Сборник конспектов по теме Строевая подготовка


Методический сборник уроков НВП
Составитель: Ибраев М.К.
Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина.
                                                                                                                                                                                   Конституция Республики Казахстан статья 36
«Все может родная земля: Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может: Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой»
Пояснительная записка
Строевая подготовка является одним из важнейших предметов военного обучения и воспитания. Она дисциплинирует обучаемых, вырабатывает у них отличную строевую выправку, умение быстро и четко выполнять строевые приемы, прививает аккуратность, ловкость и выносливость.
Строевое обучение, будучи составной частью начального военного обучения, оказывает влияние на все стороны учебно-воспитательного процесса. Строевая подготовка - дело сугубо практическое. Каждый прием или действие нужно отрабатывать многократным повторением, придерживаясь такой последовательности:
-  назвать прием (действие) и подать команду, по которой он выполняется;
- показать образцовое выполнение приема (действия) в целом, затем по разделениям с одновременным кратким объяснением правил и порядка его выполнения;
- научить обучаемых технике выполнения приема (действия) сначала по разделениям, затем в целом;
- тренировать учащихся в выполнении (действия), добиваясь ловкости, быстроты и четкости действия.
Занятия по строевой подготовке проводятся на строевом плацу или специально оборудованной площадке. Накануне занятий военному руководителю следует подготовить командиров отделений в качестве своих помощников.
Занятия рекомендуется проводить в такой последовательности: построить взвод, проверить наличие обучаемых и их внешний вид, при необходимости сделать замечания и предложить устранить недостатки. Взвод строится в двухшереножный развернутый строй, где каждый учащийся должен знать свое место. Затем объявить тему, цель занятий и учебные вопросы. После этого следует проверить выполнение некоторых строевых приемов, изученных ранее.
В основной части урока руководитель занятия показывает технику выполнения изучаемого приема (действия) в целом и по элементам, затем по его команде, показанный прием (действие) выполняют учащиеся. Тренировку можно проводить попарно: в каждой паре юноши поочередно подают команды друг другу. Руководитель занятия следит за действиями обучаемых и исправляет, допущенные  ими ошибки, обращая особое внимание на правильность выполнения строевых приемов. Каждый  урок должен заканчиваться кратким разбором действий и выполнения приемов обучаемыми.
Данный сборник предназначен для учителей НВП с небольшим стажем работы. В нем показаны различные методологические приемы с обучающимися на примере раздела строевая подготовка.
                                           
План – конспект №1
проведения урока по начальной военной подготовке по разделу
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА с учащимися 10 класса
 Тема: Строй и его элементы. Предварительная и исполнительная команда.  Обязанности солдата перед построением и в строю.
Цель: учащиеся должны знать основные требования строевого устава. Обязанности солдата перед построением и в строю. Основные положения одиночной строевой подготовки. Основные положения предварительной и исполнительной команд. Уметь выполнять команды в строю и выполнять строевые приемы на месте, в движении.
Прививать и требовать от учащихся высокой дисциплинированности.
Формировать у учащихся убежденность, сознательную готовность и необходимость защиты РК.
Воспитание необходимых моральных, психологических и физических качеств, привитие у  учащихся примерного поведения и дисциплинированности.
Время: _____
Метод. Рассказ.
Место проведения занятий. Кабинет НВП.
Руководство и пособия. Строевой Устав ВС РК. Учебник по НВП.
 Учебные вопросы:
1. Строи и управления им. Предварительная и исполнительная команда
2. Обязанности солдата перед построением и в строю
 Ход занятия
 Вводная часть 15 мин.
А) Построение взвода и проверка внешнего вида 5 мин.
Б) Проверка  домашнего задания 10 мин.
 
