Разработка урока ИЗО Волшебные узоры Гжели. (5класс)

«Современный урок в условиях введения ФГОС предметов образовательной области «Искусство»




Тема урока
«Волшебные узоры Гжели»








Выполнила:
Учитель ИЗО и музыки
Пасхина Надежда Геннадьевна
МБОУ «Новопокровская ООШ»










Учебный предмет: ИЗО
Класс: 5
Тема урока: Волшебные узоры Гжели.

Цели:
Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, особенностью росписи.
Научиться выполнять узоры в технике Гжельской росписи.
Сформировать навыки составления декоративной композиции.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.
Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель)

Планируемые результаты:
Личностные:
Стремление к самостоятельной творческой деятельности;
Развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;
Проявлять интерес к истории и культуре своего народа;

Метапредметные:

Регулятивные:
Развитие способности к поэтапному планированию выполнения работы (от простого - к сложному)
Уметь самостоятельно создавать эскиз будущего узора;

Познавательные:
Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа декора;
Самостоятельное моделирование узора гжельской росписи.

Коммуникативные:
Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме;
Планирование учебного сотрудничества.

Предметные:
Владеть знаниями о специфике и особенностях выполнения узоров гжельской росписи;
Использовать в своей творческой работе разнообразные композиционные решения.







Оборудование и материалы:
Презентация «Сказочная Гжель»
Схемы-таблицы с изображением гжельских узоров
Художественные материалы
Гжельская керамика и иллюстрации с её изображением
Вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;

Схема урока

ЭТАП
ЦЕЛЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Мотивационный этап
Цель: пробудить у учащихся интерес к деятельности на личностно-значимом уровне.
Учитель создаёт условия для возникновения внутренней положительной мотивации ребёнка.

-самоопределение (Л)
-целеполагание (Р)
-включение детей в деятельность (П)
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)


Постановка учебной задачи
Цель: научить учеников особенностям, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям
Учитель проводит побуждающий диалог, подводящий к теме.
Учащиеся
-ставят цель;
- согласовывают тему урока;
- строят план достижения цели;
- определяют средства, ресурсы и сроки.
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
- аргументация своего мнения
- учет разных мнений
- разрешение конфликтов

Открытие нового знания







Цель: познакомить с традиционными видами росписи, материалами и технологиями

Учитель даёт новую информацию, алгоритм действий к решению поставленной цели.
-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)
- волевая саморегуляция (Р)
- проявлять интерес к истории и культуре своего народа(Л)
- осознание своей национальной принадлежности (Л)


Актуализация знаний изученного материала
Цель: научать выполнять эскизы и простейшие композиции, кистевые упражнения.
Понимание расположения узора.

Учитель проводит фронтальный опрос с целью актуализации полученных знаний.
- извлечение необходимой информации (П)
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
- постановка и формулирование проблемы (П)
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
- учет разных мнений (К)
- аргументация своего мнения (К)

Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Решение типовых заданий на новый способ действия с проговариванием алгоритма.
Учитель учит учащихся основным приемам кистевого письма в традициях промысла;
для учащихся – выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого пприема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы.



Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Используется индивидуальная форма работы. Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки. В завершение организуется рефлексия.
Учитель акцентирует внимание на ключевых моментах при выполнении задания, а так же ведёт наблюдение за процессом создания композиционных решений
анализ, синтез, обобщение, классификация (П)
- выполнение действий по алгоритму (П)
- доказательство (П)
- контроль (Р)
- коррекция (Р)
- оценка (Р)
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цель: закрепить полученные знания через анализ выполненных работ. Выявляются границы применимости нового знания
Учитель организует поисковая работа учеников в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов.
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л)
- подведение под понятие (П)
-выведение следствий (П)
- построение логической цепи рассуждений (П)
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
- контроль, коррекция, оценка (Р)
- постановка вопросов (К)
- управление поведением одноклассников (К)
- адекватное использование речевых средств(К)

Рефлексия учебной деятельности на уроке
2-3 минуты
Цель: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.
Вопросы к учащимся:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать еще?
рефлексия способов и условий действия (П)
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
- самооценка на основе критерия успешности (Л)
- адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности (Л)
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
- адекватная оценка своего поведения и поведения окружающих.


В кабинете оформлена выставка Гжельской керамики, на доске висят иллюстрации и схемы-таблицы с её изображением.
В кабинете звучит вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов.

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте дорогие ребята!
Ученики: Здравствуйте!
Учитель: А теперь поздороваемся и улыбнёмся друг другу.
Хорошо, молодцы!!!!
Добрый день всем, кто хочет сегодня  окунуться в мир творчества, стать настоящим мастером росписи, создать свой мир и преподнести его на блюдце самым близким нам людям. Вступительное слово учителя.
Сегодня я хочу начать наш урок со стихотворения

Есть в Подмосковье такое местечко Белая рощица, синяя речка. В этой негромкой российской природе Слышится эхо волшебных мелодий. И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра слышней. Расцветает Гжель васильковая, Незабудковая Гжель! П.Синявский
Постановка цели урока. - С каким видом декоративно – прикладного искусства мы сегодня познакомимся на уроке?
Ученики: Гжельская роспись - А что же, ещё мы с вами должны узнать на уроке?
Ученики:  Наверное, мы должны узнать историю гжельской росписи. - Должны научиться украшать посуду гжельской росписью
Новый материал. Показ презентации «Сказочная Гжель»

