Облачные технологии в реализации системно-деятельностного подхода в работе учителя английского языка
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время информационные технологии прочно обосновались в стенах школы. Уже невозможно представить современный урок без использования компьютерных технологий, благодаря концепции модернизации российского образования. А и как иначе, если мы живём в быстро меняющемся информационном обществе. Кроме того, дети, которых мы учим сейчас уже родились тогда, когда в домах у каждого присутствовали компьютеры и уже существовал Интернет.
Таким образом мы уже давно перешли из эпохи постиндустриальной к эпохе информационной. Но информации вокруг невероятное количество, и сама она впервые за несколько тысячелетий развития цивилизации перестала быть ценностью. Слова «Кто владеет информацией – владеет миром», сказанные в начале XIX века, сегодня стали базовой категорией цивилизации.
Такое количество информации, без анализа, обработки и систематизации перегружает память и не выполняет никаких образовательных задач. Способствовать реализации современных образовательных задач могут современные интернет-технологии, в частности облачные технологии, получившие большую популярность в последнее время.
Основной задачей, которую поставила перед собой школа в последнее время является формирование уровня специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».
В связи с этим был разработан стандарт второго поколения, в основу которого положен системно-деятельностный подход. Этот подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности.
Другими словами, задача школы не дать объем знаний, а научить учиться.
Чем нам могут помочь в этом информационные технологии? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте исходить из того, что современный ребёнок прекрасно обосновался сам собой в информационных технологиях. Он одинаково легко и быстро осваивает и новейшие модели мобильных телефонов, и интерфейсы веб-ресурсов, предназначенных для развлечения, общения и обмена информацией. Как правило, подростка не надо обучать вступать во взаимодействие с себе подобными сетевыми пользователями – дети сами делают это с удовольствием (например, в социальных сетях). И к сожалению, образовательного содержания такая деятельность практически не несет. В то же время использование интернет-технологий с целью обучения и развития может быть более продуктивным и захватывающим, чем компьютерные игры или сетевое общение. Задача педагога – научить ученика использовать сетевые технологии с другими целями. Для этого учитель должен не только уверенно владеть сам этими технологиями, но и найти варианты адаптировать их для образовательных целей. Сделав это, он получит мощный инструмент для решения многих профессиональных задач.
Интернет, являясь бездонной базой знаний, не становится естественным инструментом образования наших учеников, что существующие образовательные ресурсы либо избыточны, либо непривлекательны, либо в сети их трудно отыскать ученику. Облачные технологии, становятся системообразующим инструментом развития информационного пространства.
Также благодаря облачным технологиям возможна реализация следующих принципов, положенных в основе системно-деятельностного подхода:
Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики.
Переход к технологиям образования нацеленным на достижение социально желаемого результата, личностного и познавательного развития обучающихся.
Развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий.
Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействие участников образовательной деятельности для достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся.
Учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, в сочетании с разнообразием организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Гарантированность достижения планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных), что и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Облачные технологии.
Суть облачных технологий заключается в предоставлении пользователям удаленного доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям (включая операционные системы и инфраструктуру) через Интернет. Развитие этой сферы хостинга (Хостингуслуга по размещению оборудования клиента на территории провайдера с обеспечением подключения его к каналам связи с высокой пропускной способностью) было обусловлено возникшей потребностью в программном обеспечении и цифровых услугах, которыми можно было бы управлять изнутри, но которые были бы при этом более экономичными и эффективными. Другими словами, нам-обычным пользователям предоставляется информационное пространство-облако, в котором мы можем создавать, хранить, обрабатывать различные документы.
«Облако» обозначает сложную инфраструктуру с большим количеством технических деталей, спрятанных в «облаках». При облачных вычислениях данные постоянно хранятся на виртуальных серверах, расположенных в облаке, а также временно кэшируются на клиентской стороне на компьютерах, ноутбуках, нетбуках, мобильных устройствах и т.п.
модель облака содействует доступности и характеризуется пятью основными элементами (самообслуживание по требованию, широкий доступ к сети, объединенный ресурс, независимое расположение, быстрая гибкость, измеряемые сервисы).