 Основная часть 30 мин.
II. Основная часть. (30 минут)
1-й учебный вопрос. (10 минут).
Объявляю учебный вопрос, военный руководитель разъясняет обучаемым, что команда разделяется на предварительную и исполнительную. Предварительную команду подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий требует от них руководитель. Исполнительная команда подается с паузой громко, отрывисто и четко. После исполнительной команде производится ее выполнение, например: «отделение, напра — ВО», где команда «напра -» — предварительная, а «- ВО» — исполнительная.
После этого вызывают из строя двух — трех учащихся и приказывают им подать команды: «Напра — ВО», «Нале — ВО», «Становись!», «Смирно!», «отделение, СТОЙ». Неправильное паданные команды исправляют.
Учащиеся должны обратить особое внимание на следующее:
1. Команды, относящиеся ко всем подразделениями, принимаются и используются всеми командирами подразделений.2. По любой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю и вне строя, принимают положение «Смирно!».3. Чтобы отменить выполнение команды, подается команда «Отставить!». По этой команде военнослужащие принимают положение, которое было до выполнения приема.
2-й учебный вопрос. (10 минут)
Находясь перед строем, военный руководитель должен лично показать, как правильно принимать строевую стойку и рассказать, что делается по этой команде. При этом учащихся надо построить так, чтобы они видели руководителя впереди и с боку. Сказать, что строевая стойка является исходным положением к правильному и красивому выполнению всех строевых команд.
Учащиеся должны знать, что строевая стойка принимается не только по команде «СТАНОВИСЬ!», но и по команде «СМИРНО!».
Строевая стойка является основным элементом строевой подготовки. Она принимается по команде «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО» и без команды при отдаче и получение приказания, при рапорте и обращение военнослужащих друг к другу, во время исполнения Государственного гимна, при отдании чести.
При принятие строевой стойки необходимо стать правильно:
 каблуки вместе, носки развернуть на ширину ступни;
 ноги в коленях выпрямить, но не напрягать;
 грудь приподнять;
 тело подать вперед, плечи развернуть;
 руки отпустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были с боку и посередине бедра;
 голову приподнять не выставляя подбородка;
 смотреть прямо и быть готовым к выполнению других команд.
Чтобы проверить, правильную строевую стойку, необходимо подать команду «СМИРНО», а после этого команду «На носки ног подняться». Те, кто строевую стойку принял правильно, должны легко, выполнять другие команды.
Возможные ошибки строевой стойки:
 носки ног ставят широко или узко;
 центр тяжести тела переносят на каблуки;
 руки сгибают в локтях;
 кисти рук держат ладонями назад;
 живот выставляют вперед;
 голову держат низко;
 плечи не развернуты.
3-й учебный вопрос. (10 минут).
Вначале учебного вопроса нужно показать учащимся как выполняются команды:
«ЗАПРАВИТЬСЯ»;
«РАВНЯЙСЬ»;
«СМИРНО»;
«ВОЛЬНО»;
«ОТСТАВИТЬ».
Затем приступить к отработке выполнения этих команд. Действия учащихся по этим командам должны быть следующие. По команде «РАВНЯЙСЬ» все учащиеся, кроме правофлангового, поворачивают голову направо и выровняться так, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым. По команде «Налево — „РАВНЯСЬ“» все, кроме левофлангового, поворачивают голову налево. При выравнивании можно несколько раз передвигаться вперед, назад или в сторону.
 По команде «СМИРНО» смотрят прямо перед собой и голову держат прямо, приподняв подбородок.
 По команде «ВОЛЬНО» ослабить в колени правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.
 По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ» стать свободно, не оставляя места в строю, поправить оружие, обмундирование и снаряжение. Можно не громко разговаривать, при необходимости выйти из строя, обратиться за разрешением к непосредственному начальнику. Перед командой «ЗАПРАВИТЬСЯ» подается команда «ВОЛЬНО».
 Команда «ОТСТАВИТЬ» подается, чтобы отменить или прекратить выполнение команд. По этой команде учащиеся принимают положение, которое было до выполнения предыдущей команды.
III. Заключительная часть. (7 минут)
После отработки всех приемов тренировать учащихся выполнении команд, например:
 «Взвод РАЗОЙТИСЬ»;
 «Взвод, в две шеренги СТАНОВИСЬ»;
 «Взвод, ЗАПРАВИТЬСЯ»;
 «Взвод, РАВНЯЙСЬ»;
 «Взвод, СМИРНО»;
 «Взвод, ОТСТАВИТЬ
 «Взвод, ВОЛЬНО».
IV. Домашнее задание. (1 минута)
Повторить команды: «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО» и «ЗАПРАВИТЬСЯ».
V. Итоги занятия. (2 минуты)
Выставление оценок.
План – конспект №2
проведения урока по начальной военной подготовке по разделу
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА с учащимися 10 класса
Тема: Строевая стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Головные уборы (головной убор) - СНЯТЬ - НАДЕТЬ
Учебная цель: Ознакомить учащихся со строевым уставом. Научить учащихся выполнять команды: Становись, Равняйся, Смирно.  Научить учащихся строевым приёмам. Прививать учащимся дисциплинированность и ответственность при выполнении команд и приказов. 
Воспитательная цель: Воспитать у учащихся дисциплинированность, аккуратность, точность в выполнении команд.
