PISA – Международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся
I. PISA – Международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся
Современная школа актуализирует, в первую очередь, задачи формирования у обучающихся интеллектуальной и исследовательской культуры, способность к практическому применению знаний и опыта: рассматривание жизненных ситуаций с точки зрения востребованности тех или иных знаний и эффективного практического функционирования. Иными словами, образовательным результатом должно стать умение использовать приобретаемые знания в качестве личного ресурса. Смена ориентиров в обучении - установка на активное освоение человеком способов познавательной деятельности на создание условий для самоопределения и реализации потенциальных возможностей обучающихся в процессе обучения, естественно, требует новых подходов к измерению образовательных результатов. Наиболее перспективным в этом отношении представляется компетентностный подход, в рамках которого осуществляется международный мониторинг образовательных достижений обучающихся - исследование PISA.
Исследование PISA вызвало широкий общественный резонанс в мире, который свидетельствует о том, что намеченное в нем направление оценки качества образования оказалось адекватным не только назревшим проблемам образования, но и современным попыткам их осмысления. В последние десятилетия активизирован интерес к международным проектам по оценке качества образования и расширение масштабов практико-ориентированных исследований, что вызвано возрастающим спросом на информацию о деятельности образовательных систем разных стран. Знания о состоянии и качественном уровне образования стали необходимыми для создания единого мирового образовательного пространства. Значительное расширение политического, экономического и социального сотрудничества между странами изменило вектор развития национальных образовательных систем и предъявило к ним ряд новых требований. Очевидно, что эти требования не могут быть реализованы без проведения сравнительного анализа качества образовательных достижений обучающихся.
Международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся PISA ставит своей целью определить образовательные достижения 15-летних обучающихся в области чтения, математики и естествознания всех организаций образования. Отличительной характеристикой настоящего исследования является его направленность на практические умения обучающихся применять теоретические знания и навыки в жизненных ситуациях, на оценку компетентности в решении проблем, несвязанных непосредственно с конкретными учебными предметами или образовательными областями. Инструментарий исследования нацелен на установление степени сформированности общеучебных умений в решении проблем, с которыми обучающиеся могут встретиться в жизни, для того, чтобы эффективно функционировать в современном обществе.
Объектом исследования PISA являются образовательные достижения обучающихся 15-летнего возраста. Выбор данной возрастной категории объясняется тем, что во многих зарубежных странах образовательные программы имеют общую направленность, и освоение их к данному возрастному периоду завершается. В этой связи, представляется возможным на данном этапе определение уровня знаний и умений, полезных обучающимся в будущем, оценка способностей обучающихся к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для успешной адаптации в современном мире.
Исследование осуществляется Консорциумом, в состав которого входят ведущие международные научные организации при участии национальных центров и организаций ОЭСР. В частности:
- Нидерландский Национальный институт измерений в области образования (Netherlands National Institute for Educational Measurement, CITO);
- Служба педагогического тестирования США (Educational Testing Service, ETS);
- Японский Национальный институт исследований в области образования (National Institute for Educational Research, NIER);
- Американская организация ВЕСТАТ (WESTAT), выполняющая различные исследования по сбору статистической информации.
Работа Консорциума координируется Австралийским Советом педагогических исследований (The Australian Council for Educational Research, ACER).
Исследование проводится в строгом соответствии с едиными правилами, разработанными международным координационным центром (Центр) для стандартизации проведения исследования во всех странах-участницах. Каждый этап исследования (формирование выборки, перевод и адаптация инструментария, процедура тестирования и анкетирования, проверка и обработка данных) контролируется Центром.
Исследование PISA начато в 2000 году и проводится трехгодичными циклами. Цикличность исследования представляет странам-участницам возможность отслеживать динамику результатов образовательных достижений обучающихся, изменения, происходящие в образовательной системе; формулировать основные направления реформирования общего среднего образования и выявляет препятствия, мешающие их осуществлению; проводить аналитическую работу в международном контексте, способствуя каждой стране-участнице в определении стратегических целей системы образования. В 2009 году завершился четвертый цикл исследования.
В Казахстане координационную работу по проведению исследования PISA выполняет Национальный центр оценки качества образования Министерства образования и науки Республики Казахстан (Национальный центр), совместно с Управлениями и организациями образования.
1.1. Цели и задачи исследования PISA
Цель исследования PISA – это установление и оценка степени владения обучающимися, получившими общее среднее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе.
Исследование направлено на проверку понимания сути изучаемых объектов, причинно-следственных связей; на степень сформированности умения учиться: навыков решения творческих задач и навыков поиска, анализа и интерпретации информации. Обучающиеся вовлекаются в проблемы, с которыми они встречаются в реальной жизни, выполняют задания, требующие от них комплексного мышления, планирования и оценки, решают проблемы, аргументируют выбор их решения и т.д.
Основная задача исследования PISA - анализ реальных результатов, полученных в рамках объективных измерений на основе инструментария, отражающего мировые приоритеты в области образования, и извлечение из них научно обоснованных и созидательных для образовательной политики выводов.
