Мастер-класс Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности
Шатилова Н.Ю., учитель истории
и обществознания МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №1 города
Новоалтайска Алтайского края»
Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности
Способности – объяснение вашего успеха!»
«Успех порождает успех!»
Г.Томпсон
Цель проведения мастер-класса: создать условия для диссеминации опыта работы школьного учебно-методического объединения учителей истории и обществознания по организации и проведению предметной недели истории.
Задачи:
Обозначить актуальность проведения предметной недели на современном этапе образования;
Представить участникам мастер-класса опыт проведения предметной недели;
Провести практическую часть мастер-класса по освоению инновационных форм проведения предметной недели;
Провести рефлексию продуктивности мастер-класса.
Форма организации в рамках мастер-класса: беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.
Оборудование:
ПК, проектор, экран;
мультимедийная презентация;
раздаточный материал: методические рекомендации.
Этапы
Содержание деятельности мастера
Предполагаемая деятельность участников мастер-класса
Формы деятельности
1. Знакомство
- Добрый день, уважаемые участники, рада приветствовать вас на своём мастер-классе.
Приветствуют
Фронтальная
2. Актуальность проблемы
Внеклассная работа по предмету. Во все времена это было важным направлением в работе любого учителя. К сожалению, в 90-е и начале 2000-х гг. по разным причинам (сокращение часов на внеклассную работу, уменьшение оплаты труда учителя, преувеличение роли программных знаний, смена поколений учителей, отсутствие необходимых средств и др.) роль внеклассной работы значительно снизилась. Во многом потерян практический опыт учителей советского периода по организации внеклассной работы.
Какова роль внеклассной работы в наше время и как она организована в наших школах?
Понятно, что осуществление всех целей образования всегда происходит не только на уроках. Задачи внеклассной работы напрямую связаны с общими целями школьного образования.
Прежде всего, ориентируемся на социальный заказ государства. У выпускника современной школы должны быть сформированы:
готовность и способность творчески мыслить,
находить нестандартные решения,
проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным.
Не вызывает сомнения, что интеллект - один из базовых психических ресурсов личности, а ориентация современной школы на развитие интеллектуальной сферы каждого ученика - это объективная потребность, которая диктуется реалиями настоящего и запросами будущего. Это же направление отражено и в Концепции модернизации Российского образования: обеспечение развития индивидуализации обучения с учетом способностей и интересов обучающихся.
Каждый человек обладает своей индивидуальной сущностью, которую он реализует в процессе своей жизни. Именно эта индивидуальная сущность во многом определяет как сам процесс самопознания человека, так и его выбор того или иного рода деятельности и средств достижения цели. Следовательно, необходимо создать максимальные возможности для того, чтобы образовательный процесс в школе строился как поле выбора в сфере содержания образования, темпов, форм, методов и условий урочной и внеурочной деятельности, а ученик и учитель стали субъектами выбора сфер самореализации. При этом поле выбора необходимо строить на основе личностной проблематики участников образовательного процесса.
Все эти направления образовательной деятельности должны находить отражение и во внеклассной работе по предмету, как части одного целого - образовательной деятельности ОУ.
Таким образом, внеклассная работа призвана повышать мотивацию учащихся к предмету, создавать условия для комплексного и разностороннего развития способностей ученика через многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые мы вовлекаем учащихся по своему предмету после уроков.
Внеклассная работа по истории – это изучение учащимися истории вне рамок учебного плана и требований школьной программы. Отличается, прежде всего, от урока как основной формы организации процесса обучения.
Внеклассная работа строится на ином по сравнению с уроками историческом материале; проводится в иных, чем урок, организационных формах; в значительной большей степени, чем на уроке, основывается на самостоятельной работе школьников; проходит во внеурочное время.
Форм организации внеклассной работы много, но одной из общеизвестных и прижившейся в наших школах была и остаётся до настоящего времени Предметная Неделя. Опытом проведения предметной недели по истории и обществознанию я хотела бы поделиться на своём мастер-классе.
