Политическое развитие в начале 20 века
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кежемская средняя общеобразовательная школа»
План-конспект урока по истории в 9 классе
Учитель: Панова Любовь Владимировна
Урок 3.
Политическое развитие в начале ХХ в.
Планируемые результаты:
1) Объяснять сущность и направления демократизации жизни в начале XX в.
2) Сравнивать политические партии начала XX в. и XIX в.
3) Оценивать роль профсоюзов.
Ключевые вопросы.
1. Демократизация политического устройства европейских государств и США.
2. Превращение политических партий в массовые.
3. Идеологические направления партийной борьбы.
4. Либералы у власти.
Основные понятия и термины.
Демократия, массовая политическая партия; консерватизм, либерализм, социализм, марксизм, национализм.
Приёмы и формы организации познавательной деятельности учащихся
Демократизация политического устройства европейских государств и США
Начальный этап урока целесообразно провести в форме эвристической беседы с учащимися. Вопросы для беседы:
1. Что такое демократия? Когда зародилось это явление и появился этот термин?
2. Какой главный лозунг выдвигали демократы в XIX в.?
3. Почему историки утверждают, что к концу XIX в. в странах Европы и США сложилась либеральная демократия? Какие признаки демократии появились в политическом устройстве этих государств?
4. Демократизация стала общемировой тенденцией к началу ХХ в. В каких странах этот процесс шёл наиболее активно? При каких формах правления возможна демократизация политического режима?
5. Докажите, что расширение полномочий представительных органов власти — парламентов, расширение избирательных прав граждан (всеобщее избирательное право) и снятие ограничений на деятельность политических и общественных организаций являются признаками демократизации.
6. Почему правительства старались ограничить всеобщее избирательное право имущественным или образовательным цензом?
7. Почему в конце XIX — начале ХХ в. речь шла о введении всеобщего избирательного права только для мужчин?
8. Почему правительства долгое время запрещали деятельность социалистов?
9. Задание 1 в рабочей тетради (с. 5—6).
Превращение политических партий в массовые
Самостоятельная работа учащихся. Работа в группах
1 группа. Учащиеся выписывают из учебника (с. 23) изменения, произошедшие в политических партиях в начале ХХ в., и отвечают на вопрос: почему эти партии стали называть массовыми?
2 группа. Задание 2 в рабочей тетради (с. 6).
Идеологические направления партийной борьбы
Ролевая игра.
Класс делится на четыре группы соответственно возможным политическим партиям: консервативная, либеральная, социал-демократическая реформистского толка и социал-демократическая радикального толка.
Каждая группа, опираясь на знания курса Новой истории и прочитанный материал параграфа (с. 23—25), готовит краткое выступление (2—3 мин) о преимуществах идеологии данной партии и предлагаемых путях улучшения жизни общества и по одному вопросу представителям остальных групп относительно их идеологии.
Представитель каждой группы выступает перед классом.
Участники других групп задают выступающему подготовленные ими вопросы.
4. Либералы у власти Вопрос изучается в виде самостоятельной домашней работы Заполнить таблицу: Общественно-политические движения у власти
Страна
Общественнополитическое движение, находившееся у власти в начале ХХ в Наиболее известные политические лидеры
Великобритания
Либералы Д. Ллойд Джордж
Германия Консерваторы Б. фон БюловФранция Радикалы (левые либералы)
Ж. КлемансоИталия Реформисты (либерально-демократическое направление)
Дж. Джоллити.
Для закрепления материала можно выполнить задания 6—7 в рабочей тетради (с. 7).