Виды узоров и орнаментов. Изготовление ковра – сырма? из бумаги»
Тема: «Виды узоров и орнаментов. Изготовление ковра – сырмаK из бумаги»
Егорова Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
с.Благовещенка, Жамбылский район
Северо-Казахстанская область
Цель: формирование у учащихся понятий «сырмак», «текемет», «тускииз»; обобщение знаний об орнаменте и его видах; закрепление известных способов создания орнамента.
Образовательные задачи:
Обучающая: познакомить учащихся с видами казахских национальных ковров, с их значением. Отработать навыки вырезания орнамента из листа, сложенного в один раз, втрое; навыки создания симметричной композиции.
Развивающая: Развивать мыслительные операции (анализировать, сравнивать, классифицировать); моторные навыки (точность движений, их скорость), образное и наглядно-действенное мышление, художественный вкус.
Воспитательная: Воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям; воспитывать коллективизм, дисциплинированность. Привитие интереса к изготовлению казахских национальных изделий и орнаментов.
Тип урока: комбинированный.
Методы: наглядный, частично-поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный, практический.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование и наглядность: презентация, видео «Желаем успеха», раздаточный материал – кроссворд, шаблоны орнаментов, демонстрационный образец - объект труда – ковер сырмак из бумаги и картона;
Материал для учащихся: листы цветного картона, белая бумага, клей, ножницы, линейка, карандаш.
Ход урока
1.Организационный момент
- Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день и наш урок принесёт вам радость общения. Настройтесь на работу. Мысленно пожелайте себе и друг другу удачи.
Просмотр видеоролика «Желаем удачи»
- Ребята, настроились на урок! Я вам желаю удачных работ и правильность их выполнения.
- Свой урок мы проведём под девизом: (слайд 1)
«Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой в труде дорожи».
- Как вы понимаете это выражение?
- В чем его смысл?
2.Фаза интереса к уроку
- Для того, чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо отгадать ключевое слово. Сделать это можно, разгадав кроссворд.
(Класс делится на группы, и каждая группа получает лист бумаги с кроссвордом):
1.Брюки, юбка, рубашка одним словом это
2.Застежка для верхней женской казахской национальной одежды.
3.Два конца, два кольца, посередине гвоздик.
4.Мужская и женская казахская национальная одежда без рукавов, сшитая в талию (вид плечевого изделия). 5.Профессия, связанная с созданием моделей одежды.
6.Казахский национальный головной убор невесты.
7.Прямой широкий халат с длинными рукавами у казахов.
8.Легкая матерчатая шапочка круглой или квадратной формы у народов Средней Азии.
- Выполнив задание, вы подаете сигнал о готовности вашей группы (взявшись за руки и подняв их вверх)
1
О
р
н
а
м
е
н
т
2
к
а
п
с
ы
Р
м
а
3
Н
о
ж
н
и
ц
ы
4
к
А
м
з
о
л
5
М
о
д
е
л
ь
е
р
6
с
а
у
к
Е
л
е
7
ш
а
п
а
Н
8
т
ю
б
е
Т
е
й
к
а
- А теперь проверим, правильно ли вы разгадали кроссворд (слайд 2)
- Прочитайте выделенное слово, которое у вас получилось. (Орнамент)
- Итак, ключевое слово нашего урока – орнамент
- Что такое орнамент? (Орнамент – это узор, основанный на повторении и чередовании его элементов)3.Сообщение темы урока. Постановка цели урока
- С чем мы сегодня познакомимся?
- Тема нашего урока «Образцы ковров. Виды орнаментов. Изготовление ковра-сырмак из бумаги»
(слайд 3)
- Как вы думаете, какова цель нашего урока?
- Цель нашего урока: закрепить полученные знания о видах орнамента, познакомиться с названием казахских национальных ковровых изделий.
- Какую практическую работу мы будем делать?
- Цель практической части урока: Изготовление и оформление ковра-сырмак из цветной бумаги (аппликация)
- Где применяют орнамент, узоры? (декоративно-прикладном искусстве)
- Для чего в повседневной жизни нам нужны узоры и орнаменты? (Орнамент применяется в декоративно-прикладном искусстве. Им украшаются предметы быта, одежда, ювелирные изделия, юрту и ее внутреннее убранство) (слайд 4, 5, 6, 7)
4.Беседа
Истоки возникновения орнамента исходят из далекой древности. Он имеет длинную и интересную историю. Еще пару сотен лет назад люди относились к природе совсем иначе, чем теперь. Она была их матерью, которая кормила, одевала, лечила, но могла и наказать за непочтительность. Люди верили, что Луна и Солнце, море и пустыня, ветры и скалы, животные и растения могут думать и чувствовать, разговаривать, помогать человеку или мстить.
