Семинар — практикум для педагогов по теме : « Взаимодействие с гиперактивными детьми»
Филиал муниципального автономного образовательного учреждения Тоболовская средняя общеобразовательная школа специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Карасульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для умственно-отсталых детей»
ул. Ленина, д. 59а, п. Октябрьский, Ишимский район, Тюменская обл., 627720, тел./факс(34551)3-50-65, е-mail: interkor@yаndex.ru Методическая разработка
Семинар - практикум для педагогов по теме :
« Взаимодействие с гиперактивными детьми»
ЦЕЛИ : Формирование у педагогов навыков работы с гиперактивными детьми.
ЗАДАЧИ:
1.Познакомить педагогов с особенностями психического и физического развития гиперактивных детей, методами и приемами эффективного взаимодействия с ними;
2. Рассмотреть способы взаимодействия с гиперактивными детьми в ситуациях общения и обучения;Оборудование: ИКТ, Карточки для визуализации, карточки для деления на группы, наглядные пособия для рефлексии, раздаточный материал. Участники: группа педагогов . Продолжительность: –1 - 1,5ч.
План:
1. Психологический настрой(«Подари улыбку»)
2.Вхождение в тему.
3.Теоретический ввод.
4.Работа в группах.
5.Рефлексия
Этап I. Вступительное слово (тезисы). Обоснование темы семинара.
1.Психологический настрой.
Наш семинар хотелось бы начать с психологической разминки
«Подари улыбку»
На цветной бумаги нарисованы красивые улыбающиеся мордашки.
Педагог. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. (Вместе с улыбкой педагоги обмениваются картинками.)
Я предлагаю просмотреть мультфильм «Как Петя Пяточкин слоников считал
Как вы думаете какая тема нашей встречи?
Мы с вами выходим на тему нашего семинара «Взаимодействие с гиперактивными детьми»
ЦЕЛЬ семинара-практикума: Формирование у педагогов навыков работы с гиперактивными детьми.
ЗАДАЧИ:
1.Познакомить педагогов с особенностями психического и физического развития гиперактивных детей, методами и приемами эффективного взаимодействия с ними;
2. Рассмотреть способы взаимодействия с гиперактивными детьми в ситуациях общения и обучения;
II. Вхождение в тему. Чтобы начать работу определимся с терминологией. Что же такое «гиперактивность»? Это сложное слово состоит из двух простых слов: "Гипер...” указывающее на превышение нормы, и "активный”, означающее "действенный, деятельный”.
Чтобы почувствовать состояние гиперактивного ребенка, находящегося в обыденной для нашего понимания социальной среде, проведем небольшой эксперимент.
Я прошу выйти в центр зала 3-х человек. Пожалуйста, послушайте внимательно инструкцию и выполните предложенные действия. Инструкция: Поздоровайтесь с каждым вторым присутствующим в зале человеком и одновременно сосчитайте, сколько предметов квадратной формы в данном помещении и сколько цветов.
- Расскажите, легко ли было выполнить моё поручение?
- Как вы чувствовали себя при выполнении задания (комфортно, ощущали напряжение, дискомфорт и т.д.)?
- Что чувствовали после того как поручение было выполнено (утомление, облегчение, усталость и т.д.)?
III. теоретический ввод.
Необходимость нашего сегодняшнего разговора о взаимодействии с гиперактивными детьми, связано с тем что в настоящее время, большое количество школьников испытывают неустойчивое дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы и состоит в ошущении школьниками устойчивости и спокойного эмоционального и физического состояния.
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.
4.Составление портрета гиперактивного ребенка. Все записывается на доске, либо на ватмане.
А сейчас я предлагаю вам разделится на группы (вытягивают ленты) садятся за свои группы.
Для начала я предлагаю составить портрет гиперактивного ребенка, выделить те черты характера, которые ему свойственны.
Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»
На доске изображение гиперактивного ребенка, нужно прикрепить к нему мячи с правильными ответами.
