Конспект урока математики по теме: Периметр многоугольника, с применением структур сингапурской технологии (2 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА
Характеристики урока
Класс: 2
Предмет: Математика
Образовательная программа: «Л. В. Занков»
Тема урока: Периметр многоугольника, с применением структур сингапурской технологии.
Цель: обеспечить усвоение детьми различных способов нахождения периметра геометрических фигур и научить выбирать рациональные.
Задачи:
образовательные: актуализировать знания о существенных признаках многоугольников, их свойствах, об известных способах нахождения периметра; формировать умения находить периметр различных многоугольников: треугольников, четырехугольников, пятиугольников, произвольных многоугольников, выбирать рациональные способы нахождения периметра многоугольников (на основе свойств геометрических фигур).
развивающие: развивать основные операции мышления (сравнение, классификация и др.); развивать пространственное мышление; формирование основных компонентов учебной деятельности (умение ставить учебную задачу, планировать свою деятельность).
Цели деятельности учителя:
Способствовать формированию представления о периметре многоугольника, создавать условия для формирования навыка нахождения периметра на основе суммы длин его сторон.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.
Планируемые результаты образования.
Предметные: понимать, что такое «периметр многоугольника», знать способ его нахождения (на основе знаний об элементах многоугольника ), сравнивать результаты вычислений.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния и чувств окружающих.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
.
ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Обучающие структуры Сингапурской технологии
Самоопределение к деятельности
Приветствую учащихся, проверяю готовность к уроку. Сигнал тишины и привлечения внимания.
- Поздоровайтесь со своим партнером по лицу и по плечу (действия: кулачками прикасаются друг с другом с партнёрами по лицу, а по плечу руками «дай пять»)
Быстрое включение уч-ся в деловой ритм.
Осознание цели предстоящей деятельности.
Приветствие учеников. Проверка подготовленности к уроку. Организация внимания уч-ся.
Структура «МЭНЭДЖ МЭТ»
управление классом – табличка в центре стола
Девиз урока: “Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели”.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Актуализация знаний.
Предлагаю вам вспомнить предыдущие знания и заполнить таблицу с утверждениями, в первой колонке «До». Считаете ли ваше утверждение верным/неверным, согласен/не согласен. Возникают сомнения, что можно и согласиться, тогда поставьте вопрос.
Послушайте еще одно утверждение:
Если все время задавать вопросы: «как?, «почему», проводить опыты, например: выпить напиток – вырасти, съесть пирожок – уменьшиться – то можно стать настоящим исследователем!
Тогда первое для вас испытание:
Математический диктант:
Читаю задания, учащиеся выполняют в тетрадях:
- Запиши число, в котором 4 дес. и 6 ед.;
- число 74 уменьшите на 10;
- число 28 увеличьте на 13;
- к сумме чисел 43 и 17 прибавить 6;
- первое слагаемое 38, второе 43, найдите сумму;
- найдите разность чисел 74 и 15;
- к сумме чисел 34 и 20 прибавить 7;
- первый множитель 4, второй множитель 4, запишите произведение:
- сумму чисел 3 и 5 умножить на 3.
Проверка: Какое вычисление было для вас новым?
- Как посчитали последнее выражение?
(вывешивается на доску сумму чисел 3 и 5 умножить на 3)
Создание ситуации успеха для каждого ученика. Работа по выявлению и устранению ошибок.
Утверждения
Действие сложение можно заменить действием умножения.
Умножение заменяет сумму одинаковых слагаемых.
Умножаемые числа называются множителями, а число, получающееся в результате умножения называется произведением этих чисел.
Чтобы найти произведение, надо первый множитель умножить на второй.
Периметр это произведение длин всех сторон многоугольника.
Чтобы найти периметр многоугольника, надо сложить все длины его сторон.
46, 64, 41, 66, 81, 59, 61, 16, 24
Число 8 получилось в результате сложения, а потом применили правило, что умножение – это сумма одинаковых слагаемых, в результате сложения получилось 24
Структура «ЭЙ АР ГАЙД» («До и после»)
Работаем с утверждениями и ставим плюс, если согласны с утверждением и - минус, если не согласны, в графе «До»; (не боимся ошибаться)
Структура «ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН» («Встать-сесть»)- для получения информации.
ВЫВОД: Мы столкнулись с новым вычислением, и будем применять новый способ действия на уроке.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Локализация затруднений.
Планирование деятельности.
(Дополнительно)
Внимание:
Партнер под № 1 берет со своего стола желтый конверт, открывает, достает фигуры, партнеры по команде разбирают их.
Измерьте стороны сторон своего многоугольника, запишите их в тетради: а =, и т. д. (1 мин)
Сосредоточтесь, подумайте в тишине, не обсуждая со своими партнерами, примите решение к какому углу комнаты вы подойдете.
Подойдите к вашему углу, найдите себе новых партнеров, поприветствуйте их.
Обсудите в парах, почему выбрали именно этот угол. (30 сек)
Обсудите в новой команде. (30 сек)
Выберите, кто будет отвечать.
Вопрос:
- Объясните причину своего выбора.
- Что нам подсказывает буквенное выражение?
Проблемный вопрос:
- Существует ли более рациональный (удобный) способ нахождения периметра?
(30 сек)
- Предположите свои варианты.
Вопрос:
-Для каких фигур можно использовать рациональный способ нахождения периметра?
