Конспект урока по окружающему миру на тему Круговорот в природе (3 класс)
Урок
Предмет «Окружающий мир» 3 класс
Тема: «Великий круговорот жизни»
Цели урока:
- познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота;
-учить бережно относиться к природе.
Оборудование:
Схема «Круговорот жизни»;
Карточки: «организмы-производители; «организмы-потребители»; «организмы-разрушители»;
Герои сказки «Король Лев»:Муфаса и Симба.
Ход урок
I. Организационный момент. Слайд 2.
-Посмотрите , сегодня у нас на уроке герои сказки «Король Лев»:
Муфаса и Симба!
- А все ли смотрели эту сказку? О чём в ней говорится?
-Мудрый лев Муфаса предлагает нам вспомнить, что мы уже знаем
о природе.
II. Повторение изученного материала.
Слайд 3.
- Вспомните, какая бывает природа? (живая и неживая).
- Что относится к неживой природе? (вода, воздух, Солнце и др.)
- А что относится к живой природе?
Слайд 4.
- Назовите признаки жизни.
III. Сообщение темы и задач урока.
- Вспомните, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?
Ученики инсценируют отрывок из книги «Король Лев»;
Король Лев:
- Всё, что видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии. Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп.
Симба воскликнул:
- Но ведь мы едим антилоп!
Король Лев:
- Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!
- Король Лев был совершенно прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частицей!
- Сегодня мы на уроке рассмотрим, как происходит круговорот жизни
на Земле!
IV. Круговорот жизни- лекция учителя.
Слайд 5, слайд 6.
На доске – схема «Круговорот жизни».
углекислый газсолнечный свет вода
Организмы-производители (растения)
неорганическиеорганические
веществавеществаорганические
Организмы-разрушители (грибы, бактерии)
Организмы-потребители
(животные)
вещества
Основу круговорота составляют три группы организмов:
организмы-производители
организмы-потребители
организмы-разрушители
Организмами-производителями учёные-экологи называют растения. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал)
из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей).
Организмами-потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.
Организмами-разрушителями – это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мёртвых животных и растений. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.
V. Физкультминутка.VI. Круговорот жизни –продолжение лекции.
Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо.
Огромную роль в круговороте жизни играет почва.
Вы помните, что главная часть почвы – это перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные.
Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.
Вот так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разорвётся, если исчезнет почва.
VII. Работа по учебнику.
- Прочитайте текст в учебнике на странице 124-125. Рассмотрите рисунок.
БЕСЕДА ПО ПРОЧИТАННОМУ:
-Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?
-Почему растения названы организмами-производителями, а животные-
организмами-потребителями?
-Какие организмы названы организмами-разрушителями? Какова их роль в круговороте жизни?
-Какова роль почвы в круговороте жизни?
-Представь, что на Земле исчезло какое-то из звеньев круговорота жизни. Опиши, что будет происходить, если исчезнут:
а) растения; б)животные; в)грибы и бактерии; г)почва.
VIII. Работа в тетрадях.
IX. Итог урока.
Один ученик по схеме в учебнике или на доске кратко рассказывает о круговороте жизни на Земле.
Затем дети читают вывод Слайд 7.
Все живые организмы и почва - участники единого круговорота жизни
на нашей планете Земля.
X. Домашнее задание.
1. Задание 2 (учебник, стр.126);
2. Подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник, стр.126)