С самых древнейших времен люди изображали на предметах домашней утвари и на убранстве жилищ знаки небесных светил, согревающего огня, воды, зеленых побегов и спелых колосьев, тучных стад как символ здоровья детей и плодородия земли, богатства и процветания дома и его хозяев.
Охотники и воины украшали свои тела, доспехи и оружие узорами с фигурами хищных зверей, чтобы стать такими же храбрыми и непобедимыми, как они.
Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразилась живая, поэтичная душа народа, любовь к родной природе и интерес к окружающему миру.
Известно около 200 видов казахского орнамента. Каждый орнамент может рассказать свою историю, где основой для него являются переработанные формы животного и растительного мира.
- Весь орнамент, по изображенным на нем мотивам, делится на несколько видов. Вспомните и назовите их. (Животный, растительный, космогонический, зооморфные) (слайд 8)
- Какие узоры вы знаете. Давайте вспомним. (слайд 9, 10, 11, 12)
- Какой узор чаще всего встречается в украшении национальных изделий? («Kошкар м_йіз» - «бараньи рога») (слайд 13)
4.Новый материал
Показ слайда 14, где изображены казахские национальные ковры
- А как вы думаете что это? (Это казахские национальные ковры)
Ковер – это художественное текстильное изделие из шерсти, войлока, хлопчатобумажной или шелковой ткани. Ковры бывают ручной работы и машинной. Казахские ковры можно разделить на несколько групп. Я покажу вам несколько из них:
Текемет – ковер войлочный постилочный с цветным узором.
- Что такое войлок? (войлок – плотный нетканый тестильный материал из валяной шерсти)
Текемет делается: на белый полуготовый войлок накладываются узорные фигуры из влажного окрашенного войлока. Затем войлок свертывается в рулон и укатывается вначале локтями, потом - процесс удлинения, пропарки. И так до полного создания текемета.
СырмаK – ковер войлочный постилочный. Войлок для его основы чёрного (или темного) цвета, на который накладывается композиция орнамента из войлока белого цвета. Узор накладывается на войлок и простёгивается, а затем прошивается цветным шнуром по контуру узора. Сырмак один из главных предметов убранства казахского народного жилища юрты.
Сырмак и текемет - это постилочные войлочные казахские ковры. Настенный же войлочный казахский ковер называется "тускииз".
Тускииз – ковер настенный войлочный или на тканевой основе, украшенный аппликацией из красного и черного сукна, часто сочетающейся с вышивкой. На войлок нашиваются накладные разноцветные узорные фигуры из войлока, шелковой и хлопчатобумажной ткани.
5.Практическая работа
- Сейчас мы попробуем изготовить ковер-сырмак из бумаги.
- Посмотрите внимательно на готовое изделие.
- С каким материалом будем работать? (С бумагой)
- В какой технике выполнен ковер-сырмак? (В технике аппликация)
- Что такое аппликация? (Аппликация – это способ прикладывания на бумагу, ткань разноцветных кусочков бумаги, ткани, кожи для создания различных изображений, орнаментов)
- Давайте решим, что нам будет необходимо для работы? Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? (цветной картон, белая бумага, карандаш, ножницы, клей)
- Работать вы будете в группах. Вы должны договориться друг с другом, что будет выполнять каждый из вас. В каждой группе выберите руководителя группы, который будет контролировать процесс работы.
- Но сначала вы должны договориться о единой композиции – как будет выглядеть ваш ковер, какой орнамент вы будете использовать при его оформлении. На столах у вас конверты, в которых лежат шаблоны орнаментов. Вы выбираете понравившиеся вам любые образцы. Вся группа работает сообща для достижения общей цели.
- Помните, что при украшении любого изделия важна симметрия.
-При выполнении любой аппликации нужен план работы. Попробуем его составить.
1.Возьмите шаблоны орнамента. Обведите на белой бумаге.
2.Возьмите ножницы и вырежьте детали аппликации.
- Помните правила ТБ при работе с ножницами. (Вспомнить ТБ при работе с ножницами)
3.Распределите детали аппликации на листе картона.
4.Приклейте детали к основе.
- Начинайте работу.
6.Самостоятельная работа
Наблюдение за самостоятельной работой учащихся
7.Итог урока
Анализ выполненных работ. Каждая группа вывешивает орнамент на доску, руководитель группы представляет работу.
- Что вызвало у вас затруднения при выполнении работы?
- Что не совсем получилось? Почему не получилось?
8.Рефлексия
- Оцени работу своей группы.
- Какое чувство вы испытываете после выполнения работы?
- Наш урок мы завершаем! Чтобы узнать ваше мнение о том, как для вас прошел урок, нужно каждой группе выбрать смайлик: (Слайд 15)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]принес пользу вызвал интерес показался трудным
Выставление оценок.