разработка урока ИЗО Иллюстрации к русским народным сказкам
МКС(К)ОУ «Ижморская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида».
Открытый урок ИЗО в 6 классе
Учитель: Овчинникова Елена Викторовна
Ижморка, 2013
Тема: Иллюстрация по русским народным сказкам.
Цель:
Выполнение иллюстрации к сказке, развитие интереса обучающихся к творчеству ведущих художников- иллюстраторов детской книги.
Задачи:
Обучать учеников умению передавать основные события сказки простейшими средствами между предметами и героями в рисунке. Формировать умение располагать лист бумаги по вертикали или по горизонтали в зависимости от замысла;
Развивать воображение и мышление, творческие способности обучающихся, их эстетический вкус;
Прививать любовь к чтению книг, любовь к сказкам, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству.
Оборудование
для учащихся: альбомный лист, простой карандаш, резинка, цветные карандаши или акварель (гуашь), кисти, губка, баночка с водой, палитра, салфетки.Для учителя: иллюстрации к русским народным сказкам, книжки - малышки.
Зрительный ряд: копии иллюстраций художника Е. М. Рачёва.
Евгений Михайлович Рачёв
Ход урока.
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Вступительная беседа
Одной из самых близких и любимых для детей вещей всегда была книжка с картинками. Каких только книг не выпускают в типографии. Книга не только источник знаний, но и предмет искусства, доставляющий эстетическое наслаждение. Художники – графики по-разному решают не только конструкцию своей книги (книжки-раскладушки, книжки- гармошки), но и иллюстрации.
(обратите внимание на доску: сегодня мы познакомились с новым словарным словом)
Иллюстрация – это произведение искусства.
Иллюстрация – наглядное изображение, описание картины. Рисунки в книгах и есть иллюстрации. Это один из видов графического искусства. От общего художественного замысла зависят те средства художественной выразительности, которые применяет художник. Это могут быть и цветные и черно-белые иллюстрации, большие во всю страницу или даже на целый разворот, и маленькие – среди текста или на полях. Художники по-разному видят мир, красоту окружающей действительности, но все они выполняют главную задачу иллюстратора – через образы, через оформление обложки, красочной буквицы, иллюстрации и другие элементы книги раскрывают её содержание.
Звучит тихо музыка «В гостях у сказки»
Сегодня на уроке мы с Вами познакомимся с иллюстрациями к русским народным сказкам, выполненными художником иллюстратором
Е. М. Рачёвым, и нарисуем иллюстрацию. Перед вами копии иллюстраций художника Е. М. Рачёва.
Евгений Рачёв – замечательный художник, который иллюстрировал басни и русские народные сказки. Рисовал он в основном животных. Художника, который специализируется на изображении зверей и птиц, называют анималист (- животное) (Обратите внимание на доску). Рачев – чудесный анималист. В сказках звери говорят и действуют, как люди, и Рачев одевает их в русские народные костюмы, делая похожими на людей. Оттого сразу можно увидеть, какой характер у пушистых или пернатых сказочных героев. Вот медведь из сказки «Вершки и корешки»- он наивный и доверчивый, и лукавый мужичок, с которым медведь беседует, ничуть его не боится.
А вот лиса и кот, наряженные в старинные костюмы: лиса - боярыней, кот воеводой. Они гордо вышагивают – ведь они обманули всех лесных жителей, рассказав им, что кот прислан в лес в качестве начальника над всеми зверями.
Ребята, а как эта сказка называется?
Что произошло с главным героем этой сказки?
(Рассказ детей)
Молодцы, правильно.
III. Прежде чем приступить к самостоятельной работе над иллюстрацией, давайте проведем викторину.
Называется она «Портреты героев сказок»:
- Ребята, посмотрите фрагмент мультфильма, назовите сказку.
lefttop
(Звучат ответы детей)
- Посмотрите, пожалуйста, иллюстрацию к этой сказке. Нравится?
– Смотрим следующий фрагмент мультфильма.
Какая это сказка?
(звучат ответы детей)
- А теперь рассмотрите внимательно иллюстрацию к этой сказке.
- Молодцы! Вы правильно ответили на вопросы викторины. Рада, что вы хорошо знаете сказки, значит, читаете и любите русские народные сказки.
IV. Ребята, сейчас вы услышите голос самого Е.М. Рачёва, он расскажет вам о своей работе (звучит запись голоса Рачёва).
«Для меня особенно интересно передать в рисунке характер животного – добродушный или жестокий, безобидный или хитрый. Изучая облик зверя и его характер, неожиданно замечаешь, что кто-нибудь из зверей или птиц удивительно похож на того или иного человека, а человек - на зверя или птицу. И встреть я в лесу одетого в одежду медведя, то, наверное, не удивился, а сказал бы хозяину леса уважительно: «Здравствуй, дедушка Медведь!» И если вы смотрите на мои рисунки и радуетесь занятной сказочной выдумке – значит, получилось у меня, как в сказке. Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка- то с хитринкой, на людей намекает,- значит, у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую».
Физминутка. А теперь, ребята, подготовим к работе наши руки, пальцы.
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше,
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Пальчики за шевелились.
Быстро, быстро, быстро.
И остановились.
V. Постановка художественной задачи
Сегодня вы попробуете нарисовать свою иллюстрацию к любимой народной сказке. Вы должны выбрать сюжет для иллюстрации, обдумать композицию своего рисунка. Каждый должен постараться по-своему выполнить задание.
Пожалуйста, закройте глаза и постарайтесь представить картинку, которую вы будите рисовать. Обдумывание композиции и словесное рисование поможет вам реализовать замысел, скорректировать его, избежать ошибок в изображении.
VI. Самостоятельная творческая работа учащихся
«Иллюстрация к русским народным сказкам».
Звучит музыка (народные мелодии).
Подумайте, как нужно расположить лист вертикально или горизонтально?
Простым карандашом обучающие намечают композицию рисунка иллюстрации.
VII. Индивидуальная работа учителя с классом
Во время творческой работы учитель наблюдает, чтобы учащиеся располагали листы альбома и определили величину изображения на листе в зависимости от композиционного замысла и размера листа, чтобы композиция отражала содержание выбранного эпизода в логической связи между изображаемыми объектами. На этом этапе урока учитель оказывает учащимся индивидуальную помощь, поддерживает их творческие стремления, предлагает активно заполнять плоскость листа.
VIII. Подведение итога урока
Выставка работ обучающихся
С какими новыми словами сегодня познакомились.
Оценка за урок.