Организация проектной деятельности в рамках городского методического объединения учителей информатики ЗАТО Северск
Особенности организации проектной деятельности.
"Метод проектов - это не алгоритм, состоящий из четких этапов,
а модель творческого мышления и принятия решений"
Дж. Питт
Наступил ХХI век. Мы стали свидетелями перехода от индустриального общества к информационному, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации. Люди по прежнему владеют навыками письма и чтения, но для вступления в новую эру этого явно недостаточно. Значит, школа должна подготовить своих выпускников к жизни и деятельности в информационном обществе. Современное общество стало перед фактом, что главной задачей образования становится не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого, самостоятельного мышления, а также формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Реализации данных требований способствует профильное обучение.
Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель - самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование - это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Задачи профильного обучения:
обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие отвечает требованиям профильного обучения, так как оно побуждает учащихся проявлять способность к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода:
социального, личностного, связанного с познавательным интересом, с жизненными и профессиональными планами;
к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты;
к самообразованию и самоорганизации;
к интеграции и обобщению информации из разных источников;
видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения;
делать выбор и принимать решения.
На заседаниях городского методического объединения учителей информатики были изучены нормативно-правовые документы по профильному обучению, стандарты образования, методическое письмо о преподавании информатики в профильных классах, методические рекомендации по обучению и информированию учащихся о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме по дисциплине Информатика.
В связи с этим, одним из направлений деятельности городского методического объединения учителей информатики является изучение и внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий.
Метод проектов – один из продуктивных методов обучения информатике в профильной школе.
Цель: реализация проектного обучения для формирования ключевых компетентностей высокотехнологичной конкурентоспособной личности в информационном мире.
Исходя из цели на ГМО учителей информатики поставлены задачи:
развить способности высокотехнологичной конкурентоспособной личности в условиях ФГОС;
повысить познавательные интересы и интеллектуальный рост обучающихся;
сформировать позитивные коммуникативные компетентности обучающихся.
На заседаниях городского методического объединения учителей информатики были изучены теоретические вопросы по технологиям проектного обучения.
В 2013-2014 учебном году на заседании ГМО учителей информатики была создана творческая группа «Проектная деятельность в условиях реализации компетентностного подхода». В настоящий момент в состав творческой группы входят 4 учителя информатики: Иванова Наталья Анатольевна - МБОУ «Северский лицей», Кучерова Елена Валерьевна - МБОУ «Северская гимназия», Кудряшова Вероника Николаевна - МБОУ «СОШ №84», Демина Евгения Викторовна - МБОУ «СОШ №89». Девизом творческой группы учителей информатики стало высказывание «Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты».
Формы работы творческой группы:
индивидуальное, групповое консультирование;
транслирование опыта;
организация и проведение интеллектуальных игр, информационных боев по развитию интересов и творческих способностей; потенциала.
В 2015-2016 учебном году профильное физико-математическое обучение велось в 9 школах из 17 общеобразовательных учреждений ЗАТО Северск: МБОУ «Северская гимназия», МАОУ «Северский физико-математический лицей», МБОУ «Северский лицей», Самусь, МБОУ «СОШ №84», МБОУ «СОШ №88 имени А.Бородин и А.Кочева», МБОУ «СОШ №89», МБОУ «СОШ №196», МБОУ «СОШ №198». Количество профильных групп составило 16. В этих школах ведется активная работа по проектной деятельности. А так же учащиеся старших классов Карповой Т.А. МАОУ «СОШ №80» и Салоповой С.В. МБОУ «СОШ №83» активно участвуют в проектах различного уровня. Салопова С.В (МБОУ «СОШ№83») является куратором направления «Web-конструирование» Всероссийского конкурса научно-практических проектов «Творческий контест» в рамках проекта «Школа РОСАТОМА», Иванова Н.А.(Северский лицей) – организатор информационных боев в рамках Региональной детско-взрослой научно-практической конференции "Человек. Земля. Вселенная.
О результативности использования технологии метод проекта говорят качественные проектные работы, созданные обучающимися под руководством учителей информатики, свидетельствуют высокие личностные и метапредметные результаты учеников в конкурсах проектов различного уровня.
Объективные данные показывают, что с момента запуска проектной деятельности в профильном обучении наши старшеклассники все чаще становятся не только участниками, но и победителями интеллектуальных марафонов, конкурсов любого уровня.
Результативность представленных проектов
(примеры)
Федеральный уровень
Командный чемпионат для школьников старших классов - Kaspersky CyberHeroes
Конкурс проектов по решению глобальных проблем информационной безопасности
Руководитель: Буртаева О.Н. - учитель информатики МБОУ «СФМЛ»
Результат:
1)"Электронный чип" для обеспечения кибербезопасности
Результат: Андреянов В., Карпов И., Сантьев А. - 10 класс. Сертификат участия
2)"Цифровая подпись" для обеспечения кибербезопасности.
Результат: Давыдов К., Качалов К., Платонов М. - 11 класс. Призеры
определение с будущей профессией;
открытие в себе скрытых талантов;
применение на практике всего, чему научили в школе;
получение опыта реального проекта;
пополнение портфолио для поступления..
Всероссийкий уровень
1) I Всероссийский синхронный чемпионат по интеллектуальным играм «Формула интеллекта». 2014г.
Интеллектуальные игры-конкурсы (игровой метод)
Руководитель: Кудряшова В.Н. - учитель информатики МБОУ «СОШ №84»
Развивается: алгоритмическое мышление, коммуникационные навыки.
