Урок географии по теме Население Аксубаевского района в структуре населения Республики Татарстан и России (9 класс)
МБОУ «Кривоозерская СОШ им Г.Г.Романова»
Аксубаевского муниципального района РТ
Разработка урока географии
в 9 классе по теме:
«Население Аксубаевского района
в структуре населения России и Татарстана»
Учитель географии I квалификационной категории Федорова Маргарита Викторовна
Тема урока: «Население Аксубаевского района в структуре населения России и Татарстана»
Класс: 9
Цели и задачи урока
Образовательные:
познакомить с численностью населения Аксубаевского района, Республики Татарстан, России;
определить причины, влияющие на изменение численности населения;
дать определение понятий “демографический кризис”, “естественный прирост населения”; “миграция”.
Развивающие:
способствовать формированию и развитию умений и навыков исследовательской деятельности;
развивать творческие способности, умение анализировать статистические данные.
Форма урока
Комбинированный урок с применением ИКТ
Методы обучения:
создание проблемной ситуации;
организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников;
создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений
Оборудование урока:
Учебник “География Татарстана”, атлас Республики Татарстан, компьютер, мультимедийная установка, презентация
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], слайд №1)
Учитель: Сегодня мы рассмотрим тему: “Население Аксубаевского района”. Самое большое богатство любого края – это люди. Они являются носителями разума и интеллекта, творческого созидания и технического прогресса. Человек – высшая ценность на Земле. Без человека нет экономики страны.
(слайд №2)
Давайте вспомним, что означают следующие термины:
Демография
Демографическая ситуация
Естественный прирост
Миграция
Ученик: ответы учащихся, проверка терминов (слайд №3)
Демография - (от греч. demos - народ и ...графия), наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.
Демографическая ситуация – это сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающееся в данное время определенную половозрастную структуру населения и динамику его численности
Естественный прирост – разница между числом родившихся и числом умерших людей
Миграция – переселение людей из одних мест проживания в другие
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы: (слайд №4)
Численность и структуру населения: Аксубаевского района в разрезе населения Татарстана и России
Естественное движение
Механическое движение
Половозрастная структура
Демографическая политика
(слайд №5)
Учитель: На 1 января 2010 года численность населения Аксубаевского района составляла 32 729 человек. Плотность населения 26 чел/км. По предложенной схеме и карте определите:
чему равна доля жителей Татарстана от общего числа жителей России,
доля жителей района от общего числа жителей Татарстана.
На каком месте по числу жителей находится Татарстан среди других субъектов России?
А Аксубаевский район среди районов Татарстана?
Ученик: Татарстан - 2,6 % всего населения страны, а Аксубаевский района - 0,8 % всего населения республики.
Ученик: По числу жителей Республика Татарстан находится на 8 месте в России среди всех субъектов.
Среди районов Татарстана Аксубаевский район занимает 13 место по численности населения.
Учитель: Постоянное число жителей любой страны или территории определяют по переписи населения:
(слайд №6)
1897 г. – первая перепись населения в России.
В СССР перепись проводилась 7 раз.
Последняя перепись проводилась 16 октября 2010 года.
(раздать бланки – образцы переписи населения)
Кто может назвать какие показатели еще, кроме численности населения, определяются при помощи переписи населения?
Ученик: ответ на вопрос, проверка правильного ответа
(слайд №7)
Учитель: Изменение численности населения связано с такими показателями как: естественное и механическое движение. Под естественным движением мы еще подразумеваем естественный прирост.
Естественный прирост = рождаемость (количество родившихся за год на 1000человек) – смертность (количество умерших за год на 1000 человек) .
(слайд №8)
За период 2009 года в Аксубаевском районе родилось 12,5 /1000 человек и умерло 13,6/1000 человек.
Рассчитайте естественное движение населения района за этот период и сделайте вывод
Ученик: по формуле и данным рождаемости и смертности учащиеся высчитывают естественное движение ЕП = 12,5 – 13,6 = - 1,1
Учитель: Какой вывод можно сделать из полученного результата?
Ученик: На территории нашего района отрицательное естественное движение, которое приводит к сокращению численности населения! В настоящее время Аксубаевский район, Татарстан как и Россия в целом, переживает острый демографический кризис, который характеризуется преждевременной смертностью и сокращением численности населения одновременно с его старением.
слайд №9
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Учитель: По предложенной диаграмме сделайте вывод о том, как менялась численность населения нашего района за последние 10 лет?
Ученик: активное снижение населения – демографический кризис
Учитель: Назовите причины демографического кризиса.
Ученик: называются причины:
Ухудшение социально-экономической ситуации в стране и районе
Сокращение числа браков и рост количества разводов
Повышенная заболеваемость населения
Ухудшение экологической ситуации
Высокое потребление алкоголя
Курение
Распространение наркомании
Слайд 10 (проверка)
слайд №11
Учитель: Второй показатель, который влияет на число жителей: механическое движение – это миграционные потоки, влияющие на изменение численности населения. С 2006 года наблюдается миграционная убыль населения. Миграционный отток населения за пределы района за период с 2005 по 2009 годы составил более 3 337тыс. человек, а прибыло 2 996 человек.
