Урок по истории на тему Внешняя и внутрення политика Владимира Мономаха


Сл.№ 1
Внутренняя и внешняя политика
Владимира Мономаха
ЦЕЛЬ: охарактеризовать процесс усиления великокняжеской власти при Владимире Мономахе и доказать на примерах его внутренней и внешней политики, что в период его правления Киевская Русь переживает период расцвета; развивать умение учащихся давать характеристику историческому деятелю, определять его место в историческом процессе, работать с картой, анализировать материал, делать выводы, работать с историческими источниками; убедить учащихся в силе единства на примере деятельности Владимира Мономаха.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОНЯТИЯ: междоусобные войны, половцы, Владимир Мономах.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, презентация, карта, портрет Владимира Мономаха, карточки с историческими источниками, «ученическая страничка»
ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: учащиеся смогут:
Назвать даты правления Владимира Мономаха;
Выделить его внутреннюю и внешнюю политику;
Оценить Владимира Мономаха как личность и государственного деятеля;
Доказать, что в период правление Владимира Мономаха Киевская Русь переживала период своего расцвета;
Усовершенствуют навыки работы с историческими источниками, смогут анализировать материал, делать выводы и обобщать.
Структура урока сл.№ 2
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Мотивация учебной деятельности.
Изучение нового материала:
1.Киевское восстание и приход к власти Владимира Мономаха.
2.Внутренняя политика и внешняя политика Мономаха.
3. «Устав» Владимира Мономаха
4.«Поучение» Владимира Мономаха.
Закрепление новых знаний.
Итоги урока.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний:
Работа с персоналиями (сл. № 3-8)
Учащимся нужно определить о какой исторической личности идёт речь
При первых киевских князьях
Лишь «тело» создано державы.
…….. веру дал стране,
Вдохнул и душу величаво.
Народ в былинах воспевал
Все ратные заслуги князя.
……. Красно Солнышко, Святой,
Таким, как ты, и честь, и слава!
(Владимир Великий)
Стемнело. Слышен звон оружья.
Готовьтесь, недруги, к войне!
С огнём на лапках птицы полетели
И в миг пожар окутал город весь….
За годы всё перемалолось.
Великодушною сумела стать.
Преданье нарекло княгиню мудрой,
А церковь святость лика создала.
(княгиня Ольга)
Черты бродячего норманцаВпитал от предков ……..
Блестящий воин, славный викинг
Вдали от дома воевал.
Он славный воин всей Руси!
Крушил империи и государства,
Но заслужил упрёк за то,
Что не построил собственного царства!
(князь Святослав)
Особым не был средь других
И храбрость, и талант не в силу.
Корысть – одна порочная беда,
Она-то князя и сгубила…
Нагнув верхушки двух берёз,
За ноги был привязан……
Разорванное тело ввысь
С прощальным криком устремилось.
(князь Игорь)
Стальная воля, твёрдая рука.
Достиг вершины высшей власти.
Народ не мог не оценить ума –
Второе имя …… дал он князю.
(Ярослав Мудрый)
…………..с дружиною своею
На конях к Византии подошли.
Ладьи с умелыми гребцами
По суше на колёсах привезли.
До селе не бывало чуда,
Чтоб лодки сушею возить.
Ошеломлённые испугом
Варягам греки дань внесли.
(князь Олег)
3.Мотивация учебной деятельности.
ВОПРОСЫ:
Что вам известно о Владимире Мономахе?
Какую роль он играл в проведении Любечского съезда?
С каким кочевым народом воевал Владимир Мономах?
Слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы с вами выясним, при каких обстоятельствах Владимиру Мономаху удалось прийти к власти в Киевской Руси. Охарактеризуем его внутреннюю и внешнюю политику, определим последствия его деятельности.
Представление темы урока и ожидаемых результатов. (Сл. № 9)
4.Изучение нового материала:
(Сл. № 10) Более ста пятидесяти лет после смерти Ярослава прошли почти в непрерывных междоусобных войнах и раздорах. Светлой личностью запомнился сын Всеволода князь Владимир Мономах. Летописцы в один голос дают восторженную оценку его княжения с 1113 по 1125 годы. По их словам, он — образец добрых князей — при жизни приобрел народную любовь, так что навсегда оставил после себя громкую славу и добрую память.