В исследовании PISA оценка образовательных достижений обучающихся проводится по следующим трем основным направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность», «естественнонаучная грамотность», а также по дополнительным направлениям «финансовая грамотность» и «решение проблем», в рамках которых особое внимание уделяется оценке овладения обучающимися общеучебными и интеллектуальными умениями.
В каждом цикле исследования основное внимание (две трети объема времени тестирования) уделяется одному из трех основных направлений. В 2000 году основным направлением исследования определена «грамотность чтения», в 2003 году – «математическая грамотность», в 2006 году – «естественнонаучная грамотность». Определяющей областью оценки образовательных достижений 2009 года стала «грамотность чтения».
Смена приоритетной области оценивания в каждом цикле исследования PISA представляет возможность получения полной информации по основному направлению и сравнительного анализа достижений в данной области.
Оценка образовательных достижений изучается в контексте различных факторов, влияющих на степень их достижения: социально-экономические условия, преподавание и среда обучения, различные аспекты деятельности организации образования, содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база, кадровый состав и т.д., которые в совокупности обеспечивают формирование и развитие компетентности. Как уже было отмечено, подростки в возрасте 15 лет заканчивают ступень основного образования и готовятся к взрослой жизни. В связи с этим, исследование нацелено на выявление знаний, умений и навыков у 15-летних обучающихся, необходимых им в самостоятельной жизни.
На сегодняшний день в Казахстане разработана своя внутренняя система мониторинга оценки качества образования – промежуточный государственный контроль (ПГК), который оценивает учебные достижения обучающихся 9 классов согласно образовательным программам.
Данный мониторинг ведется в целях проверки знаний, полученных в рамках образовательных программ соответствующего уровня, но не умения применять полученные знания в жизни. Международное исследование PISA отличается от ПГК изучением отношений, интересов, мотиваций и учебных стратегий, оцениванием функциональной грамотности обучающихся этого возраста.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ PISA-2009
Результаты исследования по грамотности чтения
Результаты исследования по математической грамотности
Результаты исследования по естественнонаучной грамотности
Результаты исследования по гендерному принципу
Результаты по математической грамотности
В исследовании PISA особое внимание уделяется содержанию тестовых заданий по математике, которые определяют индивидуальные умственные способности. Это включает в себя математическое мышление и использование математических концепций, процедур, фактов и заданий, чтобы описать, объяснить и прогнозировать явление. Математические задания в тестировании PISA также помогают обучающимся признать, какую роль в их жизни играет математика. В тестировании PISA математические задания демонстрируют обучающимся возможность анализировать, размышлять, решать и истолковывать математические проблемы, которые содержат квантитативные, пространственные, вероятные и другие математические концепции. Таким образом, в PISA приоритетным является определение способности 15-летних обучающихся использовать полученные знания и умения для решения широкого круга проблем, возникающих в повседневной жизни, и выявление тенденции развития этой способности.
Содержание проверки математической подготовки 15-летних обучающихся основано на понятии математической грамотности, которое определяется, как «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
Под математической грамотностью понимается способность обучающихся:
- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены посредством математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
В исследовании PISA обучающимся предлагаются не типичные учебные математические задачи, характерные для казахстанских мониторинговых исследований, близкие к реальным проблемным ситуациям, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения большей и меньшей математизации, а предлагается информация о жизни школы, общества, личной жизни обучающегося, профессиональной деятельности, спорте и др. В исследовании PISA-2009 математика не являлась основным направлением исследования, в связи, с чем было выделено меньше времени для тестирования.
За это время обучающимся нужно было ответить на тестовые задания, составленные по «приоритетным» блокам математики. В соответствии с концепцией исследования каждое задание соответствует одной из четырех содержательных областей, которые по согласованному решению стран-участниц, были выбраны в качестве базы для сравнения математической подготовки обучающихся в разных странах:
- количество – 31%;
- пространство и форма – 25%;
- изменения и отношения – 25%;
- неопределенность – 19% от общего числа заданий.
Состояние математической грамотности обучающихся, кроме владения материалом выделенных содержательных областей, характеризуются уровнем развития «математической компетентности». Математическая компетентность обучающихся определяется в исследовании как «сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека», обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использования математики. В исследовании выделяются три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.
Больше половины тестовых заданий направлены на проверку умения установить связи (53%) между разными формами представления информации в ситуации, описанной в задаче. На проверку знаний применения известных фактов, стандартных приемов, умения работать знакомыми выражениями и формулами, было выделено 25% заданий, а также на проверку умения рассуждать, объяснять и обобщать выводы – 22% заданий.
Содержание заданий, предлагаемых в тестах, связано с традиционными разделами или темами, составляющими основу программ обучения в большинстве стран мира, в том числе и вКазахстане. Выделено семь разделов (таблица 3.5.): Алгебра, Вероятность, Геометрия, Дискретная математика, Статистика, Функции, Числа.
В проверке используются вопросы различных типов: со свободно-конструируемым ответом (22,2%), с кратким ответом (22,2%), комплексные с выбором ответа (19,4%), с закрытым конструируемым ответом (8,3%), с выбором ответа (27,9%) (таблица 2.5.).
