ДОКЛАД ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛОЖКИ.


Обоснование проекта:
Художественной обработке дерева принадлежит исключительное место в истории русского крестьянского творчества. Она тесно связана со всем искусством Древней Руси: с деревянной резной архитектурой, с плотничным и резным делом, в котором русские люди были столь искусны. Любовь к узорочью отразилась ярко на фольклоре.
Декоративное искусство было той областью, где, наряду с памятниками архитектуры, скульпторы и живописи, русский народ сумел создать современные по красоте произведения. Украшению жилища уделялось много внимания. Резные доски-подзоры, причелины, обрешетнины, оконные наличники и убранства крылец-украшали русскую избу. Не меньше внимания уделял народный художник украшению посуды, домашней и хозяйственной утвари, орудий труда. Свою задачу он видел в том, чтобы сочетать красоту бытового узора, его декоративную силу с целесообразностью и простотой вещей.
Основой крестьянского искусства было ремесло. В работах деревенских художников видны сноровка, умение, большая выдумка. В далеком прошлом, ещё в допетровской Руси, возникли многочисленные промыслы по деревням и сёлам, в которых жили мастера-кочевники,прялочники,буравчники,донечники,красильщики.Большинство крестьянских ремесел было связано с обработкой дерева-это был мужской труд; другие, связанные с текстилем, принадлежали женщинам.
Выработкой деревянной посуды занимались в основном монастырские крестьяне, которая в ХVl -XVll веках была уже широко распространённым рыночным товаром. Делали деревянную посуду крестьяне-ремесленники, жившие около Троицко-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей. Кириловская посуда была известна в ХVl -XVll веках и неоднократно упоминалась в описях. Посуду выделывали также и близ города Козьмодемьянска местные крестьяне. Это производство продолжалось в XVII-XIX веках. Существовал особый тип козьмодемьянского ковша, устойчиво продержавшийся почти до нашего времени. Выделывались ковши в районе Твери, затем в б. Ярославской и Костромской губерниях. В прошлом веке посуду делали по реке Тотьме, около Великого Устюга и почти во всех районах, прилегающих к Северной Двине. При этом всюду существовал свой местный тип изделий.
Производство деревянной посуды стало исчезать лишь в конце XIX века. Оно вытеснялось фабричными стеклянными и фаянсовыми изделиями. Сохранились лишь те промыслы, которые постепенно превратились в центры обширного производства посуды, поставлявшейся в дальние районы страны и даже уходившей за рубеж. Таким производством была хохломская лакированная(олифой) токарная посуда и резная ложка. Производство хохломских изделий приближалось к мануфактурному. Там возникло сложное разделение труда не только между отдельными мастерами, но и между сёлами в противовес тем ремёслам, где один мастер делал всю вещь целиком.
Декоративная обработка дерева занимала одно из первых мест в прикладном искусстве Древней Руси и в последующее время в быту деревни, достигнув большого разнообразия, а в ряде своих видов выходило за пределы крестьянского потребителя, распространяясь и на иные социальные слои.
Это всё были исторические данные. Тема моего проекта: "Деревянная кружка". Кружка-это русская мера объема жидкости. Её начало идёт из XVI-XVII веке. Одна кружка была равна десяти гаркам, что составляло 1,23 л. Она служит предметом обихода. Кружкой пользуются для употребления жидкости. Преимущество деревянной кружки это малая теплопроводность древесины. Я к этой теме отношусь положительно, так как я занимался этим делом с большим увлечением. Эта работа развивает приобретение навыков, и опыт переходит к более серьёзным делам.
Банк идей и предложений:
Рассмотрим 4 варианта возможного выполнения проекта.


Я делаю кружку под рисунком А).
Требования к конструкции:
Основное функциональное назначение этой кружки заключается в использовании, как сувенирное изделие, также служит в домашнем обиходе .При выполнении этой кружки ,для меня технологическая сложность заключалась в выравнивании дна у неё. Эта кружка будет надёжной и долговечной .Если будет повреждён краешек кружки, то можно её уменьшить в размере: подстрогать и возобновить рисунок. Если отколется ручка, то можно приспособить под стакан. Если будет повреждено дно, кружка не пригодна к употреблению. Дерево не проводит электричество. Дизайн-это оформление(придумать какой рисунок и соответственно подготовить лаки, краски.).
Выработка концепции:
Выработка концепции-это замысел художника. Для изготовления кружки берём липу, так как она рыхлая, хорошо режется, полируется. Рассмотрим 2 и 3 варианты. Выбрали такую кружку (а).
Составление или описание технологического процесса:

Организация рабочего процесса:
Организация рабочего процесса: приступая к работе, на рабочем месте должны быть только необходимые предметы ,инструменты. Расположить их надо так, чтобы ими было удобно пользоваться в зоне досягаемости. Те инструменты, которыми пользуемся чаще, надо расположить поближе к себе. Образец должен быть хорошо виден. Внимательно рассмотреть образец изделия и определение разметочной базы. Прежде чем приступать к разметке, надо убедиться в пригодности и правильности разметочных и контрольно-измерительных инструментов. Основное время выполнения ложки проходило на уроках, так же посещал кружок, который проходил после уроков в школе.
Правила техники безопасности:
Надёжно держи заготовку, по возможности закрепи в верстаке. 2- Следи за исправностью инструмента. 3-Остроту режущего инструмента проверяй на заготовке. 4-Следи за тем, чтобы при работе рука не оказалась под резцом.5-При работе не отвлекайся.
Экономическая себестоимость изделия:
 Сm=(M+Э+О+Р+З.У.+Мар+аренда)+0,2хm.n.
1м3=1500р
Vоб=Пhх r2=3,14х0,4х0.1^2=0,012 Mk=18 рублей.
Vсеб.=42 рублей.
Cm=(18+4+10+20+0+0)+0,2х72=86,4 руб.
m-материал S-затраты p-работа Консультация по проекту: Максимов Александр Викторович.