Видео фрагмент «Правители Руси: Владимир Мономах» ( 1.22-

Владимир, сын князя Всеволода, родился в 1053году. Мать его, Мария – гречанка, дочь царя Византийского Константина IX Мономаха. Поэтому и назвали князя Владимира – Мономахом. Княжич родился в Киеве, но уже через год князь Всеволод с семьёй переехал в Переяслав. В этом небольшом городе прошли детские годы Владимира. Он с детства любил военное дело, поэтому уже в 15 лет принимал участие в первой битве Руси с половцами 1068 года. Владимир стал «мечём» в руках своего отца, потому что Всеволод не любил воевать, а любил читать книги, знал пять иностранных языков.
В 22 года, правя в Смоленске, Владимир Мономах женился на английской принцессе Гите.
В 1078 году после смерти князя Изяслава Ярославовича Киевским князем стал Всеволод. Он посадил на Черниговский престол Владимира, который и стал князем в Чернигове до смерти отца (1093г.). Почти каждый год он организовывал походы против половцев. Став черниговским князем, Владимир вступил в конфликт со своим братом Олегом Святославовичем Тмутараканским.
После кровопролитных боёв Владимир отдал Чернигов брату как законному наследнику отцовского престола, а сам ушёл в Переславль, где княжил 20 лет, с 1094г. по 1113г.
Задание № 1 (Сл. № 11)
Закрепим полученные знания из видеофрагмента:
Мономах родился _________
Его дедом был __________
Мать была дочкой ________________- императора___________
В каком возрасте начал править_____________
Провёл___________ похода против половцев
Закалял «душу и тело»__________________
Был женат на ________________принцессе Гите
В семье говорил на ____________языках:_____________ и _______________
Ответы: Сл.№ 12
Мономах родился 1053г.
Его дедом был Ярослав Мудрый
Мать была дочкой византийского_ императора Константина Мономаха
В каком возрасте начал править в 13 лет
Провёл 83 похода против половцев
Закалял «душу и тело на охоте
Был женат на английской принцессе Гите
В семье говорил на 2 языках: русском и английском
Сл. № 13
Задание № 2 Сл. № 14
Работа с историческим документом.
( учащиеся знакомятся с отрывком исторического документа)
«Утром в 17-й день 1113 года киевляне собрали совет и послали к Владимиру Мономаху с просьбой: «Приди, князь, на престол отцовский… А если не придёшь, так знай, что много зла произойдёт, и не только Путятин двор, или жидов ограбят, но и невестку твою, и бояр, и монастыри». Услышал Владимир и пришёл в Киев. Встретили его с великими почестями. Сел на престоле отца своего…, и все люди были рады, и смуты не стало».
ВОПРОСЫ: учебник стр…..
Какие события описываются в документе?
Почему киевляне пригласили на княжение именно Владимира Мономаха?
Как этот документ характеризует князя?
Задание № 3 Сл. № 15
Внутренняя и внешняя политика Мономаха.
На партах таблица, которую необходимо заполнить. Класс делится на две группы
Видеофрагмент «Правители Руси: Владимир Мономах» (как дополнение к тексту параграфа)
27857454254500Внутренняя политика Внешняя политика
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сл.№ 16
Внутренняя политика Внешняя политика
Восстановил единовластную монархию времён Ярослава Мудрого;
Сосредоточил в своих руках ¾ территории Киевского государства;
Прекратил междоусобные войны, что способствовало экономическому развитию государства;
Развернул большое строительство;
Отстоял престиж Киева как столицы Киевской Руси;
Усилил влияние церкви на общество; ввел летописание;
Усовершенствовал законодательство - «Устав Владимира Мономаха» (дополнение к «Русской правде» и «Правде Ярославичей»); первый из князей выступил против смертной казни;
Укрепил международные позиции и авторитет Киевской Руси:
- нанёс окончательное поражение половцам;
- укрепил династические связи с иностранными государствами.
