Формирование общеучебных навыков в процессе развития связной речи на уроках русского языка в 7-х классах


Формирование общеучебных навыков в процессе развития связной речи на уроках русского языка в 7-х классах Учитель русского языка и литературы Овчинникова И.В. ЦЕЛЬ: развитие письменной речи учащихся и формирование их лингвистической компетенции ЗАДАЧИ:1). Изучить и проанализировать литературу и практический опыт по данной проблеме.2). Развивать интерес к своему предмету.3). Активизировать самостоятельную познавательную деятельность ученика, совершенствовать речевое творчество учащихся.4). Формировать у учеников навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.5). Обучать детей умению правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.6) Описать свой опыт работы по данной теме. интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы);трудностью восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации; тематической разобщенностью материала;происходит развитие аудио-видео-компьютерных технологий, способствующих получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам;русский язык относится к основным дисциплинам, вызывающим малый интерес современных школьников;непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни. Система работы по развитию речи V – VII классов учитывает следующие положения:Связь работы по развитию речи с жизненными впечатлениями обучающихся («пиши и говори о том, что видел, пережил»);Взаимосвязь устной и письменной речи;Связь с изучением русского языка, уроками литературы и внеклассного чтения;Опора на метапредметные связи. Зрительный диктант:Пишу на карточках, доске слова, например: преодолеть, препятствие. Потом мы их проговариваем, выделяем безударную гласную, а затем пишем по памяти. Картинный диктант:Показываю карточку-картинку, дети называют изображенный на ней предмет, записывают слово, обозначающее этот предмет, ставят ударение и выделяют безударные гласные. Выборочный диктант:Выписать словарные слова по картине. Например, картина «Москва». Дети пишут слова: город, Москва, столица, автобус, автомобиль, магазин. Буквенный диктант:Например, изучая тему «Непроверяемые гласные в корне слова», я подбираю слова с непроверяемыми гласными А и О в корне слова, оговариваю с ребятами способ оформления записи. Слова детям писать не нужно, они записывают только букву, которую нужно запомнить. Словарный диктант с использованием загадок:Например, тема «Правописание гласных после шипящих и Ц» :Не моторы, а гудят,Не пилоты, а летят,Не змеи, а жалят.(пчелы) Творческий диктант (лексический диктант):заменить развернутое определение одним словом. Например: Задание: в первом слоге каждого слова находится гласная — О -, не проверяемая ударением. По словесному описанию определить понятие и записать его одним словом.Горящая куча хвороста (костер).Пищевые продукты, помещенные в банки (консервы).Головка капусты (кочан).Отвар из фруктов и ягод с сахаром (компот).Застывшая масса из бобов какао с сахаром (шоколад).Лопата с загнутыми краями (совок).Задняя часть судна (корма).Металлический денежный знак (монета). Вопросы для первичного восприятия картины:Что вы видите на картине?Что изображено в центре картины?Что вы видите на заднем плане?Не каком фоне изображены предметы?Какое время года изображено на картине?Какой день показал художник?Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?Какие цвета использовал художник?Какой цвет преобладает?Кто главный герой картины? Как вы догадались?Что можно сказать о главном герое?Почему художник дал такое название картине?Как бы вы ее назвали?Нравится ли вам картина? Почему?Какое настроение она вызывает? Почему? Для формирования монологической речи целесообразны следующие задания:Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на…Составьте предложения на тему этой картины.Назовите признаки предметов картины (цвет, объем, формы). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст.Составьте описание картины по плану, записанному на доске.Составьте описание картины по опорным словам, записанным на доске (можно попросить определить их самостоятельно).Выразите свое отношение к картине.Опишите ситуацию, изображенную на картине.Составьте план описания картины, выбрав подходящие фразы из предложенных. Вопросы, требующие обоснования собственного понимания картины, например:Почему художник захотел изобразить именно эти предметы? (это время года, этот пейзаж…)Почему художник использовал контрастные цвета в изображении?Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.К какому жанру живописи вы отнесете эту картину? Почему? СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!