Учитель для особых детей (конкурс эссе Педагог глазами ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, 2016)



Анкета
Участника конкурса эссе педагогов
«Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Название конкурсной работы (эссе): «Учитель для особых детей»
ФИО участника Яценко Лариса Владимировна
Название ОУ: МБОУ СОШ г. Охи им. Д. М. КарбышеваДолжность: учитель русского языка и литературы
Пройденные курсы повышения квалификации по направлению «Образование детей с ОВЗ»: работа в творческой группе педагогов, организующих обучение детей с ОВЗ (2012-2013 уч. год)
Стаж работы: 23 года
Учитель для особых детей.
Ограниченные возможности здоровья… Всем знакомые три буквы - ОВЗ… Для одних они ничего не значат, для других звучат жестоким приговором, для третьих надоедливо жужжат и мешают, как мешает и раздражает необычное вокруг, отличающееся от людской массы, от нас с вами. Как бы мы ни пытались отгородиться от проблем людей с ОВЗ, дети с ограниченными возможностями вокруг нас, учатся в обычных школах и гимназиях, посещают детские сады, мы встречаемся с ними в кинотеатрах, на детских площадках, в спорткомплексах. Мы все понемногу привыкаем к их «необычности», учимся общаться с ними на равных. Да-да, именно учимся.
И учителя тоже учатся. Учитель - замечательная профессия, позволяющая приобретать знания в течение всей жизни. Вы можете возразить и сказать, что в современном мире должен учиться каждый, только так можно добиться успеха, сделать карьеру. Я соглашусь с вами, но педагоги учатся не только во время курсов повышения квалификации, посещения уроков коллег, чтения методической литературы, но и ежедневно у детей. Эти уроки – самые ценные.
«Чему нас могут научить дети, тем более дети с ограниченными возможностями здоровья?» - возразят скептики. А научить они могут многому – просто радоваться наступившему дню, солнышку за окном, неожиданной прогулке с другом, интересной книге. Но самое главное – они учат нас обращать внимание на обычные вещи и видеть их в необычном свете, то есть тому, мимо чего мы проходим в спешке, не замечая в суете повторяющихся дней.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, несомненно, учат нас доброте. Нет, не слащавой приторности сочувствия, за которой тщательно скрывается равнодушие, а именно Доброте с большой буквы, доброте деятельной. В чём она заключается? В умении отдавать частичку своего сердца, своей души нуждающемуся человеку. В умении жить интересами и проблемами другого человека. И это не единичный акт самопожертвования, а целая жизнь. Учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен быть искренним в своей доброте.
Дети с ограниченными возможностями здоровья дают нам уроки общения. Они остро чувствуют фальшь в отношениях, поэтому обмануть их невозможно. Учитель должен не только сам научиться общаться с «особыми» детьми, но и научить этому других – и взрослых, и детей. И порой это сделать очень непросто. Современному человеку часто бывает трудно общаться с другими, нам не хватает времени в силу занятости, интернет убивает живое общение. Дети замедляют наш ритм, позволяют удивлённо оглянуться вокруг, вспомнить давно забытое. Учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен быть искренним в общении.
Я рада, что из нашего лексикона практически ушло слово «инвалид». Это слово – приговор, диагноз. Нет, дети с ограниченными возможностями здоровья – это такие же дети, в силу каких-то причин у них есть особенности в развитии. Эти особенности просто делают детей непохожими на других, но не ненормальными. Каждый человек неповторим, индивидуален. Учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен уметь видеть индивидуальность каждого ученика.
Почему-то мне хочется свято верить в то, что если судьба отнимает у человека что-то, то она обязательно щедро дарит ему другое. Если у ребенка снижена острота зрения, у него, может быть, есть замечательное умение – слушать и слышать других людей. Если у ребенка проблемы со слухом, то он непременно наделен даром подмечать и видеть незаметные для других вещи. Если ребенок обездвижен, то у него развита фантазия, в своем воображении он уносится к далеким мирам, совершает открытия, которые давно ждало человечество. Если у ребенка нарушена сохранность интеллекта, он, может быть, обладает неиссякаемыми запасами доброты, желания помочь, принести пользу. Учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен непременно видеть таланты своих учеников и помогать их развивать.
И, наконец, учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен быть им просто Другом. Ему можно доверить тайну, он сохранит секрет, поймет, что ты не смог сделать задание, потому что спасти бездомного кота от голода и холода для тебя было важнее. Он не будет читать нравоучений по поводу невыученных уроков, он просто предложит сегодня вместе отправиться в парк кормить птиц. А когда станет тяжело и тоскливо, протянет руку и скажет замечательные слова:
Протяни руку, и тебе на ладонь упадет дождевая капля.Протяни руку, и к тебе на ладонь сядет стрекоза.Большая, красивая стрекоза!Только протяни руку, и к тебе на ладоньОпустится райская птица ослепительной красоты.Настоящая райская птица!Протяни руку… Постой минутку с протянутой рукой,И кто-то положит тебе на ладонь
Свое пылкое, восторженное сердце.А если положат камень - не обижайся,Будь великодушен…
Ограниченные возможности здоровья – это не приговор. Общество учится жить с такими людьми, понимать их, помогать в самореализации, учится быть великодушным. Это очень трудный путь, который начинается в школе. А учитель стоит у истоков этого пути, нужного нам всем.