Рабочая программа литературного кружка Души прекрасные порывы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА 
Программа литературно-поэтического кружка «Художественное слово» составлена на основе:
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основного общего образования, установленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования 2012 года.
Учебного плана общеобразовательной средней школы поселка Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области на 2015-2016 учебный год
Авторской программы О. А. Ляйцман «Здесь живет поэзия».- М.:Экзамен, 2012
Примерной основной образовательной программы основного общего образования/ Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А. М .Кондаков, академик РАО Л. П .Кезина. Составитель -Е. С. Савинов. М. «Просвещение», 2012
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственное развитие и воспитание для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. В ней учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.
Программа кружка детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта II поколения, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа адресована учащимся 5 класса общеобразовательной средней школы. Срок ее реализации – 2015-2016 учебный год. Данная программа рассчитана на 1 год реализации.
В программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучающихся, программа имеет особенности, обусловленные предметным содержанием системы общего образования и психологическими особенностями учащихся.
Данная программа опирается на такой учебный предмет как литература. Предмет «Литература», в свою очередь, входит в область «Филологические дисциплины», является одним из основных предметов общего школьного курса, что подробно отражено в программе.

Структура программы

Программа имеет следующую структуру:
Пояснительная записка.
Содержание программы.
Содержание тем учебного курса (таблица тематического распределения часов на ступень обучения).
Календарно-тематическое планирование учебного материала.
Описание материально-технического оснащения.

Отличительные особенности данной программы

Главная отличительная особенность  программы заключается в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления и создание собственных поэтических текстов рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство  развития личности.
Предпосылки к разработке данной программы

Предпосылкам к разработке данной программы послужили следующие противоречия, выявленные в ходе предметного анкетирования учащихся 5-го класса в конце учебного года:
1.  Между необходимостью принятия школьниками национальных духовных традиций и культурного опыта народа и несформированностью потребности в приобщении к культурным ценностям.
2.  Между потребностью учащихся к самовыражению и успешной социализации в обществе и невладением ими знаниями и приёмами положительного самовыражения.
3.  Между желанием  учеников совершенствоваться в литературном творчестве и отсутствием  целенаправленной работы в этом направлении.
После анализа выявленных противоречий была сформулирована проблема, с которой столкнулись учащиеся,  имеющие потребность реализовать себя в литературном творчестве. Это проблема эстетического развития подростков с позиции системно-деятельностного подхода и в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.


Цели создания литературного кружка «Души прекрасные порывы»

Основная цель литературного кружка, как в целом и литературного образования, состоит в становлении духовного мира человека, создании условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.
Помимо основной цели создания данного кружка можно выделить еще несколько дополнительных целей, которые должен ставить перед собой руководитель подобного литературного сообщества:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Главная идея программы литературного кружка – изучение поэтического наследия разных авторов с целью выявления отличительных или сходных черт между стихотворными произведениями, сохранения литературных традиций и др.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи, в частности, такие как создание собственных стихотворений а также предложен перечень поэтических текстов для заучивания наизусть или выразительного чтения перед аудиторией.




Основные задачи литературного кружка

1)  выявить талантливых детей, занимающихся литературным творчеством и представить им возможности для развития творческих способностей;
2) повысить интерес учащихся к литературе и русскому     языку посредством  приобщения к культурному наследию народа и творческих встреч с бардами, поэтами и писателями г. Ирбита;
3) предоставить возможность детям, занимающимся литературным творчеством, обмениваться опытом со своими сверстниками и педагогами;
4) развивать ИКТ – компетентность: умение пользоваться  компьютерными программами,  разрабатывать мультимедийные продукты.   

Достижению целей и задач программы литературного кружка будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
1. Активные методы обучения
2.Игровые технологии
3.Исследовательская технология обучения
4.Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
5.Метод проектов
6.Технология мастерских на уроках русского языка и литературы
7.Технологии уровневой дифференциации
8. Информационно-коммуникационные технологии
9.Здоровьесберегающие технологии.

Курс программы литературного кружка для 5 класса представлен следующими разделами:
Поэтическое наследие русского народа
Поэтическое ХIX века.
Поэтическое наследие ХХ века
Зарубежная поэзия
Сведения из теории и истории литературы.