В PISA-2009 были использованы шесть уровней знаний математики, такие же, как и были установлены в предыдущих циклах исследования, когда математика была основным направлением.
Таблица 3.5. Распределение заданий по разделам математики
в процентном соотношении Разделы математики Число заданий % от общего числа заданий
Алгебра 1 2,7
Вероятность 2 5,6
Геометрия 9 25
Дискретная математика 2 5,6
Статистика 9 25
Функции 2 5,6
Числа 11 30,5
Для интерпретации результатов обучающихся в исследовании PISA используются шесть уровней по 1000-балльной шкале, которые определены в качестве международных стандартов математической подготовки обучающихся. Стандарты представляют собой диапазон результатов, продемонстрированный обучающимися на международном уровне. К каждому уровню при разработке концепции исследования составлено описание деятельности. В таблице 3.6. приведено описание уровней математической подготовки.
Между этими уровнями математической подготовки существуют значительные различия.
6-ой уровень сложности.
В среднем по странам ОЭСР 3,1 % обучающихся по математике находятся на шестом уровне. В Швейцарии и Корее около 8% обучающихся показали шестой уровень знания, и более чем 5% обучающихся в Японии, Бельгии и Новой Зеландии могут соответствовать этому уровню. Более 10% обучающихся среди стран ОЭСР и такие страны, как Сингапур, Китайский Тайпэй и Гонконг-Китай, ответили на вопросы, соответствующие 6 уровню. В Казахстане 6-го уровня достигли 0,3 % обучающихся. Этот показатель ниже среднего показателя по странам ОЭСР. Страны, в которых результаты обучающихся сопоставимы с результатами Казахстан: Тринидад и Тобаго - 0,3%, Уругвай - 0,3%, Катар - 0,3%, Тайланд - 0,3% и Азербайджан - 0,2%. Обучающиеся 8 стран (Мексики, Панамы, Туниса и др.) не достигли 6-го уровня и имеют нулевой показатель.
Способности на уровне 5.
В среднем по странам ОЭСР 12,9% обучающихся находятся на уровне 5 и 6. Корея – страна ОЭСР с самым высоким процентом обучающихся (25,2%) на уровнях 5 и 6. Самые высокие результаты по 5-ому уровню показали обучающиеся Шанхай-Китая - 23,8%, Сингапура - 20,0%, Гонконг-Китая - 19,9%.
Результаты Казахстана по данному уровню значимо ниже результатов обучающихся лидирующих стран и составляют 0,9%.
Способности на уровне 4.
В среднем 32,0% обучающихся стран ОЭСР, находятся на уровне 4 и выше. В Корее, Шанхай-Китае, Сингапуре, Гонконг-Китае и Китайской Тайпэй большинство обучающихся находятся на этом уровне. В Финляндии, Швейцарии, Японии, Нидерландах, Канаде, Бельгии и Новой Зеландии, Лихтенштейне и Макао-Китае свыше 40% обучающихся - на этом же уровне. Однако в Греции, Израиле, Турции, Чили, Мексике меньше, чем одна четверть обучающихся достигают уровня 4.
4,2 % казахстанских обучающихся достигли 4 уровня математической подготовки. Это означает, что очень маленькое количество обучающихся могут эффективно работать с
конкретными заданиями для конкретной ситуации, могут использовать хорошо выработанные навыки и легко справляются с заданиями.
Способности на уровне 3.
Таблица 3.6. Краткое описание шести уровней по математике
Таблица 3.6. Краткое описание шести уровней по математике Уровень Ограничение балла Характеристика заданий
6 балл выше 669,3 Обучающиеся способны математически мыслить и считать оперативно. Они могут приводить новые методы решения задач и разрабатывать стратегии для новых, ранее не встречавшихся ситуаций.
5 балл выше 607,0, но ниже или равняющийся 669.3 Обучающиеся могут работать с моделями сложных заданий. Они могут определить, сравнить, оценить, создать определенную стратегию решения проблем, относящуюся к этой модели. Обучающиеся этого уровня могут стратегически работать, демонстрируя широкое, хорошо развитое мышление, логические навыки для выполнения того или иного задания.
4 балл выше 544,7, но ниже или равняющийся 607,0 Обучающиеся могут эффективно работать с конкретными моделями для конкретной ситуации. Они могут развивать и интегрировать разные задания, включая символические обозначения и направлять их в аспекты реальной мировой ситуации. Обучающиеся этого уровня могут демонстрировать хорошо выработанные навыки и легко справляются с заданиями.
3 балл выше 482,4, но ниже или равняющийся 544,7 Обучающиеся могут четко выполнить задания, включая те, что требуют последовательного выполнения. Они могут выбрать и применить легкое стратегическое решение проблемы и могут истолковать и использовать факты, основанные на разных информационных источниках. Они могут локанично объяснить процессы, результаты, рассуждения лаконично.
2 балл выше 420,1, но ниже или равняющийся 482,4 Обучающиеся могут истолковать и распознать ситуацию в задании, где не требуется ничего, кроме логического рассуждения. Они могут извлечь важную информацию из одного источника и использовать один репрезентативный метод, способны направлять мышление и составить точное истолкование данных. Содержит базовые знания по математике по шкале PISA, в котором обучающиеся начинают демонстрировать разные (отличительные) навыки, которые помогают в решении математики, этот принцип является основой для будущего развития.