-Поставьте цель урока.
Займите свои места в команде.
-Начнем с треугольников:
-Разбейте треугольники по особенностям сторон.
- Если обозначить отрезки буквами, то можно записать удобные формулы нахождения периметра каждого треугольника.
Партнер под № 2 возьмет листок голубого цвета.
- Предлагаю обсудить в группе рациональный способ нахождения периметра каждого треугольника.
- возьмите листок
№ 1 равносторонний треугольник
№ 2 равнобедренный треугольник
№ 3 разносторонний треугольник
-Какие формулы записали?
Проверка: партнер № 4 первой команды вывешивает на доску и т. д.
(Толкование слова периметр)
ПЕРИ
МЕТР
египетское
греческое
Ходить,
обходить
Мерить, производить измерение
В математике периметр принято обозначать заглавной буквой латинского алфавита – Р, Пишите Р = и находите длину периметра.
Единицы измерения.
Вопрос:
- Какими единицами измеряется периметр?
Проверка: партнер по № 3 позывает сигнальной карточкой правильность выполнения задания в группе.
Предлагаю вам отдохнуть (физминутка)
Вопрос:
Как найти периметр квадрата рациональным способом?
Вопрос:
Как найти периметр прямоугольника рациональным способом?
Для какой фигуры подойдет способы нахождения периметра:
Распределительное свойство умножения относительно сложения: «Чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и сложить полученные результаты»
- сумму чисел 3 и 5 умножить на 3
- первый множитель 4, второй множитель 4, запишите произведение
Займите свои места.
Быстрое включение уч-ся в деловой ритм.
Осознание цели предстоящей деятельности.
Высказывание предположений способов проблемной ситуации.
а+а+а+а – квадрат
а+б+с – разносторонний треугольник
а+а+а – равносторонний треугольник
а+в+а+в – прямоугольник
а * 2 + в – равнобедренный треугольник
(выражения на углах)
Можно найти периметр многоугольников.
Можно сумму одинаковых слагаемых заменить на действие умножения и получим новый способ нахождения периметра!!!
Высказывания детей.
Учиться находить и определять рациональные способы вычисления периметра разных фигур.
1. равносторонний треугольник
2. равнобедренный треугольник
3. разносторонний треугольник
Р = а * 3 равносторонний треугольник
Р = а * 2 + в равнобедренный треугольник
Р = а + в + с разносторонний треугольник
Единицами длины: км, м, дм, см, мм.
Ученики выбирают формулу и доказывают почему именно эта формула.
Р = а * 2 + в * 2
Р = (а + в) * 2
Р = а * 4
Р = а * 3
Р = а * 2 + в
Прямоугольника
Квадрата
Структура КОНЭРС («углы»)
После решения ученики подходят к выбранному углу, находят партнера не из своей команды, вспоминают изученный материал, рассказывая друг другу, обмениваясь мнением, намечают цели своей деятельности.- 10 сек
Структура
МИКС ПЭА ШЭА («смешались под музыку, образовали пару, обсудили вопрос»)
ВЫВОД: Стороны многоугольника надо измерить, а затем сложить. Либо применить удобный способ нахождения периметра.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Включение в систему знаний и повторение.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Практическая работа в группе:
Партнер под № 2 возьмет листок белого цвета и прочитает задание своей группе.
Подпишите название каждой фигуры.
Вспомните, чем мы сегодня занимались и выполните задание:
Нарисуйте фигуры, периметры которых могли быть вычислены по данным формулам. Выполните измерения (задайте измерения сами) и найдите периметр по формулам.
Р= a 4
Р= а 2 + в
Р= (а+в) 2
Р= a 3
Структура ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН «подумай-запиши-обсуди в команде»
ВЫВОД: Если у геометрической фигуры стороны равны, то можно сложение заменить умножением, т.е. использовать рациональный способ вычисления.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Построение
проекта выхода из затруднения
Партнеры под № 1 и 3 образуйте «внутренний и внешний круг».
Вопрос для обсуждения: (30 сек), затем меняем партнера:
Что такое умножение?
Что такое периметр?
Чем для вас полезен сегодняшний урок?
Назовите существенные признаки треугольников.
Проблемный вопрос:
Для каких фигур можно использовать рациональный способ нахождения периметра.
Ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами.
Структура ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ - «внутренний и внешний круг».
ВЫВОД: Познакомились с рациональными способами нахождения периметра треугольников, квадрата и прямоугольника.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Рефлексия деятельности
(итог урока)
Подведение итогов учебного занятия. Формирование умения оценивания деятельности уч-ся.
Займите места в своей команде:
Найдите в утверждении, что такое периметр (обсудите в команде – 30 сек).
- С каким утверждением вы согласны/не согласны.
-Как вы думаете, у любой ли фигуры мы научились находить периметр?
- Какая проблема у нас возникла?
- Поставим цель для работы на следующем уроке.
Билет на выход.
Выявление достижения поставленной цели, затруднений уч-ся.
Работаем с утверждениями и ставим плюс, если согласны с утверждением и - минус, если не согласны, в графе «После».
Структура «ЭЙ АР ГАЙД» («До и после»)
ВЫВОД: При решении задач на сложение одинаковых слагаемых, можно сложение заменить умножением, т.е. использовать рациональный способ вычисления.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315