Использования облаков корпорации Google для реализации системно –деятельностного подхода.
В своей работе я использую удобные для образовательных задач сервисы корпорации Google:
Google Docs – онлайновый офис-это в первую очередь «картотека полезного материала. На этом сервисе можно создавать или размещать различные файлы. Размещать можно и аудио и видеофайлы. А создавать можно файлы в программе Word (текстовые документы), в программе Excel (электронные таблицы), в Power Point (презентации), причём эти программы предоставляются самим сервисом, то есть необходимости иметь их на собственном компьютере. Но самая главное, что ко всем размещенным или созданным документам, возможно открыть совместный доступ другим пользователям, причём либо только с возможностью просмотра или с возможностью редактирования.
Формы работы с файлами в Google Docs
Виды документов
Использование на уроке
Подготовка дома
(дистанционное)
Дополнительное обучение
Презентация
Используются на уроках для введения новой лексики, объяснения грамматических конструкций, виртуальных экскурсий, совершенствование грамматических навыков, контроля знаний, а также для проведения викторин, для проектной деятельности (в этом случае учащиеся делают презентацию сами)
Так как доступ к созданным мной или учащимися файлам открыт всегда, то учащиеся могут, использовать их для подготовки к домашним заданиям, так как фактически, многие презентации представляют собой опорный конспект, позволяющий быстро вспомнить пройденный материал урока.
Также полезно тем учащимся, которые по каким-то причинам не посещают школу.
Открыт также доступ к файлам, с заданиями, которые не проходились на уроке.
Аудиофайлы и видеофайлы.
Для прослушивания и просмотра в соответствии с задачами урока.
Дома можно прослушивать, просматривать и совершенствовать аудиативные навыки.
Размещаются дополнительные аудиофайлы и видеофайлы, если у ребёнка есть интерес или необходимость совершенствования именно этого навыка.
Документы, созданные в программе word
Ребусы, кроссворды, шарады, тексты для перевода, диалоги для работы в парах.
Для подготовки домашних заданий и для работы на уроке.
Дополнительное совершенствование лексических навыков, а также навыков чтения.
Используя вышеописанные формы и методы образовательного процесса, обучающиеся овладевают инструментами инновационной деятельности согласно требованиям современного информационного общества. Также реализуется принцип индивидуализации обучения. Кроме того, с использованием данного ресурса возможно реализация дистанционного обучения. С помощью данной технологии плодотворно осуществляется проектная деятельность, которая признана приоритетной согласно ФГОС.
Пример использования сервиса Google Docs для проектной деятельности на уроках в 5 классе, посвященным знакомству с достопримечательностями Великобритании. Я создаю обложку презентации, далее обучающиеся, которые получили доступ на совместное пользование данным файлом презентации, создают свои слайды (каждый свой слайд) с материалом по теме урока, используя дополнительным материал из Интернета. Затем на уроке происходит защита проекта, каждый учащийся знакомит класс, с тем материалом (текстовым и фото), который он подобрал. Таким образом происходит своего рода, виртуальная экскурсия по историческим местам Лондона.
Может быть полностью самостоятельная форма работы, когда учащиеся деляться по трое и создают свои презентации. Так по теме «Еда» в 6 классе, ребята дома готовят еду, и фотографируют этапы этой готовки, затем расписывают в презентации пошаговый рецепт приготовления любимого Новогоднего блюда. В 7 классе презентации, посвященные различным видам путешествий, где ребята размещают фотографии из своего семейного архива и это существенно усиливает познавательный интерес учащихся. В 8 классе ребята деляться на группы и создают презентации по экологическим проблемам. Желающим даётся задание по созданию фильма или слайд-шоу об экологических проблемах. Фильм и слайд-шоу, создаётся в прогламме Movie Maker. То есть облачные технологии позволяют реализовать творческий потенциал ребёнка в полной мере, согласно одному из главных принципов системно-деятельностного подхода.