(слайды 1)
А теперь послушайте легенду. Давным–давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили племена первобытных людей, в одном из племён жил молодой человек. Был он не таким как все. Нет, на охоту он, конечно, ходил, да только всё время на что-нибудь отвлекался – то камушек разглядывает, то на земле или камне что-нибудь рисует. И вот однажды нашёл он странную землю. Была та земля мягкой и податливой. Что хочешь из неё делай! И человек сделал горшок. Правда был тот горшок ещё не очень хорошим, пропускал воду, трескался. Но ведь начало – половина дела. Благодаря этому человеку в племени появилась первая посуда.
Прошло ещё много времени, может быть целые столетия, и другие люди додумались для прочности обжигать горшки на огне. Тогда к горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. В нём варили еду, хранили воду и съестные припасы.
Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы маленькие, а подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. И форма была то совсем простая, а то замысловатая.
(слайд 2) Сейчас всю глиняную посуду называют керамикой. Это слово произошло от греческого «керамос», что и значит глина.
Керамика бывает разная. Один из видов её – майолика, т.е. посуда, сделанная из цветной глины. А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины.
И все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров (слайд 3).
(слайд 4) ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь».
(слайды 5 -8) это белоснежные чайники, подсвечники, часы, фигурки людей, животных, шахматы.
И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.
За что гжель нравится всем? Чем она отличается?
Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Всего одна краска а какая нарядная и праздничная получилась роспись!
(слайд 9) самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображается крупно, широкими мазками. А иногда написана тонкой кистью. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всех поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только её лепестки.
(слайд 10 - 14) Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасники – декоративные кувшины, с кольцевидным туловом, высокий куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырёх округлых ножках.
Кумганы – подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе. Кувшины, тарелки, блюда, чашки и многое другое.
Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные и весёлые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею (слайд 15)
- Итак, мы с вами на миг очутились в мастерской Гжели. Понравились ли вам изделия, расписанные Гжельской росписью? - Скажите, пожалуйста, за что же всем нравится Гжель? Ответы учащихся. - Она нравится, прежде всего, своим цветом. - Бело-синий. - Да, прежде всего своим цветом.
Учитель: - Ребята, а давайте закроем глаза и представим это чудо преображения. Пусть сказка родится из белого листа, в этом белом листе есть все и белый дом, и замерзшая река, сосульки и дым, даже белая песня петуха, надо только все это увидеть.
-Представили?
- Молодцы!
А теперь мысленно добавьте голубой цвет.
-Получилось?
- Вот вы и создали первый шедевр в воображаемом мире в сине-белом цвете. В стили гжель. - А как же называется многоцветная роспись по белому?
Ученики: Майоликой. - Чем отличается фарфор от фаянса?
Ученики: Фарфор делают из необыкновенно белой глины, а фаянс просто из белой глины. - Спасибо. - Оказывается, если мы внимательно посмотрим вокруг, нас с вами окружают предметы, расписанные гжельской росписью.
Работа с выставкой изделий расписанных Гжельской росписью
Это и скатерти и полотенца, которые расписаны мотивами гжельской росписи. Ну, а из посуды мы встречаем вазы, кувшины.
Обратите внимание, что самым излюбленным узором в гжельской росписи является – роза. Но бывает, что самой розы нет, а есть только лепестки. В основе всей гжельской росписи лежит – завиток. Это основные элементы гжельской росписи. ( можно опираться на демонстрационные таблицы на доске)
- Сегодня на уроке, я предлагаю вам, попробовать себя в роли художников гжельской росписи
- Какие цвета вы будете использовать в своей работе?
Ученики: Синий, белый - Какие элементы росписи помогут вам в выполнении работы?  Ученики:  Завиток, лепестки, роза, волнистая линия.
Учитель: -Приступая к работе давайте освоим приёмы выполнения гжельской росписи.
Обратите внимание на схемы – таблицы на доске. Берём лист бумаги лежащий на столе и выполняем вместе элементы росписи.
Приёмы работы в технике гжельской росписи:
- «Мазок на одну сторону» или «мазок с тенями» ( краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладём мазок на поверхность)
- Мазок – пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая. Она, то подчеркивает форму цветка, листика, а то вдруг весело побежит по краю горловины сосуда или рассыплется, стебельками завьется спирально усиков.
-Ну что ж всем удачи! Приступаем к работе.
Практическая работа
Задание:
а) вырезать из бумаги выразительную форму посуды.
б) роспись посуды.
Анализ выполненных работ
Замечательно ребята,
Постарались от души,
- Я попрошу все работы поставить на демонстрационный стол.
- Садитесь удобно, посмотрите на свои работы. (Выставка работ обучающихся)
-Чем замечательны ваши блюдца?
- О чем вы думали, когда расписывали их?
-С какими чувствами сочетали синий и белый цвет в единую композицию?
Выслушиваются мнения нескольких учащихся.
-Я думаю, что ваши блюдца получились чудесные, дивные, волшебные, прекрасные!
-Что вы будете делать со своими блюдцами?
-А сейчас поиграем игру «Определи народный промысел» (Учащимся предлагаются карты с различными образами декоративно-прикладного творчества. Цель правильно определить тот или иной вид промысла).

Итог урока.
1.Керамика – что означает это слово?
2.Недалеко, от какого города находится деревня Гжель?
3. Из какой глины создавались изделия с многоцветной росписью по белому и как называлась посуда?
4. Как называется прием росписи гжельских мастеров?












15