Технологическая карта урока по истории на тему: «Внутренняя политика России в 1725 – 1762 годах»
Технологическая карта урока по истории на тему: «Внутренняя политика России в 1725 – 1762 годах»
Цели:- познакомить учащихся с внутренней политикой России в эпоху дворцовых переворотов;
- выяснить, какой вклад внес каждый император в развитие экономики России; как проходило укрепление позиций дворянства и закрепощение крестьян;
- уметь высказываться, делать выводы, обобщать полученные знания;
План урока:
1. Перемены в системе центрального управления.
2. Укрепление позиций дворянства.
3. Политика в отношении крестьянства.
4. Изменения в системе городского управления.
1. Орг. начало урока.
Учитель читает стихи «Мать Россия моя».
Мать – Россия моя,
С чем тебя мне сравнить?
Без тебя мне не петь,
Без тебя мне не жить
Все, что в сердце моем,
Все, чем в жизни живу,
Все, что было и есть,
Я Россией зову!
Итак, 18 век-эпоха париков, карет, менуетов, треуголок; эпоха книг с очень длинными названиями «марсельзы» и «гильотины»; это век когда был основан Санкт- Петербург и выиграна Полтавская битва. Это век, когда Россия становится империей и значительно повышается культурный уровень населения. Как часто мы мечтаем очутиться в этом веке! Так давайте ребята мысленно перенесемся в этот замечательный век и полной грудью вдохнем воздух перемен. Давайте представим, что мы с вами дети 21 века на корабле, который может передвигаться сквозь время, отправимся в 18 век. Но запомните ребята, на обратном пути домой, мы можем захватить только хорошие манеры из этой эпохи. Они уж точно нам не помешают и в наши дни. Однако чтобы попасть на корабль, вы должны отгадать период, куда мы вместе и отправимся. Я приготовила для вас подсказки.
1. Эту эпоху называли «Коронные перемены»
2. За 37 лет на престоле сменилось шестеро правителей.
3. В эти годы главную роль играла гвардия.
Правильно ребята, молодцы! Это действительно эпоха дворцовых переворотов. На прошлом уроке вы начали знакомство с этой темой, поэтому, сегодня мы будем говорить о внутренней политике эпохи дворцовых переворотов.
Посмотрите отрывок из видеофильма и попробуйте ответить на вопрос: «Что послужило главной причиной дворцовых переворотов?». (отрывок из фильма Петр 1)
Итак, мы очутились на берегах великой Невы. Хотелось бы вспомнить слова Алексея Толстого:
Тут кротко или строго царило много лиц.
Царей не очень много
А более цариц.
Бирон царил при Анне
Он сущий был жандарм
Сидели мы как в ванне
При нем,
Веселая царица
Была Елизавет:
Поет и веселиться
Порядка только нет.
1)Вы все умеете играть в крестики – нолики. Вот мы с вами и поиграем по теме «Дворцовые перевороты». Если вы согласны с утверждением учеников 7 класса нашей школы ставите Х, если нет- О.
1. Дворцовые перевороты начались после смерти Петра 1.
2. Петр 2- сын Петра 1.
3. Елизавета Петровна дочь Петра 1.
4. Анна Иоанновна жена Петра 1.
5. Меншиков был фаворитом Екатерины 1.
6. Екатерина 2 – племянница Петра 1
7. Петр 3 имеет отчество Федорович.
8. Петр 2 имеет отчество Иванович
9. Дворцовые перевороты закончились с именем Екатерины 2.
Х
О
Х
О
Х
О
Х
О
Х
(На двух оборотах доски потом сравнить)
Ответьте на вопрос, что такое «дворцовые перевороты», почему период с 1725 по 1762 г называется эпохой дворцовых переворотов? Кто был той силой, которая возводила и свергала правителей?
2. объяснение нового материала
- Как вы знаете в 1726- был создан Верховный тайный совет, во главе которого формально стояла императрица. Но какого-либо участия в его работа она не принимала, доверив управление А. Д. Меньшикову.
- Давайте вспомним, для чего его утвердил Пётр I? (определяли основные направления внутренней или внешней политики)
- Понимала ли женщина-императрица в данных вопросах? (нет)
Значит Екатерина ! сама не могла определять основные направления внешней и внутренней политики.
Посмотрите п. 1 п. 22 и ответьте какие новые государственные органы были созданы
Елизаветой Петровной
Екатериной 1
Анной Иоановной
(в презентации)
-Хорошо с заданием справились, молодцы,
А теперь давайте составим логическую цепочку и вспомним очередность правлений после Петра 1
Петр 1 _____, ________, __________, _________, _______, Петр 111
После переворота, приведшего к власти Екатерину I позиции дворянского сословия окрепли.
Откройте п. 2 п 22, поработав с ним заполните таблицу
Правители
Привелегии которые получили дворяне
Екатерина 1
Анна Иоанновна
Елизавета Петровна
Петр III
Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
Вы надеюсь не устали?