Время: ______
Метод. Рассказ с показом, тренировка.
Место проведения занятий. Строевая площадка.
Руководство и пособия. Строевой Устав ВС РК. Учебник по НВП.
Учебные вопросы:
1. Строевая стойка. Выполнение команд: «Становись, равняйся, смирно, 
    вольно,  заправится».
2. «Головные уборы (головной убор) - СНЯТЬ - НАДЕТЬ
Ход занятия
 Вводная часть 5 мин.
А) Построение взвода и проверка внешнего вида 5 мин.
 Основная часть 40 мин.
 Изложение основного материала 35 мин.
1. Для изучения команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить» командир строит подразделение в одну шеренгу и, выйдя перед серединой строя, знакомит обучаемых с этими командами и приемами.Команды «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправиться» и «Отставить» изучаются в комплексе.
Последовательность изучения вопросов занятия может быть следующей:
 Называет команды. «Становись»; «Смирно»; «Вольно»; «Заправиться» «Отставить».
Объясняет, где и в каких случаях эти команды применяются. 1. Команды «Становись» и «Смирно» применяются для принятия строевой стойки.
Строевая стойка принимается в следующих случаях:
- по команде;
- при отдании и получении приказа;
- при докладе;
- во время исполнения Государственного гимна РК
- при выполнении воинского приветствия;
- при подаче команд.
2. Команды «Вольно» и «Заправиться» применяются: первая для того, чтобы не сходя с места стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, а вторая - не оставляя своего места в строю, поправить оружие, обмундирование и снаряжение.
3. Команда «Отставить» применяется в тех случаях, когда необходимо отменить или прекратить выполнение приема.
При личном показе руководитель командует: «Показываю. Команды подаю себе. Смотрите». Сначала подает команду: «СМИРНО» или «СТАНОВИСЬ» и показывает выполнение этого приема. Затем поворачивается направо, по команде «ВОЛЬНО» ослабляет в колене правую или левую ногу, а по команде «ЗАПРАВИТЬСЯ» поправляет обмундирование. По команде «ОТСТАВИТЬ» принимается положение, которое было до выполнения приема. Снова по команде «СМИРНО» или «СТАНОВИСЬ» принимает строевую стойку. Таким же образом он осуществляет показ приемов и с других сторон.
Руководитель может вызвать для показа строевых приемов наиболее подготовленного ученика. В этом случае ученик выполняет приемы по его командам.
Доводит порядок выполнения команд согласно требованиям Строевого устава.
При выполнении команд «СТАНОВИСЬ» или «СМИРНО» необходимо:
- стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни;
- ноги в коленях выпрямить, но не напрягать;
- грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед;
- живот подобрать; плечи развернуть;
- руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра;
- голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка;
- смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.
По команде «ВОЛЬНО» стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.
По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ», не оставляя своего места в строю, поправить оружие, обмундирование и снаряжение. При необходимости выйти из строя за разрешением обратиться к непосредственному начальнику.
Перед командой «ЗАПРАВИТЬСЯ» подается команда «ВОЛЬНО».
Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.
2 учебный вопрос. «Головные уборы (Головной убор) – СНЯТЬ (НАДЕТЬ)».
1. Объясняет, где и в каких случаях эти строевые приемы применяются. Строевые приемы «Головные уборы (Головной убор) – СНЯТЬ (НАДЕТЬ)» применяются: первый - для снятия головного убора по команде, например перед принятием пищи в столовой, для осмотра прически и т.п., а второй – соответственно для надевания головного убора.
3 Доводит команды, по которым выполняются строевые приемы. Для снятия головных уборов (головного убора) подается команда «Головные уборы (головной убор) - СНЯТЬ», а для надевания - «Головные уборы (головной убор) - НАДЕТЬ».
4 Образцово показывает выполнение строевого приема в целом. Командир показывает выполнение строевых приемов при надетой фуражке полевой хлопчатобумажной, затем фуражке и шапке-ушанке, так, чтобы обучаемые видели выполнение приемов с различных сторон. Для этого при показе он поворачивается к строю левым, а затем правым боком и кругом.
При личном показе руководитель командует: «Показываю. Команды подаю себе. Смотрите».
Сначала подает команду: «Головной убор - СНЯТЬ» и показывает выполнение этого приема. Выполнив его, подает команду: «Головной убор - НАДЕТЬ» и надевает головной убор.
По команде «ВОЛЬНО» ослабляет в колене правую или левую ногу, а по команде «ЗАПРАВИТЬСЯ» поправляет головной убор. Затем поворачивается направо, командует себе и снова показывает выполнение вышеперечисленных строевых приемов. Таким же образом он осуществляет показ приемов и с других сторон.
Заключительная часть7 мин.
Закрепление 4 мин
Отрабатывать строевые приемы «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Головные уборы (головной убор) - СНЯТЬ всоставео тделенийи одиночно .Домашнее задание 1 мин
Строевая стойка. Выполнение команд: «Становись, равняйся, 
                         смирно, вольно, заправится».
Выставление оценок
     Преподаватель-организатор  НВП: ________________________________
                                                                 
