначающем локальную направленность действия.


44


Что делает на выходные семья Свена?

Чтение и понимание с опорой на картинки
Читать и понимать текст, отыскивая нужную информацию
1. Воспринимать на слух и читать текст песни.
2. Тренироваться в использовании изученной лексики в форме ролевой игры.
3. Воспринимать на слух и читать


45



Хобби семьи Свена
Уметь высказать свое мнение по проблеме
Знать падежи имен существительных, вопросы к падежам
1. Использовать в речи РО, обозначающий локальную направленность действия


46


Что могут наши друзья делать в свободное время?
Уметь вести беседу по прочитанному тексту, осуществляя перенос на себя
1. Знать лексику по теме «Свободное время».
2. Познакомиться с новой лексикой по теме «Животные».
3. Читать с полным пониманием и осуществлять поиск информации в тексте.


47


Увлечения наших друзей
Отвечать на вопросы
Заполнять текст с пропусками
1. Иметь представление о падежах немецкого языка и падежных вопросах.
2. Иметь представление о склонении существительных


48










Пикси охотно рисует животных
Уметь рассказывать о животном, отвечая на вопросы
1. Использовать изученную лексику в различных речевых ситуациях.
2. Отвечать на вопросы по теме «Животные».
3. Воспринимать на слух и читать диалог, проверяя понимание с помощью тестов.
4. Вести беседу по прочитанному, осуществляя перенос на себя.
5. Знать падежи немецкого языка и падежные вопросы.


49



Мы играем и поем
Уметь делать краткое сообщение при ответе на вопрос Was macht ihr am Wochenende?».
Чтение текста с выделением основной информации
1. Отвечать на вопросы с опорой на рисунки.
2. Знать падежи немецкого языка и падежные вопросы.
3. Использовать новую лексику по теме «Животные», «Части туловища».


50


Мы играем и поем
Уметь делать краткое сообщение при ответе на вопрос Was macht ihr am Wochenende?».
Чтение текста с выделением основной информации
1. Знать рифмованный материал предыдущих уроков.
2. Использовать лексико-грамматический материал темы.
3. Воспринимать на слух, читать, понимать текст, находить в нём нужную информацию.
4. Делать краткое сообщение по теме «Конец недели», осуществлять перенос на себя.


51


Выходные в немецкой семье
Понимать прочитанные тексты о животных
1. Знать рифмованный материал предыдущих уроков.
2. Использовать лексико-грамматический материал темы.
3. Воспринимать на слух, читать, понимать текст, находить в нём нужную информацию.
4. Делать краткое сообщение по теме «Конец недели», осуществлять перенос на себя.


52











Контрольная работа №4
Изученный грамматический, лексический материал
Проверить уровень сформированности знаний, умений и навыков по пройденному материалу

Скоро наступят каникулы. (16 часов)

53








Какая погода весной?
Знать и употреблять новые ЛЕ по теме «Весна».
Уметь кратко описать погоду весной.
1. Отвечать на вопросы по теме «Весна».
2. Использовать новую лексику по теме «Внешность».

54


На улице весна
Отвечать на вопросы по теме
1. Описывать погоду весной.
2. Отвечать на вопросы по теме.
3. Воспринимать на слух диалог, читать его.
4. Использовать лексику предыдущего урока.
5. Использовать в речи модальные глаголы.

55


Погода в апреле очень переменчива
Знать и употреблять в устной речи модальные глаголы
Воспринимать на слух и понимать диалог «В магазине»
1. Семантизировать новую лексику по контексту.
2. Описывать внешность Петрушки с опорой на вопросы.
3. Отвечать на вопросы по теме.
4. Читать текст с полным пониманием содержания и осуществлять поиск новых слов в словаре.

56


Какие праздники отмечают весной?
Уметь отвечать на вопросы о праздниках весной.
Чтение текста с пропусками
1. Знать песенки предыдущих уроков в рамках подготовки к итоговому празднику класса.
2. Отвечать на вопросы по теме.
3. Воспринимать на слух небольшой по объёму диалог, читать его по ролям и инсценировать.
4. Рассказывать о подготовке детей в Германии ко Дню матери.

57


Мы готовимся к празднику
Уметь рассказывать о подготовке детей в Германии ко Дню матери, к 8 Марта
Понимать на слух тексты «Выходные дни»
1. Писать приглашение на праздник.
2. Описывать различных персонажей в карнавальных костюмах.
3.Знать лексику по теме «Внешность».

58


Весенний календарь
Воспринимать на слух текст
1. Иметь представление об образовании степеней сравнения прилагательных и употреблять их в речи.

59


Что мы делаем на праздниках
Уметь описывать различных персонажей, употребляя степени сравнения прилагательных
Чтение грамматического комментария
1. Знать песенки и рифмовки предыдущих уроков в рамках подготовки к итоговому празднику класса.
2. Использовать изученную лексику и грамматический материал.

60



Мы играем и поем
Понимать на слух описание внешности
1. Читать текст с полным пониманием содержания и высказывать своё отношение к прочитанному.
2. Воспринимать на слух описание внешности и делать рисунки по описанию.

61




Мы играем и поем
Чтение текста с выделением основной информации
1. Читать текст с полным пониманием содержания и высказывать своё отношение к прочитанному.
2. Воспринимать на слух описание внешности и делать рисунки по описанию.

62


Что мы еще повторим?
Читать грамматический комментарий
1. Работать со словарём.
2. Развивать умения и навыки чтения с полным пониманием текста.


63


Праздники в Германии и России
Понимать тексты с описанием праздников в России и Германии
1. Читать текст с полным пониманием содержания и высказывать своё отношение к прочитанному.
2. Воспринимать на слух описание внешности и делать рисунки по описанию.

64


Наш классный праздник
Воспроизводить наизусть песенный и рифмованный материал
1. Работать со словарём.
2. Развивать умения и навыки чтения с полным пониманием текста.


65


Чтение с удовольствием
Осуществлять самоконтроль и самооценку с помощью заданий в учебнике и рабочей тетарди
1. Читать текст с полным пониманием содержания и высказывать своё отношение к прочитанному.
2. Воспринимать на слух описание внешности и делать рисунки по описанию.

66


Чтение с удовольствием
Чтение и понимание сказки, используя перевод новых слов (в словаре)
1. Работать со словарём.
2. Развивать умения и навыки чтения с полным пониманием текста.


67


Итоговая контрольная работа.
Высказывать свое мнение по вопросам
1. Проверить уровень сформированности знаний, умений и навыков по пройденному материалу

68


Мы играем и поем
Описывать картинку
1. Читать текст с полным пониманием содержания и высказывать своё отношение к прочитанному.
2. Воспринимать на слух описание внешности и делать рисунки по описанию.
































Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебник. Учебник немецкого языка для 4 класса общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение. 2014.
Книга для учителя
И.Л. Бим . Аудиокурс к учебнику немецкого языка для 4 класса  «Первые шаги». М. «ТВИК-ЛИРЕК» 2014 г.
Баженова И.С «Немецкий для начинающих» - М., 2012
Бим И.Л. Первые шаги Раздаточные материалы по немецкому языку - М., 2012
Гальскова И.Д. Немецкий язык для детей - М. 2010
Добровольская Д.О, Н.Н. Марко Немецкий язык – детям – М., 2010
Минор А.Я, Полянина Е.В. Разговорные темы для начинающих,– Саратов, Лицей, 2012









13PAGE 15


13PAGE 14315




15