Причём следует обратить внимание, что любые документы, созданные или размещенные на сервере Google, можно открыть с любого устройства (телефон, планшет, смартфон и т.д.), которое имеет доступ в интернет и разумеется это можно сделать с любой точки мира. Куда бы ребёнок не отправился или может он лежит в это время в больнице или находится дома, у него есть всегда возможность вместе с другими ребятами поработать с теми или инными документами.
Так как учащихся много, то для того, чтобы облегчить работу отправки ссылок для все необходимых пользователей, я использую сервис Google Groups. Для этого создаётся группа класса. Указываются все электронные адреса участников группы, в дальнейшем любая ссылка на совместный доступ отправляется сразу ко всем ребятам из этого класса. Рассылку учащиеся полуют на свою домашнюю почту, и как только они нажимают на присланную ссылку, то сразу попадают в нужный документ.
Ещё одно преимущество Google Groups –это возможность общаться в рамках форума. Любой сообщение в своей группе не только видят остальные участники группы, но и могут отправить сообщение, которое так же увидят все. Таким образом осуществляется общение, значит развиваются коммуникативные навыки, учащиеся учатся культуре общения в интернете, чего так не хватает в последнее время. И один из принципов системно-деятельностного подхода говорит о важности толерантности и уважительного отношения друг к другу. Так как общение происходит письменно, то совершенствуется навык письменной речи, а этот навык развивается тяжелее всего и вызывает наибольшие трудности при сдаче ЕГЭ.
Кроме того, совершенствовать навык письменной речи очень удобно с помощью с помощью сервиса Google Gmail.
Это почтовая программа, которая позволяет не только создавать и отправлять письма, но и хранить их. Здесь уже всё просто. Я получаю письма, их читаю, лучшие произведения выкладываю в Google Docs на совместный доступ, где эти письма, можно всегда посмотреть, что полезно для создания будущих шедевров. Также неоспоримым преимуществом Google Gmail является поддержка чата, что способствует ещё большему совершенствованию навыков и письменной речи. И коммуникативных навыков, что необходимо для достижения предметных результатов по английскому языку.
Ещё один интересный и полезный сервис это Google-переводчик.
Он не только предлагает несколько вариантов перевода слова или выражения, но и нажав на значок, обозначающий звук, можно прослушать как это слово звучит, таким образом совершенствуются навыки аудирования.
Конечно же я не возможно пройти мимо против такого сервиса как Google Maps.
Это виртуальная карта, в том числе и карта со спутника, позволяющая посетить виртуально любой город мира, побродить по его улицам, посмотреть на красивые здания и самые знаменитые достопримечательности, что способствует развития интереса учащихся, при изучении страноведческой информации по английскому языку.
В начале своей работы по использованию облачных технологий я столкнулась с тем, что многие ребята, не умели работать в электронной почте (создавать свой электронный почтовый ящик, писать и отправлять письма), создавать презентации. Таким образом метапредметным результатом при реализации такой технологии овладение умением работать в интернет пространстве с различными инструментами, что может быть полезно для других учебных задач, да и в жизни.
Создание презентации на Google диске.
Но ещё больше образовательных задач позволяет реализовать сервис Google Apps. Это полномасштабный проект, который осуществляет вся школа. Корпорация Google предоставляет, зарегистрировавшейся у них школе облачное пространство. Это облачное пространство-информационно-образовательная среда, совокупность средств информационного обмена, документооборота, программного и организационного методического обеспечения. Это многофункциональная пользовательская среда для учеников и персонала школы. В этом виртуальном пространстве школы предоставляются следующие услуги:
Google Sites-школьные сайты.
Сайт-виртуальная учительская. Здесь размещается информация необходимая для работы педагогического состава школы.
Сайт-класса. Создают сами учащиеся. Это портфолио класса. Чем класс живёт? Какие достижения у ребят в классе. Графики успеваемости, график мероприятий, расписание должностных обязанностей, учащихся класса, страничка для родителей и т.д
Сайт школьной библиотеки.
Сайт исследовательских работ учащихся.
Сайт проектных работ учащихся, ребята всей школы могут участвовать в любом проекте, выложить здесь свои работы, а также посмотреть на работы других участников.