Физзарядка будет впрок
Продолжаем наш урок
- Тихонечко садимся, и продолжаем, давайте посмотрим, что у нас получилось.
Скажите имена каких правителей не вошли в нашу таблицу( Петр 2 и Иван 6) как вы считаете почему?
(Иван 6 (1740 -1764 гг.) – российский император, сын Антона Ульрих Брауншвйг-Бреверн-Люнебургского и Анны Леопольдовны, правнук Ивана 5.
Иван 6 стал императором согласно завещанию [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которая не имела детей и отдавала престол отпрыскам своей племянницы, боясь, что страной станут управлять будущие потомки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Младенец стал императором в возрасте 2 месяцев, поэтому ему был назначен регент – герцог Бирон. Однако всего спустя два месяца Бирон был арестован и регентом нового царя стала его собственная мать.
Не способная к управлению страной Анна Леопольдовна допустила приход к власти сторонников Петра 1. Всего через год после формального начала царствования Ивана 6 произошел государственный переворот, в результате которого император и его приближенные были арестованы. К власти пришла дочь Петра 1 – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Годы правления Ивана 6 Антоновича – 1740 – 1741 гг.
Ссылка и заключение
Елизавета хотела избавиться от бывшего императора, поэтому в 1742 году он и его мать были отправлены в ссылку в Ригу, затем в Ораниенбаум, и уже после в Сибирь. В результате постоянных гонений и плохих условий содержания мать Ивана 6 скончалась в 1746 году.
После смерти матери царь Иван 6 Антонович был заключен в тюрьму крепости Шлиссельбург под Петербургом (ныне «Орешек»). Екатерина опасалась, что мальчик может прийти к власти при помощи сторонников умершей Анны Иоанновны, поэтому царя изолировали от всего мира, посадили в одиночную камеру, запретили прогулки и свидания.
Несмотря на многочисленные попытки освободить бывшего царя, крепость была непреступна, и Иван 6 рос в заключении.
В 1764 году царь Иван 6 Антонович погиб. Он был застрелен собственными тюремщиками, которые узнали о заговоре против Екатерины и очередной попытке освободить царя.)
(Император Петр II прожил короткую и мятежную жизнь. С рождения опутанный сетью дворцовых интриг, он практически не влиял на судьбу страны и в возрасте четырнадцати лет скончался от оспы
Умирает Екатерина I, и 11-летний мальчик становится императором. «Он один из самых прекрасных принцев, каких можно встретить; он обладает чрезвычайной миловидностью, необыкновенной живостью», - пишет о Петре французский дипломат Лави.
К 1929 году характер Петра: «маленького принца» заметно меняется, он сделался вспыльчивым, капризным и раздражительным. Более всего он полюбил охоту, с пышной свитой выезжал в леса и неделями гонялся за добычей. А государством «рулил» клан Долгоруких, и под их «чутким руководством» дела в стране шли хуже и хуже.
В декабре 1729 года царь серьёзно заболел, Елизавета пришла навестить племянника. 14-летний мальчик грустил, говорил, что жизнь ему опостылела, и он скоро умрёт. Слова оказались пророческими: 19 января 1730 г. Пётр II скончался от оспы.)
Ребята скажите правильно ли поступил Петр 3 с Иваном Антоновичем? Почему?
Как изменился характер Петра 2 с младенческих лет до зрелого возраста?
Хорошо ли быть таким человеком? Что нужно делать чтобы не стать таким вспыльчивым, как Петр 2?
Поэтому никаких решений в отношении дворянства они не применяли, давайте тогда посмотрим что же сделали другие императоры для укрепления позиций дворянства?
Посмотрите на свои таблицы и сформулируйте основные выводы какие привелегии получили дворяне.
Венцом укрепления позиций дворянства стал в 1762 г. « Манифест о вольности дворянской», согласно которому дворяне были освобождены от обязательства службы государству.
3.Работа с документом. «Из Манифеста о вольности дворянства 18 февраля 1762г».
Как называется документ? (Манифест – торжественное оповещение о важных событиях или мероприятиях)
Какие из приведенных привилегий дворяне получили впервые 18 февраля 1762г.?
Какой была политика государства по отношению к крестьянам?
Повторить основные даты закрепощения крестьян,
Что такое оброк, барщина.
Почему барщина тяжелее оброка
Работа с фрагментом документа ( найти документ)
Каким было отношение к крепостным крестьянам?
Как изменяется их положение?
Вот мы сегодня с вами рассмотрели положение 2 слоев общества в эпоху дворцовых переворотов, дворян и крестьян, давайте составим по каждому из них синквейн
Правила написания синквейна.
1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;
2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;
4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, раскрывающая суть явления
5 строка-существительное выступающее как итог. (синоним)
Дворяне, крестьяне
Д/З § 22. Подготовить ответы на вопросы, данные на с. 163 и составить кроссворд по теме «Внутренняя политика в эпоху дворцовых переворотов».
- Рефлексия
«ДЕРЕВО ЧУВСТВ»
Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - упадок, уныние.