Конспект к уроку на тему: Подготовка преподавателя к занятиям

Тема: Подготовка преподавателя к занятиям.

Значение подготовки преподавателя к учебе – воспитательной работе.
Для успешной педагогической деятельности преподаватель должен владеть эффектив –
ными методами, методическими приемами и средствами обучения. Большое значение имеет
и качество подготовки занятий. Готовясь к занятиям, преподаватель проектирует свою деятельность и студентов.
С развитием техники и технологии производства изменяются требования к квалифициро –
ванному рабочему, что находит отражение на новых учебных планах и программах. Издаются новые учебники, учебные и методические пособия, материалы научно–технической информации, нормативные и инструктивные документы по учебно - воспитательной работе,
развивается педагогическая наука, накапливается передовой педагогический опыт. Всем этим должен в совершенстве владеть преподаватель, что обуславливает важность перспективной подготовки преподавателя к занятиям.
Подготовительная работа преподавателя включает два основных этапа:
перспективная подготовка – к учебному году, к теме и текущая – к уроку.
Содержание подготовленной работы на каждом этапе складывается из личной подготовки преподавателя, подготовки учебно-материальной базы и планирования учебного процесса.
2. Подготовка к учебному году преподавателя. Как правило, не имеет четких временных рамок и проводится обычно в течение предыдущего учебного года. Естествен-
но её глубина, содержание, широта охваченных вопросов различны для опытного и молодо-го преподавателя, хотя этот этап подготовки обязателен для каждого педагога.
Подготовка к учебного году включает изучение преподавателем квалификационной ха-
рактеристики по профессии, учебного плана, программы своего предмета, программы п.о., а также других смежных предметов учебного плана. Особенно важно это в тех случаях, когда в предстоящем учебном году вводится новая учебная документация. Изучая её, преподава –
тель определяет, какие новые знания: умения, и навыки должны быть усвоены учащимся,
какова последовательность учебного процесса в целом и по его предмету в частности, какие связи между предметами, а также между теорией и практикой, предусмотрены в учебных программах.
Преподаватель изучает также новые учебники и учебные пособия, материалы научно – технической информации, отраслевые журналы, брошюры, инструкции и др. литературные
источники, освещающие современное состояние техники и технологии соответствующей
отрасли производства и передовой опыт по специальности.
Готовность к учебному году, преподаватель принимает участие в педагогических чтениях
и конференциях, на которых выступают с докладами и сообщениями по совершенствованию
учебно-воспитательной работы с учащимися.
Большое внимание преподаватель уделяет улучшению материальной базы учебного процесса: определяет такие наглядные пособия, технические средства и другое учебное обо-
рудование потребуется для изучения учебного материала, разрабатывает и организует изготовление недостающих пособий, составляет заявки на приобретение оборудования, участвует в ремонте оборудования и помещений учебных кабинетов.
Планируя учебный процесс к учебному году, преподаватели составляют перспективно –
тематический план по всему предмету и план внеклассной воспитательной работы с группой, классом.
3. Подготовка к изучению очередной темы.
Подготовка к изучению очередной темы программы начинается, прежде всего, с того, что преподаватель определяет место данной темы программы в учебном процессе по предмету,
содержание, а также количество отведенных часов.
Готовясь к изучению темы, преподаватель должен, прежде всего, глубоко овладеть фактическим материалом, составляющим ее содержание, продумать наиболее эффективное методические средства для этого. Очень многое зависит от педагогического опыта преподавателя, его предварительной подготовки. Опытному преподавателю достаточно просмотреть свои конспекты, записи, накопленный материал, ознакомиться с материалами научно-технической информации и периодической печати. Другой характер носит подготовка молодого, начинающего преподавателя. Ему, прежде всего, нужно внимательно изучить программу, выделить в ней основное узловые вопросы, продумать их взаимосвязь.
Далее следует ознакомиться с соответствующим разделом учебника или учебного пособия.
Необходимо также изучить дополнительную литературу по данным вопросам, материалы научно-технической информации, специальные журналы, брошюры о новинках техники и технологий и т.п. В целях методической подготовки необходимо изучить в методическом пособии по предмету материал, касающийся данной темы, методические разработки по теме, имеющиеся в училище, брошюры, раскрывающие передовой опыт преподавание предмета.