План – конспект №3
проведения урока по начальной военной подготовке по разделу
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА с учащимися 10 класса
 Тема: Повороты на месте. Перестроение из одношереножного строя в двух  шереножный и обратно.
Учебная цель: Ознакомить учащихся со строевым уставом.
Научить учащихся строевым приёмам. Прививать учащимся дисциплинированность и ответственность при выполнении команд и приказов. 
Воспитательная цель: Воспитать у учащихся дисциплинированность, аккуратность, точность в выполнении команд.
Время: ________
Метод. Практический показ. 
Место проведения занятий. Строевая площадка 
Руководство и пособия. Строевой Устав ВС РК.  Учебник по НВП.
 Учебные вопросы:
1. Повороты на месте.
2. Перестроение из одно-шереножного строя в двухшереножный и обратно
 Ход занятия
 Вводная часть 10 мин.
А) Построение взвода и проверка внешнего вида 5 мин.
Б) Проверка  домашнего задания 5 мин.
  Основная часть 25 мин.
1для обучения правильному выполнению поворотов на месте командир строит подразделение в одну шеренгу и, выйдя перед серединой строя, приступает к отработке учебного вопроса, соблюдая следующую методическую последовательность:
I. Знакомит обучаемых со строевым приемом:
1 Называет строевой прием. Повороты на месте: «направо», «пол-оборота направо», «налево», «пол-оборота налево», «кругом».
2 Объясняет, где и в каких случаях этот строевой прием применяется. Повороты на месте одиночными военнослужащими выполняются:
- на всех занятиях;
- при подходе к начальнику и отходе от него;
- при постановке в строй.
Повороты на месте подразделениями выполняются:
- на занятиях;
- во время построений и передвижений.
3 Доводит команды, по которым выполняется строевой прием. Повороты на месте выполняются по командам: «Напра-ВО», «Пол-оборота напра-ВО», «Нале-ВО», «Пол-оборота нале-ВО», «Кру-ГОМ».
4 Образцово показывает выполнение строевого приема в целом. Для показа строевых приемов командир командует: «Показываю. Команду подаю себе. Смотрите».
Последовательно подает команды: «Напра-ВО», «Пол-оборота напра-ВО», «Нале-ВО», «Пол-оборота нале-ВО», «Кру-ГОМ» и показывает порядок выполнения поворотов на месте «направо», «пол-оборота направо», «налево», «пол-оборота налево» и «кругом».
Последовательно поворачиваясь к строю левым и правым боком осуществляет показ поворотов со всех сторон.
Руководитель может вызвать для показа строевых приемов наиболее подготовленного сержанта или солдата подразделения. В этом случае сержант (солдат) выполняют повороты на месте по его команде.
5 Доводит порядок выполнения строевых приемов, согласно требованиям Строевого устава. Повороты осуществляются:
- кругом (на 1/2 круга), налево (на 1/4 круга), пол-оборота налево (на 1/8 круга) производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке;
- направо (на 1/4 круга) и пол-оборота направо (на 1/8 круга) - в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке.
Повороты выполняются в два приема:
- первый прием - повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу;
- второй прием - кратчайшим путем приставить другую ногу.
6 Показывает приемы в медленном темпе по разделениям. Командир показывает выполнение поворотов на месте по разделениям в следующей последовательности: поворот направо (пол-оборота направо); поворот налево (пол-оборота налево); поворот кругом.
Для показа каждого поворота он командует: «Показываю. Команду подаю себе. Смотрите». Подает команду на выполнение очередного приема по разделения, показывает прием в медленном темпе, кратко поясняет свои действия и порядок выполнения приема.
Перед показом поворота кругом руководитель поясняет, что поворот кругом выполняется по команде «Кру-ГОМ» так же, как поворот налево, с той лишь разницей, что разворот корпуса делается на 180° (на 1/2 круга).
Командир уточняет, что выполнение поворота «пол-оборота направо» («пол-оборота налево») осуществляется по команде «Пол-оборота напра-ВО» («Пол-оборота нале-ВО»). При этом выполняются те же действия, что и при выполнении поворота «направо» («налево») соответственно, с той лишь разницей, что разворот корпуса делается не на 1/4 круга, а на 1/8 круга.
Выполняя поворот, командир обращает внимание на то, что этот прием должен выполняться не только с помощью ног, но и с резким движением корпуса в сторону поворота при соблюдении всех правил строевой стойки.
. .Перестроение отделения из одной шеренги в две и наоборот/
Для перестроения отделения из одной шеренги в две предварительно производится расчет на первый и второй. Командир отделения поясняет и показывает действия военнослужащих при расчете, обращая внимание на одновременность поворота головы с названием своего номера и быструю постановку ее в первоначальное положение. Затем командир отделения переходит к обучению перестроению из одной шеренги в две. Обучение этому приему рекомендуется проводить по разделениям на три счета. В начале обучения командир отделения приказывает одному из обучаемых стать рядом с собой с правой стороны и показывает действия второго номера при перестроении в две шеренги. Затем командир отделения подает команду на перестроение по разделениям.
После показа действий второго номера при перестроении отделения из одной шеренги командир сразу показывает обратное действие второго номера при перестроении из двухшереножного строя в одношереножный, напоминая, что для перестроения отделения на месте из сомкнутого двухшереножного строя в одношереножный оно предварительно размыкается на один шаг.
Обучение перестроению из двухшереножного строя в одношереножный также следует проводить на три счета.
После показа командир отделения тренирует обучаемых в перестроении.
При обучении перестроению отделения из одной шеренги в две и наоборот следует иметь в виду, что в обоих случаях движение руками не производится. При выравнивании отделения после перестроения в две шеренги интервалы между рядами сохраняются
Заключительная часть 10 мин.
Закрепление 7 мин
Отработка строевых приемов в составе отделений и одиночно.
Задание на дом 2мин.
1. Повороты на месте. Движение строевым и походным шагом.
2. Перестроение из одно-шереножного строя в двух шереножный и обратно
Выставление оценок 1 мин 
Преподаватель-организатор  НВП:______________________________________