Предполагаемые результаты работы литературного кружка

Результаты работы литературного кружка представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся по предмету «Литература».. Они содержат следующие компоненты: поучить возможность научиться/научится – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по литературе, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
  Система оценивания достижений учащихся

Система оценивания касается предметных, метапредметных и личностных достижений ученика.
А) Предметные достижения оцениваются с помощью выпуска литературных газет (печатных органов кружка), проводимых по окончанию изучения темы. За участие в создании выпуска газеты учащиеся получают поощрение.
При анализе предметных результатов необходимо руководствоваться принципом обучения через деятельность. Процесс анализа предполагает ответы на вопросы: «Что сможет сделать ученик, успешно освоивший материал?», «На какие вопросы он сможет ответить?», «Какие задачи сможет решать ученик?».
2) При определении метапредметных результатов целесообразно выделить те результаты, которые можно проанализировать. Это прежде всего сформированность у учащихся таких областей культуры, как проектная, исследовательская, коммуникативная.
Проектная деятельность направлена на приобретение опыта создания и реализации учебных проектов. Исследовательская деятельность включает в себя общеучебную культуру и культуру работы с информацией. Коммуникативные навыки предполагают владение всеми видами речевой деятельности.
3) Личностные достижения учащихся заносятся в таблицы личностных неперсонифицированных данных. Их рекомендуется оценивать по системе «зачёт»/»незачёт», при подведении итогов по разделам лично учителем.

Итоги работы
создание печатного органа кружка (газет);
чтение наизусть поэтических текстов;
взаимоконтроль;
самоконтроль;
заседания кружка;
участие в школьных творческих конкурсах.
выставки

Методы

наблюдение за увлечением учащихся, за общественной жизнью школы, города, страны;
анкетирование с целью выявления интересов и потребностей подростков и коррекции тематического планирования работы кружка и содержания отдельных занятий;
анализ полученных сведений и беседа на каждом занятии кружка.

Формы работы

индивидуальная работа
проекты,
групповые занятия,
исследования,
конкурсы,
Презентации
выставки.

Принципы, положенные в основу работы программы литературного кружка

Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
 
Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
 
Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Место и роль литературного кружка  в обучении:
 
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с Учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» кружок «Художественное слово» ведётся в 5-х классах. Общее количество уроков в неделю составляет 1 ч. (34 учебных недель в году предполагает проведение 37 занятий – 34 занятия + 3 занятия в каникулярное время).
 
Описание ценностных ориентиров содержания литературного кружка

Литературный кружок в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Посещение литературного кружка в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
Учебный предмет «Литература», который является основой программы литературного кружка – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Связь литературы с русским языком очевидна, т.к. освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература взаимодействует также с другими дисциплинами: музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, историей, обществознанием, географией, биологией и даже с математикой.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
В результате освоения содержания литерного кружка учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.


Достижение этой цели предполагает:

чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программного материала литературного кружка «Души прекрасные порывы»

Личностные:
 
§  положительное отношение к познавательной деятельности;
§  желание приобретать новые знания, умения;
§  освоение новых видов деятельности;
§  участие в творческом процессе;
§  осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
 
Предметные:
 
§  готовность использовать знания  предметных областей  в творческой созидательной деятельности
 
Метапредметные

Владение всеми видами речевой деятельности
 
Регулятивные УУД:
 
§  умение планировать свою деятельность через совершение необходимых действий и операций;
§  умение ставить цели и реализовать намеченное;
§  умение вносить необходимые коррективы;
§  умение адекватно оценивать свои достижения (самооценка).
 
Познавательные УУД:
 
§  готовность осознавать познавательную задачу;
§   умение выполнять учебно-познавательные действия в материальной и умственной форме;
§  умение осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения;
§  умение делать обобщения, выводы.
 