Обобщая опыт лучших училищ, можно сформулировать некоторое общие рекомендации о личной подготовки преподавателя к изучаемой теме учебной программы:
-чтобы преподавать, нужно знать учебный материал темы значительно шире и глубже, чем предусмотрено программой. Это дает возможность преподавателю свободно оперировать своими знаниями, анализировать, сравнивать, доказывать, убеждать, объяснять материал с различных позиций;
-изучая содержание материала программы по теме, одновременно продумать методику ее преподавания, подобрать приемы, иллюстрации, упражнения, экскурсии и т.д.;
-выделить узловые, базовые вопросы, которые учащиеся должны глубоко и прочно усвоить. Эти вопросы впоследствии будут основы при планировании системы уроков по теме программы и отдельных уроков;
-лично выделять выводы всех формул, встречающихся в содержании материала, решить задачи, разобраться в схемах, выполнять построения- все это делать свободно, непринужденно, не прибегая к конспекту;
-продумать и проанализировать воспитательные возможности материала темы, продумать приемы, иллюстрации, ознакомиться с необходимыми дополнительными источниками;
-начинающему преподавателю чаще советоваться с опытными коллегами, использовать их материалы при подготовки к занятиям;
-иметь все источники для подготовки в личном пользовании.
Многие опытные преподаватели накапливают материалы по предмету в специальных папках, которые оказывают им неоценимую помощь при подготовки к занятиям. В таких папках хранятся выписки из журналов, вырезки из газет, задания для упражнения, карточки-задания, фотоиллюстрации. Такие папки – своеобразная творческая лаборатория преподавателя.
Основным планирующим документом для изучения темы является перспективно-тематический план. В этом документе фиксируется системы уроков, по теме, что позволяет развернуть содержание темы в строго логическом порядке, когда учебный материал каждого урока базируется на знаниях и умениях уч-ся, полученных на предыдущих занятиях является в тоже время базой для последующих уроков. Планируя систему уроков, преподаватель распределяет материал темы на части, соответствующей содержанию уроков и располагает их в порядке изучения.
При распределении материала темы на уроке руководствуются следующими правилами:
-новый изучаемый материал каждого урока должен содержать определенное кол-во (обычно 3-4) узловых вопросов, которые уч-ся необходимо изучить на уровне глубокого усвоения;
-материал урока по содержанию должен быть относительно закончено;
-при распределении материала темы на уроке следует намечать его основную цель и учитывать предполагаемую организацию и методику изучения;
-последовательность расположение учебного материала по урокам должна соответствовать логике предмета, обеспечивать внутреннюю взаимосвязь и постепенное повышение сложности изучаемого материала;
-при определении объема материала, планируемого на урок, необходимо учитывать возможности его изучения, закрепления и углубления в течение отведенного на урок времени.
В перспективном плане система уроков фиксируется так: указываются номера уроков по теме, кол-во часов на их проведение, темы уроков и краткое их содержание, цель каждого урока.
Перспективная подготовка учебно-материальной базы по теме состоит в том, что преподаватель систематизирует по урокам все дидактические средства обучения, имеющиеся в учебном кабинете (учебно-наглядное пособие, кино и диафильмы, карточки-задания, приборы, принадлежности для проведения опытов, лабораторно-практических работ и упражнений уч-ся, раздаточный материал для самостоятельной работы на уроках и т.д.). Определяется комплектность дидактическими средствами каждого урока, и применяются меры по потреблению или изготовлению не достающих учебно-наглядных пособий.
Полный комплект перспективно-тематического плана по всем темам по предмету за учебный год является важным материалом для самоанализа педагогической деятельности преподавателя.
Опыт показывает, что перспективно-тематическое планирование обеспечивает более высокое качество учебно-воспитательного процесса, способствует рациональной организации педагогического и учебного труда, делает его более целенаправленным и лучше управляемым.
4. Подготовка преподавателя к уроку.
Качество и уровень теоретической подготовки уч-ся во многом зависит от подготовки преподавателя к уроку. Это наиболее ответственный и сложный этап. Недостатки подготовительной работы к курсу, учебному году, к теме преподаватель имеет возможность восполнить в ходе подготовки к уроку. Неудовлетворительную же подготовку к очередному уроку исправить невозможно, она непосредственно влияет на его качества.
Эта работа начинается с определения содержание урока и объема материала, руководствуясь учебной программы. Для изучения на уроке необходимо планировать такое кол-во материалов (усвоение фактов, сущность явлений, процессов, принципов, разбор устройства, взаимодействия и т.п.). Чтобы уч-ся поняли, осмыслили, закрепили, запомнили основные ведущие положения, получили первоначальные умения оперировать полученными знаниями. Все это необходимо согласовать с ограничением времени, отведенным на урок.