- Каждой подгруппе я раздам карточку, на которой перечислены индивидуальные особенности проблемных детей. Ваша задача выбрать те черты, которые характерны для гиперактивных детей.
- Теперь зачитайте, пожалуйста, что у вас получилось.
Таким образом, можно выделить сферы проявления гиперактивности (слайд 5)
- Дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность.
Это и есть критерии критерии гиперактивности
СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью,
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является самым распространенным среди детей поведенческо-возрастным и неврологическим расстройством, характеризующимся нарушениями со стороны внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Обусловлено это нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС), мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы. В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция – ММД, т.е. недостаточная зрелость отдельных зон головного мозга. СДВГ, ММД – это диагноз, право на постановку которого имеет только специалист психиатр.
И сегодня мы больше говорим о детях для которых характерны (высокая подвижность, невнимательность, импульсивность).
(6 сл)Повышенная двигательная активность — двигательная расторможенность, которая возникает как следствие утомления и низкого тонуса.
Проявляется она в ряде всевозможных нарушений поведения, но чрезмерная подвижность является самым заметным: таким детям трудно усидеть на месте, они бесконечно ерзают на стуле, часто меняют позы, вертят в руках разные предметы, барабанят пальцами, закручивают их, трещат суставами рук, ног, шеи, могут без разрешения покинуть свое место. Они болтают и шумят больше всех, даже во время спокойных игр.
(7сл)Импульсивность — склонность к поспешности, к совершению необдуманных поступков.
Дети быстро «загораются», реагируют вспышками гнева, включая словесное и даже физическое насилие, беспричинно дразнят друзей и родственников. Во время занятий они выскакивают, отвечают на вопросы, не поднимая руки или не дожидаясь разрешения, не выслушивают до конца указания, перебивают. В различных ситуациях им недостает терпения ожидать своей очереди.
(8сл)Дефицит внимания — это неспособность произвольно удерживать внимание определенное время.
Нарушение внимания проявляется в том, что такие дети не заканчивают начатое дело, отвлекаясь на другое; преждевременно прерывают данное им задание, не закончив его; постоянно меняют игры, быстро теряя к ним интерес. Они не желают делать что-либо неинтересное для них в данный момент, у них нет никакого чувства ответственности. Большинство из них отличаются забывчивостью, они часто теряют или забывают вещи.
Из перечисленных признаков наиболее трудно определить и охарактеризовать импульсивность
К проявлениям импульсивности так же можно отнести расстройство восприятия. Повышенная активность способствует появлению трудностей в учебе и трудностей принятия любви окружающих, а проблемы восприятия проявляются в неадекватном восприятии окружающей среды (буквы, слов, ..) и родительской любви.
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, , имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности.
(слайд 6) С первых дней обучения в школе такие дети сталкиваются с рядом трудностей, обусловленных особенностями их здоровья. В результате дети ощущают свою неуспешность, что в дальнейшем не лучшим образом сказывается на отношении к школе вообще и к учебной деятельности в частности.
Как правило, основные трудности у детей обычно возникают в следующих обстоятельствах:
при выполнении работы по заданному образцу, в соответствии с инструкцией;
во время участия в настольных и подвижных играх, предполагающих соблюдение определенных правил, очередности хода;
при выполнении вербальных заданий, а также заданий, требующих сосредоточения на слуховой информации (ответе другого, слушании рассказа), самопроверке.
Умственная деятельность гиперактивных детей
Характерной чертой является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5—15 минут, затем 3—7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5—15 минут.
При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности.
Социальный прогноз:
Школьная не успешность
Межличностные конфликты
Утрата социальных связей
Раннее употребление ПАВ, алкоголя
Социальная дезадаптация
Чем раньше начнется работа с таким ребенком, тем благоприятнее прогноз.