Коммуникативные УУД:
 
§  умение участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
§  умение формулировать собственные мысли и слушать высказывания других;
§  умение высказывать и обосновывать собственную точку зрения;
§  умение работать в группах (определение цели и функций участников группы)
 
Требования к уровню подготовки учащихся после завершения работы литературного кружка
Результаты обучения

Результаты внеурочной деятельности литературного кружка «Души прекрасные порывы» представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: поучить возможность научиться/научится – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
В результате освоения программы литературного кружка ученик научится следующему:

- узнает авторов и содержание изученных произведений;
- узнает основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение (развитие представлений); лирика как жанр литературы (развитие представлений); стихотворная речь и стихотворные размеры (начальные представления);; метафора, звукопись и аллитерация; юмор; портрет, пейзаж (развитие представлений); лирический герой.

Учащиеся получат возможность научиться следующему:

анализировать лирическое произведение;
отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
выявлять основную нравственную проблематику произведения;
определять тему и идею лирического произведения, находить художественные средства, используемые в произведении автором;
прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
воспринимать многозначность слов в поэтическом художественном тексте, определять их роль в произведении;
различать особенности построения и языка произведений (лирических стихотворений);
пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
выразительно читать поэтический текст, учитывая его жанровое своеобразие (стихотворение, баллада);
подготовить выразительное чтение лирического стихотворения наизусть с последующим анализом;
аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
написать творческую работу (заметку) на материале жизненных и литературных впечатлений;
сочинять небольшие лирические произведения;
создавать газеты как форму отчетности работы кружка..

Для удобства работы в программе используется система сокращений (условных обозначений). С их помощью обозначены формы контроля на занятий и типы занятий (за основу взята типология уроков)..

Сокращения (условные обозначения), используемые в программе
Формы текущего и промежуточного контроля

ФО – фронтальный опрос;
РГ – работа по группам;;
СГ – создание газеты;
ВЧ – выразительное чтение;
ЧН – чтение наизусть

Типы уроков (занятий)

УОНЗ – урок ознакомления с новыми знаниями;
УОНР – урок отработки навыков и рефлексии;
УОМН – урок общеметодологической направленности;
УРК – урок развивающего контроля

Содержание программы

Введение (1 ч.) «Литературный калейдоскоп». Эвристическая беседа. Заполнение анкеты
Поэзия есть жизнь (16 ч.) Творческая мастерская (сочинение стихотворений и мини-поэм, посвященных Дню учителя, юбилею школы, памятным датам). Краткий разбор анкет и беседа: "Какова главная примета поэзии?" Знакомство с литературной критикой (анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова "Богатый нищий" и "В ядре"). "Я знаю силу слов" Беседа о назначении поэта и поэзии. Выступления учащихся с сообщениями о любимых поэтах. Диспут «Как понимать - "Поэтом можешь ты не быть"? Конкурс чтецов «Очей очарованье». Чтение учащимися стихов собственного сочинения. "Что такое поэзия?" Внимательность и воображение читателя поэзии. Рекомендации по комплексному анализу текста. Лингвистический анализ стихотворений Есенина, Друниной. Поэзия и штампы. Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность). Сопоставление произведений разных авторов на одну и ту же тему "Что такое счастье?" Э. Асадова и Н. Асеева. Конкурс штампов. Работа над выпуском газеты «Вдохновение»
Все о стихотворении (19 ч.)
Для чего людям нужна речь? Для чего людям нужны стихи? Стопа, метр, двухсложные стихотворные размеры. Главное в произведении - идея, основная мысль. Как связать предложения в тексте, образы в стихотворении? Трёхсложные стихотворные размеры. Разностопный размер стиха. Образы вокруг нас. Литературная игра "Что на что похоже?". Рифма, способы и типы рифмовки. Конкурс стихов, посвящённый временам года. Стили речи. Художественный стиль.. Смешение стилей. Форма и содержание. Что важнее? Гласные и согласные звуки в стихотворении.. Поэтические жанры, их художественное своеобразие. Что такое строфа? Конкурс стихов, посвящённый природе. Пародия. Ирония, юмор, сарказм, сатира в поэтическом произведении. Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений "Это надо увидеть! Это надо услышать!"Повествовать - значит рассказывать (умение строить стихотворение повествовательного характера на основе текста, серии рисунков, воображаемого сюжета) Почему мы так говорим? (сочетаемость слов, слово в тексте). Конкурс чтецов «Счастливая пора детства». Работа над выпуском газеты «Вдохновение» ко Дню защиты детей».
Подведение итогов (1 ч.)
Итоговое занятие. Игра «Юные поэты»