Личностное развитие ребенка.
Результат: Диплом победителя, Колганов И., Таратушкина В., Изместьева Ю., Мальцев А., Сорокина Ю., 11 класс.
2) Всероссйский конкурс научно-практических проектов «Творческий контест» в рамках проекта «Школа Росатома».
Руководитель: Карпова Т.А. - учитель информатики МАОУ «СОШ №80»
1)Егоров А., 9 класс, диплом III степени (направление «Web-конструирование». Проект Web-сайт «Гравитация». 2)Шатохина А., 11 класс - диплом в номинации «За лидерскую позицию», диплом в номинации «Приз зрительских симпатий» Проект Web-сайт "Чуваши".03.03.15г.
Региональный уровень
Региональная детско-взрослая научно-практическая конференция "Человек. Земля. Вселенная. 20.04.2016.
Руководитель: Иванова Н.А. - учитель информатики МБОУ «Северский лицей»
«Комплект презентаций, посвященный городам –героям России». 5 человек. Призеры
«Информационные бои». 5 человек. Победитель.
Муниципальный уровень
Дистанционный конкурс социального проекта "СЕВЕРСК - ГОРОД БЕЗОПАСНОГО ДЕТСТВА». 2015г.
Руководитель: Кудряшова В.Н - учитель информатики МБОУ «СОШ №84».
Результат: Диплом I степени. Борисов А., 10 класс.
Формируются:
нравственные;
духовные;
социально-трудовые;
культурные ценности подрастающего поколения
Воспитание любви к природе, родине!
Интерактивная игра «Построй свою АЭС» . 15.04.2016г.
Руководитель: Кудряшова В.Н.- учитель информатики МБОУ «СОШ №84»
Результат: Диплом II степени. Васильев М., ЛитвиненкоМ., Вотякова М., Венивитина С., Короев Г.
Возможность проверить:
сможете ли руководить глобальным проектом;
эффективно ли управляете временем, ресурсами;
роль инженера, экономиста, управленца
Формируются:
универсальные профессиональные компетенции;
учебно-познавательные компетенции;
коммуникативные компетенции
На сайте городского методического объединения учителей информатики опубликованы в помощь учителю мероприятия для участия детей в различных конкурсах разного уровня. Ведется мониторинг участия детей в творческих конкурсах. Активность участия детей с 2013-2014 учебного года по 2015-2016 учебный год увеличилась на 41%, это участие в очных, заочных, международных, всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах. Результатами работы учителей информатики являются не только участие учащихся в городских, областных и Всероссийской конференциях, конкурсах но и количество призовых мест. В сравнении с 2014-2015 учебным годом количество призовых мест в 2015-2016 учебном году выросло на 4%.
Внедрение метода проекта в профильном обучении имеет значительные результаты. Самый очевидный результат - это, конечно, успеваемость выпускников по предмету информатика. Результаты единого государственного экзамена в 2015, 2016 годах по предмету информатика в ЗАТО Северск выше Томской области.
Таблица «Средний тестовый балл участников ЕГЭ по информатике»
Предмет ЗАТО Северск
2015 Томская область 2015 ЗАТО Северск 2016 Томская область
2016
информатика и ИКТ 62,56 58,27 58,28 57,75
Реализация проектного обучения позволяет сформировать у учащихся ключевые образовательные компетенции:
ценностно-смысловые;
общекультурные;
учебно-познавательные;
информационные;
коммуникативные;
социально-трудовые;
личностного самосовершенствования.
Работа ГМО учителей информатики в 2015/16 учебном году была организована по плану. Тем не менее, анализ работы МО учителей информатики выявил ряд проблем, а именно:
проблемы, над которыми предстоит работать членам методического объединения учителей информатики в следующем учебном году:
15 % учителей не представляют опыт работы на различных уровнях, не участвуют в творческих и профессиональных конкурсах (есть молодые учителя информатики, вышедшие из декретного отпуска);
недостаток опыта проектирования и конструирования учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
недостаточный охват обучающихся проектно-исследовательской деятельностью;
подготовка к использованию метода проектов занимает очень много времени.
В целях повышения эффективности учебной деятельности по информатике и создания условий для активного использования проектной деятельности рекомендуется городскому методическому объединению учителей информатики:
оказать методическую помощь учителям информатики в области руководства проектной деятельностью;
совершенствовать методическое сопровождение по организации проектной деятельности в рамках профильного обучения;
способствовать распространению педагогического опыта, направленного на формирование ключевых компетенций при организации проектной деятельности в рамках профильного обучения;
обобщить опыт работы образовательных учреждений ЗАТО Северск по проектной деятельности обучающихся;
провести серии семинаров-практикумов: «Изучение передового педагогического опыта практикующих учителей», «Использование метода проектов на уроках информатики и во внеурочное время для развития творческой личности учащихся в рамках профильного обучения»;
продолжить работу, направленную на развитие творческих, исследовательских способностей учащихся;
продолжить вести мониторинг участия учителей и учеников в конференциях, конкурсах различного уровня;
выпуск методического пособия по использованию метода проектов на уроках информатики и во внеурочное время для развития творческой личности учащихся.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Учителя ГМО информатики успешно решают задачу по развитию и росту своей профессиональной компетентности, модернизируя образовательный процесс через внедрение в него современных образовательных технологий с использованием метода проекта. Эту работу необходимо продолжить в следующем учебном году.
Кудряшова В.Н. -
руководитель городского методического объединения учителей информатики