1 балл выше 357,8, но ниже или равняющийся 420,1 Обучающиеся могут отвечать на вопросы, содержащие простые задания, где преподнесена вся соответствующая информация, и вопрос четко сформулирован, могут отождествлять информацию и применять общепринятые методы, в соответствии с определенными ситуациями.
Ниже уровня 1 балл ниже 357,8 Обучающиеся, у которых балл ниже 357,8, находятся ниже уровня 1. Они не выполняют самые элементарные математические задания, по меркам PISA. Такие обучающиеся, вероятно, имеют серьезные проблемы в решении математических задач, чтобы применять математику в дальнейшем образовании и изучать в течение жизни
Среди стран ОЭСР в среднем 56,2 % обучающихся находятся на уровне 3 и выше по математике. В двух странах ОЭСР: Корее и Финляндии и в четырех странах партнерах: Шанхай-Китай, Гонконг-Китай, Сингапур и Лихтенштейн больше 3/4 обучающихся в возрасте 15 лет - на уровне 3 и выше. 2/3 обучающихся 3 стран ОЭСР: Швейцарии, Японии и Канады и 3 стран партнеров: Китайский Тайпэй, Макао-Китай и Нидерланды находятся на этом уровне.
3-го уровня математической подготовки достигли 12% обучающихся Казахстана. Результаты обучающихся Таиланда (14%), Черногории (12,2%), Аргентины (10,9%) сопоставимы с результатами Казахстана.
Способности на уровне 2.
В среднем 78,2% обучающихся стран ОЭСР на уровне 2 и выше. В Финляндии, Корее, Шанхай-Китае, Гонконг-Китае, Лихтенштейне и Сингапуре более чем 90% обучающихся - на этом
уровне или выше. В каждой стране ОЭСР, за исключением Греции, Израиля, Турции, Мексики и Чили, по меньшей мере, три четверти обучающихся - на уровне 2 и выше, а в Мексике больше чем половина обучающихся - ниже уровня 2.
Результаты 23,5% казахстанских обучающихся соответствуют второму уровню подготовки, и они могут применять основные алгоритмы, формулы, способы и методы. По шкале PISA этот этап содержит базовый уровень знаний по математике, в котором обучающиеся начинают демонстрировать разные (отличительные) навыки, которые помогают в решении математики, этот принцип является основой для будущего развития.
Способности на Уровне 1.
В среднем 14% обучающихся стран ОЭСР - на уровне 1 и 8% обучающихся - ниже уровня 1, но есть большое различие между странами. В Финляндии, Корее, Шанхай-Китай, Гонконг-Китай, Лихтенштейн и Сингапуре меньше, чем 10% обучающихся - на уровне 1 или ниже его. Во всех других странах ОЭСР процентный состав обучающихся уровня 1 или ниже его колеблется от 11,5% в Канаде, к 51,0% в Чили.
Из казахстанских обучающихся 29,6% находятся на уровне 1. Эта доля обучающихся, которые могут отвечать на вопросы, содержащие простые задания, где преподнесена вся соответствующая информация, и вопрос четко сформулирован.
У 29,6% казахстанских обучающихся балл ниже 357,8, они находятся ниже уровня 1. По критериям исследования PISA считается что, эти обучающиеся не могут решить самые элементарные математические задания. Такие обучающиеся, вероятно, имеют серьезные проблемы в изучении математики. В диаграмме 3.5. представлено распределение обучающихся, достигших разных уровней математической подготовки в сравнении со средним показателем стран ОЭСР (таблица 8. приложения).
В качестве основной количественной характеристики математической подготовки обучающихся конкретной страны используется средний балл, подсчитанный по результатам выполнения математической части работы обучающимися этой страны.
Диаграмма 3.5. Процент обучающихся по каждому уровню знаний по математике
Средний балл для стран ОЭСР по математике в PISA-2009 составил 497, немного ниже, чем в PISA-2003 году (500 балов), но это различие статистически значимое и, главным образом, касается стран, которые присоединились к ОЭСР в 2003 году.
