Использование синквейна в стратегиях постчтения
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Центр аналитики и методологии образования»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
«Использование синквейна в стратегиях постчтения »
Разработала: учитель иностранного языка
МАОУ СОШ №8 Низамова Н.М
Выступление подготовлено
в рамках семинара – практикума
"Стратегии смыслового чтения"
МАОУ СОШ№8, апробационной
площадки Пермского края
Составление синквейна
Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность.
Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Выделяют следующие стратегии послетекстовой деятельности
«Отношение между вопросом и ответом»
«Вопросы после текста»
«Тайм-аут»
«Проверочный лист»
«Синквейн».
Из истории. В начале 20-ого века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала новую форму стихотворения, состоящего из пяти строк – синквейн. С тех пор прошло много времени, и сегодня появилось множество видов синквейнов:
Традиционный
Форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке. Его структура выглядит так: 2-4-6-8-2. То есть, в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести и так далее. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет.
В качестве примера можно привести произведения Ирины Янаковой:
Бог далВороне сыр,Польстилась та на лестьНе надо разевать свой ротЗазря.
ВчераЗал опустел,Когда свои стихиНа сцене с выраженьем тыЧитал.
Зеркальный
Стихотворная форма из двух пятистрочных строф, где первая строфа – это традиционный синквейн, а вторая – обратный.
Пример от того же Ариэля Дороро:
ГрозенГрома грохотБудто в тучах порохВзорван искрой метеораПростоСкороНебо станет чёрным моремДаже жабры эхаПахнут рыбьимСмехом
Дидактический
В отличие от предыдущих видов, в этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.
Первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна.
Вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы.
Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету.
Пятая строка – одно слово-резюме, описывающее суть предмета.
Строгое соблюдение правил написания дидактического синквейна не обязательно. Например, в четвёртой строчке можно использовать три, пять или шесть слов, а в пятой – два слова.
Пример синквейна на тему «Дом»:
Дом.Красивый, дорогой.Строится, сдается, продается.Кто-то в нем живет.Здание.
Технология синквейна
Тезаурус. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Пример синквейна на тему любви:
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
Пример синквейна на тему жизни:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Задание. Создайте свой синквейн на тему «Искусство».
ЂЂ
[ђЗаголовок 1[ђЗаголовок 2[ђЗаголовок 315