Методические приёмы рассказа в экскурсионной деятельности
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования для детей»
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАССКАЗА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСКУРСИЙ.
Составил педагог дополнительного образования
Ольга Михайловна Тамразян
Методические приемы рассказа – являются, как бы пружиной устной речи, их задачи поднести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом.
Рассказ не используется самостоятельно, по отношению к показу объектов, они играют вспомогательную роль и являются лишь необходимым дополнением к показу объектов, воспринимаемых с помощью зрения.
Прием рассказа разделяется на две группы:
1. Связан с формой рассказа;
2. С методикой словесной части экскурсии.
Первая группа объединяет справку – репортаж, цитирование. Это способствует формированию, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов.
Вторая группа объединяет прием характеристики, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, зданий, новизны материала в рассказе, словесного монтажа, соучастия, дискуссионной ситуации, отступления индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют внешнюю картину событий, показывают действия конкретных персонажей.
Экскурсионная справка. При показе основных объектов используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции. Экскурсовод сообщает краткие данные об объекте: дату постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначения. Изложив справочный материал, экскурсовод заканчивает знакомство объекта с группой.
Прием описания. Ставится задача оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов (форма, материал, расположение). Здесь предполагается изложение в последовательности характерных черт, примет, особенностей, которые может быть, не сразу будут, выявлены экскурсантами.
Прием описания не только к памятникам, но и к историческим событиям. Исторические события носят характер, что позволяет мысленно представить, как происходило событие, дает возможность увидеть его.
- 2 -
Прием характеристики. Дается речевая характеристика объектов. Этот прием представляет собой перечисление особых свойств, позволяющих лучше понять его сущность. При этом, наблюдается сходство при характеристике или наоборот, отличая от других объектов. Словесная характеристика или наоборот отличия от других объектов. Словесная характеристика предшествует экскурсионному анализу объекта и представляет собой начальный этап.
Прием объяснения. В рассказе помимо справки об историческом событии раскрывают сущность и причины ее вызывающие. Этот прием наиболее часто используется в производственно-экономических и природоведческих экскурсиях, где в рассказе объясняются внутренние связи процессов и явлений. Этот процесс характерен для экскурсий с правом произведений ИЗО. Экскурсовод поясняет смысл изображенного художником в картине, содержание.
Прием комментирования. Имеет два значения:
А) объяснение – толкование каких-либо явлений, событий, текстов;
Б) пояснения и критические замечания. Они используются, когда дается толкование явлений, событий, фактов, оцениваются действия участников исторических событий, не наблюдаемых экскурсантами в данный момент.
Прием репортажа. Это краткое сообщение экскурсоводов о событии, явлении, процессе, очевидцами, которых является экскурсионная группа. Рассказ при этом идет об объекте, попавшем в поле зрения экскурсантов. Рассказ с использованием приема репортажа не готовится заранее, он носит характер импровизации.
Прием цитирования. Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или в точности, проводимые чьи-то слова. К цитированию прибегают: для подтверждения своей мысли; для более яркого и убедительного выражения своей мысли, для сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического события, периода, для воспроизведения картины события, для ознакомления с чьим-то авторитетным мнением. Особенно эффективно цитирование там, где нужно воссоздать картины жизни и далекие времена, быт и деятельность наших предков. В рассказе могут быть использованы цитаты из
- 3 -
исторических документов – они словесно доказывают рассказ экскурсовода.
Прием вопросов и ответов. Суть состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод задает вопросы аудитории:
А) вопросы, на которые экскурсовод сразу же или по истечении времени сам дает ответ;
Б) вопросы исторического характера, представляющий собой утверждение чего-либо в форме вопроса;
В) вопросы, на которые отвечают экскурсанты.
Прием ссылки на очевидцев. Создает возможность для образного воссоздания событий. Этот прием направляет внимание на конкретные объекты, детали. Задача этого метода – заинтересовать экскурсантов, заставить их задуматься, активизировать их мысли. Ответы экскурсоводов дает в дальнейшем рассказе, как бы суммируя и формулирования мнения экскурсовода.
Прием новизны материала. Состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, ранее неизвестные экскурсантам. Этот прием используется в тот момент, когда необходимо привлечь внимание группы к объекту, сделать восприятие более эффективным. Этот прием помогает понять последующие объяснения, особенно если они сложны.
Прием словесного монтажа. Рассказ построен на определенном наборе отрывков из литературного произведения, документов, воспоминаний, статей, публикаций, опубликованных в печати. Экскурсоводу нужно подбирать такие отрывки, которые позволят экскурсантам увидеть картину событий, почувствовать ее динамику, отраженных в документах.
Прием соучастия. Задачей является помочь экскурсантам стать участниками какого-либо исторического события, происшедшего, как правило, задолго до этого момента. Интерес представляют моменты, которые помогают стать современниками, участниками исторических событий, которым посвящена экскурсия.
Прием дискуссионной ситуации. Экскурсовод выдвигает в своем рассказе положение, которое вызывает дискуссионную ситуацию и дает возможность в какой-то части, заменить монолог диалогом.
- 4 -
Прием персонификации. Используется для создания образа конкретного человека (писателя, гос.деятеля и др.) или картины исторических событий. Рекомендуется это делать с помощью рассказа об отдельных эпизодах из жизни тех людей, с которыми связана тема экскурсии, или описания какого-либо исторического события, сообщения о деталях или подробностях происшедшего.
Прием проблемной ситуации. Состоит в том, что в рассказе ставится проблема, связанная с темой экскурсии. Эта проблема заставляет экскурсантов задуматься и побуждает участников найти правильный ответ и тем самым разобраться в ситуации. В ряде случаев предлагается найти альтернативу решению, сделать выбор, исключающий друг друга возможностей при решении вопроса.
Прием отступления. Состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод как бы уходить от своей темы – читает стихотворение, приводить примеры из своей жизни, рассказывает содержание фильма, книги и др. Этот прием не связан с содержанием экскурсии. Его задача – снять усталость и усилить внимание в дальнейшем. Но нельзя комкать и сокращать экскурсию. Любой методический прием не должен использоваться в ущерб качеству и культуре произведения экскурсии.
Прием индукции. Применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных случаев и фактов к общей картине, общим выводом, и в показе, когда экскурсовод переходит от характеристики одного памятника к характеристике целого ансамбля или системы сооружения.