Страна Средний балл Место среди стран ОЭСР Место среди стран-участниц
Средний балл стран
выше среднего балла стран ОЭСР 1. Шанхай-Китай
600 0 0 1 1
2. Сингапур
562 0 0 2 2
3. Гонконг-Китай
555 0 0 3 4
4. Корея
546 1 2 3 6
5. Китайский Тайпэй
543 0 0 4 7
6. Финляндия
541 1 3 4 7
7. Лихтенштейн
536 0 0 5 9
8. Швейцария
534 2 4 6 9
9. Япония
529 3 6 8 12
10. Канада
527 4 6 9 12
11. Нидерланды
526 3 7 8 13
12. Макао-Китай
525 0 0 10 12
13. Новая Зеландия
519 6 8 12 14
14. Бельгия
515 7 11 13 17
15. Австралия
514 7 11 13 17
16. Германия
513 8 12 13 17
17. Эстония
512 8 11 14 17
18. Исландия
507 11 13 17 19
19. Дания
503 12 16 18 21
20. Словения
501 13 15 19 21
Средний балл стран
не отличается от среднего балла стран ОЭСР 21. Норвегия
498 13 20 19 26
22. Республика Словакия
497 13 22 19 28
23. Австрия
496 13 22 19 28
24. Франция
496 14 22 20 28
25. Польша
495 15 24 21 29
26. Швеция
494 15 24 21 30
27. Чешская Республика
493 16 25 22 31
28. Великобритания
492 17 25 23 31
29. Венгрия
490 18 28 23 34
Средний балл стран
ниже среднего балла стран ОЭСР 30. Люксембург
489 22 26 28 33
31. США
487 21 29 26 36
32. Ирландия
487 22 29 28 35
33. Португалия
487 22 29 28 36
34. Испания
484 26 29 32 36
35. Италия
483 26 29 32 36
36. Латвия
482 0 0 32 37
37. Литва
477 0 0 36 38
38. Российская Федерация
468 0 0 38 39
39. Греция
466 30 30 38 40
40. Хорватия
460 0 0 39 40
41. Дубаи (ОАЭ)
453 0 0 41 42
42. Израиль
447 31 32 42 44
43. Турция
445 31 32 41 44
44. Сербия
443 0 0 42 44
45. Азербайджан
431 0 0 45 47
46. Болгария
428 0 0 45 51
47. Румыния
427 0 0 45 49
48. Уругвай
427 0 0 45 49
49. Чили
421 33 34 47 51
50. Тайланд
419 0 0 48 52
51. Мексика
419 33 34 49 51
52. Тринидад и Тобаго
414 0 0 51 52
53. Казахстан
405 0 0 53 54
54. Черногория
403 0 0 53 54
55. Аргентина
388 0 0 55 58
56. Иордания
387 0 0 55 58
57. Бразилия
386 0 0 55 58
58. Колумбия
381 0 0 56 59
59. Албания
377 0 0 57 61
60. Тунис
371 0 0 59 63
61. Индонезия
371 0 0 59 63
62. Катар
368 0 0 61 63
63. Перу
365 0 0 61 64
64. Панама
360 0 0 62 64
65. Кыргызстан
331 0 0 65 65
Таблица 3.8. Сравнение результатов стран участниц со средним баллом стран ОЭСР
среднего балла стран ОЭСР
(20 стран) Результаты не
отличаются от
среднего балла
стран ОЭСР (9 стран) Результаты ниже
среднего балла стран
ОЭСР (36 стран)
Шанхай-Китай, Сингапур,
Гонконг-Китай, Корея,
Китайский Тайпэй,
Финляндия, Лихтенштейн,
Швейцария, Япония, Канада, Нидерланды, Макао-Китай, Новая Зеландия, Бельгия,
Австралия, Германия,
Эстония, Исландия, Дания,
Словения Норвегия, Франция,
Республика Словакия,
Австрия, Польша,
Швеция, Чешская
Республика,
Великобритания,
Венгрия Люксембург, США, Ирландия, Португалия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Российская Федерация, Греция, Хорватия, Дубаи (ОАЭ), Израиль, Турция, Сербия, Азербайджан, Болгария, Румыния, Уругвай, Чили, Тайланд, Мексика, Тринидад и Тобаго, Казахстан, Черногория, Аргентина, Иордания, Бразилия, Колумбия, Албания, Тунис, Индонезия, Катар, Перу, Панама, Кыргызстан Как видно из таблицы 3.8., по сравнению со средним баллом стран ОЭСР, Казахстан относится к третьей группе, результаты которой ниже среднего балла стран ОЭСР.
Сравнение среднего балла Казахстана со средним баллом каждой из остальных 64 стран позволило определить их позицию по отношению к Казахстану (таблица 3.9).
Таблица 3.9. Сравнение результатов Казахстана с результатами стран участниц
Результаты выше среднего балла Казахстана
(48 стран) Результаты не
отличаются от
среднего балла
Казахстана
(2 страны) Результаты
ниже
среднего балла Казахстана
(11 стран)
Шанхай-Китай, Сингапур, Гонконг-Китай, Корея, Китайский Тайпэй, Финляндия, Лихтенштейн, Швейцария, Япония, Канада, Нидерланды, Макао-Китай, Новая Зеландия, Бельгия, Австралия, Германия, Эстония, Исландия, Дания, Словения, Норвегия, Люксембург, США, Ирландия, Португалия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Российская Федерация, Греция, Хорватия, Дубай (ОАЭ), Израиль, Турция, Сербия, Азербайджан, Болгария, Румыния, Уругвай, Республика Словакия, Австрия, Франция, Польша, Швеция, Чешская Республика, Великобритания, Венгрия Тринидад и
Тобаго,
Черногория Аргентина,
Иордания,
Бразилия,
Колумбия,
Албания, Тунис,
Индонезия,
Катар, Перу,
Панама,
Кыргызстан
Ниже приведены виды заданий по математике и результаты их выполнения обучающимися Казахстана (таблица 3.10).