Физ минутка: («игра «карусель») Я предлагаю рассчитаться на груши и яблоки.Груш внешний круг, яблоки внутренний. Я предлагаю обсудить темы которые я предложу, по хлопку заканчиваете обсуждение и переходите к соседу по часовой стрелке.Вопросы: Я люблю, лето я провожу, я ненавижу, мне нравится, новый год я встречу,
«КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЕНКУ»
В работе с гиперактивными детьми используются три основных направления:
-Развитие дефицитарных функций (внимание, контроль поведения, двигательный контроль);
-Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-При необходимости должна осуществляться работа с гневом.
Работа по этим направлениям может осуществляться параллельно или, в зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно приоритетное направление.
Рассмотрим подробно каждое направление.
РАЗВИТИЕ ДЕФИЦИТАРНЫХ ФУНКЦИЙ
Необходимо руководствоваться следующим принципом. Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и не импульсивным. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок на уроке сидел спокойно, то не требуйте от него результативности и чистоты работы. А если, хотите получить качественную работу, то не концентрируйте внимание на его двигательной активности.
Когда в процессе работы будут достигнуты устойчивые положительные результаты. Можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности.
СХЕМА ОТРАБОТКИ ФУНКЦИЙ
1. Внимание;
2. Мышечный контроль;
3. Импульсивность;
4. Внимание + мышечный контроль;
5. Внимание + импульсивность;
6. Мышечный контроль + импульсивность;
7. Внимание + мышечный контроль + импульсивность.
ОТРАБОТКА КОНКРЕТНЫХ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ
Первоначальная работа с гиперактивным ребенком должна осуществляться индивидуально. На этом этапе работы можно обучить ребенка не только слушать, но и слышать – понимать инструкции взрослого, проговаривать их в слух, формулировать систему правил поведения в общении и в процессе выполнения конкретного задания. Заранее обговорите правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение. Ребенка надо чаще поощрять, например, каждые 15 – 20 минут выдавать жетоны, которые в течение дня он может менять на награды: право идти на прогулку в первой паре и т. д. Одной из наиболее эффективных систем оценки и контроля поведения ребенка является так называемый жетонный метод. Суть его заключается в том, что соблюдение правил в рамках конкретного задания или некоторого промежутка времени отмечается с помощью определенного символа (например, фишки зеленого или золотого цвета), а нарушение — с помощью другого символа (например, фишки красного или черного цвета). Фишки можно заменить разноцветными магнитами, наклейками, рисунками и т. п.
В случае положительного подкрепления фишка может заказываться самим ребенком — это способствует дополнительной мотивации. Однако при отрицательном подкреплении фишка им не выбирается и не носит положительной эмоциональной окраски. Это может быть грустный смайлик, черная метка и т. п. В дальнейшем можно позволить ребенку обменять заранее оговоренное количество фишек на небольшой сувенир (игрушку, медаль, сладость и т. п.). В рамках групповой работы обладатель нескольких штрафных фишек, количество которых оговаривается заранее, на некоторое время (например, на две минуты) исключается из игрового процесса.
Использование этого метода позволяет постепенно сформировать способность ребенка к рефлексии относительно собственного поведения, а также отследить динамику его поведения в течение всего занятия
Необходимо помнить. Что инструкции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов).
Зачастую эти дети склонны к манипулированию родителями и педагогами. Чтобы не допустить этого, взрослому надо помнить: в любой ситуации он должен сохранять спокойствие.
Т. к. большое количество людей ребенка возбуждает, старайтесь садить его на первые парты, чтобы он не видел перед собой большого количества людей.
Следующий этап – вовлечение гиперактивного ребенка в групповые виды деятельности. Сначала желательно включать гиперактивного ребенка в работу и в игру с малой подгруппой детей (2 – 4 человека) и только после этого можно приглашать его участвовать в общих групповых играх и занятиях. В случае несоблюдения данной последовательности ребенок может перевозбудиться, что приведет, в свою очередь, к потере контроля поведения, переутомлению, дефициту активного внимания.
При отработке навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками используйте те же принципы, что и при работе с агрессивными детьми.