Планируя на урок чрезмерный объем материала, преподаватель лишен возможности привести достаточное кол-во уясняющих приемов, обоснование, показать необходимые наглядные пособия, применить технические средства обучения. Уч-ся не выполняют упражнений, не работают с литературой и карточками-заданиями, плохо закрепляют изложенный преподавателем материал. Знания у них формальные, материал фактически не усваивается.
Опытные преподаватели в условиях сложившегося дефицита времени отбирают для глубокой отработки на уроках только базисный, основной материал, отображающий главную сущность изучаемого материала. Материал ознакомительный, второстепенный дается в сокращенном виде и вносится для самостоятельного изучения уч-ся во внеурочное время.
Следующий элемент подготовки к уроку – определение его целей. Применительно к основным типам уроков целей могут быть примерно такими:
-при сообщении нового материала: «Дать понятие », «Объяснить сущность» (закона, процесса, явления и т.п.), «Ознакомить с устройством», «Изучить взаимодействие» и т.п.
-при применении знаний: «Практически изучить способы», «Ознакомить уч-ся с практическими способами» и т.п.
-при закреплении и совершенствовании знаний: «Обобщить материал», «Закрепить знания», «Проверить материал», «Углубить знания уч-ся» и т.п.
-при учете и контроле знаний: «Проверить усвоение уч-ся основных понятий», «Подвести итоги изучение темы» и т.п.
Определив цели, т.е. конечные результаты урока, преподаватель в деталях продумывает последовательность его построения, т.е. структуру и содержание каждого структурного элемента. Структура урока зависит непосредственно от типа урока.
Важно правильно сформулировать вопросы для проверки степени усвоения знаний уч-ся по пройденному учебному материалу.
Важно тщательная подготовка преподавателя к сообщению новых знаний. При подготовке к устному изложению материала очень важно наметить наиболее целесообразную конструкцию лекций, рассказа, объяснения, чтобы приводимые преподавателем предложения и аргументы прочно укладывались в сознании уч-ся. Готовясь к изложению учебного материала, преподаватель должен четко определить место средств наглядности, порядок их демонстрации, собственные пояснения при этом, подобрать приемы их практики, литературы, продумать методические приемы активизации уч-ся, поддерживая их интереса. Включая в урок самостоятельное изучение уч-ся материалов по учебнику, технической литературе, справочником или используя для этого раздаточный материал, просмотр кинофрагмента или серии диафильмов, диапозитивов, преподавателю следует наметить вопросы, на которые уч-ся должны ответить в ходе самостоятельной работы, подготовить таблицы для заполнения и т.д.
Основной составной частью подготовки к уроку является подготовка к использованию ТСО, т.к. эффект будет максимальным только тогда, когда только уч-ся хорошо видят и слышат их, когда демонстрации проводятся без срывов и помех. Подготавливая аппаратуру, преподаватель кроме работ, предусмотренных правилами технической эксплуатации, должен:
-установить аппаратуру и проверить его в работе;
-отрегулировать рабочие параметры (для кинопроекторов – размер экрана, четкостью изображения; для звуковоспроизводящей аппаратуры – уровень и тембр звука);
-зарядить аппаратура носителем информации; проверить качество изображения и звука;
-проверить работу лентопротяженного механизма и механизма смены кадров;
-проверить работу механизма зашторивания окон.
Подготавливая другие элементы учебно-материального оснащения урока, необходимо соблюдать следующие требования:
-наглядных пособий, раздаточного материала и других средств обучения, применяемых на уроке должно быть столько, сколько требуется для человека, полного и достаточного сообщения или закрепления учебного материала. Перегружать урок учебными средствами вредно;
-все, что будет использоваться на уроке (плакаты, схемы, модели, макеты и др.) должно быть заранее подобрано, проверено и расположено в порядке их применения, «под рукой». Модели, макеты, крупные узлы оборудования желательно до момента демонстрации закрыть чехлами. Плакаты, схемы и др. плоскостные пособия не следует перед уроком развешивать в кабинете;
-действующие пособия (модели, приборы, оборудования и его узлы, электрифицированные щиты, устройства для машинного программирования, тренажеры и т.д.) нужно обязательно проверить в работе;
-перед проведением ЛПЗ следует проверить исправность и работоспособность оборудования, приборов, подготовить необходимое кол-во материалов, документации и лично выполнить все эксперименты;
-убедиться, что учебных пособий для индивидуального пользования на уроке (книг, справочников, задачников, карточек-заданий, раздаточного материала, таблиц для программированного контроля и т.д.) достаточно для полной загрузке уч-ся.
Итогом подготовки преподавателя к занятиям является составление плана урока. Продуманный план урока как отражение проделанной преподавателем подготовительной работы – пусть не гарантия, но обязательное условие хорошего урока. Без письменного плана немыслимо хорошие результаты урока.