Название задания Номер задания Процент правильных ответов обучающихся Казахстана
Вид комнаты M033Q01 62,60 %
Кирпичи M034Q01T 21,10 %
Пирамиды населения M155Q01 29,90 %
M155Q02D 42,6 %
M155Q03D 42,80 %
M155Q04T Контейнеры M192Q01T 16,4 %
Теплотрасса M273Q01T 36,90 %
Карта M305Q01 43,50 %
Стадион для бега M406Q01 12,10 %
M406Q02 4,90 %
Лотереи M408Q01T 6,10 %
Прыжки в воду M411Q01 19,20 %
M411Q02 24,30 %
Транспорт M420Q01T 24,20 %
Бросание монет M423Q01 63,20 %
Брайль M442Q02 16,10 %
Сверчок в роли термометра M446Q01 49,10 %
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ
СТАДИОН ДЛЯ БЕГА
M406Q01
На рисунке изображен план беговых дорожек небольшого стадиона. В середине стадиона находится прямоугольная площадь, слева и справа от которых расположены площадки, имеющие форму полукруга.
Ширина каждой беговой дорожки равна 1 метру.
Содержательная область: пространство и форма
Процент верного выполнения: Казахстан – 12,10%
Вопрос: СТАДИОН ДЛЯ БЕГА
Содержательная область: пространство и форма
Процент верного выполнения: Казахстан - 4,90%
Вопрос: СТАДИОН ДЛЯ БЕГА M406Q02
При забеге на один круг стартовые позиции на дорожках располагаются уступами, смещаясь вперед на такую длину, чтобы по любой дорожке надо было до финиша пробежать одно и то же расстояние.
На какую длину должна быть смещена стартовая позиция на второй дорожке по сравнению со стартовой позицией на первой (самой внутренней) дорожке? То есть, на сколько метров вперед надо перенести стартовую позицию на дорожке 2 по сравнению с позицией на дорожке 1?
Приведите ваше решение.
ПОДЪЕМНИК
M564Q01
Содержательная область: количество
Процент верного выполнения: Казахстан - 33,90%
Вопрос: ПОДЪЕМНИК
Рядом с местом, в котором происходит посадка на подъемник, Мадина увидела следующее объявление: «Пропускная способность – 1200 человек в час».
На каждое кресло подъемника могут сесть два человека. Сколько кресел отправляется с места посадки на подъемник за каждую минуту?
1 кресло за минуту.
10 кресел за минуту.
20 кресел за минуту.
30 кресел за минуту.
Содержательная область: неопределенность
Процент верного выполнения: Казахстан - 29,10%
Вопрос: ПОДЪЕМНИК M564Q02
Мадина считала людей в креслах, проходящих мимо нее. В прошедших мимо нее 25 креслах она насчитала 15 кресел по два человека в каждом, 5 – по одному человеку и 5 - пустых.
Исходя из этих данных, оцените в процентах загруженность подъемника людьми в данный момент.
A 50%
B 60%
C 70%
D 80 %
E 90 %
Изучение математической грамотности не являлось основной целью исследования PISA-2009. Однако несоответствие математической подготовки казахстанских обучающихся некоторым международным требованиям выявилось достаточно явно. Это было связано с тем, что почти все задачи были предложены в нестандартной для наших обучающихся формулировке, которая значительно отличалась от учебных заданий, типичных для большинства казахстанских учебников. В некоторых случаях требовалось с учетом содержания задания интерпретировать полученное решение и отобрать ответ, отвечающий условию задачи. Невысокие результаты выполнения таких заданий в ряде случаев объясняются отсутствием у обучающихся привычки к самоконтролю. Для успешности выполнения заданий, предложенных в исследовании, следовательно, и для успешности во взрослой жизни очень важна установка на обязательное достижение цели – решение поставленной задачи любыми доступными средствами. Например, при отсутствии знания точного математического метода и соответствующих математических терминов использовать приближенный метод «проб и ошибок» и повседневную лексику.
3.3. Результаты исследования по естественнонаучной грамотности
Понимание естественных наук и технологий для обучающихся в жизни современного общества, играет значимую роль, давая им возможность принять участие в установлении общественной стратегии (курса, политики), которая сопоставляется с естественными науками и технологиями, влияющими на их жизнь. Поэтому изучение естественнонаучной грамотности 15-41
летних обучающихся в рамках исследования PISA является уникальным. Результаты исследования 2009 года дают общую картину сформированности у обучающихся 15-летнего возраста способности применять естественнонаучные знания и умения в контексте реальных жизненных ситуаций.
Под естественнонаучной грамотностью в исследовании PISA понимается способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Естественнонаучную грамотность можно разделить на четыре области:
- распознавание жизненных ситуаций апеллирующих к науке и технологии (контекст);
- понимание окружающего мира, включая и технику на основе научных знаний, которые включают знания об окружающем мире и знания о науке (знание);
- демонстрирование компетентностей, которые включают распознавание научных вопросов, применение научных знаний для объяснения естественнонаучных явлений, формулирование выводов на основе очевидных фактов и доказательств (компетентности);
- интерес к естественнонаучному знанию.