Главной особенностью Предметной Недели является то, что предметная неделя выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески всем ее участникам.
Слушают, анализируют, рефлексируют
высказывают свои точки зрения
Фронтально
3. Целеполагание, планирование М/К
Итак, тема мастер-класса «Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности».
Цель мастер-класса: создать условия для мотивации участников мастер-класса к проведению Предметной Недели в инновационной форме.
Предлагаю следующий план мастер-класса:
Новые подходы к организации предметной недели в школе, в рамках МО;
Опыт проведения предметной недели;
Практическая часть мастер-класса;
Подведение итогов мастер-класса.
Коллеги, принимается план? Хорошо.
Обсуждают, предлагают принять
Фронтальная
4. презентация опыта
Много лет внеклассная работа по предмету в школе велась традиционно: КВНы, предметные бои, выпуск стенгазет, викторины и пр. Мы редко выходили за рамки мероприятий на параллели классов. Это были традиционные мероприятия к которым привыкли дети и учителя. Зачастую они проводились по отработанным за много лет сценариям, менялись только ученики, взрослели. В 2012 году на заседании методического совета школы мы рассмотрели и приняли Положение о Предметной Неделе, которое полностью поменяло подходы к организации и проведению этой формы внеклассной работы.
Я приведу несколько пунктов из Положения о Предметной Неделе.
Предметные Недели проводятся ежегодно школьными методическими объединениями учителей разных дисциплин.
Предметная Неделя в школе – это не только учебное, внеурочное и внеклассное мероприятие, преследующее определенные учебные и воспитательные цели; это многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими идеологическими задачами.
Задачи Предметной Недели:
совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение внеклассных мероприятий;
вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым дисциплинам;
выявление школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.
Принципы проведения Недели:- активности,
- деятельности,
- природосообразности,
- диалогичности,
- креативности,
- массовости.
Формы организации учебной деятельности
1. Индивидуальные.
2. Групповые.
3. Коллективные.
В Положении особая роль отводилась инновационным по содержанию и форме проведения мероприятиям Предметной Недели.
Инновационными формами считаются внеклассные мероприятия единой тематической направленности, которые несут в себе мощный энергетический заряд, а главное, объединяют не только учащихся средней и старшей, но и младшей школы и формируют целостный, панорамный взгляд на мир и человека. Они могут интегрировать ряд общеобразовательных предметов. Это мероприятия на параллели учебных классов и между параллелями, общешкольные мероприятия в виде КТД, фестивалей, тематических вечеров, концертов, конференций, брейн-рингов, марафонов, театральных постановок, инсценирования, тематических салонов, защиты творческих проектов и других нетрадиционных мероприятий.
Проведение Предметной Недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в коридорах школы: это план недельных мероприятий, реклама недели, стендовые задания, просто интересный познавательный материал, специальные выпуски школьных газет и т.д.
По итогам Предметной Недели наиболее активные участники награждаются памятными призами или грамотами. По окончании Предметной Недели на заседаниях методических объединений, проводится анализ мероприятий, организованных входе предметной недели.
После принятия этого Положения о предметной неделе в методических объединениях прошла оживленная работа по поиску этих новых инновационных многоплановых мероприятий, которые бы отвечали современных требования и были новыми и интересными детям, и самое главное, чтобы они с желанием проявляли себя в них. МО учителей иностранных языков стали проводить фестивали иностранной песни, МО учителей музыки, изо и технологии вовлекли детей в творческие выставки, фестиваль видеороликов, битву хоров. МО учителей русского языка и литературы проводили инсценирование произведений наших писателей-классиков: Гоголя, Фонвизина и др. Возникли идеи проведения предметной недели с нестандартным мероприятием и у нас историков.
В план Предметной Недели входили круглые столы, дискуссионные мероприятия, но особенно был интересен учащимся старших классов конкурс инсценирования исторических картин «Лицо истории живое».