Сайты –портфолио учащихся, где ребята могут самовыразиться. Обычно ребята занимаются самовыражением в социальных сетях, таким образом это прекрасная возможность перетянут ребят из неконтролируемого интернет пространства в контролируемое.
Google blogs. Это в первую очередь блоги учителей предметников. Публикуя различные записи в своём блоге-дневнике учитель привлекает таким образом внимание не только к себе, но и к своему предмету. Блог, позволяет размещать на своих страницах текстовую, графическую, да, практически, любую мультимедийную информацию. На страницах блога можно разместить ссылки на Интернет-ресурсы и даже интегрировать туда различные внешние приложения- флеш-ролики, новостные ленты, тренажеры, тесты, гаджеты и т. д. Что очень необходимо в работе учителя английского языка, к примеру тесты на определения языкового уровня в соответствии с международными стандартами или тесты на различные грамматические явления. Блог-– это очень удобный и универсальный инструмент, позволяющий сделать свой блог необычайно привлекательным для пользователей всех категорий: для детей, подростков, взрослых читателей. Серьезный материал здесь удачно можно совместить с учебным, занимательным и игровым.
Google-Calendar. Расписание всех материалов касающихся всей школы. Расписание уроков, звонков, кружков, факультативов и т.д.
Google Talk-это чаты, где могут общаться любые участники образовательного процесса. Ученики друг с другом, ученики и учителя, родители и ученики и учителя. Общение можно организовать как угодно, главное, что оно происходит в рамках одной школы и в контролируемом интернет-пространстве.
Вывод.
Таким образом у облачных технологий, неоспоримое преимущество, в получении образовательного результата в соответствии с потребностями современного общества. Интернет давно пустил корни в жизнь современного ребёнка, и школа не может никак это игнорировать и должна сделать интернет своим мощным оружием.
Облачные технологии позволяют:
создать открытое, но контролируемое пространство, информационной поддержки учебного процесса, где учитель тем самым показывает культурный образец действия в этой среде. А также инициирует пробные действия детей, консультирует и корректирует их, ищет способы включения в работу каждого. Создает условия для приобретения жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненных ценностей в соответствии с системно-деятельностным подход, положенным в основу ФГОС.
позволяют коренным образом изменить организацию процесса познания путём смещения его в сторону системного мышления;
создать эффективную систему управления качеством обучения;
рационально организовать познавательную деятельность обучающихся;
индивидуализировать учебный процесс;
реализовать проектную и исследовательскую деятельность, которая развивает следующие способности;
сформировать универсальные учебные действия. Личностные результаты реализуются при беседах в чатах, где важно уважать друг друга, при написании писем, посвященным различным праздникам, что знакомит с культурой страны изучаемого языка. Регулятивные реализуются при организации учащимися своей учебной деятельности. Познавательные реализуются при включении обще учебные логических действий, постановки и решения проблем. Коммуникативные обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
достигнуть предметных, метапредметных и личностных результатов и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности в соответствии с ФГОС и системно-деятельностным подходом в его основе.
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего образования. Просвещение. - 2014.
Кондаков А.М. Образовательная среда школы-важнейшее условие реализации ФГОС общего образования. Просвещение. - 2011
Риз Джордж. Облачные вычисления. Издательство «BHV» -2011
Леонов Василий. Google Docs Windows live и другие облачные технологии. Эксмо-Пресс. -2012.
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
Гаджеты (виджеты) – мини-приложения, созданные различными авторами-программистами как «инструмент в помощь». Коллекции гаджетов представлены в сети довольно широко, и можно подобрать такие, которые будут полезны и учителям и ученикам. Для примера, назовем некоторые из тех, что имеют отношение к образовательному процессу: гаджет – графический калькулятор, строящий графики математических функций; гаджет – «Этот день в истории»; гаджет – интерактивная периодическая система элементов Менделеева и т. д.
Максимова Наталья Владимировна | МБОУ «Гимназия №5 | 2014 г.
Облачные технологии в реализации системно-деятельностного подхода в работе учителя английского языка.
Центральный район Лондона. Изображение со спутника.