Естественнонаучные знания и умения, овладение которыми будет оцениваться в исследовании PISA, формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии.
Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты: «общепредметные» умения, формируемые в рамках естественнонаучных предметов, естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания. В цели исследования входит комплексная проверка выделенных умений и понятий. Основное внимание уделяется проверке умений выделять из предложенных вопросов те, на которые естественные науки могут дать ответ, делать научно обоснованные выводы на основе предложенной информации.
В PISA-2009 исследуются познавательные и эмоциональные способности обучающихся в естественных науках. Познавательные аспекты заключают в себе знания обучающихся и их способность использовать эти знания эффективно. В 2006 году приоритетным направлением была естественнонаучная грамотность, и средний балл для стран ОЭСР составил – 500. Этот средний балл был стандартным, но отличается от PISA-2009. В PISA-2009 было дано меньше количества времени (90 минут) на тест, чем в PISA-2006.
При разработке заданий для оценки естественнонаучной грамотности из различных разделов естествознания отбирались знания, которые были востребованы в повседневной жизни и предполагали использование различных умений.
Отобранные вопросы для исследования 2009 года представляли следующие содержательные области естественнонаучных знаний:
- физические системы (структура и свойства вещества, передача энергии, сила и движение, физические и химические изменения);
- системы, связанные с Землей и Вселенной (Земля во Вселенной, атмосферные изменения, географические изменения);
- системы живой природы (физиологические изменения, генетический контроль, экосистемы);
- технологические системы.
По содержательным блокам естествознания большой объем тестовых заданий направлен на проверку знаний по блоку «Системы живой природы» – 35%, по содержательному блоку «Системы, связанные с Землей и Вселенной» – 27%, по блоку «Физические системы» – 25% заданий. Меньший объем тестовых заданий направлен на проверку знаний по блоку «Технологические системы» (15%).
Одной из характеристик заданий для оценки естественнонаучной грамотности являются ситуации, в которых раскрываются различные проблемы, связанные с повседневной жизнью людей, сохранением здоровья, использованием естественнонаучных знаний для развития техники и проблем окружающей среды.
Ситуации, в которых используются естественнонаучные знания, можно объединить в следующие группы: естествознание в жизни, здоровье, земля и окружающая среда, естествознание и техника.
В проверке естественнонаучных знаний обучающихся, также используются вопросы с выбором ответа (42,5%), с закрытым конструируемым ответом (17,8%), комплексные с выбором ответа (31,8%), со свободно конструируемым ответом (27,07%).42
Описание естественнонаучных знаний и навыков, которыми обучающиеся должны овладеть на разных уровнях, начиная с самого высокого уровня 6, представлено в таблице 3.11. Эти уровни знаний использовались в исследованиях PISA-2003 и PISA-2006 годов, когда естествознание было приоритетным направлением исследования.
По странам ОЭСР, в среднем 1,1% обучающихся находятся на уровне 6. На уровне между 2% и менее 5% находятся обучающиеся из Новой Зеландии (3,6%), Финляндии (3,3%), Австралии (3,0%), Японии (2,3%). В странах партнерах: Сингапур - 4,6%, Шанхай-Китай - 3,9% и в Гонконг-Китай - 2,0% обучающихся достигли 6-го уровня. В Турции, Чили и Мексике обучающиеся не достигли этого уровня. Около половины стран партнеров: Аргентина, Таиланд, Перу, Сербия, Казахстан, Бразилия, Румыния, Иордания, Тунис, Колумбия, Албания, Панама, Черногория, Кыргызстан, Азербайджан и Индонезия имеют такой же показатель. Среди стран ОЭСР 8,6% обучающихся находятся на уровне 5 или 6. Больше 15% обучающихся расположены на этих двух уровнях в Финляндии (18,7%), в Новой Зеландии (17.6%) и в Японии (16.6 %), а также в странах партнерах: Шанхай-Китай - 24,3%, Сингапур - 19,9% и Гонконг-Китай - 16,2%. В трех странах партнерах: Кыргызстан, Азербайджан и Индонезия, обучающиеся не достигли 5 уровня. Мексика 0,2% и 9 других стран партнеров имеют 0,5% обучающихся данного уровня: Иордания - 0,5%, Румыния - 0,4%, Казахстан - 0,3%, Черногория - 0,2%, Панама - 0,2%, Перу - 0,2%, Тунис - 0,2%, Колумбия - 0,1% и Албания - 0,1%. В среднем 29,1% обучающихся среди стран ОЭСР - на уровне 4 (уровни 4, 5 и 6). В странах партнерах Шанхай-Китай, больше 60% обучающиеся - на этом уровне. Половина обучающихся в Финляндии - на 4, 5 и 6 уровнях. Более 35% и менее 50% обучающихся находятся на этих уровнях в Японии (46,7%), Новой Зеландии (42,8%), Корее (41,9%), Австралии, (39,1%), Канаде (38,3%), Нидерланды (38,1%), Германии (37,8%) и Эстонии (36,1%).
В странах партнерах обучающиеся на этом уровне показали следующие результаты: Гонконг-Китай - 48,9%, Сингапур – 45,6% и Лихтенштейн – 35,1%.
