План — конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Экскурсия на птицеферму».

План - конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.
Тема: «Экскурсия на птицеферму».
Цели: 1. Обогащение словаря по теме (названия домашних птиц и их
детенышей, части тела птиц, как птицы голос подают).
2. Развитие грамматического строя речи:
- употребление существительных в Д.п. ед. числа.
- образование Р.п. ед. и мн. числа существительных.
- согласование числительных с существительными.
3. Развитие связной речи:
- составление простых предложений с однородными
дополнениями.
- составление сложноподчиненных предложений с союзом «а».
- составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».
4. Развитие словесно-логического мышления.
5. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.
Оборудование: картинки с изображением домашних птиц и их детенышей (курица, петух, цыпленок, индюк, индюшонок, гусь, гусенок, утка, утенок), картинки к игре «4 лишний» (домашние и дикие птицы, домашние птицы и домашние животные), игрушки: Петушок и Незнайка, пластилиновые тарелки, крупа.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Отгадайте загадку:
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает,
Голосисто поет. (петух) Появляется картинка.
Петух – это какая птица? (домашняя ли дикая) Почему?
II. Основная часть.
Петушок пришел к нам в гости. Он приглашает нас к себе на птицеферму, чтобы вы познакомились с птицами, которые здесь живут.
Появляются картинки: курица, индюк, гусь, утка.
На птицеферме живет много птиц. Человек за ними ухаживает, а они приносят ему пользу.
а) Какую пользу приносят домашние птицы?
(составление предложений с однородными дополнениями).
Например: Курица дает человеку яйца, мясо, перья.
Гусь дает человеку мясо, перья, пух.
б) «Посчитаем» (в кругу с игрушкой)
(согласование числительных с существительными).
Например: 1 петух, 2 петуха, 3петуха, 4 петуха, 5 петухов.
в) - «Найди свою маму» (детеныши)
Как называют детенышей домашних птиц?
(у курицы – цыпленок, у утки – утенок)
- «Кто кем был?» (детеныши, образование Т.п. ед. числа сущ-х).
(Кем была курица, когда была маленькой? (цыпленком))
г) «Кого много на ферме?»
(образование Р.п. мн. ч. сущ-х)
Например: На ферме много кур, цыплят.
III. Физ. минутка «Птички»
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
IV. а) Игра «4 лишний» (составление предложений с союзом «потому что»)
(домашние птицы – дикие птицы;
домашние птицы – домашние животные).
К нам в гости пришел Незнайка и принес картинки (курица, утка, гусь, ворона), ( корова, лошадь, овца, утка).
Он считает, что все это домашние птицы. Прав ли он?
Например: Ворона лишняя, потому что это дикая птица.
б) Сравнение птиц и животных.
(составление предложений с союзом «а», образование Р.п. ед.ч. сущ-х)
Например: У курицы есть клюв, а у собаки нет клюва.
в) «Птичий гвалт» (подвижная игра)
Загалдели птицы, поднялся на птицеферме гвалт и шум.
Ку-ка-ке-ку – кричит петух.
Что он делает? (кукарекает)
Кря-кря – говорит утка.
Что она делает? (крякает)
г) Развитие мелкой моторики.
Чем питаются птицы? (зернышками, крупой, пшеном)
Разложите зернышки на пластилиновые тарелочки.
V. Итог.
Петушку и его друзьям очень понравилось ваше угощение.
А вам понравилось путешествие на птицеферму?
Что вы сегодня узнали? Чему научились?


15