Содержание тем учебного курса. Таблица тематического распределения часов на ступень обучения

Раздел учебного курса, количество часов. Элементы содержания
Характеристика деятельности обучающихся
УУД
Формы контроля

Раздел 1. Введение

Литературный калейдоскоп. Эвристическая беседа. Заполнение анкеты (1 ч.)
Беседуют с учителем. Приводят в качестве аргументов примеры из художественной литературы, осознанно строят высказывания и выслушивают мнения одноклассников.
Регулятивные: умение планировать свою деятельность через свершение определенных операций; постановка учебной цели и задачи; умение вносить необходимые коррективы.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности; осознанное построение речевого высказывания; анализ и синтез полученной информации; готовность осознавать познавательную задачу;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества,
определение цели, функций участников, способов взаимодействия умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; Личностные: использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; формирование чувства прекрасного, любви к литературе и Отечеству, ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; метапредметные: владеть всеми видами речевой деятельности; предметные: осознанно воспринимать поэтический текст
ФО

Раздел 2. Поэзия есть жизнь

Поэзия есть жизнь (16 ч.)
Творческая мастерская (сочинение стихотворений и мини-поэм, посвященных Дню учителя, памятным датам). Создание литературной газеты. Краткий разбор анкет и беседа: "Какова главная примета поэзии?" Знакомство с литературной критикой (анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова "Богатый нищий" и "В ядре"). "Я знаю силу слов" Беседа о назначении поэта и поэзии. Выступления учащихся с сообщениями о любимых поэтах. Диспут «Как понимать - "Поэтом можешь ты не быть"? Конкурс чтецов «Очей очарованье». Поэзия и мы". Чтение учащимися стихов собственного сочинения. Литературная дискуссия. (О, раскройте глаза свои шире, нараспашку вниманье и слух, - это ж самое дивное в мире, чем вас жизнь одаряет вокруг!) "Что такое поэзия?" Внимательность и воображение читателя поэзии. Рекомендации по комплексному анализу текста. Лингвистический анализ стихотворений Есенина, Друниной. Поэзия и штампы. Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность). Сопоставление произведений разных авторов на одну и ту же тему "Что такое счастье?" Э. Асадова и Н. Асеева. Конкурс штампов. Работа над выпуском газеты «Вдохновение» «Когда зажигаются елки»
Читают текст, выявляют отличительных композиционных и художественных черт былин разных циклов, и анализируют художественный текст. Подбирают цитаты для ответа на поставленный вопрос, пересказывают художественные тексты. Анализируют образы героев, самостоятельно оценивают литературное произведение, ищут материал для проекта, подготавливают проект и газеты.
Регулятивные: способность к целеполаганию, постановка учебной задачи, умение планировать свою деятельность через свершение определенных операций; умение вносить необходимые коррективы.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности; осознанное построение речевого высказывания; анализ и синтез полученной информации.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества,
определение цели, функций участников, способов взаимодействия умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; создание поэтического текста собственного сочинения по определенным канонам; работа над созданием литературных газет Личностные: использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; формирование чувства прекрасного, любви к литературе и Отечеству, ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; метапредметные: владеть всеми видами речевой деятельности; предметные: осознанно воспринимать поэтический текст
ФО, РГ, СГ, ВЧ, ЧН

