Принципы подбора аккомпанемента к народной песне на примере белорусской народной песни Сел комарик на дубочек
МБУДО «Коммунаровская ДШИ»
авторская работа концертмейстера класса индивидуального вокала
Козыревой М.Н.
ПРИНЦИПЫ ПОДБОРА АККОМПАНЕМЕНТА К НАРОДНОЙ ПЕСНЕ НА ПРИМЕРЕ БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ «СЕЛ КОМАРИК НА ДУБОЧЕК»
2016 г.
В классе индивидуального вокала концертмейстеру очень часто приходиться сталкиваться с полным отсутствием нотного воплощения аккомпанемента к различного рода мелодиям - народным, эстрадным, джазовым. И если обращение к такого рода музыке формирует разнообразный ученический репертуар, то в плане подбора аккомпанемента создаются определенные трудности-музыкальное сопровождение должно быть и легким в плане фактуры, и разнообразным в музыкальном аспекте, и должно быть подобрано с учетом вокальных особенностей конкретного ученика. В своей работе предлагаю рассмотреть одну из сторон проблемы - подбор музыкального сопровождения к народной песне.
Надеюсь, что принципы, озвученные мной в этой работе, подскажут начинающим концертмейстерам направление творческого поиска в подборе музыкального сопровождения к народной песне.
В качестве примера возьмем белорусскую народную песню «Сел комарик на дубочек», которую в нашем классе исполняла ученица 1-ого класса (возраст-7лет), обладающая уровнем вокальных данных выше среднего.
Для начала определим вокальные возможности ученицы.
Во-первых, несмотря на хороший музыкальный слух и голосовую координацию, ученице постоянно требуется и еще довольно долгое время будет требоваться дублирование мелодии на фортепиано, т.к. на начальной стадии обучения ученик еще не может самостоятельно на протяжении всего музыкального произведения удерживать свою партию интонационно чисто. В любой момент может произойти интонационный срыв, и прозвучит фальшивая нота. А это для вокалиста является недопустимой ошибкой.
Во-вторых, записанная в соль мажоре мелодия, не удовлетворяет тесситурным возможностям ученицы, поэтому мной и педагогом было принято решение транспонировать мелодию на 1тон вверх. Соответственно песня прозвучит в тональности ля мажор, а значит более звучно, более звонко и легче для нашей ученицы.
В-третьих, голосовой аппарат ребенка еще не разработан, еще не сформированы навыки правильного вдоха, выдоха, еще не «прижились» верные ощущения, поэтому учащемуся необходимы проигрыши после каждого куплета для расслабления голосовых связок, для отдыха, для настройки на следующий куплет. Для этой цели мной был сформирован двухтакт, который имитирует два последних такта вокального текста, как бы «допевая» партию солиста. Его я записала в широкой фортепианной фактуре с «покачиваниями» восьмых в левой руке. Это «покачивание» хорошо вписывается в образную зарисовку нашей песенки, также заполняя движением небыстрый темп произведения. В правой руке мелодия записывается с дублированием в октаву и с добавлением второго голоса на терцию ниже.
Кроме того, обязательны вступление и заключение. Вступление заключается в припеве, изложенным в фортепианной фактуре, а заключение – немного видоизмененный проигрыш.
В-четвертых, аккомпанемент должен отображ
·ать исполнительские моменты, задуманные педагогом и концертмейстером, касающиеся агогики, динамики, темпо-ритмических значений.
Ключевым моментом при подборе аккомпанемента к народной песне является повествовательное значение слов: «комарик сел», «он сидит и напевает, черных мушек забавляет», «туча с неба налетела», «две мушки подлетали», «комара под ручки брали, в постельку клали».
Возьмем каждую фразу и разберем её музыкальное воплощение.
1 куплет - «Комарик сел» - тихое лирическое вступление, ничего не происходит. Аккомпанемент рисует образ комарика при помощи следующих приемов - использован верхний регистр так, что мелодия оказывается в левой руке, в гармонии используется остинато на Доминанте (звук «ми» гармонизуется то Тоникой, то Доминантой), благодаря чему достигается статичность движения и хрупкость комариного образа.
2 куплет – «Он сидит и напевает, черных мушек забавляет». Сами слова способны вызвать улыбку у слушателя, ну а концертмейстеру необходимо поддержать её шутливое воплощение. Здесь предлагаю левую руку заполнить легкими стаккатированными восьмыми, которые будут отвечать запросам музыкального юмора. Кроме мелодии и восьмых в левой руке, необходимо также дать солисту гармоническую опору.
Это касается не только 2 куплета, но и всего произведения в целом.
3 куплет – «Туча с неба налетела, грозным громом загремела» - произошло событие. Раскаты грома воплощены в тремоло в левой руке, а то как комарика сдуло – потоком шестнадцатых, причем волна шестнадцатых «накрывает» мелодию на слове «сдула».
4 куплет – «Тут две мушки подлетали» - продолжение шутливого рассказа. Веселое настроение поддерживается веселым танцевальным ритмом в левой руке. Шестнадцатые лучше звучат на вторую четверть такта, где вокалист тянет длинную ноту, и левая рука пианиста не сможет сбить или заглушить неокрепший голос ученика.
5 куплет – «Комара под ручки брали, в дом вели в постельку клали». Ключевое слово – «в постельку». Аккомпанемент рисует образ колыбельной покачиваниями в правой руке. Расположение аккорда таково, что оно навевает «воспоминание» о первом куплете – тот же верхний регистр, та же статичность движения.
Но этот музыкальный «отдых» длится недолго. Уже на словах «ой, люли, люли» возвращается танцевальный ритм из предыдущего куплета. В 5 куплете педагогом добавлены две цезуры, которые ученица исполнительски переживает, благодаря чему контрастное облачение 5 куплета получается композиционно оправдано.
В заключении произведения фортепиано блестящим потоком восьмых озвучивает верхний регистр, ставя восклицательный знак в конце шутливой песенки.
Надеюсь, что этот подробный анализ подобранного аккомпанемента поможет начинающему концертмейстеру справиться с подбором музыкального сопровождения и к другим народным песням.
Полную версию аккомпанемента смотрите в приложении.
15