                                                            
План – конспект №4
проведения урока по начальной военной подготовке по разделу
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА с учащимися 10 класса
 
Тема: Движение строевым и походным шагом. Повороты в движении.
Учебная цель: Ознакомить учащихся со строевым уставом.
Научить учащихся строевым приёмам. Прививать учащимся дисциплинированность и ответственность при выполнении команд и приказов. 
Воспитательная цель: Воспитать у учащихся дисциплинированность, аккуратность, точность в выполнении команд.
Время: _______
Метод. Практический показ, тренировка.
Место проведения занятий. Строевая площадка.
Руководство и пособия. Строевой Устав ВС РК. Учебник по НВП.
 Учебные вопросы:
1. Движение строевым и походным шагом.
2. Повороты в движении.
Ход занятия
 Вводная часть 5 мин.
А) Построение взвода и проверка внешнего вида 5 мин.
  Изложение основного материала 35 мин.
1. Движение строевым шагом.
Строевой шаг является одним из наиболее сложных и трудных по усвоению строевых приемов. Правильное выполнение строевого шага требует от обучаемых особой собранности, подтянутости, четкости, согласованного движения рук и ног.
Для обучения правильному выполнению движения строевым шагом командир строит подразделение в одну шеренгу и, выйдя перед серединой строя, приступает к отработке учебного вопроса, соблюдая следующую методическую последовательность:
I. Знакомит обучаемых со строевым приемом:
1 Называет строевой прием. Движение строевым шагом.
2 Объясняет, где и в каких случаях этот строевой прием применяется. Строевой шаг применяется:
- при прохождении подразделений торжественным маршем;
- при выполнении подразделениями воинского приветствия в движении;
- при подходе военнослужащего к начальнику и при отходе от него;
- при выходе из строя и возвращении в строй;
- на занятиях по строевой подготовке.
3 Доводит команды, по которым выполняется строевой прием. Движение строевым шагом начинается по команде «Строевым шагом - МАРШ» (в движении «Строевым - МАРШ»).
4 Образцово показывает выполнение строевого приема в целом. Образцовый показ строевого шага командир осуществляет так, чтобы обучаемые имели возможность видеть этот прием с различных направлений.
Для показа строевого приема руководитель поворачивается направо (налево), выходит на правый (левый) фланг строя и командует: «Показываю. Команду подаю себе. Смотрите». Подает команду: «Строевым шагом - МАРШ» и показывает порядок движения строевым шагом с места.
Пройдя до конца развернутого строя подразделения, он останавливается и снова по команде «Строевым шагом - МАРШ» движется вдоль строя до противоположного фланга.
Руководитель может вызвать для показа строевого приема наиболее подготовленного сержанта или солдата подразделения. В этом случае сержант (солдат) выполняет строевой прием по его команде.
5 Доводит порядок выполнения строевого приема, согласно требованиям Строевого устава. Движение строевым шагом осуществляется с темпом 110-120 шагов в минуту. Размер шага - 70-80 см.
Движение строевым шагом начинается по команде «Строевым шагом - МАРШ» (в движении «Строевым - МАРШ»).
По предварительной команде необходимо:
- подать корпус несколько вперед, перенести тяжесть его больше на правую ногу, сохраняя устойчивость;
- по исполнительной команде начать движение с левой ноги полным шагом.
При движении строевым шагом ногу с оттянутым вперед носком выносить на высоту 15-20 см от земли и ставить ее твердо на всю ступню.
Руками, начиная от плеча, производить движения около тела:
- вперед - сгибая их в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пряжки пояса на ширину ладони и на расстоянии ладони от тела, а локоть находился на уровне кисти;
- назад - до отказа в плечевом суставе.
Пальцы рук полусогнуты, голову держать прямо, смотреть перед собой.
6 Показывает подготовительные упражнения в медленном темпе по разделениям. Командир показывает порядок выполнения подготовительных упражнений, необходимых для закрепления отдельных элементов строевого шага перед его тренировкой.
Последовательность показа этих упражнений может быть следующей:
- движение руками;
- обозначение шага на месте;
- движение строевым шагом на четыре счета;
- движение строевым шагом на два счета.
Для показа каждого подготовительного упражнения руководитель командует: «Показываю. Команду подаю себе. Смотрите». Подает команду на выполнение очередного упражнения, показывает порядок его выполнения в медленном темпе, кратко поясняет свои действия и порядок выполнения приема.
Походный шаг применяется во всех остальных случаях. При движении походным шагом ногу следует выносить свободно, не оттягивая носок, и ставить её на землю, как при обычной ходьбе, руками производить свободные движения около туловища. При движении походным шагом по команде «Смирно!» надо перейти на строевой шаг, а при движении строевым шагом по команде «Вольно!» - на походный шаг. 
 