Раздел 3. Все о стихотворении

Все о стихотворении (19 ч.)
Для чего людям нужна речь? Для чего людям нужны стихи? Стопа, метр, двухсложные стихотворные размеры. Главное в произведении - идея, основная мысль. Как связать предложения в тексте, образы в стихотворении? Трёхсложные стихотворные размеры. Разностопный размер стиха. Образы вокруг нас. Литературная игра "Что на что похоже?" Силлабо-тоническое стихосложение. Рифма, способы и типы рифмовки. Конкурс стихов, посвящённый временам года. Стили речи. Художественный стиль. Смешение стилей.. Форма и содержание. Что важнее? Инструментовка стиха: аллитерация, ассонанс. Поэтические жанры, их художественное своеобразие. Что такое строфа? Конкурс стихов, посвящённый природе. Пародия. Ирония, юмор, сарказм, сатира в поэтическом произведении. Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений "Это надо увидеть! Это надо услышать!" Повествовать - значит рассказывать (умение строить стихотворение повествовательного характера на основе текста, серии рисунков, воображаемого сюжета) Почему мы так говорим? (сочетаемость слов, слово в тексте). Конкурс чтецов «Счастливая пора детства». Работа над номером газеты «Вдохновение»
Читают текст, выявляют отличительных композиционных и художественных черт былин разных циклов, и анализируют художественный текст. Подбирают цитаты для ответа на поставленный вопрос, пересказывают художественные тексты. Анализируют образы героев, самостоятельно оценивают литературное произведение, ищут материал для проекта, подготавливают проект
Регулятивные: способность к целеполаганию, постановка учебной задачи; умение вносить необходимые коррективы.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности; осознанное построение речевого высказывания; анализ и синтез полученной информации.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества,
определение цели, функций участников, способов взаимодействия умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; создание поэтического текста собственного сочинения по определенным канонам; работа над созданием литературных газет Личностные: использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; формирование чувства прекрасного, любви к литературе и Отечеству, ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; метапредметные: владеть всеми видами речевой деятельности; предметные: осознанное восприятие поэтического текста
ФО, РГ, СГ, ВЧ, ЧН

Итоговое занятие. Игра «Юные поэты»
Участвуют в игре, доказывают свою точку зрения, привлекая ранее изученный литературный материал.
Регулятивные: способность к целеполаганию, постановка учебной задачи; умение вносить необходимые коррективы.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности; осознанное построение речевого высказывания; анализ и синтез полученной информации.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества,
определение цели, функций участников, способов взаимодействия умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; создание поэтического текста собственного сочинения по определенным канонам Личностные: использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; формирование чувства прекрасного, любви к литературе и Отечеству, ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; метапредметные: владеть всеми видами речевой деятельности; предметные: осознанное восприятие поэтического текста
РГ

ВСЕГО ЧАСОВ 37



КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КРУЖКА
«ДУШИ ПРЕКРАСНЫЕ ПОРЫВЫ» В 5 КЛАССЕ

№ п/п

Дата план
Дата факт
Тема урока

Тип занятия (урока)
Текущий и промежуточный контроль

1 четверть (7, 5 недель) 8 занятий + 1 занятие в каникулярное время

Раздел 1. Введение

1.1 (1)


Вводное занятие. Знакомство "Литературный калейдоскоп"
УОНЗ
ФО

Раздел 2 Поэзия есть жизнь (16 ч.)

2.1 (2)


Сочинение стихотворений, посвященных школе
УОНЗ
ФО, РГ

2.2 (3)


Создание газеты «Вдохновение» о школе
УОНЗ
РГ

2.3 (4)


Создание газеты «Вдохновение» о школе
УОНР
РГ

2.4 (5)


Сочинение стихотворений и мини-поэм, посвященных Дню учителя
УОНР
ФО, РГ

2.5 (6)


Беседа «Какова главная примета поэзии?». Знакомство с литературной критикой.
УОНЗ
ФО, РГ

2. 6 (7)


Анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова "Богатый нищий" и "В ядре"
УОНЗ
ФО, РГ

2. 7 (8)


«Я знаю силу слов» Подготовленные проекты выступлений учащихся о любимых поэтах.
УОНЗ
ФО, РГ

2. 8 (9)


Я знаю силу слов» Подготовленные проекты выступлений учащихся о любимых поэтах
УОНР
ФО

2 четверть (8, 5 недель) – 9 занятий + 1 занятие в каникулярное время

2. 9 (10)


Диспут «Как понимать слова «Поэтом можешь ты не быть?»
УОНЗ
ФО, РГ

2. 10 (11)


Конкурс чтецов «Очей очарованье»
УОНЗ
ФО

2. 11 (12)


«Поэзия и мы». Чтение стихотворений на свободную тему
УОНЗ
ФО

2. 12 (13)