Важно, чтобы выдвигаемые требования были поняты детьми и приняты. Поэтому следует обсудить необходимость применения каждого правила и его значимость для каждого конкретного ребенка — поскольку, чтобы принять то или иное правило, ему нужно найти в нем смысл. Даже если дети не дают содержательный ответ на вопрос о том, для чего нужно выполнить то или иное условие (требование), важно уже то, что они пытаются понять смысл его соблюдения.
После того как дети высказали свое мнение, педагог должен помочь им прийти к более точному объяснению с помощью наводящих вопросов. Например, при обсуждении правила групповой работы «Когда один говорит — другие слушают» можно задать вопрос: «Как бы тебе хотелось, чтобы другие вели себя в то время, когда ты говоришь?».
Когда становится очевидным, что правила приняты, можно переходить к обсуждению того, каким образом будет отслеживаться их соблюдение. Поскольку, как уже отмечалось, для детей с гиперактивностью характерно нарушать предъявляемые требования, необходимо обозначать каждый такой случай — для того, чтобы впоследствии они могли делать это самостоятельно. Вместо негативно окрашенных замечаний здесь целесообразно употреблять нейтральные типа: «Дима, я вижу, что ты сейчас меня не слушаешь».
Как уже упоминалось, гиперактивные дети испытывают выраженные затруднения при работе по инструкции. Для облегчения соблюдения предъявляемых к ним требований нужно использовать понятные, четкие, лаконичные формулировки, а также делить весь объем инструкции на несколько простых задач. Для выполнения особо сложных заданий полезно составлять план (например, в виде схематичного рисунка) и отмечать его выполнение. Это позволяет не пропустить важный этап деятельности, а также приучает к самопроверке.
Трудности детей особенно отчетливо проявляются при выполнении работы по заданному образцу (лепка, оригами, срисовывание, копирование рисунка по клеточкам и проч.). Им сложно следовать заданному плану; они упускают важные детали, зато добавляют массу второстепенных (лишних); слишком быстро и неаккуратно выполняют задание; с трудом следуют за действиями ведущего. Кроме того, по причине характерной для них импульсивности они склонны к поверхностному анализу изображения, что в свою очередь приводит к специфическим ошибкам при выполнении работы по образцу. В связи с этим целесообразно после выполнения ребенком каждого этапа работы (обозначенного с учетом его индивидуальных трудностей) прерывать деятельность — для того, чтобы сравнить полученный промежуточный результат с образцом и при необходимости исправить допущенные ошибки. В некоторые виды деятельности (например, в лепку) можно включить планирование и отмечать выполненные пункты. Эффективной также является вербальная организующая помощь (управление вниманием ребенка посредством короткой устной инструкции для оценки особо сложных участков образца).
Таким детям в силу их возраста и особенностей (импульсивности, отвлекаемости, неусидчивости) трудно планировать свою деятельность, т. е. достигать определенной цели без изначально заданной стратегии. Коррекционная помощь в данном случае сводится к проведению различных игр и выполнению заданий, направленных на выстраивание стратегии достижения необходимого результата.
IV. Психологический практикум.
Упражнение «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»
Группа делится на две подгруппы, одна из которых составляет список возможных методов взаимодействия с гиперактивным ребенком в экстремальных ситуациях, когда нежелательное поведение уже проявилось. Составленный список можно назвать «Скорая помощь».Вторая подгруппа составляет список возможных методов работы, способствующих профилактике негативных образцов поведения ребенка
V.Рефлексия
«Все в твоих руках».
Ответьте на на ладонях на вопросы и закрепите на доске .протяните руки помощи Пете Пяточкину.
Наш семинар хотелось бы закончить просмотром фрагмента мультфильма «Петя Пяточкин» (фрагмент «Колыбельная воспитательницы»)мин 4.50
В наших руках возможность создавать для ребенка такую атмосферу, в которой он будет чувствовать себя безопасно, успешно и комфортно.
Спасибо за внимание!