Это мероприятие проводилось среди учащихся 10-11-х классов. По времени подготовки оно многоэтапное.
Этапы работы:
Методико-мотивационный:
Определение основных целей и задач мероприятия;
Создание творческой группы по организации и проведению мероприятия;
Составление плана подготовки и проведения;
Мотивация и привлечение активных ребят к организации конкурса.
Подготовительный этап:
- Выбор тематики мероприятия (учителя школьного МО).
Например, в 201 5 г. - «Великая Отечественная война глазами русских художников», в 2016 г. «Русская жанровая живопись 60-х - 70-х годов XIX века».
- Подбор картин, соответствующих тематике для классов.
- Выбор картин учащимися 10-11 классов из предложенного учителями набора;
- Составление сценария мероприятия (учителя МО);
- Приглашение жюри (администрация школы, учитель ИЗО, зав. библиотеки-медиатеки), зрителей в актовый зал школы;
- Подготовка наградного материала (грамоты), (учителя школьного МО);
- Выработка критериев оценивания презентации картины классом (учителя школьного МО).
Организационный:
- Подготовка мультимедийной презентации картины (3-4 слайда) (учащиеся класса):
краткое сообщение об авторе картины, его биографические данные, созданные произведения, заслуги;
замысел картины, год создания и описание сюжета картины.
- Репетиции инсценирования картин (учитель, учащиеся);
Реализационный:
- Открытие мероприятия (приветствие сидящих в зале; сообщение темы мероприятия, последовательности выступления классов, знакомство с жюри, сообщение задания зрителям – выявление приза зрительских симпатий) (ведущий учитель), сообщение критериев оценивания;
- Подготовка учащихся на сцене, за кулисами (ученики каждого класса);
- Сообщение презентации (представители каждого класса);
- сама презентация картины на сцене (задействован весь класс)
Рефлексивный:
Подведение итогов конкурса.
- Определение приза зрительских симпатий (зрители, члены жюри);
- Совещание жюри по окончании просмотра выступлений классов (члены жюри);
- Сообщение результатов конкурса и вручение дипломов и грамот (Гран-При, лауреаты I, II, III степени). Победителем считается класс-участник, набравший наибольшее количество баллов по критериям (Приложение 3). Анализ проведенной работы.
Хочу проиллюстрировать своё выступление примером. Конкурс «Лицо истории живое-2016». Тема конкурса
«Русская жанровая живопись 60-х - 70-х годов XIX века».
(Рассказ сопровождается показом фотографий)
Выбор темы конкурса был обусловлен желанием учителей показать учащимся два направления в русском изобразительном искусстве в 60-х - 70-х годов XIX века, в частности в бытовой живописи: идеализирующее, поверхностно описательное, не затрагивающее глубин жизни, смыкающееся с салонным, и реалистическое, целью которого было раскрытие общественного смысла явлений. Детям было объяснено, что покровительство бытовой живописи со стороны Академии было кратковременным; оно кончилось, как только чиновники от искусства почувствовали, что жанровая картина становится острым оружием критики социального строя.
Затем была большая подготовка - выбор картин классами:
1. 10А – «Максимов В.М. Приход колдуна на сельскую свадьбу» 1875г. (см. приложение 4)
2. 10Б – «Неврев Н.В. Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» 1866г. (см. приложение 5)
3. 11Б - «Неврев Н.В. «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие» 1866 г.». (см. приложение 6)
4. 11А «Волков А.М. «Прерванное обручение» 1860г. (см. приложение 7)
После выбора в каждом классе началась настоящая творческая деятельность: одна группа ищет информацию о художнике, описание и анализ картины, готовит мультимедийную презентацию, выбирают диктора. Другая группа занимается поиском костюмов, готовят оформление сцены в соответствии с тем, что изображено на выбранной ими картине. Конечно, очень трудно подобрать похожую с оригиналом одежду, но дети стараются.