Заключительная часть 10 мин.
Закрепление 7 мин
Отработка строевых приемов в составе отделений и одиночно.
Задание на дом 2мин.
4. Задание на дом:
1. Движение строевым и повороты в движении.
 Преподаватель-организатор  НВП:________________________________
                                                               
План – конспект №5
проведения урока по начальной военной подготовке по разделу
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА с учащимися 10 класса
 
Тема: Движение строевым и походным шагом. Повороты в движении.
Учебная цель: Ознакомить учащихся со строевым уставом.
Научить учащихся строевым приёмам. Прививать учащимся дисциплинированность и ответственность при выполнении команд и приказов. 
Воспитательная цель: Воспитать у учащихся дисциплинированность, аккуратность, точность в выполнении команд.
Время: _______
Метод. Практический показ, тренировка.
Место проведения занятий. Строевая площадка.
Руководство и пособия. Строевой Устав ВС РК. Учебник по НВП.
 Учебные вопросы:
1. Движение строевым и походным шагом.
2. Повороты в движении.
Ход занятия
 Вводная часть 5 мин.
А) Построение взвода и проверка внешнего вида 5 мин.
 
 Изложение основного материала 35 мин.
 Повороты в движении.
Для обучения правильному выполнению поворотов в движении командир строит подразделение в одну шеренгу и, выйдя перед серединой строя, приступает к отработке учебного вопроса, соблюдая следующую методическую последовательность:
I. Знакомит обучаемых со строевым приемом:
1 Называет строевой прием. Повороты в движении: «направо», «пол-оборота направо», «налево», «пол-оборота налево», «кругом».
2 Объясняет, где и в каких случаях этот строевой прием применяется. Повороты в движении применяются:
- для изменения направления движения строем;
- при выходе из строя и подходе к начальнику;
- при отходе от начальника и возвращении в строй;
- в других случаях по командам командира.
3 Доводит команды, по которым выполняется строевой прием. Повороты в движении выполняются по командам: «Напра-ВО», «Пол-оборота напра-ВО», «Нале-ВО», «Пол-оборота нале-ВО», «Кругом - МАРШ».
4 Образцово показывает выполнение строевого приема в целом. Образцовый показ поворотов в движении командир осуществляет, двигаясь строевым шагом перед строем, так, чтобы обучаемые имели возможность видеть все приемы с различных направлений.
Для показа строевых приемов руководитель выходит на середину строя и командует: «Показываю. Команду подаю себе. Смотрите». Последовательно подает команды: «Строевым шагом - МАРШ», и в процессе движения, в различной последовательности: «Напра-ВО», «Пол-оборота напра-ВО», «Нале-ВО», «Пол-оборота нале-ВО», «Кругом - МАРШ» и показывает порядок выполнения строевых приемов со всех возможных сторон.
Командир может вызвать для показа строевых приемов наиболее подготовленного сержанта или солдата подразделения. В этом случае сержант (солдат) выполняют движение строевым шагом и повороты в движении по его командам.
5 Доводит порядок выполнения строевых приемов, согласно требованиям Строевого устава. Повороты осуществляются:
- для поворота направо (пол-оборота направо) исполнительная команда подается одновременно с постановкой на землю правой ноги. По этой команде с левой ноги сделать шаг, повернуться на носке левой ноги, одновременно с поворотом вынести правую ногу вперед и продолжать движение в новом направлении;
- для поворота налево (пол-оборота налево) исполнительная команда подается одновременно с постановкой на землю левой ноги. По этой команде с правой ноги сделать шаг, повернуться на носке правой ноги, одновременно с поворотом вынести левую ногу вперед и продолжать движение в новом направлении;
- для поворота кругом исполнительная команда подается одновременно с постановкой на землю правой ноги. По этой команде сделать еще один шаг левой ногой, вынести правую ногу на полшага вперед и несколько влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног, продолжать движение с левой ноги в новом направлении.
При поворотах движение руками производится в такт шага.
6 Показывает приемы в медленном темпе по разделениям. Командир показывает выполнение поворотов в движении по разделениям в следующей последовательности: поворот направо (пол-оборота направо); поворот налево (пол-оборота налево); поворот кругом.
Для показа каждого поворота он командует: «Показываю. Команду подаю себе. Смотрите». Подает команду на выполнение очередного приема по разделениям, показывает прием в медленном темпе, кратко поясняет свои действия и порядок выполнения приема.
В момент показа руководитель поясняет, что четкий и правильный поворот в движении обеспечивается сочетанием резкого рывка корпуса в сторону поворота с энергичным выносом соответствующей ноги вперед в новом направлении движения.
Командир уточняет, что выполнение поворота «пол-оборота направо» («пол-оборота налево») осуществляется по команде «Пол-оборота напра-ВО» («Пол-оборота нале-ВО»). При этом выполняются те же действия, что и при выполнении поворота «направо» («налево») соответственно, с той лишь разницей, что разворот корпуса делается не на 1/4 круга, а на 1/8 круга
Заключительная часть 10 мин.
Закрепление 7 мин
Отработка строевых приемов в составе отделений и одиночно.
Задание на дом 2мин.
4. Задание на дом:
1. Движение строевым и . Повороты в движении.
 Преподаватель-организатор  НВП:________________________________
План – конспект №6
проведения урока по начальной военной подготовке по разделу
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА с учащимися 10 класса
 Тема: Воинское приветствие на месте и в движении в головном уборе  и без него. Ответ на приветствие в движении.
Учебная цель: Ознакомить учащихся со строевым уставом. Научить учащихся строевым приёмам.
Прививать учащимся дисциплинированность и ответственность при выполнении команд и приказов. 
Воспитательная цель: Воспитать у учащихся дисциплинированность, аккуратность, точность в выполнении команд.
Время: _____
Метод. Практический показ
Место проведения занятий. Строевая площадка.
Руководство и пособия. Строевой Устав ВС РК. Учебник по НВП.
 