Каким должен быть план урока, что он должен фиксировать, какова его форма, объем, оформление? Ответ на эти вопросы невозможно дать однозначно. Составление плана урока к его проведению,- дело творческое и здесь недопустимы обязательные документации.
В плане урока указывается тема программы и тема урока, учебно-воспитательной цели, материально-техническое оснащение, фиксируется каждый этап предстоящего урока (вид работы преподавателя), указывается время на каждый его этап. Это ориентирует преподавателя на рациональное использование времени и способствует организованному проведению урока.
Наиболее подробно фиксируется план изложения нового материала.
Объем плана урока во многом зависит от содержания и цели урока, его места в учебном процессе, опыта преподавателя, от способности его держать в памяти основные возлагаемые положения. Бесспорно, что у начинающего педагога план урока должен быть более детальным, а, следовательно, и более объемным, чем у опытного. Однако не следует чересчур мельчить и детализировать план - таким планом сложно пользоваться. Нормальным можно считать план урока, составленным на 2-3-х страницах тетради.
Часто обсуждается вопрос о том, можно ли пользоваться прошлогодними планами уроков. На хороший план урока затрачено много труда и использовании его при подготовке к занятиям следующем году нужно обязательно практикой. Однако план урока нужно каждый раз составлять заново. Меняются программы, учебники, развивается техника и технология, более опытным становится преподаватель, расширяется учебно-материальная база учебного процесса, меняются уч-ся – все это должно найти отражение в уроке, а следовательно, и всего плана.
В практики работы преподавателей широко применяется составление конспекта изучаемого учебного материала. Составление конспекта – не обязательный элемент подготовки преподавателя к уроку, однако хорошо подготовленный конспект помогает провести урок на высоком уровне, особенно в тех случаях, когда преподаватель не имеет достаточного опыта.
Конспект представляет собой краткое, в большинстве случаев тезисное изложение основной сущности учебного материала, включает необходимые расчеты, построения, выводы формул, табличные данные, схемы и т.п. Некоторые методисты рекомендуют составлять конспект совместно с планом урока, т.е. планы-конспекты уроков. По-видимому, это не совсем целесообразно. Такой документ получается громадным, им сложно и неудобно пользоваться на уроке. Кроме того, соединение плана урока с конспектом исключает возможность его использования в будущем, т.к. распределение материала по урокам наследующий год может поменяться.
Поэтому, обычно конспект составляется, целиком на тему или подтему, если тема очень крупная. Конспект готовится на основе учебника или учебного пособия с использованием дополнительных источников. Конспект – документ длительного пользования, его постоянно дополняют вырезками из газет, выписками из новых книг, материалами из научно-технической информации, журналов и т.п. Конспект, таким образом, содержит материал, который преподаватель постоянно пополняет, внося все новое, что он узнал, изучил. Такой конспект представляет большую ценность при подготовке к урокам.
Обычно конспекты составляются на отдельных листах и комплектуются в схематические папки. На уроке конспект является подсобным справочным материалом, к которому преподаватель обращается при изложении нового материала.
Таким образом, подводя итог, можно наметить такую типовую последовательность умственных и практических действий преподавателя при подготовки к уроку:
-вчитаться в раздел программы, который предстоит изучить на данном уроке;
-проанализировать итоги предыдущих уроков, представить мысленно уровень подготовки уч-ся к усвоению нового материала урока;
-изучить или просмотреть фактический материал предстоящего урока;
-сформулировать цель, представить путь уч-ся к этому желаемому результату;
-на основе педагогического замысла определить организацию урока, т.е. его основные структурные элементы;
-из всего арсенала методов и методических приемов выбрать самые результативные применительно к структуре данного урока;
-соизмерить выбранные методические приемы со своими возможностями, продумать свои действия на каждом этапе урока;
-выполнить упражнения эксперименты, практические работы: которые будут на уроке уч-ся или демонстрироваться как образец;
-подготовить и проверить наглядные пособия и ТСО;
-подготовить домашнее задание уч-ся;
-составить план урока, подготовить конспект нового материала;
-просмотреть все подготовленное к уроку, при необходимости мысленно или вслух повторить узловые моменты изложения материала. После этого можно спросить себя: «Готов ли ты к уроку?» Наконец, следует отметить важность настроя преподавателя к уроку. Оттого, как преподаватель настроен на данный урок, как он сумеет «войти в форму», насколько четко продумает свое поведение, педагогическую роль, во многом зависит эффективность урока.