И самая серьёзная работа проводится каждым участником по оживлению образа каждого героя картины на сцене. Это репетиции: расположение на сцене каждого героя, поза, мимика, эмоции. Нужно всё прочувствовать в своём образе, прожить его и передать со 100-процентной схожестью.
И вот начинается сам конкурс. Зал обычно переполнен: учителя, дети, классные руководители, родители. Диктор представляет тему мероприятия, автора картины, описывает замысел картины, и на весь экран демонстрируется сама картина. В это время занавес открывается и все жюри и зрители в течение нескольких минут сравнивают оригинал на слайде с инсценированным вариантом на сцене. В это время классу на сцене очень нелегко, так как нельзя засмеяться, надо замереть в определённой позе и с определенным выражением лица. Затем, когда процесс сравнения заканчивается, занавес закрывается и класс возвращается в зал, ему на смену выходит другой. И т.д.
Затем жюри объявляет итоги, вручаются дипломы и грамоты.
Слушают
Слушают
Слушают
Осмысливают
фронтальная
Фронтальная
Результативность опыта
Какова результативность опыта проведения таких внеклассных мероприятий? Результативность высокая. Нет ни одного равнодушного ученика.
Во-первых оно очень нравится детям.
Оно обеспечивает подъём мотивации к изучению истории;
Оно позволяет решать целый комплекс педагогических задач: предметных, так как это расширение кругозора, развитие исторических представлений об эпохе, культуре определённого времени.
Это и развитие метапредметных умений: коммуникативных, регулятивных, учебно-познавательных.
И, конечно, личностные результаты очевидны (самореализация, самовыражение, творчество, возможность проявления лидерских качеств ребенка, артистических способностей.
Предметная Неделя становится средством проявления неформального учебного взаимодействия, сотрудничества преподавателей и учеников.
Отзывы учащихся свидетельствуют о положительном результате работы. (Приложение 8)
Я представила вам опыт проведения одного мероприятия в рамках предметной недели в нашей школы.
5. Практическая часть
А сейчас предлагаю поработать в группах.
Разработать план (модель) проведения недели истории и обществознания в школе, инновационной по содержанию и формам проведения.
Таким образом, мы обогатим свой опыт новыми идеями.
Работа в группах
Выработка форм ПН
и рекомендаций по проведению ПН
Групповая
7. Рефлексия
Итак, позвольте вам задать ряд вопросов:
1. Была ли для вас актуальна тема мастер-класса?
2. Что взяли полезного, интересного?
3. Будете ли вы брать идеи мастер-класса на вооружение?
Спасибо за работу!
Отвечают
Фронтальная
Индивидуально
Источники:
1. Положение о предметной неделе, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Новоалтайска Алтайского края» от 18.03.13г.
Литература:
1. Самошкина Т. Г. Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 133-136.
2. Козырев Ю.В., Окова Л.Р., Вашкевич Т.С., Белова Е.В. Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности. // Методическое пособие, СПб. 2012.
Приложение 1.
План Предметной Недели
«Помним прошлое, гордимся настоящим, создаем будущее»
Классы
Форма проведения
Название мероприятия
Учитель
Все учащиеся
Стенд в фойе
Открытие Предметной Недели
Учителя МО учителей истории
9а, б, в
Игра
Мозаика исторических событий
Учителя МО учителей истории
5а, б, в,г
Конкурс на смекалку
Знаешь ли ты Древнюю Грецию?
Учителя МО учителей истории
8а,б,в,г
Игра
Аукцион знаний по обществознанию
Учителя МО учителей истории
11а,б,в
Викторина
История моего государства
Учителя МО учителей истории
6а, б,в,г
Викторина
Интеллектуальный марафон
Учителя МО учителей истории
7б
КВН
Знатоки истории
Учителя МО учителей истории
9-11
Конкурс презентаций
Темы: «Великая Отечественная война: Юбилейные даты»; «Династия Романовых»; «Наши земляки - Великие люди!»