Назовите причины миграционных потоков?
(слайд №12)
Ученик: Мигрируют чаще всего молодые люди в поисках высокооплачиваемой работы, желание жить и учиться в больших городах – Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Москва и другие.
Учитель: Миграция значительно изменяет возрастную структуру населения, поскольку уезжают чаще молодые, в результате в местах убытия происходит “старение” населения, усиливающееся естественным падением рождаемости.
Учитель: Подведите итог - от чего же зависит численность населения нашего района?
Ученик: общая численность населения зависит от естественного и механического движения. В естественном движении количество родившихся увеличивает численность, а количество умерших наоборот уменьшает. В механическом движении эмигранты уменьшают численность, а иммигранты ее увеличивают.
(слайд №13) вывод под запись
Половозрастной состав жителей Аксубаевского района.
Женщин 51% Мужчин 49%
Диаграмма половозрастной структуры Аксубаевского района
(слайд №14)
Учитель: Структура населения отражает различия в половом и возрастном составе. Из предложенной половозрастной пирамиды определите разницу в возрастной структуре.
Ученик: Возрастной состав населения отражает демографическую ситуацию Аксубаевского района. На пирамиде показано увеличение доли пенсионного возраста над долей детей и что говорит о снижении рождаемости и уменьшении численности населения, сокращении экономически активного населения.
Учитель: Из предложенной пирамиды определите разницу:
в половой структуре
продолжительности жизни
Ученик: В половом составе Аксубаевского района число женщин преобладает над числом мужчин. Женщины составляют 51% от общей численности населения, мужчины – 49%. Мужчины живут меньше женщин, особенно видны нарушение соотношения мужчин и женщин в пенсионном возрасте.
Учитель: Как процесс сокращения численности населения сказывается на социально-экономическом развитии района?
Ученик: Процесс сокращения численности населения приводит к старению населения, сокращению трудоспособного населения и падению производства.
(слайд №15)
Учитель: Рассмотрим национальную структуру населения Аксубаевского района.
Слайд 16 Карта Аксубаевского района с таблицей «Национальный состав»
Задание 1 группа (сильные) - рисует столбчатую диаграмму. 2 группа (слабые) – раскрашивают готовые круговые диаграммы. Какой вывод можно сделать по данному вопросу?
Слайд 17 Проверьте, так ли у вас получилось? (На слайде готовые диаграммы). Какой можно сделать вывод?
Ученик: Наш район можно назвать многонациональным, т.к. проживает несколько народов. Все народы относятся к 2 языковым семьям: русские – индоевропейская славянская группа, чуваши и татары – алтайская семья тюркская группа. По процентному соотношению можно определить народы, лидирующие по числу жителей:
чуваши - 44,3 %
татары – 38,5 %
русские – 16,6 %
другие – 0,6%
3. Итог урока:
Учитель: Подведите итог сложившейся демографической ситуации на территории нашего района
Ученик: Перечисляют вышеизложенные проблемы
Слайд 18
Учитель: Для решения сложившейся отрицательной демографической ситуации в Аксубаевском районе, как и по стране в целом, проводится демографическая политика - то есть совокупность экономических, социальных мер, направленных на регулирование естественного прироста, увеличения рождаемости, снижения смертности, повышения уровня жизни. (под запись)
Закрепление нового материала
Слайд 19
Тестирование.
Естественный прирост
Демографическая политика
Демографический кризис
Количество основных народов, проживающих в районе
Доля трудоспособного населения
Место района среди других районов Татарстана по числу жителей
Число жителей, покинувших Аксубаевский район
Доля русских на территории района
А) Резкое уменьшение численности населения
Б) 13
В) Разница между рождаемостью и смертностью
Г) Совокупность мер, направленная на регулирование ЕП
Д) 3
Е) 26 ч/км
Ж) 16,6%
З) 32 729
(слайд №20)
Ответы:
1- В
2-Г
3-А
4-Д
5-Е
6-Б
7- З
8-Ж
Взаимопроверка.
Домашнее задание
Составить половозрастную пирамиду с. Кривоозерки, д. Н. Баланда на данный момент. Сделать выводы. (1 вариант), подобрать материал о традициях чуваш, татар и русских (2 вариант), параграф в учебнике, составить 5 вопросов по теме.
Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися
Учебные.
Учащиеся расширяют свой кругозор;
Совершенствуют навыки работы с дополнительными источниками информации.
Образовательные.
Учатся публично выступать,
Работать с компьютером
Создавать презентации.
Воспитательная. Учатся культуре общения: слушать выступления одноклассников, задавать вопросы, поддерживать диалог.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Root Entry