Эссе по теме: Воспитать человека

Эссе учителя начальных классов Чариковой Александры Сергеевны



Воспитать человека

И воспитание, и образование неразделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н. Толстой

"Все мы родом из детства..." - сказал великий писатель. Это действительно так: все, что мы берем с собой во взрослую жизнь, обретено нами в детские годы. При этом  детство - не период подготовки к будущей жизни. Это - часть всей жизни, причем очень значительная, яркая. Именно в детстве человек получает первый опыт решения возникающих проблем, учится жить и работать с другими людьми, познавать себя и окружающий мир.
Воспитание детей процесс непрерывный. Наше воспитание во многом определяет их будущее. Этот процесс нельзя отложить «на потом», нельзя пускать на самотек. Конечно, жизнь научит. Но научит правилам выживания, а не правилам поведения. Правильное воспитание является базой будущих достижений наших детей.
Цель воспитания – максимальное развитие личности. Естественно, возможности воспитания не безграничны, оно не универсально и не всеохватно. Ребенок развивается в процессе обучения, в ходе социализации, которая происходит под влиянием всего миропорядка, через общественные институты, экономику, политику, средства массовой коммуникации, а также через семью, среду молодежного общения; он совершенствуется под влиянием самовоспитания и саморазвития.
Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Хочу отметить, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.
В этом безбрежном море влияний есть часть, происходящая целенаправленно, под педагогическим управлением. Это и есть воспитание, оно-то и призвано помочь личности не быть поглощённой этим морем, найти в нём своё лицо, своё отношение с миром, людьми и самим собой.
Нельзя смотреть на ребенка лишь как на объект воспитательных воздействий, который должен реагировать на них так, как хочет взрослый. Тогда мы не будем знать, что по этому поводу думает ребенок, какие чувства и желания они у него вызвали. Родители могут возразить: «Что ребенок понимает в том, как нужно его воспитывать? У взрослых жизненный опыт, знания, они не только обязаны воспитывать детей, но и знают, как это делать». Казалось бы, верное суждение. Но подходить к воспитанию ребенка с постулатом, что взрослый всегда прав, потому что он взрослый («Яйца курицу не учат...»), значит порождать непонимание, отчуждение между воспитателем и воспитанником. У родителей, привыкших добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих требований, по мере взросления ребенка будет все меньше возможностей влиять на него. Взрослые сами нередко замечают, что чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение в обращении с ним вызывают встречное расположение, стремление выполнять требования старших.
Проработав 6 лет в школе, я поняла, что нужно уважать мир детей и идти вперед по пути познания вместе рука об руку. Только так, а не иначе, но за этим стоит повседневный, порой невидимый  труд - труд классного руководителя.
Учитель должен уметь видеть хорошее даже там, где другие замечают только плохое, работать с опорой на положительные эмоции, он должен учить детей радостно предвосхищать результаты своей деятельности, пробуждать у них вдохновение, желание самостоятельно ставить себе цели и осуществлять их, а значит, дать им стимул для саморазвития.
Я думаю, современной школе нужен “самый классный” классный руководитель, дающий возможность проявиться интересам детей и педагогов, их созидательным силам и стремлением, помогающим развить интеллектуальные, коммуникативные, эстетические, социальные потребности.




Жђ Заголовок 1Жђ Заголовок 2Жђ Заголовок 3Жђ Заголовок 4Жђ Заголовок 5Жђ Заголовок 6Жђ Заголовок 7Жђ Заголовок 8Жђ Заголовок 915