Учебные вопросы:
1. Воинское приветствие на месте и в движении в головном уборе и без него.
2. Ответ на приветствие в движении.
 Ход занятия
 Вводная часть 5 мин.
А) Построение взвода и проверка внешнего вида 5 мин.
 Изложение основного материала 35 мин.
Обучение воинскому приветствию на месте вне строя командир начинает в разомкнутом на 5-6 шагов одношереножном строю, сначала без головного убора, а потом – при надетом головном уборе. Находясь перед серединой строя, он приступает к отработке учебного вопроса, соблюдая следующую методическую последовательность:
I. Знакомит обучаемых со строевым приемом:
1 Называет строевые приемы. Воинское приветствие на месте вне строя без головного убора;
Воинское приветствие на месте вне строя при надетом головном уборе.
2 Объясняет, где и в каких случаях эти строевые приемы применяются. Воинское приветствие на месте вне строя без головного убора и при надетом головном уборе применяется:
- для приветствия начальника (старшего) одиночными военнослужащими на месте вне строя.
3 Доводит команды, по которым выполняется строевой прием. Строевые приемы выполняются без команд, самостоятельно за три-четыре шага до подхода начальника (старшего).
4 Образцово показывает выполнение строевого приема в целом. Образцовый показ воинского приветствия на месте вне строя командир осуществляет сначала без головного убора, а затем при надетом головном уборе так, чтобы обучаемые имели возможность видеть выполнение этих приемов при движении начальника с различных направлений (справа, слева, с тыла и с фронта).
Для большей наглядности он вызывает из строя одного военнослужащего для обозначения начальника и приказывает ему двигаться вдоль строя так, чтобы остальные видели действия выполняющего воинское приветствие (руководителя занятия) при подходе начальника с различных направлений.
Для показа строевых приемов руководитель выходит на середину строя и командует: «Показываю. Команду подаю себе. Смотрите». Последовательно подает команды, например: «Выполнение воинского приветствия, начальник справа (слева, сзади справа и т.д.)», а для «начальника» - «Рядовой Иванов - шагом - МАРШ» и показывает порядок выполнения строевых приемов со всех возможных сторон. Перед выполнением строевого приема без головного убора подает себе команду: «Головной убор - СНЯТЬ». Выполнив воинское приветствие без головного убора, подает команду: «Головной убор - НАДЕТЬ» и надевает головной убор..5 Доводит порядок выполнения строевого приема, согласно требованиям Строевого устава. Для выполнения воинского приветствия на месте вне строя без головного убора.
Военнослужащий за три-четыре шага до начальника (старшего) поворачивается в его сторону, принимает строевую стойку и смотрит ему в лицо, поворачивая вслед за ним голову.
Когда начальник (старший) минует выполняющего воинское приветствие, голову поставить прямо. Для выполнения воинского приветствия на месте вне строя при надетом головном уборе.
Военнослужащий за три-четыре шага до начальника (старшего) поворачивается в его сторону, принимает строевую стойку, прикладывает кратчайшим путем правую руку к головному убору так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, средний палец касался нижнего края головного убора (у козырька), а локоть был на линии и высоте плеча и смотрит ему в лицо, поворачивая вслед за ним голову.
При повороте головы в сторону начальника (старшего) положение руки у головного убора остается без изменения.
Когда начальник (старший) минует выполняющего воинское приветствие, голову поставить прямо и одновременно с этим опустить руку.
6 Показывает строевые приемы в медленном темпе и по разделениям. Командир показывает порядок выполнения воинского приветствия на месте вне строя по разделениям в следующей последовательности:
- выполнение воинского приветствия на месте вне строя без головного убора по разделениям на три счета (без поворота в сторону начальника);
- выполнение воинского приветствия на месте вне строя без головного убора по разделениям на четыре счета (с поворотом в сторону начальника);
- выполнение воинского приветствия на месте вне строя в головном уборе по разделениям на четыре счета (без поворота в сторону начальника);
- выполнение воинского приветствия на месте вне строя в головном уборе по разделениям на пять счетов (с поворотом в сторону начальника).
Для показа каждого подготовительного упражнения руководитель командует: «Показываю. Команду подаю себе. Смотрите». Подает команду на выполнение очередного приема по разделениям, показывает прием в медленном темпе, кратко поясняет свои действия и порядок выполнения приема.
Заключительная часть 10 мин.
1. Напомнить тему, цели урока и как они достигнуты.
2. Объявить раздел и тему следующего занятия.
3. Задание на дом:
1. Воинское приветствие на месте и в движении в головном уборе и без него.
2. Ответ на приветствие в движении.
 