Среди всех стран ОЭСР 57,7% обучающихся расположены на уровне 3 и выше по естественнонаучной шкале. В двух странах ОЭСР (Финляндия и Корея) и в двух странах партнерах (Шанхай-Китай и Гонконг-Китай) свыше 3/4 15-летних обучающихся находятся на уровне 3 и выше и 2/3 обучающихся в пяти странах ОЭСР (Япония, Эстония, Канада, Новая Зеландия, Австралия) и двух странах партнерах (Сингапур, Китайский Тайпэй) на этом уровне.
12,8 % казахстанских обучающихся достигли 3-го уровня по естествознанию.
Таблица 3.11. Краткое описание шести уровней по естественным наукам
Уровень Ограничение низкого балла Характеристика заданий
6 707.9 Обучающиеся могут последовательно распознать, объяснить и применить естественнонаучные знания во многих сложных жизненных ситуациях. Они могут объединить разные информационные источники и толкования, а также использовать доказательство из этих ресурсов, чтобы оправдать решение. Они четко и последовательно демонстрируют высокое мышление и рассуждение, показывают свою готовность к использованию научного мышления в решении незнакомых естественнонаучных и технологических ситуациях. Обучающиеся на этом уровне могут использовать естественнонаучные знания и выдавать аргументы и решения для общественных и глобальных ситуаций.
5 663.3 Обучающиеся могут определить естественнонаучные компоненты многих сложных жизненных ситуаций, применить естественнонаучные концепции и знания в естественных науках в определенной ситуации и могут сравнить, выбрать, определить соответствующие естественнонаучные доказательства для ответа на жизненную ситуацию. Обучающиеся этого уровня могут использовать хорошо развитые исследовательские способности, подобрать соответствующие знания, проявить решающую интуицию в ситуации. Они могут сконструировать объяснения на основе доказательств и аргументов, базированных на анализах.
4 558.7 Обучающиеся эффективно могут работать с ситуацией и вопросом, который может содержать явление, требующее сделать выводы о роли естественных наук или технологии. Они могут выбрать и объединить объяснения из разных дисциплин по естественным наукам и технологиям и направить эти объяснения непосредственно к аспектам жизненных ситуаций. Обучающиеся этого уровня могут размышлять над своими действиями, обосновать свои решения, используя естественнонаучные знания и факты.
3 484.1 Обучающиеся могут точно определить, описанные естественнонаучные проблемы в контексте. Они могут выбрать факты и знания, чтобы объяснить явления и применить простые модели или исследовательские стратегии. Обучающиеся на этом уровне могут истолковать и использовать естественнонаучные концепции из разных дисциплин и применить их непосредственно. Они могут предложить короткое утверждение, используя факты, и принимать решения на основе естественнонаучных знаний.
2 409.5 Обучающиеся имеют достаточные естественнонаучные знания, чтобы быть готовым к различным рассуждениям в знакомых контекстах или выводить заключения, основанные на простых научных исследованиях. Они способны мыслить и растолковать результаты научного исследования или решения технологических проблем.
1 334.9 Обучающиеся имеют ограниченные естественнонаучные знания, они могут справиться только с несколькими знакомыми ситуациями и могут дать естественнонаучное объяснение, которое является достаточно простым.
Это означает, что эта доля обучающихся может делать краткое утверждение, используя факты, и принимать решения на основе естественнонаучных знаний.
По странам ОЭСР в среднем 82,1% обучающихся находятся на уровне 2 или выше. В Финляндии, Корее, Эстонии и Канаде и странах партнерах: Шанхай-Китае, Гонконг-Китае и Макао-Китае больше 90% обучающихся находятся на этом уровне или выше этого. В каждой стране, за исключением трех стран партнеров: Перу, Азербайджане и Кыргызстане, 2/3 обучающихся - на уровне 2 и выше.
Результаты 27,9% казахстанских обучающихся соответствуют второму уровню естественнонаучной подготовки. По шкале PISA обучающиеся, достигшие этого уровня, могут демонстрировать естественнонаучные знания и навыки, которые дают им возможность принять участие в жизненной ситуации, относящейся к естественным наукам и технологиям.
Среди всех стран ОЭСР 21,8% обучающихся - ниже 2 уровня: 14,0% обучающихся на уровне 1 и 7,8% - ниже уровня 1. В Финляндии, Корее и странах партнерах: Шанхай-Китай, Гонконг-Китай, Лихтенштейн и Сингапур менее 10% обучающихся - на этом уровне или ниже уровня 1. Во всех других странах ОЭСР процентный состав обучающихся на этом уровне или ниже уровня 1 колеблется от 11,5% в Чили, к 51,0% в Мексике. Больше 3/4 обучающихся - ниже уровня 2 в трех странах партнерах: Индонезии, Панаме и Кыргызстане.
33,0 % казахстанских обучающихся на уровне 1 и 22,4 % - ниже уровня 1. Эта доля обучающихся может справиться только с несколькими знакомыми ситуациями, а также обучающиеся могут дать естественнонаучные объяснения (Приложение, таблица 9).