Что такое поэзия? Лингвистический анализ стихотворений С. Есенина, Ю. Друниной
УОНЗ
ФО, РГ

2. 13 (14)


Поэзия и штампы, Конкурс штампов
УОМН
ФО, РГ

2. 14 (15)


Сопоставление произведений разных авторов на одну и ту же тему "Что такое счастье?" Э. Асадова и Н. Асеева
УОНР
ФО, РГ

2. 15 (16)


Работа над выпуском газеты «Вдохновение» «Когда зажигаются елки»
УОНР
СГ

2.16 (17)


Работа над выпуском газеты «Вдохновение» «Когда зажигаются елки»
УОНР
СГ

Раздел 3 Все о стихотворении (20 ч)

3.1 (18)


Для чего людям нужны стихи? Стопа, двусложные размеры
УОНЗ
ФО

3.2 (19)


Главное в стихотворении – тема и идея
УОНЗ
РГ

3 четверть (11 недель) – 11 занятий + 1 занятие в каникулярное время

3.3 (20)


Как связать предложения в тексте и образы в стихотворении? Трехсложные размеры стиха
УОНЗ
ФО, РГ

3.4 (21)


Образы вокруг нас. Литературная игра «Что на что похоже?»
УОНР
РГ

3.5 (22)


Рифма, способы и типы рифмовки. Конкурс стихов, посвящённый временам года
УОНЗ
ФО

3.6 (23)


Стили речи. Художественный стиль. Смешение стилей
УОНЗ
ФО

3.7 (24)


Форма и содержание. Что важнее в стихотворении?
УОНЗ
ФО, РГ

3.8 (25)


Повтор согласных и гласных в поэтических текстах
УОНЗ
ФО, РГ

3.9 (26)


Поэтические жанры, их художественное своеобразие
УОНЗ
ФО, РГ

3.10 (27)


Что такое строфа?
УОНЗ
ФО, РГ

3.11 (28)


Сочинение стихотворений собственного сочинения на свободную тему
УОНР
ФО

3.11 (29)


Конкурс стихов о природе
УОНР
ФО

3.12 (30)


Пародия. Ирония и юмор в поэтическом произведении
УОНЗ
ФО, РГ

4 четверть (8 недель) – 8 занятий

3.13 (31)


Сарказм и сатира в поэтическом произведении
УОНЗ
ФО, РГ

3.14 (32)


Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений. Защита проектов
УОНЗ
ФО, РГ

3.15 (33)


Повествовать - значит рассказывать (умение строить стихотворение повествовательного характера на основе серии рисунков и воображаемого сюжета)
УОНР
ФО, РГ

3.16 (34)


Конкурс чтецов «Счастливая пора детства!»
УОНР
ФО

3.18 (35)


Работа над выпуском газеты «Вдохновение» «День защиты детей»
УОНР
ФО, РГ

3.19 (36)


Работа над выпуском газеты «Вдохновение» «День защиты детей»
УОНР
ФО, РГ

Раздел 4. Подведение итогов (1 ч)

4.1 (37)


Итоговое занятие. Игра «Юные поэты»
УОМН
РГ

ВСЕГО ЧАСОВ 38




ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ

Список литературы для учителя

В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты. – М.: Художественная литература, 1988
Каплан И. Е. Анализ произведений русской классики. – М.: Художественная литература, 1995
3 . Карсалова Е. В. "Стихи живые сами говорят". – М.: Просвещение, 2002
4. Лянцман О. Я. Здесь живет поэзия. – Волгоград: Учитель, 2009
4. Е. Эткинд. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 2008

Список использованной литературы для учащихся.
1. Читаем, думаем, спорим Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М. Дрофа, 2010 2. Воителева Т. М.. Русский язык. Дидактические материалы. – М. Дрофа, 2009 3. Никитина Е. И.. Русская речь. Развитие речи. – М. Дрофа, 2011
4. . Т. В. Матвеева. От звука до текста. – М. Дрофа, 2011


































Приложения к программе
Темы проектов, творческих работ
«Я знаю силу слов». Мой любимый поэт XIX – XX века.
Роль музыки и живописи в создании поэтических текстов.







































13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615




 "HJprшъ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·8:^`ђ’
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·н15