Учителя МО учителей истории
10-11
Конкурс эссе по обществознанию
«В браке не на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание» (В.А.Сухомлинский); «Политика – лабиринт, из которого выбраться трудно, чем войти» (У. Гладстон); «Нужна ли человеку вера в человека» (Народная мудрость)
Учителя МО учителей истории
7-8
Конкурс кроссвордов
«Знаменательные события истории России. XVIII-XIX века»
Учителя МО учителей истории
10-11
Конкурс инсценирования картин
«Лицо истории живое»
Учителя МО учителей истории
Приложение 2
Рекомендации для учителя при разработке заданий к мероприятиям Предметной Недели:
1. Содержание заданий должно соответствовать изученному учащимися программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходить за его пределы.
2. Количество подобранных заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.
3. Задания должны требовать от учащихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого или практического применения.
4. В связи с тем, что предметные недели нацелены не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера.
5. Следует стремиться к тому, чтобы практические задачи допускали возможность решения их несколькими способами. Это позволяет учащимся проявить свои творческие способности, а членам жюри определить степень их развития.
6. Практическое задание (задача) требует времени на его изготовление (решение), поэтому можно сделать его домашним, четко определив сроки сдачи. Практическая задача должна удовлетворять определенным педагогическим требованиям:
- задача должна нести познавательную информацию о современном производстве, показывать творческий характер труда людей массовых профессий;
- вопрос задачи должен соответствовать реальной ситуации, а не подстраиваться под определенную предметную проблему;
- условие задачи должно быть лаконичным, свободным от перегрузки специальной терминологии;
- решение задачи требует содержательных знаний из школьного курса.
Приложение 3
Критерии оценивания картин (от 1до 5 баллов)
1. Достоверность изображения (реквизиты, костюмы)
2. Артистизм (эмоции, переживания героев)
3. Презентация картины (информация об авторе картины, сюжет)
4. Выдержка на сцене (сохранение образа до конца выступления).
Приложение 4
10 А класс «Максимов В.М. Приход колдуна на сельскую свадьбу» 1875г.
Приложение 5
10Б – «Неврев Н.В. Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» 1866г.
Приложение 6
11Б - «Неврев Н.В. «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие» 1866 г.
Приложение 7
11А «Волков А.М. «Прерванное обручение» 1860г.
Приложение 8
Отзывы учащихся о мероприятии «Лицо истории живое»
«Понравилась идея инсценирования»;
«Веселая подготовка, сплоченная работа класса, сдружились больше, атмосфера была приятной»;
«Это так весело собирать реквизит! Все смеются веселятся, меняются костюмами, видео снимают! Ценно, что мы сплотились, однако стоять тяжело, и нужно терпеть»;
«Подготовка к картине была интересна, проявляли себя в роли актера»;
«Понравилось смотреть на картины других классов»;
«Все «жили» в образах, сопоставляя действия на сцене и саму картину, можно было сказать, присутствовала удивительная схожесть, но оставалась индивидуальность»;
«Понравилось «погружение» в ту эпоху, возможность узнать что-то новое из разных периодов истории, почувствовать обстановку картины»;
«Понравилось все, так как это прекрасное мероприятие!»;
«Понравилось старание учеников»;
«Сама подготовка, поиск костюмов»;
«Интересно было увидеть учеников нашей школы в таких старинных костюмах, было бы интересно запечатлеть все картины на сцене фотографом, а потом вывешивать фото на стенды школы»;
«Интересно узнать о художниках картин»;
«Понравилась близость с тем временем»;
«Ученики классов не спешили победить, а пытались передать суть картины и образы героев картин»;
«Хотелось бы, чтобы все классы, начиная с 5-х, приняли участие в перевоплощении, чтобы было больше претендентов на победу и конкуренция. Мы сейчас в 11 классе, к сожалению, на следующий год нам никто такого не устроит»
Учащиеся 10-11 классов
10 а10б класс10 б11 а класс11а картина
·