Развитие конкретных творческих способностей в разных жанрах.
Развитие конкретных творческих способностей в разных жанрах.
Знакомство с эпистолярным жанром.
Знаете ли вы, ребята, что письма входят в специальный литературный жанр? У него даже есть свое название.
Если мы с вами правильно отгадаем предложенный кроссворд, то слово, полученное по вертикали, раскроет название этого жанра.
(учитель раздает каждому ученику карточку с вопросами к кроссворду)
Все понятия кроссворда так или иначе связаны с письмом, письменностью.
Героические сказания, песни (эпос).
Учреждение для пересылки писем (почта).
Способ письма в Древнем Междуречье (клинопись).
Совокупность учреждений, обслуживающих техническими средствами общение на расстоянии (связь).
Письменный документ, на основании которого строится научное исследование (источник).
Способ письма в Древнем Египте (иероглиф).
Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия (слово).
Название приказа XVI в., который руководил перевозкой письменных сообщений (ямской).
Природный материал для письма в древнем Новгороде (береста).
Переносчик писем в древности (гонец).
Название станций, учрежденных в XVIII веке вместо ямских дворов (почтовые).
Название страны, в которой была изобретена бумага (Китай).
Итог по работе с кроссвордом:
Как же называется этот жанр?
ЭПИСТОЛЯРНЫЙ
Знакомство с деловым письмом.
Учитель записывает тему занятия на доске:
“Учимся писать письмо”.
- Я предлагаю вам взять ручку и начать писать письмо.
(Предвижу вопросы: “Что писать? Как писать?” Реплики: “Не умею я писать!”)
Ребята, я не только от вас слышу: “Не умею я писать!”, но порой и от взрослых.
А можно ли вообще этому научиться? Существуют ли какие-нибудь справочники, рекомендации для этого?
Желание людей “правильно” писать письма вызвало в XVIII веке к жизни разнообразные “Письмовники”. Существование их показывает, что писание писем почиталось важным делом. Бесспорной была помощь “Письмовников” в официальной переписке – они предлагали в готовом виде образцы разнообразных прошений, писем к высокопоставленным лицам и прочих бумаг, где несоблюдение строго установленной формы могло прямо повлиять на исход дела.
Учитель раздает образцы деловых писем каждому ученику (анкеты, автобиография, справки-запросы, справки-информации, различные заявления).
Сейчас мы потренируемся в написании такого делового письма.
Учащиеся под руководством учителя заполняют бланк заявления.
Знакомство с личным письмом.
Учитель держит в руках письмо, раскрывает его и читает
Письмо:
Друг ко мне пришел домой,И сказал мне Леха:“Вовке написать письмо хочуХорошо, не плохо.
Только как вот?Помоги, выручай, дружище!”Я сказал: “Садись, пиши,Да пиши почище!”
Леха сел. Я диктовал: “Здравствуй, друг мой, Вовка!”А затем я замолчал, ну а Леха дописал:“Вовка, ты – морковка!”
Леха смотрит на меня.Я смотрю на Леху:Как же сделать хорошо,Написать не плохо?
Долго мучились мы с ним,Голову ломали.Даже чуть не подрались,Весь листок помяли.
Что же делать нам, друзья?Вопием: “Спасите!Вовке написать письмо,Просим, помогите!”
Вот оно что! Оказывается, у ребят, приславших нам письмо, такая же проблема, как и у нас. Они не знают, как писать письмо и просят помощи. Что ж, давайте будем этому учиться, а потом поделимся своим опытом с ребятами.
Письмо, которое мы получили, уже не назовешь деловым.
Это чувственное, эмоциональное послание. В нем описывается событие, которое произошло в жизни мальчиков.
Неофициальные письма называются личными, иногда встречается название их как бытовые.
Еще разница между личным и деловым письмом в том, что для них нельзя составить готовых образцов.
Знакомство с рекомендациями написания личного письма.
“Примерная памятка для написания личного письма”
Лист бумаги, на котором пишется письмо, должен быть аккуратным.
Писать надо разборчивым почерком и желательно без помарок.
Постарайтесь избегать ненужных трафаретных, “обязательных” элементов письма – начало, концовка, специальный приступ к каждой новой части.
Желательно выбрать соответствующую форму обращения к тому, кому вы пишете письмо (взрослый человек или ребенок, друг или просто знакомый и т.д.)
Продумайте тон, стиль, меру откровенности письма.
Постарайтесь, чтобы письмо было беседой, а не скучным перечислением последних событий в вашей жизни.
Рисунок 4Заголовок 115