Преподаватель-организатор  НВП:____________________________
План – конспект №7
проведения урока по начальной военной подготовке по разделу
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА с учащимися 10 класса
 
Тема. Выход из строя и возвращения в строй.
           Подход к начальнику и отход от него.
Учебная цель: Ознакомить учащихся со строевым уставом. Научить учащихся строевым приёмам. Прививать учащимся дисциплинированность и ответственность при выполнении команд и приказов. 
Воспитательная цель: Воспитать у учащихся дисциплинированность, аккуратность, точность в выполнении команд.
Время: _______
Метод. Практическое занятие. 
Место проведения занятий. Кабинет НВП.
Руководство и пособия. Строевой Устав ВС РК. Учебник по НВП.
 Учебные вопросы:
1. Выход из строя и возвращения в строй.
2. Подход к начальнику и отход от него.
 Ход занятия
 Вводная часть 15 мин.
А) Построение взвода и проверка внешнего вида 5 мин.
Б) Проверка  домашнего задания 10 мин.
 
 Основная часть 30 мин.
Изложение основного материала 25 мин.
1. Выход из строя: Для выхода из строя подаётся команда, пример: «Рядовой петров, выйти из строя». Военнослужащий, услышав свою фамилию, отвечает «Я», а по команде выйти из строя  отвечает «Есть». Выходит строевым шагом на три шага и поворачивается лицом к строю. При выходе из второй шеренге он слегка накладывает левую руку на плечо впереди стоящего, который делает шаг вперёд, и не приставляя правой ноги, делает шаг в правую сторону, пропуская выходящего военнослужащего.
Для возвращения в строй подаётся команда: «Рядовой петров, встать в строй». Военнослужащий, услышав свою фамилию, поворачивается лицом  к начальнику и отвечает  «Я», а по команде «Встать в строй», приложив руку, отвечает «Есть» и встает в строё.   
2. Подход к начальнику:  Начальник подаёт команду « Рядовой петров ко мне». Военнослужащий, услышав свою фамилию, отвечает «Есть». Сделав 1-2 шага из строя на ходу поворачивается в сторону начальника, кротчайшим путём строевым шагом подходит к нему за 2-3 шага от него и останавливается. Одновременно с поставлением   ноги  прикладывает руку к головному убору и докладывает.
При отходе от начальника военнослужащий, получив разрешения встать в строй, прикладывает правую руку к головному убору, отвечает «Есть» и кротчайшим путём возвращается в строй.
МСО действует в развёрнутом и походном строю. Построение производится по команде «Отделение, в одну шеренгу становись». Построение в колонну по одному, по два производится по команде «Отделение в колонну по одному, по два  Становись»
Движение МСО начинается по команде «Отделение шагом марш». Все военнослужащие начинают движение с левой ноги. Остановка МСО производится по команде «Отделение стой». По команде «Отделение разойдись» военнослужащие выходят из строя.
 Заключительная часть 5 мин.
1. Напомнить тему, цели урока и как они достигнуты.
2. Выделить лучшие ответы и недостатки по контрольному опросу.
3. Объявить раздел и тему следующего занятия, а также форму одежды.
4. Задание на дом:
1. Выход из строя и возвращения в строй.
2. Подход к начальнику и отход от него.
 
Преподаватель-организатор  НВП: ______________________________
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………………….3-4
Строй и его элементы. Предварительная и исполнительная команда.  Обязанности солдата перед построением и в строю………….5-8
Строевая стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Головные уборы (головной убор) - СНЯТЬ – НАДЕТЬ……………………………………………………………………8-11
Повороты на месте. Перестроение из одношереножного строя в двух  шереножный и обратно…………………………………………...12-15
Движение строевым и походным шагом.
Повороты в движении…………………………………………………..16-21
Воинское приветствие на месте и в движении в головном уборе  и без него. Ответ на приветствие в движении……………………………….22-24
Выход из строя и возвращения в строй. Подход к начальнику и отход от него…………………..................................................................................25-26