Автор «Поучения детям»
Сл. № 18
Задание № 4
«Устав» Владимира Мономаха
«Устав» Владимира Мономаха
Ограничил_______________________________________________
Запретил _____________________________________________________________________________________________________________________
Уменьшил________________________________________________
Ограничил _______________________________________________
Предоставил __________________________________________________________________________________________________________________
Отменил _________________________________________________
Ответы Сл. № 19
Ограничил права бояр по отношению к закупам (должникам)
Запретил ростовщикам брать высокие проценты за долги (усложнил превращение свободных людей в рабов).
Уменьшил налоги крестьян и мещан.
Ограничил использование рабского (холопского) труда.
Предоставил льготы тем купцам, которые потеряли имущество в результате пожара или войны.
Отменил смертную казнь.
Сл. № 20-21
«Поучение» Владимира Мономаха.
Владимир Мономах оставил замечательное произведение: «Поучение чадам своим». Текст «Поучения» обнаружен в Лаврентьевской летописи (1377 г.). В каком году Владимир писал свое «Поучение», точно неизвестно. Может быть, вскоре после съезда князей в Любече? И поэтому так горячо призывает князь русских людей к единству и бескорыстному служению Родине.
Из «Поучения» мы можем узнать о детстве и юности Владимира, о его верности православной вере, о его любви к церковной службе и молитве, заботе о своих подданных, об отношении к самому себе и другим людям.
Задание № 5 (Сл.№ 22)
«Поучение» Владимира Мономаха.
Работа с документом (стр. 112 учебника)
«Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, Который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться...
Ибо как Василий (то есть Василий Великий, в честь которого был крещен Владимир) учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты»
Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды.»
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте.
Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем...
Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные...»
ВОПРОСЫ:
Что завещал своим детям В. Мономах?
Какое главное качество позволило В. Мономаху остановить междоусобные войны? (сильная воля)
Какими качествами характера хотел В. Мономах, чтобы обладали его дети?
Как вы думаете, реально ли было рассчитывать, что наследники В. Мономаха будут следовать его советам?
Сл. № 23
Закрепление новых знаний.
У каждого ученика на парте лежит стихотворение, в котором он должен найти подсказки и записать важные события из жизни и деятельности Владимира Мономаха.
За год до смерти Ярослава
Родился крепкий и смышлёный внук.
Из беззаботного мальчишки
Защитник вырос, но не вдруг.
Он с малых лет познал войну,
Игрушки отложив в сторонку.
На боевом коне в строю
С отцом на равных бил врага в бою.
Шестой десяток на кону,
Побед одержано немало.
Наградой Киев стал ему
За честность, справедливость и отвагу.
Контроль за русскою землёю
Владимир рьяно соблюдал.
Следил за выполнением законов
И первым против смертной казни выступал.
«Ни зверя, ни войны не бойтесь,
Мужское дело делайте, сыны»,-
С таким девизом жил правитель,
Чтоб духом, телом родине служить.
«Да не застанет вас в постели солнце,
Умейте милосердие в душе хранить,
Быть соучастными к чужому горю»,-
Так в «Поучении» завещано, такому быть!
Всю жизнь боролся князь за то,
Чтоб уцелело государство предков.
Огромную, единую страну
Своим сынам оставил он в наследство.
51435012573000
Ответ сл.№ 24
Сл. № 25
Выводы
Слово учителя. Время княжения Владимира Мономаха было самым цветущим в истории Киевской Руси. Половцы встречали дружный отпор, удельные князья смирились, а непокорные чувствовали сильную руку князя.
Смерть В. Мономаха в 1125 году означала фактический конец единству Киевской Руси, хотя его сыну Мстиславу кое-как и удавалось сдерживать распад Киевского государства, но после его смерти в 1132 году удельные князья окончательно вышли из повиновения великому киевскому князю. И Русь вступила в период раздробленности.
Итоги урока. Выставление оценок
Домашнее задание. Сл. № 26
1. Проработать текст параграфа.
2. Письменно ответить на вопрос: « Почему «Поучение» Владимира Мономаха не потеряло значения и сегодня?